ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
емьіх с помощью соответствующей технической и научной аппаратуры; сюда же относятся логические средства ин дукции, аналогии и иных правдоподобных заключений, используемые для их «логического обеспечения».
Конечно, эти два типа научных методов — не взаимо исключающие. Противопоставлять их друг другу бессмыс ленно. Ведь логические — в широком смысле — методы всегда, в той или иной мере, предполагают действия и с реальными объектами, действия, пусть состоящие в запи сях, построении чертежей и т. н. Что останется от матема тики, если лишить ее права пользоваться знаковыми кон струкциям (а ныне еще и ЭЦВМ)?! С другой стороны, эмпирические методы необходимо требуют применения ло гического мышления. Имеется также (и это существенно для нашего изложения) группа методов, в которых важную роль играют обе стороны: теоретико-понятийная и экспе риментально-описательная. Среди них ведущую роль иг рает гипотетико-дедуктивный метод, в четкой форме сложившийся в математическом естествознании Нового времени.
Совокупность очерченных методов составляет тот арсе нал общегносеологических средств, с помощью которого в современной науке в целом — и в каждой данной отрасли знания в отдельности — происходит открытие и доказа тельство ее истин. В разных областях упомянутые методы имеют различный «удельный вес». Вес этот определяется спецификой предмета соответствующей области знания, а также достигнутым уровнем проникновения этой науки в свой предмет. Есть науки, где преобладают методы дедук тивного (логического, понятийного) рода. Такие науки на зывают д е д у к т и в н ы м и . Классической дедуктивной наукой является математика, в которой вообще не допуска ются недедуктивные методы как способы д о к а з а т е л ь с т в а . Эта черта математики связана с характером ее как науки: в математике непосредственным предметом иссле дования являются не чувственно воспринимаемые (или ре гистрируемые с помощью приборов) вещи (свойства и от ношения вещей), а получающиеся в результате сложного многоступенчатого абстрагирования и идеализации так называемые абстрактные объекты — числа, геометриче ские фигуры, функции и т. п., свойства которых и отноше ния между которыми, доказываемые в математике, явля ются идеализированными отображениями свойств и отно-
123
Шеңий конкретных, чувственно-воснринимаемых и разно качественных вещей действительности. Недедуктивные ме тоды применяются в математическом познании только для отыскания предположительных утверждений, которые за тем доказываются дедуктивно (о тех сдвигах в этой сфере, которые намечаются в математике в связи с кибернетикой, см. ниже). Все дедуктивные науки (а также дедуктивные части в целом недедуктивных наук) — такие, как теорети ческая механика, многие разделы теоретической физики, космологии, теоретической кибернетики, математическая логика и др.,— строятся па основе идей и методов мате матики.
От дедуктивных наук отличны науки, в которых преоб ладают экспериментальные методы или методы наблюде ния. Таково большинство наук о природе и обществе; ведь они добывают свой «фактический материал» с помощью экспериментальных методов и наблюдений, а не (одних лишь) логических рассуждений. К числу подобных наук относятся такие науки, как биология, химия, геология, география и т. д.
Важные особенности, вызывающие различия между науками, обусловлены отличиями в характере тех исход ных положений, которые кладутся в основания тех или иных дисциплин. Эти отличия связаны, во-первых, с зада чами систематизации науки (решаемыми для разных ти пов наук разными способами), а во-вторых,— и это самое главное — с той формой, в которой проявляется в данной науке роль практики как основы познания и критерия ис тины. Для наук экспериментальных и наук, основываю щихся главным образом на наблюдениях (такие науки иногда называют описательными) в качестве исходных по ложений, как правило, выступают истины, полученные пу тем оперирования с чувственно-воспринимаемыми предме тами, предметами, к которым непосредственно относимы выведенные в этой науке предложения. Это — науки, в ко торых, наряду с иными, имеются и предложения низших ступеней абстракции, непосредственно основанные на чув ственно-практическом обращении с объектами реаль ности. Несколько иная ситуация имеет место в науках, в которых преобладают дедуктивно-математический и аб страктно-логический моменты. Истины таких наук содер жат, как правило, понятия, получаемые на более высоких ступенях абстракции. Практика как основа познания вхо
124
дит в эти науки лишь в существенно опосредствованной форме — через оправданные многовековой практикой че ловека и его мышления приемы образования общих поня тий высоких ступеней абстракции. Проверка результатов таких наук па практике обычно также носит опосредство ванный характер и часто происходит через их приложения в других, менее абстрактных, областях знания В этих науках обычно возникает проблема логической система тизации данной пауки в целом, выделения тех исходных положений — аксиом, постулатов, принципов, тезисов, а также основных понятий,— которые можно рассматривать в качестве базовых при построении данной науки. Эта систематизация может происходить различными способа ми, из которых наиболее важное значение имеют упомя нутые выше аксиоматический метод и генетический способ развития теории.
