ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
смысле может быть представлен некоторым алгоритмом данного стандартного вида. Тезис этот означает, что любой алгоритм в содержательном (интуитивном) смысле этого понятия может быть — во всяком случае с теоретической точки зрения — «переведен» в алгоритм в смысле данного уточнения. Однако нередким в науке является другой слу чай: когда экспликат не всегда — не во всех контекстах, в которых встречается уточняемое понятие или предложе ние, не во всех аспектах его содержания и т. п.— может заменять эксшшканд (Б. В. Бирюков, С. Н. Плотников, 1966). Примером может служить содержательное поня тие логически правильного рассуждения, для которого до сих пор нет достаточно п о л но уточняющего его точ ного понятия логического вывода, и поэтому в логике, при характеристике логически правильного рассуждения, на ряду с его экспликацией в «обычной» теории доказатель ства (как дедуктивного вывода, отвечающего опреде ленным формальным требованиям), приходится прибе гать к введению модальностей, разных видов «следования по смыслу» и других средств, выходящих за пределы нынешней теории (логико-математического) доказатель ства.
С ситуацией этого рода мы сталкиваемся и в случае понятия информации: все уточнения содержательного по нятия информации, имевшиеся до сих пор, идут по линии его п р и б л и ж е н н о й характеристики. Это замечание многое объясняет в развитии теорий информации и их приложений. Необходимость для науки понятия информа ции как общенаучного понятия была осознана сразу же после оформления кибернетики и возникновения теории К. Шеннона. Шенноновская теория информации явилась теорией первого экспликата понятия информации — точ ного понятия количества информации. Но экспликация общенаучного понятия информации в шенноновской тео рии далеко не была исчерпывающей. В этом отношении судьба «информации» оказалась гораздо «многострадаль нее», чем судьба «алгоритма»,— ведь последнее поня тие уже в первых теориях алгоритмов получило доста точно полную экспликацию. Недостаточность статисти
ческой (шенноновской) теории |
информации — и |
равно |
|
сильных ей |
теорий — для ряда |
кибернетических, |
психо |
логических, |
социологических и |
иных постановок |
задач |
и привела в |
дальнейшем к исследованиям по теории се |
209
мантической информации, по теории, уточняющей поня тие ценности информации для получателя и т. д. (см.
ниже, гл. III).
Для уяснения такого рода методологических ситуа ций весьма ценными являются идеи С. А. Яновской об
экспликации путем |
«расщепления» |
понятий (на |
два |
или более понятия) |
в соответствии |
с различными |
воз |
можными оттенками их содержания |
(смысла). Этот |
воп |
рос был рассмотрен ею на материале проблемы значения (смысла) языковых выражений. «Уточнение через рас щепление» понятия значения состоит в его разделении на такие понятия, как денотат и смысл (теория Г. Фреге — А. Чёрча) или экстенсионал и интенсионал (Р. Карнап),— понятий, являющихся обобщениями понятий объема по
нятия |
(класса) и содержания понятия (свойства). |
С. А. |
Яновская в этой связи заметила, что метод расщеп |
ления понятия (на два или большее число) является од ним из наиболее важных способов уточнения смысла вы ражений. «Этот метод постоянно используется наукой, когда речь идет именно о логическом анализе значения выражений и уточнении их смысла в соответствии с требо ваниями науки» (С. А. Яновская, 1959, стр. 11); такой анализ имеет целью обнаружить не только различие в тож дестве, но и тождество в различии. Между тем многие трудности семантического анализа (например, у Карнапа), замечает она, возникают в результате забвения того, что во всяком тождестве (Карнап: «Метод экстенсионала и интенсионала нуждается только в одном выражении, что бы говорить как о свойстве, так и о классе»,— Р. Карнап, 1959, стр. 29) есть различие, однако от этого различия (в данном контексте, данном исследовании, и не более!) можно отвлечься.
Исследование экспликации понятия «информация» предпринял И. И. Гришкин (1968), который показал, что в уточнении «информации» проявляются особенности экс пликации как теоретико-познавательной процедуры. Экс пликация и в данном случае идет по пути «расщепления» уточняемого понятия на экспликаты, коими являются, прежде всего, понятия синтаксической, семантической и прагматической информации; построение этих экспликатов осуществляется и на качественном, и на количественном уровнях (в теориях, и з м е р я ю щ и х количество, смысл или ценность информации).
