ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
3.Возрастание роли дедуктивного момента
внедедуктивных науках. Экспериментальная струя
вдедуктивпо-математическом знании
Крепнущее единство экспериментального и дедуктив ного в научном познании объясняется возрастанием роли дедуктивного момента в недедуктивных (в целом) обла стях знания: в биологии, экономической науке, науке о языке и т. п. Такое возрастание, как отмечалось, связано с проникновением в упомянутые области разнообразных средств различных разделов математики, математической логики и других подобных наук, что оказывает на эти об ласти глубокое преобразующее воздействие. Это воздейст вие охватывает самую «сердцевину» эмпирических наук — экспериментальные исследования. Возникла теория экспе риментальных исследований, основывающаяся на мощных математических средствах (таких, как комбинаторный анализ, теория множеств, теория групп, теория меры, аб страктная алгебра, с одной стороны, и теория вероятностей и математическая статистика — с другой). Теория эта — математическая теория планирования эксперимента, о ко торой уже шла речь в первой главе,— позволила исследо вать различные стратегии экспериментальной деятельности ученого и инженера. Открылась возможность оценки этих стратегий и разработки оптимальных, с точки зрения опре деленных критериев, линий поведения экспериментатора. Планирование экстремальных (т. е. связанных с поиском экстремума некоторой функции) экспериментов стало су щественным разделом новой теории. «Это, по-видимому, наиболее важный в практическом отношении раздел мате матической теории эксперимента. Большинство научных и инженерно-технических работников отраслевых научноисследовательских институтов и заводских лабораторий за нято решением экстремальных задач, направленных на отыскание оптимальных условий протекания сложных про цессов или на выбор оптимального состава многокомпо нентных систем» (В. В. Налимов, Н. А. Чернова, 1965,
стр. 5).
Планирование эксперимента — направление, которое с теоретической точки зрения представляет собой ответвле ние математической статистики, — лишь пример проникно вения дедуктивно-математических методов в эксперимен
131 |
5* |
тально-«описательные» науки, в частности в биологию и химию. Если говорить о последних, то именно новые ма тематико-кибернетические методы (вместе с применением
вэтих науках новейших физических средств исследования
игромадным возрастанием количественного объема зна ний, в них накопленных) выдвигают эти пауки, особенно биологию, на столь видное место, что многие науковеды предсказывают биологии роль ведущей науки XXI столе тия. Как бы то ни было, в упомянутых — и в других, в ча стности гуманитарных, — науках происходит все более ак тивное формирование разделов, подобных теоретическим разделам современной физики; это можно сказать и про теорию органической эволюции, где, как мы отмечали, ве
дется активая работа по разработке соответствующих ма тематических моделей, и про генетику, в которой пытают ся применять точно построеиные искусственные языки, и про нейрофизиологию с ее уже богатым комплексом мате матических описаний нейронов и нейронных структур, и про лингвистику, где основанная на идеях и методах ма тематической логики теория порождающих грамматик, рассматриваемых в качестве моделей естественных языков, превратилась в хорошо разработанный и широко приз нанный среди специалистов раздел науки о языке.
Скажем несколько подробнее об одной «точке» роста дедуктивных фрагментов эмпирического знания — мате матических теориях в нейрофизиологии. Получил разви тие, в частности, статистический подход к описанию рабо ты сетей нейронов (за рубежом этот подход связан, в частности, с идеями Ф. Розенблата; см. русский перевод его книги, 1965). В ряде отечественных исследований (на пример, А. Б. Когана) поразительные свойства высокоор ганизованных систем живого, в частности, мозга (напри мер, надежность его функционирования) объясняются применением такими системами вероятностно-статистиче
ских принципов; |
эти работы |
(о которых упоминалось в |
гл. I) строятся |
на экспериментальном материале и прово |
|
дятся физиологами. Но они |
представляют собой уже до |
статочно пригодный (в отличие от основной массы фактов, накопленной в нейрофизиологии) материал для математи ческой обработки. С другой стороны, дедуктивно-матема тические «ростки» в биологии пробили себе дорогу, в ча стности, благодаря работам И. М. Гельфанда и М. Л. Цетлина. Рассматривая биологические системы, в частности
132
нейронные структуры мозга, как «большие» системы, в описании которых невозможен путь от элемента — нервной клетки — к целому, эти исследователи-математики предло жили встунить на путь разработки методов описания та ких систем, основанный не на дискретном подходе, а на подходе, использующем математический аппарат, сущест венно связанный с идеей непрерывности (так называемые континуальные модели управляющих систем, о которых упоминалось в гл. I, § 14).
Однако путь подхода к математическому описанию нервных структур, основанный на использовании вероят ностно-статистического подхода или подхода, существенно связанного с непрерывностью, исторически не был первым.
