ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ущерб для разработки полезных в эвристическом смысле теорий (каковой, вне всякого сомнения, является концеп ция «управляющих систем живой природы» А. А. Ляпу нова)?
Наука с неизбежностью вступает на путь использования в сво их концепциях недостаточно уточненных (еще) понятий. Пример но в те же годы 2 А. А. Марков предложил определение кибернети ки, не опирающееся на понятие информации. При атом он в явной форме полемизировал с А. Н. Колмогоровым, обращая внимание па круг в определении, допускаемый последним при объяснении тенминов «информация» и «кибернетика». Но неявно он также про должал полемику с А. А. Ляпуновым, предлагая определение ти пично «информационного» понятия — «кибернетика» без ссылок на
«информацию». Как мы знаем (см. гл. 1), |
определение |
это проис |
ходило через понятие п р и ч и н н о с т и : |
кибернетика |
определя |
лась как паука о причинных сетях, изучаемых с точностью до изо морфизма.
Может показаться, что вместо одного «неясного» понятия — «информация» здесь было использовано другое, не менее «неясное» понятие — «причинность». Однако это не так, ибо Марковым произ водилась э к с п л и к а ц и я понятия причины — как «причины к силу данной совокупности закопов природы», определенным обра зом (см. выше, стр. 59) связывавшееся с логической выводимостью. Тем не менее апелляция к некоторой «неэксплицированной» идее имела место и в этом случае: ею служило понятие «закона при роды». Закон природы мыслился как некоторое п р а в и л о в ы в о- д а,— но вопрос о том, достаточно ли хорошо уточнены понятия ес тествознания или какой-то его области, чтобы формулируемые с их помощью законы можно было трактовать как правила вывода в смысле логики, оставался вне рассмотрения.
На деле введение определений, подобных определениям А. А. Ляпунова и А. А. Маркова, является в науке рас пространенной ситуацией. Эти ситуации возникают тогда, когда в данной конкретной науке возникает необходи мость уяснения самых общих ее понятий, для чего обычно нет другого выхода, как использование общенаучных по нятий («информация», «закон природы» и т. п.).
В настоящее время, несмотря на продолжающееся от сутствие «общего» и «строгого» (формального) определе ния «информации», этот термин — в его различных смыс лах — находит широкое применение в самых разнообраз ных областях знания. Это и не удивительно, ибо за этим термином фактически стоит некоторое общенаучное поня-
2 В частности, на Конференции по методологическим вопросам кибернетики в 1962 г.; см. упомянутые обзоры Конференции и статью: А. А. Марков, 1964.
221
¥ие, имеющее содержательный (неформальный, неформализованный) характер. Значительная часть философской
проблематики, |
относящейся |
к |
этому понятию,— об |
этом мы уже |
говорили в |
гл. |
I — группируется вокруг |
вопроса о соотношении математических теорий информа ции и диалектико-материалистической теории отражения, а также вокруг идеи взаимосвязи информации (в смысле количества информации) и физической энтропии3.
Последняя идея, подробно развитая впервые Л. Бриллюэиом (русский перевод: 1960), имела существенное значение для развития материалистической интерпретации информации (количества информации). Такая интерпре тация направлена против спиритуалистских и неопозити вистских интерпретаций феномена информации.
