ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
«природе». В центре нашего внимания при этом будет общеметодологический подход к информации (количеству информации) как к понятию, характеризующему меру разнообразия, содержащегося в некотором объекте (мно жестве) .
3. «Разнообразностная» концепция
Теории информации, о которых шла речь в предыду щем параграфе — статистическая, комбинаторная, тополо гическая, алгоритмическая, — характерны тем, что они не пользуются явно (в самом математическом аппарате) по нятием информации — в этом аппарате присутствует лишь ме р а информации,— и тем не менее каждая из них неяв но определяет это понятие, точнее, определенную его сто рону.
Возникает вопрос, можно ли усмотреть какую-либо общность в этих неявных определениях?
Прежде чем мы попытаемся дать ответ на этот вопрос, очертим некоторые сложившиеся в литературе общемето дологические подходы к «природе» информации — подхо ды, оказывающие влияние не только на развитие теоретико информационных исследований, но и на интерпретацию процесса познания вообще. Один из этих подходов осно ван на обнаружении глубоких связей некоторых теоретикоинформационных концепций с определенными понятиями и теориями физики. Мы имеем в виду «негэнтропийный принцип информации», выдвинутый и обстоятельно обос нованный в работах Л. Бриллюэна (1960, 1966). Последний отправляется от связи между понятиями количества ин формации (в статистической теории информации), или эн тропией источника сообщений и (физической) энтропией (в статистической физике) — связи, хорошо выраженной в следующих словах Дж. Пирса: «Уменьшение энтропии (в смысле статистической механики.— Б. Б.) увеличивает свободную энергию системы. Но увеличение свободной энергии в точности равно минимально необходимой энер гии для передачи сообщения, которое приводит к увели чению свободной энергии, и эта энергия оказывается пропорциональной энтропии в теории информации... За информацию, приводящую к уменьшению энтропии (в статистической механике) системы, нужно расплачи ваться. Эта плата пропорциональна энтропии (в теории
2 4 0
информации) источника сообщения, от которого исходит эта информация» (Дж. Пирс, 1967, стр. 240 — 241).
Вклад Л. Бриллюэна состоял не только в том, что он обосновал этот принцип 7, но и в том, что он, так сказать, «продлил» эту связь, распространив «негэнтропийный принцип информации» на анализ научных процедур. Он показал, что такой подход, основанный на понимании научного исследования (экспериментов и наблюдений, установления законов) как борьбы (никогда не заканчи вающейся полной победой, но необходимо ведущейся наукой!) с «научной неопределенностью», является весь ма плодотворным (например, открывающим путь к уста новлению количества информации в законах науки). Данный подход, основанный на шенноновской теории и стремящийся распространить статистико-информацион ный подход на такие способы получения знаний в науке, как эксперимент и наблюдение, в ряде работ зарубежных ученых, и в частности Маккея, перерастает в направле ние, получившее название теории научной информации; это направление, с одной стороны, стремится обобщить шенноновскую теорию, распространяя ее на сферу науч ного наблюдения, эксперимента и теории, а с другой стороны, оно уже осознает «недостаточность теории Шеннона для исследования указанных гносеологических процедур, выдвигая более широкое понимание предмета теории информации... и пытаясь обосновать правомер
ность других |
концепций информации («метрическая» и |
|
«структурная» |
информация Маккея)» ( И. И. Гришкин, |
|
1969, стр. 6—7).. |
Маккея |
|
«Теория научной информации» Бриллюэна, |
||
и др. — четко |
гносеологически ориентированная |
теория, |
но в ней, в философском плане, пожалуй, недостаточен момент «онтологизации» своих рассмотрений. От этой черты свободна другая концепция информации, обладаю щая поэтому большей «обобщающей силой»,— «разнообразностная» концепция. Основания, заставляющие нас обращаться прежде всего к этой концепции, следующие.
Ни одна из упоминавшихся нами в этой главе тракто вок информации (в частности, ни понимание «информа ции» «просто» как сведений, ни истолкование ее как
7 О критике этого принципа со стороны некоторых специалистов мы скажем ниже.
