ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
па объект С, не следует, что объект А будет обязательно похож на объект С. Иначе говоря, отношение сходства (объединяющее предметы в пределах классов, выделяемых при опозпавашш) не разбивает «автоматически» всю область объектов на неперссскаютцпеся классы. Это весьма усложняет задачу, так как исследователям приходится строить алгоритмы автоматического узнавания для ситуа ций, когда заранее не задано разбиение области опознава емых объектов на классы («образы»). Ситуации эти — чрезвычайно частые явления в экспериментально-описа тельных пауках, в практической деятельности (например, в сфере управления). К их числу принадлежит, например, ситуация в медицине, когда требуется создать такую клас сификацию болезней, руководствуясь которой, можно было бы выбирать способ лечения. Для «овладения» этими си туациями в теории автоматического опознавания образов разработапы различные подходы, использующие логичес кие, теоретико-игровые, теоретико-информационные и иные средства (в их числе, например, методы распознава ния, опирающиеся на понятие величины потери при при нятии неверного решения).
На теории и алгоритмы распознавания с общей логи ческой точки зрения можно смотреть как на теории, слу жащие тому, чтобы как-то «приблизить» отношение сход ства, или толерантности (Ю. А. Шрейдер, 1971), к «хоро
шему» отношению с точки зрения разделимости |
обра |
||
зов — отношению |
типа равенства. Можно полагать, что |
||
разработка таких |
алгоритмов |
и теорий (работа, |
сугубо |
«прикладная» по |
сравнению с |
«чистой» логикой) |
приве |
дет — как это не раз бывало в истории логической мысли — к новым идеям в области теории логики. Во всяком случае задача разработки математико-логических теорий, близ ких к математическому анализу с лежащей в его основе идеей непрерывности (поставленная Дж. фон Нейма ном), все вновь и вновь возникает в логике. С середины 60-х годов в этом направлении идет, например, разрабаты ваемая Л. Заде и его последователями теория нечетких множеств (L. А. Zadeh, 1965; Л. А. Заде, 1966) — теория,
толчок которой был дан как раз задачами приложенной кибернетики к «(эмпирическим», прикладным проблемам (в том числе и проблемой автоматизации опознавания).
Тенденция взаимопроникновения дедуктивно-мате матических и эмпирико-прикладпых исследований полу
138
чила ныне широкое развитие. Для современной науки, с ее мощной технической базой п обширными коллекти вами ученых, запятых решением задач, которые выдви гает практика, связь ее теоретических разделов с прило жениями в эмпирических областях становится все более мощным стимулом развития даже наиболее абстрактных разделов теории. В последние десятилетия связь дедук тивно-математических разделов науки с «эмпирией» ук репилась благодаря автоматике, дающей в распоряжение ученого-теоретика новые мощные средства для теорети ческого анализа материала: особое значение здесь име ет применение универсальных цифровых вычислительных машин, о чем речь впереди. Именно благодаря примене нию этих машин практика (в форме моделирования на этих машинах изучаемых процессов, решения с их помо щью теоретических задач науки, машинного эксперимен та и т. п.) входит в более непосредственной, чем ранее, фор ме даже в такие абстрактные науки, как математика. Это обстоятельство отмечают многие ученые. Так, И. Л. Ка пица говорит: «В связи с ростом масштабов научной ра боты происходит деление науки на базисную (познава тельную) и прикладную. Я думаю, что это деление во многом следует считать искусственным, и трудно указать точку, где кончается базисная и начинается прикладная наука» (П. Л. Канина, 1966, стр. 108).
Вообще в настоящее время все более утрачивает преж нее значение подразделение наук (и разделов внутри отдельных наук) на теоретические, в том числе дедуктив но-математические, науки (разделы пауки) и науки (разделы науки) прикладные, в частности описательно эмпирические. Прикладные науки — это науки более низкой ступени абстракции, приспособленные в силу этого для более непосредственного приложения своих ре зультатов к решению тех или иных задач в технике, на родном хозяйстве и т. п.; практическая значимость тео ретических наук во многом определяется их связью с прикладными науками. Но своеобразие современного этапа в развитии науки состоит в том, что рассматри ваемое различие — сохраняясь в общих чертах, поскольку оно является выражением необходимого для развития на учного знания разделения труда между его отдельными сферами — становится, во всяком случае для многих облас тей, все более и более относительным. Наиболее абстракт
139
ные разделы математики и математической логики, теоре тической кибернетики и физики находят непосредственные приложения в технике и народном хозяйстве. С другой стороны, задачи, которые решаются в прикладных на учных дисциплинах, выдвигают такие проблемы теоре тического характера, которые стимулируют дальнейшее развитие дедуктивно-математических дисциплин.