Дело в том, что такие философские направления, как, скажем, неотомизм, оперируя информационно-кибернети ческими понятиями, развивают, так сказать, «информаци онный витализм». Информации дается объективно-идеали стическое истолкование: она понимается как некая нема териальная «сущность», существующая независимо от субъекта (в философском смысле этого понятия) и вообще самоорганизующихся систем — носителей информацион ных процессов, как некое нематериальное начало. С дру гой стороны, имеет место и такая философская интерпре тация информации, когда она понимается как нечто «тре тье», т. е. как что-то существующее н а р я д у с матери альным и идеальным, например, просто как определенная
3 Философской проблематике теории информации посвящена гро мадная литература. Укажем здесь следующие работы, в основ ном отечественных ученых: И. Б. Новик (1959, 1961, 1962, 1963), Л. Бриллюэн (1960, 1966), А. А. Харкевич (1960), Л. Б. Ба
женов (1961), И. И. Гришкин |
(1962), И. Н. |
Бродский (1963), |
Б. С. Украинцев (1963, 1969), |
В. С. Тюхтин |
(1963, 1967, 1970, |
1971), Н. И. Жуков (1963, 1971), В. М. Глушков (1964), Л. А. Петрушенко (1964, 1971), Д. А. Гущин (1965, 1970), А. Д. Урсул
(1965, 1967, 1967а, 1968, |
1968а, 1970, |
1971), |
И. Земан (1966), |
Д. И. Меницкий (1967), |
Т. А. Павлов |
(1967), |
Д. И. Юргеленас |
(1967), М. Штеренберг (1971). См. также статью: В. Ю. А. Мето дологические проблемы теории информации (обзор литерату ры).— «Вопросы философии», 1968, № 10, и главы, посвящен ные философским проблемам информации и отражения, в кол лективных трудах: «Философия естествознания», вып. 1. М., 1966; «Ленинская теория отражения и современность». София, 1969; «Ленинизм и философские проблемы современности». М., 1970.
222
характеристика языковых образований (трактовка в духе неопозитивизма).
В нашей философской литературе уже предпринима лась критика идеалистических — как объективно-идеали стических, так и субъективно-идеалистических, например, в духе конвенционализма — истолкований «природы» ин формации. Это, в частности, весьма обстоятельно сделано А. Д. Урсулом в его книге (1971; см. § 2 гл. I этой книги) и И. И. Гришкиным (1968, 1973). Последний, в частности, показывает, что «информационный» (или «негэнтропийный») витализм следует рассматривать как современный вариант платонистского и аристотелево-томистского учения о «форме и материи».
Мы пе будем поэтому ставить перед собой задачу под робного критического анализа идеалистических интерпре таций информации, тем более что мы касались уже этого вопроса в первой главе. Ограничимся несколькими приме рами и некоторыми дополнительными замечаниями, по называющими, что упомянутые интерпретации соединяют ся нередко как с непониманием кибернетического матери
ала, так и с неверной трактовкой (или извращением?) |
су |
щества диалектико-материалистической позиции в |
рас |
сматриваемом вопросе. Так, Л. Кёршнер, пишущий |
(как |
мы уже имели случай отметить) о том, что попятив инфор мации не укладывается в диалектико-материалистиче
скую картину мира |
(так |
как оно усложнило «деление» |
|
мира |
на материю |
и сознание), говорит: «Главная ли |
|
ния |
проходит от ортодоксов, желающих использо |
||
вать |
конфликт (между |
кибернетико-информационными |
представлениями и диалектико-материалистической фило софией. — Б. Б.) как средство распотрошить науку, от которой исходит угроза, через умеренных, которые при лежно стараются совместить несовместимое, к ультра, — тем кибернетикам, которые имеют в виду только движение науки вперед и которые, следовательно, довольно охотно приемлют информацию как новую сущность» (L. R. Kerschner, 1967, р. 574).
В аналогичном свете изображает дело и П. Киршенман, который в книге, упоминавшейся в гл. I (книга эта была очень быстро переведена на английский язык: Р. Р. Kir schenmann, 1970), выражает недоумение по поводу того, что могут означать утверждения советских философов о том, что научные понятия (и в том числе понятие инфор
223
мации) должны иметь объективное содержание4. «Если уж должно быть выработано по возможности обобщенное понятие информации, то, — рассуждает Киршенман, — ...
нужно исходить из человеческого мышления и сознания...