У истоков современных математико-кибернетических работ
вобласти нейрофизиологии стоит детерминистский логиче ский подход (основанный на применении аппарата, раз работанного в математической логике) к описанию пове дения отдельного нейрона и сетей, построенных из отно сительно небольшого числа нейронов (работа У. Мак-Кал-
лока и У. Питтса, опубликованная в 1943 г.; русский пере вод: У. Мак-Каллок, В. Питтс, 1956). Эти исследования интенсивно продолжались как в школе Мак-Каллока, так и другими учеными, в том числе и в нашей стране.
Одной из интересных черт современного знания явля ется наличие в нем «иерархий» уровней абстрактности. Разные уровни абстрактности имеются обычно в каждой данной науке. Но не во всех науках эти «иерархии» уров ней достаточно развиты. Создание теоретических — дедук тивно-математических и абстрактно-логических — разде лов в науках, до последнего времени не применявших логико-математические методы (науки о жизни, лингви стика, экономические науки, генетика, теория эволюции и т. п.), связано именно с развитием иерархий уровней аб страктности их положений.
Как отмечает В. Н. Столетов, «вместе с ростом научной информации, вместе с развитием эмпирического естество знания как формы раскрытия объективных законов приро ды все большую роль начинает играть теоретическая сторона науки. Именно благодаря развитию теоретиче ской части естествознания повышаются темпы развития науки... В двадцатом веке путь от того или иного научно го открытия, достигнутого теоретическим естествознани ем, до производства по сравнению с прошлым укорачива
133
ется» (В. Н. Столетов, I960, стр. 406). При этом обнаружи лась — и показала свою практическую плодотворность — одна важная особенность современного научного знания: возможность при практических приложениях результа тов науки интерпретировать даже наиболее абстрактные научные теории в терминах конкретных объектов, с ко торыми люди имеют дело в своей практической деяіельности. Ярким примером такого рода является обнаруже ние в 30-х годах нашего столетия применимости матема тической логики (научной дисциплины весьма высокой ступени абстрактности) к задачам техники.
Обнаружение это состояло в констатации весьма про стой ситуации: возможности перенесения на высказыва ния о состояниях электрических контактов («Контакт р замкнут», «Контакт р разомкнут») и о прохождении (не прохождении) тока по сети, построенной из таких контак тов, законов логики высказываний (в ее алгебраической трактовке). Результаты, к которым привело это открытие, хорошо известны: была создана логико-математическая теория релейно-контактных схем, после возникновения кибернетики переросшая в теорию логических сетей и те орию (дискретных и конечных) автоматов.
В дальнейшем не раз случалось так, что весьма отвле ченные и как будто «далекие от жизни» теории логики «внезапно» получали приложение в тех или иных обла стях. Можно указать, например, на логическую семанти ку, идеи которой развивались в конце XIX — начале XX столетия такими математическими логиками, как Ч. Пирс, Г. Фреге и Б. Рассел. Однако идеи логической семантики получили практическое звучание лишь после возникнове ния математической лингвистики, развертывания работ
вобласти машинного перевода и информационно-поиско вых языков. В настоящее время аналогический процесс происходит с такими областями логики, как логика модаль ностей и нормативная, или деонтическая, логика. Можно ожидать, что потребности науки о праве, актуализирован ные применением в пей идей и средств кибернетики, приве дут к переводу «языка» определенных разделов правове дения на язык упомянутых логик. А запросы педагогики,
вчастности дидактического программирования, заставля ют заниматься логикой вопросительных предложений — логикой эротетической, или интеррогативной (Ю. А. Пет ров, 1968, 1969).
134
Заметим, что при этом и речи нет об «умалении» в науках экспериментальных методов. Развитие дедуктив но-теоретической стороны наук не отвергает «фактическо го начала» — наоборот, оно предполагает дальнейшее рас ширение опытного изучения и накопления фактов в этих науках и, более того, влечет за собой расширение сферы эксперимента. Ибо теория формулирует новые задачи и постановки вопросов перед экспериментальным исследова нием, а это последнее вооружается математической мето дологией планирования экспериментов и извлечения из них информации на основе теоретически обоснованной страте гии.
Во взаимодействии дедуктивно-математической и опыт- но-«фактической» сторон в науке можно наблюдать типич ные схемы спиралевидного развития. Одной из них явля ется путь от опытных данных к математическим моделям и от них — снова к опытным фактам, но уже используе мым для проверки и исправления моделей. Другой формой «опирали» является путь, исходной точкой которого слу жит некоторая дедуктивная (математическая, логическая) теория, которая на основе соображений, почерпнутых из реальности, развивается и переделывается в новую теорию. Оба вида этих «диалектических циклов», «кругов посту пательного развития» могут многообразно комбинировать ся друг с другом, создавая сложную ткань (или мозаику) э м п и р и ч е с к и - д е д у к т и в н о г о з н а н и я .
