ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
Теперь о трудностях, стоящих на пути применения ме тодов формализации и алгоритмизации. Формализация, представляющая собой необходимое условие алгоритмиза ции (особенно формализация путем построения формали зованных языков для выражения некоторой содержатель ной области), и, далее, алгоритмизация, т. е. выражение некоторого процесса переработки информации в виде детерминированного предписания-алгоритма (или родст венного ему предписания), требуют строгих понятий. Стро гость понятий нужна уже на том уровне, когда не ста вится вопрос о выявлении логики рассуждений в соответ ствующей области; тем более она нужна, когда алгорит мизация происходит на базе л о г и ч е с к о й формализации.
Не во всех науках, однако, такая строгость налицо. Она имеется в математике, а также в классической меха нике, в математической лингвистике и некоторых других областях. Но большая часть наук и областей исследований не достигла еще уровня, позволяющего строить на их ма териале формальные системы и алгоритмы в математиче ском смысле этого понятия. Как отмечает Ю. А. Петров, «не все пауки оказались в равной степени подготовленны ми для уточнения систем своих понятий методом построе ния формализованных языков. Лучше других к этому бы ли подготовлены те науки, которые отличаются большей моносемантичностью и конструктивностью своих понятий (математика, классическая механика, термодинамика, ло гика, отчасти лингвистика, генетика и некоторые дру гие) » (Ю. А. Петров, 1967, стр. 266). Большинство гума нитарных областей и направлений исследований, напри мер, находится еще на уровне, не позволяющем применять к ним метод построения формальных систем и метод алго ритмизации. Хотя развитие в общем и целом идет к тако му уточнению понятий наук, которое позволит перейти в них (в принципе во всяком случае) к высшему — логичес кому — этапу формализации н основанной на ней алго ритмизации, все же не всегда дело здесь может до этого дойти в силу природы самой данной области.
К этому добавляются специфические трудности логи ческой формализации внелогического материала. Дело в том, что возможны различные подходы к логической фор мализации некоторой области знания. Один из них состоит в алгоритмическом (конструктивном) определении поня тий Ц законов как логики, так и специальной науки, фор
173
мализуемой средствами логики. Однако этот путь встреча ет ту трудность, что более или менее сложные формализо ванные языки (например, включающие узкое исчисление предикатов) неразрешимы ” . Поэтому более распростра
ненным является |
другой путь логической формализа |
ции — применение |
аксиоматического метода. «Если кон |
структивный метод непосредственно дает уточнение поня тия закона, то аксиоматический метод непосредственно уточняет лишь понятие о доказательстве формулы, выра жающей закон, но не понятие самого закона» (Ю. А. Пет ров, 1967, стр. 262).
Перспективы использования логической формализа ции — не только в первой, но и во второй ее форме — не для всех областей на нынешнем уровне достаточно много обещающи. У алгоритмического подхода, не предполагаю щего обязательной логической формализации, поэтому бо лее широкие возможности. Эти возможности еще более возрастают потому, что в ряде случаев удается «ослабить» точное (математическое) понятие алгоритма, не без успе ха развивая своего рода «алгоритмоидный» подход.
Алгоритм в его строгом математическом смысле — это общепонятное предписание, не оставляющее места произ волу или случайности, определяющее дискретный, по ша гам, процесс переработки информации, который ведет от варьируемых исходных данных к искомому результату.
Вотличие от этого понятия алгоритма, строго уточняемого
втеории алгоритмов, в связи с проблематикой различного, преимущественно кибернетического рода стали рассматри ваться алгоритмы-предписания, включающие в себя веро ятностный выбор шагов переработки информации. С дру гой стороны, видоизменение понятия алгоритма произо шло по линии использования понятия алгоритма сводимо сти, издавна по существу присутствовавшего в математике
(об этом понятии см.: С. А. Яновская, 1958). Своеобразным «пределом» ослабления понятия алгоритма является «рас плывчатый алгоритм» в смысле Л. Заде (L. А. Zadeh, 1968; Л. Заде, 1968). (Об иерархии различных «ослаблений» по нятия алгоритма см. нашу статью, 1972, а также совмест ную с Е. С. Геллером книгу, 1973.)1
11 Мы не разъясняем здесь понятие разрешимости (соответствен
но, неразрешимости) теории. Отсылаем читателя к статье; В. А. Успенский, 1960.