241
снятой неопределенности, ни обобщения Маккея, связыва ющего информацию с измерением изменений в знаниях вообще) не схватывает «до конца» суть дела; каждая из таких трактовок «работает» в определенной области. Воз никает вопрос, можно ли предложить такую трактовку понятия информации, которая, согласуясь с интуитивно содержательными представлениями об информации (ска жем, как «сведений», «сообщений», сообщающих нечто новое), вместе с тем не расходилась бы (или расходилась в «минимальной» мере) с имеющимися уточнениями это го понятия (и его различных аспектов) в существующих «теориях информации». Представляется, что в поисках такой трактовки (или, лучше сказать, приближения к ней) целесообразно попытаться разобраться в той «сети» категорий, с «узлами» которой связаны имеющиеся в науке представления об информации. Во всяком случае это соответствует тому подходу к научным понятиям, ко торый Ф. Энгельс имел в виду, когда писал, что понятия следует рассматривать «в их историческом, соответствен но логическом, процессе образования» 89.
Трактовка, которую мы имеем в виду, уже на про тяжении ряда лет обосновывается А. Д. Урсулом. Речь идет об истолковании «природы» информации на основе общенаучного понятия разнообразия (соответственно, философской категории р а з л и ч и я ) и философского понятия о т р а ж е н и я (отображения). Описать ее мож но следующим образом (ср. совместную с А. Д. Урсулом статью автора этих строк, 1970).
Как известію, различие есть, говоря языком логики, отрицание неразличимости, тождества; тождество [это отношение определяется для двух объектов, но благодаря присущему ему свойству транзитивности может быть распространено на любое число (равных) объектов] есть такое отношение между объектами, в котором они нахо дятся тогда, когда все их свойства — общие, т. е. когда все истины, которые можно высказать об одном объекте, можно высказать о другом и наоборот; таково определе ние «тождества неразличимых», данное еще Лейбницемэ. Так вот, информацию можно понимать как своего рода
8К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 25, ч. 1, стр. 16.
9G. W. Leibniz. Fragmente zur Logik. Ausgewählt, übersetzt und erläutert von F. Schmidt. Berlin, 1960, S. 249—250, 315.
242
«отрицание», «снятие» неразличимости. Переход от трактовки информации как «снятия» неопределенности к пониманию информации как «снятия» неразличимости выглядит достаточно убедительно, если принять во вни мание следующие соображения. Неопределенность свя
зана |
с |
возможностью |
и |
случайностью: она имеет место |
там, |
где |
можно говорить |
о превращении возможностей |
|
в действительность, а |
случайных процессов — в необхо |
димости. Но наличие невероятностных, нестатистических подходов в теории информации свидетельствует о том, что связь феномена информации со случайностью и воз
можностью не является органической. |
Что же остается |
от понятия н е о п р е д е л е н н о с т и , |
«очищенного» от |
случайности и возможности? Остается, по-видимому, признак «различимости — неразличимости». Поэтому-то информацию и можно трактовать как «снятую» неразли чимость — как р а з н о о б р а з и е .
Общенаучное понятие разнообразия неплохо прояс няет «природу» информации. Именно, можно считать,
что информация |
налицо там, |
где имеется разнообразие, |
неоднородность. |
Простейшая |
единица информации — |
бит — выражает, |
при этом подходе, элементарное, наи |
меньшее различие, т. е. различие двух объектов (как следует из лейбницева определения тождества, объекты различны — т. е. не тождественны — тогда, когда они от личаются хотя бы в одном каком-либо свойстве). Напри мер, если в ящике два шара, отличающиеся друг от дру
га (скажем, по цвету), |
то их |
совокупность |
обладает |
||
разнообразием — информацией |
(количеством |
информа |
|||
ции) — в |
один бит. |
Если |
же шары не различаются (по |
||
цвету), то |
говорят, |
что (в |
этом |
отношении) объект «со |
вокупность шаров» не содержит информации. Чем боль ше в совокупности отличных друг от друга элементов, тем больше эта совокупность содержит информации. По-
. нятие «элемент» при этом следует понимать в самом ши роком смысле: это не обязательно какая-то отдельная «вещь»,— к числу элементов могут относиться и классы, свойства, отношения «вещей», и классы классов и т. п. Информация «появляется» тогда, когда хотя бы два «элемента» в совокупности различаются, и она «исчеза ет», если объекты «склеиваются», отождествляются.