210
Следует подчеркнуть, что экспликация через «расщеп ление понятий» эффективна только тогда, когда возника ющие в результате «расщепления» экспликанды могут быть охвачены некоторой единой теорией (примером могут служить экстенсионал и интенсионал в семантичес кой теории Р. Карнапа) или же когда между теориями, в которых фигурируют экспликаты данного экспликанда, могут быть установлены достаточно тесные связи (та|к обстоит дело с теориями информации, в том числе и се мантическими: между центральными понятиями этих тео рий — экспликатами феномена информации методоло гический анализ обнаруживает Целую сеть отношений; см. подробнее в гл. III).
Но зачем вообще нужно уточнять понятия (и предло жения), зачем вообще нужна логическая строгость в ма тематике и других науках? На этот вопрос, естественно возникающий в связи с процедурой экспликации, четкий ответ был дан той же С. А. Яновской. Суть дела состоит в том, что (математическая) строгость — как и вообще логика — раширяет возможность применения критерия практики: позволяет заменить его применение в случаях, непосредственно недоступных практической проверке, при менением к случаям, доступным ей. «Фактически это нам приходится делать постоянно, когда, например, мы хотим восстановить прошлое по его следам в настоящем, доступ ным опытной, практической, проверке; хотим узнать хи мический состав звезды по ее спектру или поставить диаг ноз по рентгенограмме, или... да, в сущности, всегда и вез де именно логика позволяет нам заменить применение кри терия практики в сложных и трудных случаях его приме нением в значительно более простых. «Простота» при этом и состоит в доступности непосредственной практичес кой проверке и поэтому сама зависит от технических воз можностей, которыми мы располагаем (хотя бы,— как в случае, когда мы допускаем, например, так называемую абстракцию потенциальной осуществимости,— и в обоб щенном идеализированном виде)» (С. А. Яновская, 1966, стр. 180—181). При этом речь идет только о той логиче ской строгости, в которой действительно нуждается наука па данной ступени своего развития. Полемизируя с И. М. Бохенским, который в своем труде «Формальная логика» — комментированном собрании текстов по истории логики —- изобразил Декарта подлинным «несчастьем» для логики
211
(J. M. Bochenski, 1956), С. А. Яновская подчеркнула, что действительное творческое развитие математики, в том числе и в эпоху Декарта, было связано не с отказом от требований логической строгости, а с новым, более глу боким пониманием этих требований: «....пока еще не было электронных вычислительных машин, которые доляшы вы полнять и некоторые логические выводы, не было и под линной нужды строить эти выводы в точности по формаль ным правилам какого-нибудь логического исчисления»
(С. А. Яновская, 1966, стр. 175).
В наше время, мы зпаем, научная строгость все более предполагает возможнесть — не только теоретическую, в смысле абстракции потенциальной осуществимости, но и непосредственно практическую — доведения соответствую щих процедур до «формально-машинного» вида. Между прочим, это заставляет по-иному взглянуть на тот крите рий оценки качества экспликации, который называют «принципом простоты». Иногда, не проводя принципиаль ной грани между субъективистским «принципом эконо мии мышления» и позитивным методологическим «кри терием простоты» (родственным известной «бритве Оккама»), отказывают последнему в праве быть средством (одним из средств!) оценки добротности экспликации. Тем примечательнее процитированное замечание С. А. Янов ской: в его свете становятся ясными методологические преимущества «более простых» экспликаций — экспли каций, более близких машинно-математическим и кибер нетическим реализациям, — и, значит, рациональный смысл «принципа простоты» как одного из критериев экс пликации.
14. Об одном новом направлении науковедческих исследований
Развертывающаяся ныне научно-техническая револю ция делает весьма актуальной задачу комплексного изуче ния развития науки, т. е. тот круг проблем, который ныне объединяется термином «науковедение». Связь науковед ческих исследований с циклом дисциплин и комплексом по нятий и методов, объединяемых термином «киберпетика», осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего в самом науковедении налицо определенная кибер нетическая струя. В изучении научно-технического про
2 П
гресса все шире применяются технические средства кибер нетики, особенно электронно-вычислительная техника; тео ретические идеи и математический аппарат кибернетики оказывают большое влияние на направление пауковедческих работ. Например, они питают активно развиваемый ныне информационный подход к науке.