174
Так развитие алгоритмического подхода в науке приво дит к определенной «деформации», модификации самого понятия алгоритма. В частности, нередко то понятие алгоритма, которое используется при алгоритмическом опи сании процессов, является ие, так сказать, «абсолютным» алгоритмом, а алгоритмом сводимости. Например, в прило жениях — не только в технике, но и, например, в педаго гике или психологии — широко применяются операторные формы записи алгоритмов, предложенные А. А. Ляпуновым (см. М. Г. Гаазе-Рапопорт, 1961; Е. И. Бойко, 1964, В. Н. Пушкин, 1965; Г. М. Зараковский, 1966; С. И. Шапи ро, 1973). Такая запись— «логическая схема алгорит ма» — оказывается (настоящим) алгоритмом в том случае, когда операции, предусматриваемые операторами соответст вующей операторной записи, обладают той общепонятно стью (для человека или машины), той свободой от произ вола, неясности или случайности и той эффективной вы полнимостью, которая требуется от всякого шага в алгорит ме. Во многих случаях требовать этого от операций затруд нительно, и тогда приходится вводить упрощающие пред положения: просто п р е д п о л а г а т ь , что операции вы полнимы, либо допускать, что они станут выполнимыми, если человек понимает их «смысл», и т. п. Скажем, «алго ритмы работы мозга», о которых говорят некоторые физио логи (А. В. Напалков, 1961, 1964, 1971), не являются, ко нечно, алгоритмами в математическом смысле этого терми на. Равным образом не являются таковыми и многие «алго ритмы» педагогов и психологов; недаром же в педагогике было введено понятие «предписания алгоритмического ти па», не совпадающее с точным понятием алгоритма (Л. Н. Ланда, 1966). Как показал автор этих строк, пред писание алгоритмического типа представляет собой неко торый приспособленный для педагогики вариант алгоритма сводимости (см. наши статьи, написанные совместно с Б. В. Гнеденко, 1966, и Л. Н. Ландов, 1969).
Это «упрощение», «огрубление» алгоритмического под хода не случайно: оно отражает упоминавшиеся трудности построения для реальных вещей и процессов таких идеа лизированных абстрактных объектов, с которыми можно было бы оперировать уже чисто «формально» или алгорит мически. Но тенденция к таким построениям непреобори ма. Она — проявление той (ныне постоянно напомина ющей о себе) черты познания, что путь изучения и овла-
175
дёния сложным лежит через изучёпие и овладение про стым.
Трудные проблемы приложения методов построения формальных систем и алгоритмизации связаны с уточне нием с м ы с л а выражении научных и'разговорных язы ков — с вопросами семантики. Идеальным следует считать такое уточнение семантики, которое опирается на алгорит мические методы, когда «оперирование с абстрактными по нятиями заменяется оперированием с символами, как с кон структивными материальными объектами» (ІО. А. Пет ров, 1967а, стр. 263). В этом случае вместо «работы» с со держательными понятиями или абстрактными объектами ученый имеет дело с конструктивными объектами — со знаками. Такое уточнение семантики (хотя оно, как мы увидим далее, и ограниченно) есть необходимое условие самой постановки задачи автоматизации интеллектуаль ных процессов. Поскольку такая автоматизация становит ся крайне актуальной для нашей цивилизации, следует ожидать дальнейшего возрастания роли в науке методов формализации и алгоритмизации.
В самом деле, такая автоматизация, как это отмечают многие исследователи, необходима для противодействия из вестной угрозе «насыщения» науки. В свете этого особенно существенна гносеологическая роль формализации как средства концентрации знания (в сжатой, компактной фор ме формализованного, информационного и т. п. языка) об определенной области, открывающего возможность автома тического, машинно-алгоритмического решения задач, от носящихся к этой области, и максимально строгой проверки верности утверждений о рассматриваемых в ней фактах. Вряд ли можно сомневаться в том, что методы логической формализации и алгоритмизации, позволяющие «логически свертывать» научную информацию, алгоритмизировать ре шение задач и автоматизировать процедуры верификации, все шире будут применяться в науках о природе, обществе и человеке. В частности, в недалеком будущем следует ожидать возрастания их роли в гуманитарных науках.