Разумеется, сказанное выше представляет собой фи лософскую аргументацию в пользу концепции разнооб
243
разия в применении к понятию информации («разнообразностной» концепции информации). Эта аргументация должна быть подкреплена анализом фактического поло жения вещей в имеющихся теоретико-информационных экспликациях, что мы и попытаемся сделать в дальней шем изложении. Пока же заметим следующее.
«Разнообразностную» концепцию впервые достаточно подробно развил У. Р. Эшби. Анализируя основы науки об управлении и переработке информации, Эшби, как мы отмечали в гл. I, пришел к выводу, что самым фундамен тальным понятием кибернетики является понятие «раз личия», откуда естественный путь вел к «разнообразностной» концепции информации и тезису, что теория информации изучает процессы «передачи разнообразия» по каналам связи, причем, как говорит этот ученый, «ин формация не может передаваться в большем количестве, чем это позволяет количество разнообразия» (У. Р. Эшби, 1959, стр. 248).
Эшби развивал концепцию разнообразия на материа ле статистической теории информации. Развитие неста тистических, невероятностных подходов в теории инфор мации повысило убедительность этого акта обобщения — перехода от трактовки информации как снятой неопре деленности к пониманию информации как «снятого тож дества». В отечественной и зарубежной философской литературе не раз отмечалось, что различные теории ин формации, не использующие в качестве исходного поня тия вероятность, можно истолковать в рамках «разнообразностной» концепции.
Наиболее обстоятельно исследовал методологические пути преломления концепции разнообразия — концепции, фактически общенаучной и значит имеющей непосред ственно философский смысл10,— в различных теориях информации А. Д. Урсул (1967, 1968, 1971). Основываясь на положениях У. Р. Эшби (1959), он показал, сколь, полезна категория различия (и понятие разнообразия) для выявления «природы» информации; под этим углом зрения были проанализированы различные теории ин формации: не только статистическая теория, но и ком бинаторная, топологическая (введенная Н. П. Рашев
10 Об общенаучных понятиях и их отличии от философских кате горий см. гл. II нашей книги и § 1 гл. III.
244
ским, как мы говорили, из биологических соображений), «динамическая» (использование понятия количества ин формации в теории динамических систем), алгоритмиче ская (А. Н. Колмогоров) и др.
Здесь нет необходимости излагать «механику осмыс ления» всех этих теорий в «полуфилософских» терминах различия и разнообразия. В большинстве случаев оно получается весьма естественным, как, например, в случае подхода А. Н. Колмогорова. В соответствии с этим под ходом, если объекты одинаковы, то длина программы, осуществляющей переход от одного объекта к другому, становится равной нулю; по мере же роста различий двух объектов растет и «сложность» пути перехода от одного к другому — растет длина программы построе ния одного объекта на основе другого. Получается, что программа «измеряет» степень различия (или степень тождества) двух объектов, представляет ее определенным числом команд, определяющих выполнение, в определен ном порядке, системы операций, преобразующих один объект в другой.
Выше мы охарактеризовали термины «различие» и «разнообразие» как полуфилософские. Ясно, что в пред шествующем абзаце они присутствуют своей философ ской стороной. Но в них есть и другая «половинка» со держания — математическая (и логико-математическая). В соответствии с ней применимость «разнообразностной» концепции в математических теориях информации пред полагает измеримость разнообразия. И такая измеримость действительно имеет место (например, использование теоретико-множественной теории меры).
В осмыслении природы информации концепция раз нообразия играет роль некоторого гносеологического прин ципа. Методологическая его эффективность состоит, как представляется, в следующем. Этот принцип дает воз
можность |
трактовать на единой основе различные идеи |
и теории, |
относящиеся к информации. В этом можно ви |
деть интегративную, синтетическую роль «разнообразностпой» концепции. Она позволяет получить ответ на по ставленный в начале этого параграфа вопрос — в чем общность имеющихся неявных определений информации на основе меры информации тех или иных теорий инфор мации. Ответ состоит в следующем: эта общность коре нится в том, что все они, обычно по-разному, выражают
245
р а з н о о б р а з и е явлений материального мира и челове ческого познания.