Имеется, однако, один «стык» кибернетики и наукове дения, который привлекает еще мало внимания. Мы имеем в виду анализ тех т е н д е н ц и й в н а у ч н о м р а з в и тии, которые связаны с кибернетикой.
Как мы показали в этой главе, кибернетика внесла много нового в методы научного исследования. Разумеется, она не претендует на вытеспение тех познавательных при емов, которые издавна изучаются в гносеологии и логике; не отвергает она, конечно, и традиционные «причинно-суб стратные» методы различных конкретпых наук. Ее мето дологическое значение в другом: она присоединяет к ар сеналу всех этих средств свои методы, причем непосред ственно предполагается, что в общем контексте научного познания эти методы надлежит применять в органическом единстве со всем многообразием средств познания.
Кибернетические методы все органичнее входят в на учные исследования, и учет в науковедении тех тенден ций в науке, которые связаны с кибернетикой, становится все более необходимым. Новые, идущие от кибернетики и связанных с ней дисциплин, общенаучные методы иссле дования и общенаучные понятия ждут своего изучения в реальной «ткани» познания. Ведь эти новые методы и по нятия становятся все более весомыми. Очевидно, что раз витие науки состоит не только в накоплении знаний, но и в трансформации самих методов научного исследования. Очерченные нами процессы — процессы внедрения в раз личные науки математических средств, методов модели рования, формализации, алгоритмизации, семиотизации и т. и., взаимопроникновения экспериментально-эмпиричес кого и дедуктивно-математического знания, усиления вза имодействия науки и техники, «приближения» критерия практики к самым абстрактным научным дисциплинам и т. д. — заслуживают того, чтобы сделать их предметом бо лее тщательного изучения. Во всяком случае, такое изу чение необходимо, если мы хотим представить себе лик науки ближайших десятилетий. Общие соображения о раз витии машинной математики, кибернетики, информацион-
213
ных исследований и т. д., связанные с превращением нау ки в непосредственную производительную силу общества, здесь недостаточны. Речь идет о ф а к т и ч е с к о м изуче нии упомянутых процессов, дающем к а ч е с т в е н н у ю и к о л и ч е с т в е н н у ю к а р т и н у их д и н а м и к и .
Как можно объективно изучать (и измерять) процессы внедрения ів различные науки математических средств, методов моделирования, алгоритмизации и т. и., взаимо проникновение экспериментально-эмпирического и дедук тивно-математического начал знания? Это возможно, нап ример, путем изучения п у б л и к а ц и й в соответствующих областях, выделения публикаций, в которых применяются те или иные методы логики и математики; при этом при дется разработать определенные характеристики публи каций в соответствии с некоторой методикой. Такую рабо ту можно было бы начать, например, в науке о языке, в ряде разделов биолого-медицинских наук и др. Вряд ли можно сомневаться, что такое изучение дало бы показа тельную картину, на основании которой можно было бы сделать ряд обобщений относительно имеющихся тенден ций и наметившихся сдвигов в различных науках в сто рону применения в них точных математико-логических методов.
Существенно при этом, что на этом пути были бы полу чены доказательные заключения, исключающие «вкусо вые» оценки, а также заключения, полезные для убежде ния тех ученых — их еще немало и в науках о жизни, и в науках гуманитарных,— которые не замечают (или ста раются не замечать) очерченпые выше тенденции разви тия методов науки. Такие исследования могли бы дать важный материал для обобщающих обзорных трудов, де монстрирующих рост применения указанных методов в различных науках. В Научном совете по кибернетике АН СССР имеется уже определенный опыт подготовки та кого рода обзорных трудов13. Постановка предлагаемых91
19 См., например: «Кибернетику — на службу коммунизму». Сбор ник статей. Под ред. А. И. Берга, т. 5. М., 1967; «Кибернетика». Проблемная записка «О работе Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» Академии наук СССР за 1959— 1967 гг.».— «Информационные материалы». Издание Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР. М., 1967, №11; см. также ежегодные отчеты-обзоры, помещаемые в «Информационных материалах», вып. 19а (М., июнь 1968), 32а (М, июль 1969), 11-12 (М., 1970), 8 (55) (М., 1972).
214