С точки зрения философских принципов единства тео рии и практики, абстрактного знания и чувственно-прак тической деятельности примечателен факт глубокой в з а и м о с в я з и л о г и к и и т е х н и к и , пронизывающий но существу всю кибернетику. И тут оказывается, что одной из тех «точек», в которых «пересекаются» и т е о р и я (тео-
176
рня систем управления, теория переработки информаций, теория моделирования интеллектуальных процессов и др.), и п р а к т и к а (построение автоматов, устройств перера ботки информации, систем моделирования сложных объек тов вплоть до самых прикладных устройств вроде автома тических систем управления па предприятиях и админист ративных учреждениях), является как раз понятие алго ритма — важнейшая категория и логики, и математики, и кибернетики.
Разумеется, алгоритмический подход в пауке не альтер нативен другим методам научного познания, идущим от кибернетики. Это, в частности, касается эвристических и экспериментальнах методов. Последние (например, методы «обучения» автоматов, «машинный эксперимент» или авто матизация поиска доказательств теорем) необходимо вклю чают в себя формализацию и алгоритмизацию.
8. Развитие «функционального» подхода
Когда стараются разобраться в том новом, что киберне тика внесла в методологию научного исследования, никог да не забывают о ф у н к ц и о н а л ь н о м п о д х о д е — под ходе, на «знамени» которого написано: овладевать процес сом управления (сложным явлением) без полного раскры тия его «внутренней природы».
В «функциональном» подходе явственно зрима все бо лее распространяющаяся «нетерпеливая» черта в методо логии науки: не ждать, когда будет познана «сущность» явления — его качественная, «содержательная» картина (хорошо, если этого удается добиться в данной области), а «моделировать» «внешнее» поведение объекта. Функцио нальный подход иначе называют методом «черного ящика», «макроподходом». Такой подход — в его развитых формах во всяком случае — фактически обычно носит математи ческий или аналогичный математическому (например, ло гический) характер, он связан прежде всего с идеями ки бернетики и множеством ее дочерних дисциплин.
Кибернетика и ее приложения дают массу примеров «макроподхода»: соответствующие черты несет уже любой эмпирико-статистический метод поиска (гомеостатический поиск, например). Подход, при котором сложное, неполно познанное изучается через его упрощенные модели, через описание «внешнего» поведения объекта, проявляется в
177
работах по распознаванию образов, по теории планирова ния эксперимента, по теории обучения автоматов и т. д.
Сошлемся, для примера, на математическую теорию планирования эксперимента. Специалисты но этой теории подчеркивают, что задача данного направления — опти мальное управление экспериментом при неполном знании механизма явлений. В главе I мы приводили слова В. В. Налимова о том, что возможность управления слож ными системами при неполном знании механизма явле ний — это одно из основных положений общей теории уп равления, позволяющее рассматривать управление такими сложными системами, как биологические и социальные.
Аналогичную характеристику подхода, при котором сложное, неполно познанное изучается через его упрощен ные модели, через описание «внешнего» поведения объект та, дают все исследователи, анализирующие то новое, что внесла кибернетика в методологию научного познания. Так, Ю. А. Гастев, имея в виду функциональный подход, пишет, что в нем содержится подчеркнутое равнодушие к природе всякого рода «внутренних обстояний» моделиру емых объектов, указывая в качестве примера «тактику ов рагов» И. М. Гельфанда и М. Л. Цетлина (Ю. А. Гас тев, 1967). В известной книге Р. Буша и Ф. Мостеллера (1962) математическая модель обучаемого строится на представлении его в виде «черного ящика» и введении ве роятностных средств в описание соотношения его «входов» и «выходов». Как отмечает в предисловии к книге редак тор русского перевода Ю. А. Шрейдер, относительно внут реннего состояния субъекта обучения предполагается лишь, что оно выражается в том или ином распределении вероятностей появления различных реакций; действие сти мулов сводится к изменению этого распределения вероят ностей.
Кибернетические работы дают множество примеров применения функционального подхода. Собственно говоря, на этом подходе основаны все работы по машинному узна ванию объектов, по теории персептронов (Ф. Розенблатт, 1965) и математическому моделированию процесса обучения вообще.