Различие между дедуктивными и недедуктивными нау ками есть тот исходный пункт, с которого мы начнем ана лиз кибернетико-логических и математических методов исследования и происходящих в сфере методологии науки новейших сдвигов и тенденций.
2.Сближение дедуктивного
и«фактического» начал дознания. Моделирование
Противопоставление наук дедуктивных наукам неде дуктивным верно лишь в самом первом приближении. Уже гипотетико-дедуктивный метод не укладывается в рамки такого противопоставления. Ныне же налицо явная тен денция к стиранию этой «противоположности»: все боль шее значение приобретают методы, в которых обе сторо ны — экспериментально-описательная и математико-логи ко-дедуктивная — играют существенно важную роль.
Итак, одну из тенденций развития методов научного исследования (в том числе в гуманитарных науках) сле дует видеть в формировании и укреплении таких приемов исследования, в которых налицо тесное взаимопроникно вение дедуктивной и фактической — основанной на экспе риментах, наблюдениях и описаниях реальных объектов и
1 О роли практики в дедуктивных науках подробнее см. статью автора, 1970.
125
Процессов — сторон. Представляется обоснованным тезис о том, что по мере развития науки все большее значение приобретают методы, в которых некогда противопоставля вшиеся друг другу стороны исследовательской работы в науке — «теоретическая» и «опытная» — взаимодействуют все более и более органично. К числу таких методов отно сятся, в частности, экспериментальные индуктивные мето ды в их современной форме (а не в виде, например, тех форм индукции, которые были рассмотрены Дж. Ст. Мил лем), различные виды моделирования, опирающиеся на экспериментальное исследование методы построения и про верки гипотез и аналогий, метод построения математиче ских гипотез, для которых затем «подбираются» соответст вующие «прообразы» из числа фрагментов реальности и т. д.
Примером науки, в которой весьма тесно слиты, с од ной стороны, дедуктивно-математические, абстрактно-ло гические приемы исследования, а с другой стороны, мето ды экспериментального исследования — исследования, ос нованного на всем мощном арсенале современной научной техники,— может служить физика. Последняя является — среди наук о природе — ведущей наукой современности, раскрывающей наиболее важные в настоящее время для человеческой практики черты природы. Не удивительно, поэтому, что в физико-методологической литературе все ча ще подчеркивается глубокое изменение отношения между прикладной (связанной с техникой, производством) и «чи стой» науками. Так, Д. Томсону, начавшему книгу «Дух науки» (1970) с необоснованно резкого противопоставле ния теоретической науки технике, возражает автор после словия к русскому переводу этой книги — С. П. Капица, подчеркивающий, что границы между ними сме стились и перепутались так, что прежние рубежи давно исчезли. В физике твердого тела, в оптике, где теперь реализуется глубокое понимание физических явлений, до стигнутое квантовой теорией, многие успехи иногда спра ведливо называют научным изобретательством. Явления и методы, найденные и созданные в поисках«чистого» зна ния, давно уже стали служить практическим целям. Не нужно обладать большой прозорливостью, говорит С. П. Капица, чтобы видеть, что мы присутствуем при сме не этапов в развитии науки, и это хорошо видно в физике. Ее методы усложнились до невероятного. Современный
126
физик оперирует колоссальным объемом информации, ко торую он и его многочисленные коллеги получают от слож нейшей, уникальной аппаратуры; успех исследователь ского поиска ныне во многом зависит от технической осна щенности национальных и международных научных цен тров (С. П. Капица, 1970).
