ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
новение экспериментальной морфологии, эксперименталь ного синтаксиса и, что особенно важно и перспективно, экспериментальной семантики» (Г. Э. Влэдуц с соавт., 1967, стр. 390).
Разработка экспериментальной семантики активно осуществляется ныне в рамках работ по созданию инфор мационно-поисковых систем. Примечательно, что со сторо ны логики намечается некоторое встречное движение. Мы имеем в виду опыты по созданию логических исчисле ний, семантика которых более близка естественным язы кам и реальным формам человеческих рассуждений, чем обычные системы математической логики, построенные по канонам «чисто математических» теорий. Здесь следует отметить и опыт Е. К. Войгпвилло по построению исчисле ния предикатов, приближенного к естественному языку (Е. К. Войшвилло, 1965), и различные варианты логичес кого уточнения «связи по смыслу» в условных суждениях и процедурах выведения следствий из посылок (разные исчисления «строгой импликации»; из них одно из наибо лее известных предложено В. Аккерманом: W. Ackermann, 1956; см. также отечественные работы: В. В. Донченко, 1963; О. Ф. Серебрянников, 1970; Е. К. Войшвилло, 1971, В. А. Смирнов, 1972, гл. 6), и «тезаурусную» концепцию Ю. А. Шрейдера, речь о которой пойдет в третьей главе.
Конечно, не следует переоценивать возможности этого «встречного» движения. Их ограничивают и «абстракция безошибочности», и то четкое отграничение от каких бы то ни было психологических аспектов, которое до сих пор, к сожалению, служит признаком «хорошего тона» в матема тической логике. Поэтому следует приветствовать то вни мание к вопросам логической семантики, которое начина ют проявлять некоторые психологи.
Используя некоторые идеи логической семантики, в частности различение смысла (содержания) и значения (денотата), идущего от Г. Фреге, один из отечественных психологов — Н. И. Жинкин попытался выяснить, как че
ловек осуществляет акт п о н и м а н и я |
з н а ч е н и я |
(смыс |
|
ла) |
выражений, слов, текстов (см. |
статью: Н. И. |
Жин |
кин, |
1968; эта статья — ее автор оперировал материалом, |
относящимся к изучению патологических нарушений пони мания у детей,— хорошо иллюстрирует тот подход к про блеме значения, который, в отличие от «формальной семан тики», не отвлекается от человека).
189
Исследование Н. И. Жинкина (рассмотренное в работе автора этих строк, 1971а), в котором для целей психологи ческого анализа феномена понимания использовались идеи из области логико-семантической «проблемы значения», показывает, что семиотика начинает играть растущую роль в аспектах методологии науки, отражающих «челове ческий фактор». Правда, чисто «логические» теории смыс ла (значения) языковых выражений выполняют здесь вспо могательную функцию. Феномен речевого общения лю дей — процессы их языковой коммуникации, особенно ком муникации интеллектуальной — определяется п о н и м а н ие м человеком сообщений. Но феномен понимания — об этом мы уже говорили — не может быть описан средствами одной лишь логики или логической семантики (хотя логи ко-семантические исследования тут весьма полезны; см. ниже, § 13, гл. III). Здесь необходима более широкая точ ка зрения семиотики, действующей совместно с психоло гией.
Напомним, что в семиотике различаются три «среза» различного уровня абстрактности (формальности): наибо лее формальный «срез» синтактики; изучающий значения языковых выражений «срез» семантики; и, наконец, тот «срез» семиотики, который получил название прагматики и который непосредственно относится к описанию в точ ных терминах поведения человека и человеческих коллек тивов. Именно последний «срез» является существенным при формулировании понятий и разработке методов, при годных для анализа как машин, так и людей, а также си стем, состоящих из машин и людей.
В свете сказанного понятно то усиление внимания к се миотической прагматике, которое наблюдается послед ние годы и явственно усматривается в работах, например, тартуской семиотической школы («Труды по знаковым сис темам», т. 2—5. Тарту, 1965—1971),— ведь прагматические исследования «улавливают» важнейший аспект «челове ческого фактора»: психику человека, проявляющуюся в поведении личностей и коллективов. Исследования средств массовой коммуникации с семиотической точки зре ния, изучение знаковых систем, используемых для «уп равления» поведением отдельного человека, а также се миотических систем, которые существенны для описания программ поведения личности, расширяются (ср. А. Моль, 1973).
190
Рассмотрим проблему «знаки и поведение» (тем бо лее, что она естественно продолжает те аспекты «пробле мы значения», о которых шла речь выше), опираясь на интересную статью В. В. Иванова (1965). В статье обра щено внимание на идеи Л. С. Выготского, который еще в 30-х годах указал на то, что знаки являются средством управления человеческим поведением; личность, которая не может «овладеть» своим поведением непосредственно, создает знаки для опосредствованного управления пове дением 14.