Это «циклообразное» взаимодействие дедуктивного и «фактического» начала отчетливо прослеживается в разви тии многих разделов непосредственно кибернетики, в част ности в теории автоматов, как она была задумана Дж. фон Нейманом (1956, 1960, 1960а, 1971). Исходным пунктом служила математическая логика с ее принципами бинар ности (принципом «да — нет»), безошибочности и потен циальной осуществимости. На основе логики и отправляясь от идеи сходства работы технических систем переработки информации и живых организмов, должны строиться мате матико-логические теории абстрактных автоматов и формальных нервных сетей. Далее следует эмпирическое изучение «реальных автоматов» живой прітроды, взаимодей ствия этих «автоматов» со средой, причем изучение, проис ходящее в круге идей («в терминах») упомянутых логикоматематических теорий. Но не только их. Потребности от каза (или ослабления) отмеченных выше принципов клас
135
сической логики порождают необходимость привлечения и теории информации, и элементарных вероятностных сооб ражений (вероятностные построения фон Неймана в связи с задачей синтеза надежных автоматов, состоящих из не надежных элементов). Далее, по замыслу фон Неймана, должен следовать «возврат» к математической логике: она должна быть обогащена результатами описанного разви тия, ее теории должны стать «значительно менее комби наторными и значительно более аналитическими» (Дж, фон Нейман, 1960, стр. 81).
Как мы уже отмечали, последняя часть программы фон Неймана — развитие «новой логики» — не осущест влена до сих пор. Но это не отменяет принципиального значения его идей — формулировку пути: от абстрактной теории (логика) к менее абстрактной схеме, отображаю щей более «конкретные» процессы (конечный автомат как модель вычислительного устройства), и далее от исследо вания этой схемы в сопоставлении с реальными процесса ми (процессами переработки информации, в частности, в живых системах), выливающегося в теорию клеточных ав томатов и надежных автоматов, построенных из ненадеж ных компонент, к задаче систематического построения абстрактной теории с учетом выявленного конкретного содержания (математическая логика, адекватная процес сам переработки информации в сложных системах живого и мыслящего). Эта идея описывает фактически известную процедуру в о с х о ж д е н и я от а б с т р а к т н о г о к к о н к р е т н о м у диалектико-материалистической мето дологии на специфическом материале кибернетики. Более того, становится ясным, что вообще современные процес сы взаимодействия дедуктивно-математической и «факти- чески»-прикладной сторон знания в значительной мере укладываются в методологические рамки этой процедуры «восхождения».
Реальные формы восхождения от абстрактного к кон кретному в приложениях математики ныне нередко приво дят к новым ситуациям не только в эмпирических, но и в дедуктивно-математических науках. Так, в математике, этом идеале дедуктивного знания, все более сильно прояв ляется «экспериментальная струя». Это ясно видно, ска жем, на примере разработки (математической в своей ос нове) проблемы автоматического опознавания образов. Спе циалисты отмечают, что здесь создается необычное для
136
математики положение, когда в силу отсутствия развитой математической теории распознавания продвигаться в про блеме приходится посредством экспериментов с примене нием ЭЦВМ. В «проблеме узнавания» — проблеме, кото рую целесообразно, по-видимому, считать главой матема тики,— оказывается трудно доказывать какие-либо теоре мы и приходится прибегать к эксперименту. «Такое положение является, вероятно, временным, однако пред принятые до сих пор попытки формализовать постановку вопроса в проблеме узнавания приводили или к «выплес киванию ребенка» (подмена задачи узнавания другой, бо лее примитивной задачей), или к определениям, которые пока мало плодотворны, так как мы еще не умеем огово рить некоторые существенные ограничения» (М. М. Бон-
гард, 1967, стр. 3).
С утверждением М. М. Бопгарда, что положение, ко торое он описал, является «временным», вряд ли можно согласиться. Хотя попытки создания теории в этой облас ти продолжаются, их успех вряд ли приведет к «элимина ции» из нее экспериментальных методов. Вообще машин ный эксперимент становится все более распространенным приемом в работе математика, во всяком случае в зада чах, возникающих при изучении сложных систем.
Проблема машинного узнавания — это лишь часть бо лее обширной проблематики, относящейся к изучению сложных систем и процессов,— проблематики, в которой ярко проявляется тенденция синтеза дедуктивно-матема тической и экспериментально-фактической сторон дела. Однако пример с «проблемой узнавания» выбран не слу чайно. Эта проблема теоретической кибернетики и биони ки весьма тесно «стыкуется» с проблематикой теории вос приятия в психологии.
Еще сравнительно недавно вопросы психологической теории восприятия казались далекими от математики и математической логики. Ныне положение начинает ме няться. Именно дедуктивно-математический подход поз воляет пролить свет на принципиальный источник труд ностей в «проблеме узнавания» кибернетики и в проблеме восприятия в психологии. Он лежит в том, что в случае «узнавания» мы имеем дело не с отношением типа равен ства — рефлесивным, симметричным и транзитивным от ношением,— а с таким отношением, которое нетранзитивно: из того, что объект А похож на объект В, а объект В похож
137