Аналогичный процесс (об этом мы уже говорили в связи с кибернетическим подходом к биоэволюции) проис ходит и в б и о л о г и и . Одним из его выражений являет ся применение в биологических исследованиях идей и ап парата теории информации. При этом сразу было осознано то, что исследование жизненных процессов на «информа ционном языке» — в терминах кодирования и переработки информации — является одним из важнейших путей, ве дущих биологию к тому «рубежу точности», за которым «теоретическое» становится в значительной мере синони мом «математизированного».
Реализация этого выхода «к рубежу точности» в зна чительной мере осуществляется через такие общие при емы научного исследования, как дедуктивно-аксиоматиче ский метод, приемы формализации, алгоритмизации, моде лирования и т. п. В философском плане эти приемы инте ресны именно с точки зрения процесса взаимопроникнове ния прикладного и теоретического аспектов науки, сближения дедуктивных и эмпирических наук, усиления взаимодействия науки и техники, «приближения» крите рия практики к самым абстрактным научным дисципли нам — процесса, который резко ускоряется благодаря раз витию машинной математики, кибернетики и т. д.
Одним из методов, в которых воплощается единство экспериментального и дедуктивного, является моделиро вание. Сразу же заметим, что понятие моделирования многозначно. Этот термин — так же как и термин «мо дель» — применяется при характеристике очень широкого спектра приемов исследования (Ю. А. Гастев, 1946; Л. Б. Баженов с соавт., 1964). В связи с этим подчас даже выражают сомнение в оправданности выделения модели рования в качестве особого метода. Эти сомнения неосно вательны, ибо все «виды» моделирования — при всем их многообразии и различиях между собой — несут в себе не что общее. Во всяком случае фактом остается то, что самые разнообразные науки — из гуманитарных наук это прежде всего экономическая наука, наука о языке и псң-
137
хология — все шире обращаются к приемам исследования, которые они считают «моделированием». Эти приемы на чинают буквально пронизывать самые различные сферы исследовательской деятельности. Вряд ли можно сомне ваться в том, что «триумфальное шествие» моделирования будет продолжаться и далее, захватывая все новые области,
вчастности области наук о человеке и обществе.
Вчем причина этого? Она в том, что наше время есть время возрастания сложности во всех сферах человеческой деятельности. Сложные системы, которые изучает наука, которые используются в технике, складываются в социаль ной жизни и т. п., невозможно изучать, не прибегая к «военным хитростям», в частности, не стараясь одолеть сложность, «напустив» на нее ее противоположность — простоту. К сложному приходится идти через простое 2 —
изучать сложные системы через построенные |
(открытые, |
выделенные) более простые («абстрактные», |
«упрощен |
ные», искусственно воспроизведенные, математически опи санные и т. п.) системы. Исследовав последние («моде ли»), ученый знание, полученное из этого изучения, пере носит на исходные объекты — оригиналы. В таком модель ном исследовании, т. е. исследовании объектов познания на их моделях, методы эксперимента тесно переплетаются с математическими и логическими выкладками, индукция не отделяется от дедукции.
В очерченной схеме моделирования последнее предста ет перед нами как некоторый о б щ е н а у ч н ы й метод. Хотя моделирование появилось давно, фактически вместо с возникновением точного естествознания Нового време ни 3, общенаучный характер оно приобрело лишь в наши' дни, в связи с кибернетикой. Именно последняя продемоп-
2 Примечательно, что этот подход дополняется в известном
|
|
л о ж |
ле противоположным подходом: стремлением раскрыть с c m i.ic j ' |
||
н о е в п р о с т о м . Это проявляется, |
например, |
в физике, где |
каждый данный уровень «простого» |
(папример, |
элементарных |
частиц) исследователь стремится понять как сложное, из чего то боЛее простого построенное. Проявляется это и в математи ке — в исследованиях по ее логическим основаниям, смысл ко торых как раз и состоит в анализе простейших, первоначальных понятий этой науки, таких, как «множество», «функция», «(на
туральное) число» и др., т. е. в описании их как |
с л о ж н ы х |
|
объектов. |
метода моделирования |
содержится |
3 Философское исследование |
||
В монографии: В. А. Штофф, |
І966. |
.. |
128
стрировала глубокие связи этого метода со всей методо логией научного познания на современном этапе. При ложения кибернетики открыли широкую дорогу это му методу в такие области знания и практической деятельности, в которых моделирование до этого пе играло какой-либо роли. Это, в частности, было связано с созда нием новых мощных технических средств реализации мо делей, их машинно-математического представления. Новые и старые дисциплины, составляющие теоретическое ядро кибернетики, а также математика и логика дали разви тые средства описания моделей и обоснования правомер ности переноса зпания с модели па оригинал 4.