Конечно, функциональный подход никогда не присут ствует в «чистом», «изолированном» виде. Обычно он ре
ализуется вместе с другими |
методами, а точнее через |
них — через моделирование, |
формализацию, алгоритми |
178
ческий подход, вероятностно-статистические приемы ис следования и т. п. Кроме того он обычно дополняется своей «противоположностью» — «структурными» метода ми («микроподходом», анализом строения систем и пр.). Так, например, теория перцептронов как теория моделей распознающих систем живого являет собой бесспорный пример функционального подхода. Этот подход реализу ется прежде всего на основе использования вероятностно статистических методов. Как отмечает С. М. Осовец в сво ем предисловии к русскому изданию книги Ф. Розенблата, основная идея ее автора сводится к замене логических схем в задачах нейрофизиологии системами, действующи ми на основе некоторых статистических принципов. «Это и составляет содержание книги, в которой автор устанав ливает основные принципы построения таких систем, наз ванных им «перцептронами»» (С. М. Осовец, 1965, стр. 8). «Опыт» живых систем, воплощенный в устройствах этого типа, пока еще очень невелик. Но вместе с тем ра боты по созданию опознающих автоматов в перспективе, по-видимому, приведут к учету «структурной» стороны своего исходного образца — мозга; со временем наверняка удастся использовать «опыт природы», «наследство био эволюции», воплотив в автомате, скажем, определенные морфологические черты естественной нейронной органи зации, коль скоро с ними связана высокая эффективность человеческих процессов восприятия, узнавания и класси фикации.
Функциональный подход, неотделимый от моделиро вания, — основной путъ изучения сложных систем, на пример мозга. «Структурные» методы, в частности методы моделирования элементов структуры, из которых постро ено целое, здесь сами по себе обычно мало эффективны. Выше мы говорили, например, об ограниченном, с точки зрения нейрофизиологии, значении теории формальных нейронов Мак-Каллока. Для нейрофизиологов и логиков очевидно, что путь от моделирования «элементарной» стру ктурной «единицы» мозга — нейрона к добротному моде лированию его целостных структур пройти вряд ли воз можно. Отсюда и появление многочисленных других под ходов, которые, не игнорируя структурных аспектов, главный упор делают все же на «макроподход». «Путь сверху», исходящий из моделирования «целого», мы ви дим и в таких «моделях», как «клеточная модель» Дж.
179
фон Неймана, игры коллективов автоматов И. М. Гель фанда — М. Л. Цетлина или эвристическое программиро вание.
Следует согласиться с И. Б. Новиком, когда он пишет, что в перспективе развития научного познания именно формы моделирования, раскрывающие пути теоретичес кого и практического освоения сложных систем, получат всестороннее применение. Это объясняется тем, что в сфере таких явлений, как жизнь, психика, экономика, «моделирование открывает реальную перспективу для проникновения точных методов количественного анализа» (И. Б. Новик, 1965, стр. 25). И. Б. Новик напоминает сло ва П. К. Анохина (из его предисловия к русскому изда нию книги Ф. Джорджа, 1963): «Моделирование — вот понятие, с которым сейчас наиболее тесно связаны на дежды на кибернетический подход и математическое изу чение жизненных процессов и функций» (П. К. Анохин, 1963, стр. 5).
Можно предполагать, что в будущем развитии науки моделирование, функциональный подход и «адаптацион ная тактика» как определенная форма его реализации по лучат все большее развитие. Здесь уместно напомнить идею С. Лема о том, что в процессе овладения сложным человеческое знание неизбежно разовьет некий аналог
тактики |
живых организмов |
и органической эволюции |
(С. Лем, 1968). |
движение обязано толчку, |
|
Все |
это методологическое |
который дала киберпетика. Изучая системы управления, она фокусирует внимание прежде всего на присущих им способах п о в е д е н и я , функционирования, описывает значительную часть исследуемых ею феноменов в терми
нах «вход — выход». Конечно, |
такой — функциональ |
ный — подход дополняется в ней |
подходом «структур |
ным», учитывающим строение систем управления. Иначе говоря, макроподход, «входо-выходное» описание допол няется в ней м и к р о п о д х о д о м . Однако функциональ ный подход имеет все же больший «удельный вес».
И это не случайно. Представляется принципиально важным следующий тезис: методы исследования в нау ках все больше становятся методами исследования не «сущности», «субстрата» и даже «структуры», а именно поведения, функционирования. Но по мере продвижения на пути функционального подхода и моделирования рас
180