По мнению А. Д. Урсула, возникающий в результате осуществления этой роли «расширенный» вариант кон цепции разнообразия охватывает все математические подходы в теории информации и допускает развитие тео рии информации в будущем; это связано с упомянутой синтетической функцией, выполнять которую затрудни тельно другим — более «узким» — трактовкам информа ции. Быть может, этот взгляд возлагает на «разнообразностную» концепцию преувеличенные методологические надежды. Ведь в родственной синтетической роли можно использовать понятие неопределенности (об этом поня тии см.: В. С. Готт, А. Д. Урсул, 1971). Во всяком случае бесспорно, что «разнообразностное» осмысление семанти ческих и прагматических теорий информации наталкива ется на определенные трудности (см. ниже). Но одно достоинство концепции, истолковывающей феномен ин формации с помощью понятия разнообразия, нам пред ставляется очевидным: она позволяет естественным об разом связать понятие и н ф о р м а ц и и с философской категорией о т р а ж е н и я .
4.«Передача разнообразия»
Вчем состоит процесс «передачи разнообразия», о ко тором говорит Эшби в цитате, приведенной в предшеству ющем параграфе? Очевидно, что это — хорошо изученные
втеориях информации процессы передачи, хранения (пос леднее можно рассматривать как частный случай переда
чи, а именно, передачу во времени) и переработки (преоб-, разования) информации. Носитель исходного, «передавае мого», разнообразия — это «передающее устройство», а объект, которому «передается» это разнообразие,— «при емное устройство». Такова, как известно, «классическая» схема процесса передачи информации, изложенная в тер минах концепции разнообразия.
Осуществлять связь — значит нечто передавать в прост ранстве или (и) времени. Это «нечто» — с рассматривае мых позиций — представляет собой «разнообразие»; пос леднее можно понять как с л о ж н о с т ь последователь ности (конфигурации) элементов. Поэтому нередко гово рят, что информация (количество информации) есть (все
246
го только) мера сложности. Трактовка «передачи разно образия» как «передачи сложности» как бы «возвращает» нас к пониманию информации как «непредсказуемости»: «От передатчика к приемнику передается только слож ность, и сложность в самом деле есть то, чем не располагает приемник, сложность непредсказуема, и мерой информации является скорее не число переданных символов, а эффек тивность этих символов, оригинальность группировок этих символов, рассматриваемая как противоположность ба нальности предсказуемого сообщения» (А. Моль, 1966,
стр. 284).
«Передача разнообразия» — это представление, сложив шееся на почве пауки, в результате кибернетического под хода к исследованию поведения и взаимодействия объек тов реальности. Как мы знаем, вскоре после возникновения кибернетики и теорий информации в диалектико-материа листической философии получил распространение тезис о родстве, связи и т. п. процессов передачи информации и актов того, что материалистическая философия издавна называла «отражением». В нашей философской литерату ре сложилась устойчивая традиция рассмотрения понятия информации на основе философской категории отражения (И. Б. Новик, В. С. Тюхтин, Б. С. Украинцев, А. Д. Ур сул, Н. И. Жуков и др.); мы не останавливаемся здесь на различных нюансах в трактовке проблемы «информация
иотражение» у этих (и иных) философов. Однако не сколько замечаний — в дополнение к сказанному в гл. I — о философском понятии отражения сделать следует.
Опираясь на многовековую материалистическую тра дицию, В. И. Ленин в 1908 г. высказал тезис, что «логич но предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отраже ния» 11. Отправляясь от этого тезиса, отечественные фило софы пришли к согласному выводу, что свойство отраже ния, будучи необходимым и всеобщим свойством материи— как говорят, ее атрибутом, — состоит в том, что процесс взаимодействия материальных систем, явлений, процессов реальности приводит к «воспроизведению», в определен ной форме, свойств и отношений, заключенных в одной системе, в свойствах и отношениях другой. (Мы не касаем ся здесь попыток более конкретно описать атрибут отра-
иВ. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 91.
247