Кибернетика сделала важнейшим предметом модели рования с и с т е м ы у п р а в л е н и я различной природы. Иначе говоря, она привела к возникновению кибернетичес кого моделирования. При этом, следуя своему подходу, она при моделировании обращает главное внимание па отобра жение в моделях тех информационных процессов, которые протекают в сложнодинамических системах. Моделирова ние в кибернетике обычно является вместе с тем и матема тическим моделированием. Под «математическим» при этом имеется в виду такое моделирование, которое осуще ствляется с помощью знакового аппарата математики (и математической логики) и реализацией которого являются процедуры в современных вычислительных машипах и ав томатах (например, в управляющих машинах).
Внедрение методов моделирования в ту или иную об ласть науки или прикладных разработок связано с дости жением соответствующей наукой определенной «зрелости», прежде всего с ее м а т е м а т и з а ц и е й . Происходящее при этом неизбежное изменение стиля мышления хорошо выражено И. А. Полетаевым: математическое моделирова ние, говорит он, не допускает «полузнания», пробелов в системе гипотез. Исследователь оказывается вынужден ным исчерпывающим образом ответить на все возникаю щие перед ним вопросы, предложить соответствующие ги потезы, прежде чем построить законченную модель. «Часто одна лишь попытка построить математическую модель приводит к выявлению и постановке целого ряда сущест-
4 Обращаем впимание на то, что в нашем изложении термин «мо дель» имеет другой смысл, чем в работах по семантике логиче ских исчислений или в логико-алгебраической «теории моде лей».
5 Б. В. Бирюков |
129 |
венных вопросов и проблем относительно объекта исследо вания» (И. А. Полетаев, 1968, стр. 130).
Естественно, что прогресс в математизации во многом определяется уровнем достигнутой в данной области зна ния абстрактности ее построений (разумеется, при усло вии, что в этой области накоплен достаточный фактический материал, имеются развитые качественные теории, опи сывающие соответствующий фрагмепт реальности). Для многих областей знания — таких, как лингвистика, биоло гические науки, наука об экономических структурах, в ко торых фактический материал весьма богат,— развитие при менений в них методов математики (и современной фор мальной логики), столь существенное для использования в них метода моделирования, оказалось исторически обус ловлено именно кибернетикой. Правда, па пути примене ния математики обычно возникает ряд специфических трудностей. Об этих трудностях — трудностях математиза ции, формализации, алгоритмизации — мы будем далее го
ворить более подробно. Здесь обратим |
внимание лишь |
на то затруднение (значимость его была |
подчеркнута, в |
частности, В. В. Чавчанидзе и О. Я. Гельмапом), что про цессы построения моделей и их последующего применения на современном уровне недостаточно формализованы. Это приводит к ситуации, когда исследователям в разных об ластях приходится каждый раз заново и почти независимо друг от друга проделывать сходную работу по «адаптации» математических методов и разрабатывать модели, часто однотипные, которые предназначены для решения далеко не сходных задач. То обстоятельство, что эффективность подобной работы сильно зависит от математической подго товки исследователя (в частности, от его умения совместно применять идейный и технический аппарат различных ма тематических теорий), чрезвычайно усложняет продвиже ние модельно-математических приемов исследования в педедуктивные области (В. В. Чавчанидзе, О. Я. Гельман, 1966). Между тем в настоящее время не ясно, каковы пер спективы попыток «стандартизации» приемов построения и применения моделей в науках о природе, обществе и человеке.
130