Системы знакового управления человеческим поведе нием вырабатываются в ходе «перехода» «внешних зна ков» во внутренний план сознания. «Введение в челове ка программы, которая затем автоматически (бессозна тельно) определяет его поведение на протяжении всей его жизни, можно проследить не только на примере усво ения родного языка и внутренней речи, но и на примере других внутричеловеческих систем знаков (в том числе,, той символики бессознательного, которая была исследо вана Фрейдом)» (В. В. Иванов, 1965, стр. 79—80).
Семиотический подход укрепляет убеждение в том, что некоторые существенные особенности поведения мо гут быть описаны, если исследовать их знаковую приро ду. Так, говорит В. В. Иванов, целый ряд фактов поведе ния человека становится понятным, если принять гипо тезу, по которой человек перерабатывает каждую получаемую его органами чувств последовательность сигналов так, как если бы она была осмысленным сооб щением. «К этому классу явлений относятся не только факты обычного языкового общения (где в качестве ос мысленных воспринимаются даже заведомо бессмыслен ные сообщения), но и попытки интерпретировать явле ния природы в качестве знаков, особенно характерные для более ранних периодов человеческой истории»
(В. В. Иванов, 1965, стр. 82).
Нетрудно обнаружить определенную «кибернетиче скую составляющую» в семиотических идеях о том, что знаковые системы для коллективов (как и для отдельных людей) служат не только средством связи (коммуника ции) , но и средством управления поведением. Отсюда —
14Ср. указание на эту сторону психологической концепции Л. С. Вы готского в статье: А. Н. Леонтьев и А. Я. Лурия, 1956.
191
естественная идея о том, что историю культуры в сущест венной мере можно трактовать как передачу во времени систем знаков, служащих для управления поведением (В. В. Иванов, 1965; Ю. Лотман, 1970). В этом обсто ятельстве заключена не только роль семиотики в кибер нетико-математическом анализе коллективов, но и — бо лее широко — значимость ее идей и подходов в широком спектре гуманитарных исследований.
11. «Человеческий фактор». Новая тенденция: гуманитаризация
Итак, новый «мотив», все настойчивее звучащий в наши дни, — это связанное с кибернетикой стремление к учету (там, где это необходимо и возможно) так называ емого человеческого фактора. Помимо других обстоя тельств, это обусловлено выдвижением задачи оптимиза ции «человеческой составляющей» технологии и инже нерии — постановкой цели создания техники, хорошо «пригнанной» к человеку.
«Человеческий фактор» все более проявляет себя в ми ре «кибернетизирующихся» науки, техники и социального управления. Это связано с тем, что «кибернетизация» как важный составной элемент современной научно-техниче ской революции предъявляет новые, повышенные требо вания к человеку. Вызывая к жизни весьма социально зна чимый тип «больших систем» — системы, состоящие из сети подразделений, элементами которых выступают люди и машины,— кибернетика и автоматизация во весь рост выдвигают задачу эффективного управления «человече ским фактором» в таких информационных системах.
К такому управлению возможно подходить с различ ных позиций. С «позиции машины» проблема состоит в том, чтобы согласовать ее функционирование с особен ностями поведения и психики человека. С «позиции чело века» это согласование не должно происходить за счет личности, за счет перенапряжения ее сил — мускульных, нейрофизиологических, психических. С «позиции и челове ка и машины» — наилучшей в этом вопросе позиции — речь должна идти о том, чтобы, сохранив «кибернетический подход» к человеку как информационной системе, взаимо действующей с другими человеческими существами и ма-
192
»
шинными системами, определить такой ее «рабочий ре жим», который, не препятствуя развитию личности (а в идеале всемерно ему способствуя), был бы оптималь ным с точки зрения некоторых «машинных» критериев.
Как известно, на первом этапе своего развития кибер нетика со всей остротой поставила проблемы: «машина — машина» и «машина — человек»; первая из этих проблем состоит в задаче рациональной (оптимальной) организа ции машинных комплексов, включая управляющие устрой ства; вторая заключается в обеспечении эффективного вза имодействия человека-оператора и управляемого им уст ройства. Ныне, однако, в рамках идей кибернетики все настоятельнее обращаются к третьей — и самой древней — преблеме: проблеме «человек — человек». В своей «кибер
нетической» постановке |
она состоит в задаче рациональной |
|
(даже оптимальной |
в |
каком-либо смысле) организации |
деятельности людей |
в |
человеко-машинных коллективах |
в условиях ускоряющейся автоматизации общественного производства и управления.
С «человеческим фактором» связаны только вторая и третья проблемы, которые мы ниже и рассмотрим в плане их влияния на научную методологию.