Если определить информацию как объективное содержа ние мышления или процесса познания, то такое понятие информации охватит нечто общее в информационных про цессах между людьми, в умозаключениях от следствий к причинам и, наоборот, в процессах познания структурных свойств материальных образований.— Однако «объектив ное» не имеет при этом значения «материально существую щее»; оно не ограничивается также тем, что «определяется материальным». Объективным здесь является содержание мышления или тот или иной результат познания, отличный от соответствующих субъективных актов. А под «обобщен ным» надлежит понимать не нечто, одинаково присущее многим материальным вещам (как считает диалектиче ский материализм), а то, что является общим у этих объ ективных содержаний. Общее же у них то, что они могут быть содержанием некоторого сознания. Тогда то, что в материальных явлениях может быть содержанием неко торого сознания, допустимо называть «потенциальной ин формацией»» (Р. Kirschenmann, 1969, S. 234).
Если П. Киршенман «перетолковывает» советских фило софов, то некоторые его коллеги, например Г. Гюнтер, идут, так сказать, «к истокам», предлагая свою интерпре тацию идеям «отца кибернетики» Н. Винера. В главе пер вой мы уже останавливались на взглядах Г. Гюнтера. По нимая информацию как феномен, который нельзя отнести ни к физически-материальным, ни к субъективно-духовным явлениям (см. стр. 31 настоящей книги), Гюнтер утвер ждает, что, формулируя свой известный тезис: «Информа ция есть информация, а не материя и не энергия. Тот ма териализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время» (Н. Винер, 1968. стр. 201), создатель кибернетики в резкой форме проти-
4 При этом П. Киршенман упоминает ряд работ советских фило софов, в частности написанную К. Е. Морозовым главу «Фило софские проблемы теории информации» в книге «Философские вопросы естествознания» (вып. 1. М., 1966). Критику рассужде ний П. Киршенмана дал А. Д. Урсул (1971); см. также статью: А. Д. Урсула (1970), написанную совместно с автором этих строк.
224
вопоставлял развивавшийся им круг идей материализму
(G. Günther, 1963, S. 16).
Для этих высказываний характерно непонимание (или недопонимание) и специфики кибернетики, и теоретико информационных построений, и существа современного материализма. П. Киршенман, например,— и это хорошо показал А. Д. Урсул (А. Д. Урсул, 1971, стр. 32—33) — в трактовке информации во многом стоит на докибернетических позициях. Не принимая тезис об объек тивности феномена информации, как он изучается в мате матических теориях информации и кибернетике, он факти
чески встает на |
путь субъективизации |
этого |
поня |
|
тия. Именно, в |
значительной |
части тех |
мест |
книги |
П. Киршенмана, |
в которых |
он говорит |
«от |
себя», |
информация понимается как своего рода «интерсубъектив ное» явление — как свойство, проявляющееся в коммуни кации личностей. При этом из числа различных трактовок понятия информации ведущим для него служит ее истол кование как синонима з н а ч е н и я языкового образова ния; каждое такое образование имеет значение только в том случае, если оно несет информацию, и наоборот, обла дать информацией означает иметь значение; при этом на личие информации в технических устройствах связыва ется с человеческой личностью, поскольку кибернетические устройства лишь выполняют волю и замысел создавшего их человека и в конечном счете зависят от сознания.
Конечно, в проведении параллелей между феноменами «значения» и «информации» (и даже в отождествлении их — при строго оговариваемых допущениях, определяю щих рамки применимости возникающих таким способом концепций) нет еще ничего методологически сомнительно го; отметим хотя бы концепцию значения как «инварианта информации», развитую И. С. Нарским (1969). Однако для И. Киршенмана значение обязательно связано с с о з н а н ие м субъекта — фактором, с его точки зрения определя ющим наличие информации также и в кибернетических устройствах. Понятно, что при таком подходе под вопросом оказывается наличие информации (и информационных процессов) в системах живого, не обладающих психикой, не говоря уже о неорганической природе.
Естественно, что П. Киршенман не согласен с теми из наших философов, в работах которых информация связы вается с отражением и разнообразием. По его мнению,
8 Б. В. Бирюков |
225 |
истолкование информации через понятия отражения и раз ■ нообразия слишком обще, чрезмерно широко, не выявляет специфики информационных процессов. Сторонники этой трактовки рискуют попросту повторить в неточных тер минах теории отражения то, что говорит кибернетика, за являет П. Киршенман (Р. Kirschenmann, S. 272). Лейтмо тив книги — тезис, что теория информации (и кибернети ка) сама способна исследовать свои понятия на требуемом уровне строгости и специфичности и что эти строгость и специфичность теряются, коль скоро проводится философ ско-методологический анализ упомянутых понятий.