4. Проблемы и трудности математизации
Математизация является одной из ведущих тенден ций развития науки: результаты и методы математики проникают ныне в самые разнообразные области иссле дования и практической деятельности — в естествознание, технику, экономику и др. Этот процесс вполне закономе рен: о его философских основаниях мы говорили в пер вой главе, а обусловившие его в наши дни сдвиги в по знании очерчены в предшествующих параграфах.
Мощным источником, питающим прогрессивный про цесс математизации знаний, является кибернетика; ибо дисциплины, составляющие математические средства этой комплексной науки, играют особо важную роль в матема тизации. Феномен математизации и функция кибернетики в нем привлек внимание многих философов, математиков
и |
кибернетиков |
(см., |
например: А. Г. Сппркин, |
1962; |
||
И. |
Б. |
Новик, 1963; В. В. Чавчанидзе, |
1964; К. |
Клаус, |
||
1963; |
К. Е. Морозов, |
1969; А. А. |
Ляпунов, |
1968а; |
||
Б. |
В. |
Гнеденко, |
1968; |
А. Нысанбаев, Г. Шляхин, |
1971). |
Г. Клаус, например, решительно возражает против про извольных ограничений возможностей математического познания закономерностей реальной действительности; говоря о процессе математизации науки, он пишет: «Се годня никто не может сказать, где лежат границы этого универсального процесса математизирования» (Г. Клаус, 1963, стр. 48). Пафосом математизации проникнуты и многие высказывания зарубежных ученых. Дж. Кемени — математик, логик и философ — даже пишет в своей книге «Взгляд философа на науку»: «...я хочу доказать, что каждая наука есть прикладная математика» (J. G. Кетепу, 1959, р. 31); Кемени обосновывает этот тезис ука занием на «природу математики», представляющей собой далеко развившуюся логику. И эти высказывания в опре деленном смысле верны. Вспомним, что В. И. Ленин пи
140
сал: «всякая наука есть прикладная логика» \ — а ло гика в наши дни математизирована. Но при оценке пер спектив реального превращения каждой данной научной дисциплины (или ее фрагмента) в «прикладную матема тику» и «прикладную (математическую) логику» следует трезво смотреть на имеющиеся трудности.
Но сначала о возможностях математического описа ния. Этому вопросу много места в своих работах уделяет А. А. Ляпунов. В числе причин недостаточного распро странения математического моделирования в биологии он называет «порочные философские концепции», заключаю щиеся в том, что «живая природа в силу своей специфи ки не поддается изучению точными методами. Эти фи лософские концепции имеют явно виталистическую при роду, хотя нередко выдаются за диалектический материализм» (А. А. Ляпунов, 1966, стр. 6—7).
Мы уже касались этого вопроса (Л. Б. Баженов с соавт., 1963, стр. 503—506; Л. Б. Баженов, Б. В. Бирю ков, 1968). Противники математизации обычно аргумен тируют тем, что математика неприменима там, где мы имеем дело с очень сложными системами. Так, среди био логов бытует мнение, что математические средства при менимы лишь к самым простым биологическим явлениям, исключительная же сложность, многообразие и изменчи вость их основной массы делают их будто бы недоступны ми для математической трактовки. Этот аргумент, который некоторым кажется справедливым, на деле глубоко ошибо чен. Как удачно заметил Л. Б. Баженов, он даже не просто неверен: это великолепный пример логической ошибки «поп seqitur». Ведь из сложности биологических явлений следует на самом деле противоположный вывод: посколь ку они с л и ш к о м с л о ж и ы, для их глубокого изучения пеобходимы математические средства (Л. Б. Баженов, Б. В. Бирюков, 1968, стр. 45). И прав Г. Клаус, когда пи шет: «...та или иная проблема слишком сложна, чтобы ее можно было решить без помощи математики» (Г. Клаус, 1963, стр. 233).
Современная ситуация с математическими методами в науке о жизни напоминает положение, еще не так дав но существовавшее в физике. В прпмепеиии к этой глав ной науке о неживой природе «с самого начала» было5
5 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 183.