Начнем с проблемы «машина — человек». То, что бла годаря идеям кибернетики, развитию инженерной психо логии и «эргономики» на очередь дня стала задача разра ботки, конструирования и выпуска таких приборов, аппа ратов и машин, которые хорошо соответствуют психофи зиологическим свойствам использующего их человека,— машин, «шо-человечески» отвечающих задачам, которые ставит перед собой управляющий ими человек,— это об стоятельство начинает оказывать все большее влияние на методологию научного познания в целом. Ибо для упомя нутого усовершенствования техники, особенно кибернети ческой, необходим научный анализ фундаментальных за кономерностей познавательной и эмоциональной сторон психической деятельности человека. Прогресс в конструи ровании самообучающихся технических устройств и прог рамм — в чем можно видеть одну из магистральных линий технического прогресса будущего — на современном этапе во многом зависит от степени изученности закономерно стей психики (в частности, процессов обучения и самообу чения) человека и животных. Вряд ли можно ожидать ус пеха в конструировании эффективных самообучающихся
7 Б. В. Бирюков |
193 |
моделей и обучающихся программ, если не пытаться вло жить в них аналоги закономерностей той деятельности жи вотных и особенно человека, которая приводит к решению (новых) задач,— деятельности, которую, в отличие от «же стко запрограммированной», можно назвать творческой.
К этому присоединяется еще и следующее обстоятель ство. По мере усложнения процессов, управляемых чело веком, по мере роста сложности машин и автоматических устройств, с которыми ему приходится работать, возраста ет объем информации, которой должны обмениваться че ловек и машина. Но человеческим существам присущи оп ределенные психологические и физиологические характе ристики, определяющие степень, характер, меру эффек- * тивности и т. и. усвоения и переработки им информации. Изучение этих характеристик — дело «гуманитария» (или «полугуманитария»): психолога и физиолога. Отсюда — то место, которое в проектировании кибернетических уст ройств пачинают занимать упомянутые специалисты. Их задачей является изучение «янформациоппых парамет ров» человека с целью определения того, как нужно орга низовать взаимодействие человека и машины, чтобы чело век трудился в оптимальном режиме и без перегрузок а машина сохраняла высокую эффективность работы.
Но отношение психологии и физиологии, с одной сторо ны, и кибернетики и автоматики, с другой — взаимно. Не только психология и нейрофизиология пужпы технике, но и, наоборот, техника, кибернетика, математика начина ют активно служить паукам о человеке. Некогда бытовав ший взгляд на психологию как на область, педоступпую математизации, формализации и алгоритмизации, теперь решительно пересмотрен. Для изучения пейродииамики, психики, сознания во всем многообразии их проявлений теперь приходится вступать на путь комплексного иссле дования, в котором методы математики и кибернетики, современная техническая аппаратура попросту необходимы. Отсюда быстрое расширение и углубление исследователь ских работ по внедрению математических и кибернетиче ских методов в психологию, в частности в педагогическую психологию, возрастную и социальную психологию, и т. д.
Это означает, что психология перестает быть традици онно-гуманитарной. Она становится, так сказать, «полу гуманитарной» дисциплиной — дисциплиной, оперирую щей не только нейрофизиологическими фактами и прибе-
194
гаКнцой к соответствующим естественнонаучным мето дам, но и жадно «впитывающей» кибернетические идеи и математические методы. Это проявляется в формирова
нии таких «не совсем гуманитарных» |
подразделений |
этой науки, как м а т е м а т и ч е с к а я |
п с и х о л о г и я , |
и н ж е II е р и а я и с и х о л о г и я. |
|
В настоящее время картина такова, что работы по ма тематической психологии, математическим методам в пе дагогике, по кибернетическим теориям обучения все время нарастают. В нашей стране всеобщее признание получила инженерная психология, с которой тесно связано более широкое направление, получившее название эргономики. Это естественно, ибо важнейшей задачей данного направ ления является изыскание способов оптимального взаимо действия человека с машинами, автоматами 15.
Этот процесс ведет к появлению специалистов-гума- нитариев нового типа — психологов и нейрофизиологов, обладающих совсем иным уровнем подготовки в точных науках, чем тот, который еще 20 лет назад считался до статочным. Он же обусловливает появление инженеров и математиков, которые начинают на профессиональном уровне разбираться в проблемах психологической науки, и стабильных форм сотрудничества математиков и психо логов (примером такого сотрудничества может служить монография: Д. А. Поспелов, В. Н. Пушкин, 1972).
С другой стороны, в кибернетику проникла целая гам ма психологических терминов и возникли понятия, имею щие корреляты в этой науке. В их числе: понятие памяти, после развития технических систем записи информации перешедшее в кибернетику и информатику (причем с сохранением ряда «антропоморфных» черт); понятие обу чения (обучение автоматов); игры и коллективного пове дения (игры автоматов) и т. д.
Новые направления психологии — только пример тен денции к появлению «полугуманитарных» дисциплин, ис пользующих методы кибернетики, математики, информа ционный подход и т. д., что позволяет им подняться на более высокий методологический уровень по сравнению с
15 Инженерной психологии посвящено много работ отечественных исследователей; см., например: В. Ф. Ломов, 1966. О зарубежных исследованиях в этой области см.: «Инженерная психология за рубежом». Сборник статей. Перев. с англ, под ред. А. Н. Леон тьева. М., 1967.
195 |
7* |