Тезис не новый: это известный мотив «наука сама себе философия». Вряд ли стоит здесь заниматься его критикой, Но одно необходимо подчеркнуть: его несостоятельность особенно очевидна, когда речь идет об анализе круга во просов, связанных с общенаучными понятиями (каковым является понятие информации). Сфера исследования тако го рода понятий как интуитивно-содержательных научных представлений, в гносеологическом плане предшествую щих своим экспликатам, составляет преимущественное поле деятельности философии; но последней существенно помогают в этом те дисциплины, в рамках которых строят- , ся соответствующие экспликации. В применении к инте ресующему нас понятию информации это означает, во-пер вых, что его анализ как общенаучного понятия есть фило софский анализ, и, во-вторых, что этот анализ должен опи раться на результаты существующих теорий информации.
Именно философская мысль призвана объяснить смысл той целеустремленной работы специалистов, которую называют процедурой научной экспликации. Что другое, нежели «междисциплинарный» философский взгляд — не зависимо от того, кто развивает его: «профессиональный» философ или «конкретный» специалист, — в состоянии проследить путь, ведущий от первоначального неуточненного, «диффузного» понятия к выяснению содержательно го смысла этого понятия в различных областях, с тем чтобы на этой основе получить уточнение последнего с по мощью математических средств? И разве этот путь не над лежит пройти при экспликации «информации»? Ведь ос новные вехи его уже явственно зримы: «житейский» смысл «информации» как сведений какого-либо рода; выяснение содержательного (неуточненного) понятия информации в обиходе науки и техники (это связано с рассмотрением
226
различных аспектов информации); уточнение понятия ин формации в рамках математических теорий информации: установление взаимосвязей («единства») этих теорий, оп ределяющее сферы их приложимости и дающее ту кон кретную картину «природы» информации, которой дол жен «.завершиться» процесс восхождения «от абстрактно го к конкретному».
Конечно, у экспликации понятия информации есть своя специфика (о которой частично говорилось во второй главе). Исторически ее «началом» послужил не (содержа тельный) анализ повседневного (в том числе повседневно го в на ук е ) представления об информации как о сообще ниях, сведениях какого-либо рода, а рожденные запросами сравнительно узкой области — техники связи — математи ческие теории к о л и ч е с т в а информации. И до «заверша ющего» этапа экспликации — построения развитой теории информации (или, что ныне представляется наиболее веро ятным, целой сети теорий информации, по своего рода «принципу дополнительности», характеризующих разные стороны информационных процессов) — еще, по-видимо му, далеко. Тем очевиднее наличие — и существенность! — той сферы, в которой, вопреки утверждениям П. Киршепмана, диалектико-материалистический анализ не «подме няет» никого. Существенно, что в эту сферу входит вопрос об отношении экспликатов информации к совокупности представлений, охватываемых содержательным общенауч ным понятием информации (и понятием информационного процесса).
П. Киршенман, Л. Кёршнер и другие критики диалек тико-материалистического подхода к вопросу о «природе» информации пытаются опереться на дискуссию, имеющую место в нашей философской литературе по вопросу о при менимости понятия информации в сфере неживой природы. Однако их стремление представить эту дискуссию как борьбу «ортодоксальных» материалистов и «скрытых» сто ронников неопозитивизма несостоятельно, как несостоя тельно и изображение Н. Винера в качестве противника материализма. Все советские философы, пишущие об ин формации, стоят на позиции признания объективного со держания этого понятия. В этом они просто следуют су ществу науки об управлении и информации. Для Н. Ви нера, например, несомненной были объективность и фено мена информации, и информационных процессов, а его
227 |
8 * |