141
очевидно, что для сложных явлений, в ней изучаемых, как раз требуется приложение математического аппара
та. Однако среди физиков и до сего дня живут антима- |
|
тематические настроения. Реальное развитие физики, |
|
впрочем, демонстрирует вето неубедительность представ |
|
лений о математическом подходе к явлениям как к свое |
|
го рода «навязыванию» физической реальности абстракт |
|
ных законов, родившихся в математическом умозрении. |
|
Негативизм по отношению к математизации естест |
|
веннонаучных теорий и гуманитарных областей питается |
|
т р у д н о с т я м и |
продвижения математических методов в |
нематематические |
(педедуктивпые) сферы знания, имею |
щими вполне определенные г н о с е о л о г и ч е с к и е и м е т о д о л о г и ч е с к и е о с н о в а н и я .
Если поставить вопрос в гносеолого-методологическом плане, то трудности математизации опытно-эксперимен тальных и «описательных» наук можно усмотреть в сле дующем. Предметом изучения в упомянутых науках являются не абстрактные, а так сказать, «конкретные» объ екты— объекты низших ступепей абстракции. Так об стоит дело не только, скажем, в исторической науке, конкретных социальных исследованиях, психологии или педагогике, но и в науках о жизни, в физике. Но «пере кинуть мост» от абстрактных объектов к объектам кон кретным — а математизация и есть этот мост — не просто. История науки последних десятилетий свидетельствует о неоднократном крушении слишком поначалу радужных
надежд на «математизацию» в |
той или иной |
области. |
Так обстоит дело, например, с |
автоматическим |
перево |
дом с одного языка на другой, который, вопреки прогно зам 50-х годов, и до сих пор не вышел из стадии научно го поиска (развивающегося, впрочем, весьма успешно).
Рассмотрим вопрос более подробпо. Используем в каче стве иллюстрации теорию формальных нейронных сетей. Значимость этой теории выходит за пределы нейро физиологии, логики и теории автоматов (областям, к кото рым она непосредственно принадлежит). Это объясняется тем, что создатели данной теории связывали с пей тезис — основную гипотезу теории формальных нервных сетей,— согласно которому любое функционирование, которое можно общепопятно, однозначно и полно описать в какомлибо языке, можно реализовать с помощью некоторой фор мальной нейронной сети. В свете этого тезиса — гипотезы
142
пе менее убедительной, чем известные гипотезы теории алгоритмов (тезис А. Чёрча, принцип нормализации А. А. Маркова и др.),— понятны попытки использования теории формальных нервных сетей в качестве источника математико-логических моделей различных форм поведе ния (начиная с условного рефлекса). Однако средствами этой теории невозможно продвинуться в описании сложных форм деятельности, что и определяет ее ограниченное значение для нейрофизиологии и тем более психологии.
Действительно, в теории формальных нейронов (соз данной работами У. Мак-Каллока и У. Питтса и подняв шейся на новый этап после того, как Мак-Каллок в 1958 г. предложил использовать в ней аппарат диаграмм Беннае) прообразами основных объектов этой теории — формаль ных нейронов — являются реальные нервные клетки. В какой мере формальные нейроны как абстрактные объ екты являются хорошим приближением к реальным ней ронам? Первоначально это приближение было построено па понимании нейрона как «жесткого» детерминистского устройства, безошибочно работающего по принципу «все
или ничего». Хотя это приближение, |
как было очевидно |
с самого начала, в физиологическом |
плане совершенно |
недостаточно, теория, построенная на его основе, позво лила получить ряд замечательных результатов и среди них вывод о том, что поведение любой такой нейронной сети может быть описано в терминах математической ло гики. По мере развития теории формальных нейронных сетей «грубость» первоначальных допущений постепенно уменьшалась; в теорию были введены формальные ана
логи механизма порогов возбуждения, |
их флуктуаций, |
их сдвигов в ту или иную сторону. |
Мак-Каллока — |
Первоначальное развитие теории |
Питтса (40-е и 50-е годы) породило у некоторых киберне тиков ощущение, что именно с этой теорией (или подобной ей) будут, хотя бы отчасти, связаны дальнейшие теорети ческие успехи нейрофизиологии. Но действительность по-6
6 О развитии и основных понятиях теории формальных нейрон ных сетей, основанной на логическом аппарате диаграмм Венна, см.: И. Б. Гутчин и А. С. Кузнчев, 1967; А. С. Кузичев, 1968. Статьи Мак-Каллока и его учеников в русском переводе опуб ликованы в сборниках: «Самоорганизующиеся системы». Перев. с апгл. М., 1964; «Принципы самоорганизации». Перев. с англ.
М„ 1966.
143