ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
Жений, которые предприняли В. С. Тюхтин, В. С. Ук раинцев и другие авторы; см. кпигу Б. С. Украинцева (1969), в которой имеется также обзор литературы по воп росу о сущности отражения.)
Так вот, согласно принятому памп взгляду, это «вос произведение» и есть прежде всего «передача разнообра зия» — передача информации (Б. В. Бирюков, А. Д. Урсул, 1970). Во всяком случае, такой подход уже показал свою плодотворность при анализе соотношения информации и отражения. Информацию в самом общем плане можно, повидимому, понять как разнообразие, которое один объект «содержит о (в общем случае) другом» объекте: как «вза имное», относительное — т. е. связанное с отношением объ ектов — разнообразие.
Такой подход получает подтверждение в самом исто рическом развитии понятия о мере информации в теории информации, в рамках которой был развит аппарат, поз воляющий измерять информацию, содержащуюся в одном объекте относительно другого; количество информации в объекте, определенное безотносительно к другому объек ту, в свете этого аппарата можно понимать как количест во информации, заключенной в данном объекте, так ска зать, «относительно самого себя».
В терминах теории отражения информация может быть охарактеризована как о т р а ж е н н о е р а з н о о б р а з и е
(А. Д. Урсул, 1965, 1968а, 1970, 1971). «Отраженное раз нообразие» — это то разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом, т. е. разнообразие, источ ником (причиной, «передатчиком») которого является от ражаемый объект и которое получает, воспринимает, ус ваивает отражающий, которое реализуется в его форме, структуре и т. и.
Такое понимание информации — его можно назвать в определенной мере' философским — согласуется с ее «об щежитейским» пониманием как сведений или сообщений: сообщения ведь «отражают» нечто — события, факты, яв ления, вещи и т. и. Не противоречит оно и концепциям ко личества («асемантической», как иногда говорят) инфор мации, очерченным во втором параграфе данной главы; так, алгоритмическое определение количества информа ции (по А. Н. Колмогорову) содержит идею, что програм ма (алгоритм), позволяющая построить некоторый объект, тем самым содержит информацию об этом объекте. Но
248
согласуется ли оно, это понимание, с той трактовкой ин формации, которая рассматривалась в предшествующем параграфе, — с трактовой информации «просто» как разно образия, т. е. разнообразия, которое данный объект содер жит «сам в себе»?
Можно показать, что представление об информации как о разнообразии, заключенном в структуре, организации объекта, представляет собой частный случай представле ния об информации как об отраженном разнообразии. Это возможно по крайней мере двумя разными способами. Первый из них — он учитывался уже Л. Бриллюэном (анг лийский оригинал его книги «Наука и теория информации» вышел в 1956 г.; см. также: Л. Б. Баженов, 1961) и развива ется большинством наших философов 12, пишущих по проб леме «отражение и информация», например В. С. Тюхтиным,— состоит во введении различия между «потенциаль ной» и «актуальной» информациями.
Потенциальная информация — это разнообразие объек та «самого по себе», это его структура, организация, слож ность (отсюда другое ее название — «структурная инфор мация»); актуальная («действительная») информация — это разнообразие, переданное (данному) приемнику (или данным приемникам) информации, отраженное им. Акту альная информация, т. е. информация, «актуализирован ная» данным приемником, всегда меньше потенциальной информации, т. е. информации, которую в в о з м о ж н о с т и , в потенции можно отразить. Информация не может переда ваться в большем количестве, чем это позволяет количест во разнообразия (передатчика). Об этом же по существу (но в несколько другой постановке вопроса) говорит из вестный «(Закон необходимого разнообразия» У. Р. Эшби
(1959, гл. И ).
Другой путь состоит в следующем (И. Н. Бродский, 1963, А. Д. Урсул). Информация «сама по себе», т. е. раз нообразие, заключенное в структуре (организации, слож ности) объекта, можно трактовать как разнообразие, яв ляющееся результатом отражения объекта «в самого се бя»,— самоотражения. Такой взгляд приемлем как неко-
12 В рецензии на русский перевод упомянутой книги Л. Бриллю эна Л. Б. Баженов (1961) отмечает, что вопрос о разделении информации на «потенциальную» и «действительную» в отече ственной философской литературе был поставлен в 1959 г. в ра боте И. Б. Новика (1959, стр. 172).
т
т о р а я а б с т р а к ц и я . Это тем более допустимо, что гносеологии фактически известен феномен самоотражения. В человеческой познавательной деятельности отражение ведь может принимать форму самопознания.
Приведенных разъяснений, по-видимому, достаточно для оправдания трактовки информации как «отраженного разнообразия». Ее достоинство — в том, что она проливает свет на отношение информации» к «разнообразию»' и «отражению». В этой связи интересно отметить, что с по зиций алгоритмического подхода в теории информации по следняя — это всегда о т р а ж е н и е свойств одних мате риальных объектов в других; поэтому имеет смысл говорить лить «информация в чем-то о чем-то».
Впрочем, «информация» (точнее, «передача информа ции») и «отражение» («акт, процесс отражения»), если брать последнее понятие в том смысле, в каком оно фигу рирует в философской литературе,— не синонимы. Поня тие информации (и раскрывающие его понятия, такие как «количество информации» или «передачи информации», «переработка информации», «кодирование информации»)
служит определенному |
уточнению |
ф и л о с о ф с к и х |
п р е д с т а в л е н и й об |
о т р а ж е н и и . |
Благодаря этому |
понятию и относящимся к нему математическим и логико математическим теориям открывается возможность опи сывать процессы отражения на точных языках и приме нять к ним количественные критерии. Но процессы отра жения — во всяком случае, начиная с уровня живого (и, тем более, на ступени человеческого сознания) — вряд ли исчерпываются «передачей разнообразия». В них име ются многообразные стороны, связанные с природой жи вого, психики, общества и сознания. В свете этого стано вится ясной несостоятельность упомянутой в параграфе первом этой главы попытки П. Киршенмана дезавуировать исследование понятия информации в связи с теорией от ражения.
Раскрытие «природы» информации через понятие раз нообразия и ее трактовка как отраженного разнообразия представляется достаточным основанием для тезиса об о б ъ е к т и в н о с т и и н ф о р м а ц и и . Ведь разнообразие как свойство вещей и процессов реальности, воплощенное в их структуре, является независимым от сознания познаю щего человека, т. е. объективным. Объективными, в этом смысле, являются и процессы отражения разнообразия —
250
передачи информации от «передатчика» к «приемнику» (например, передачи генетической информации от родите лей к детям или от одной цифровой машины к другой) 13.
Относительно объективности информации в смысле раз нообразия (структуры, организации) объекта (системы) следует, однако, сделать некоторые существенные разъяс нения, поскольку с этим понятием (понятием потенциаль ной информации) связана определенная гносеологическая трудность. Состоит она в том, что структурность реальных объектов (систем, фрагментов эмпирически данного мира) идет, так сказать, неограниченно вглубь. Поэтому имеет смысл рассматривать лишь конечные, ограниченные в пространстве, времени и «материале», системы, т. е. сис темы, «выделенные» на определенном уровне (рассмотре ния) , так как в противном случае нам придется признать, что количество информации (или разнообразия) в каждом из них бесконечно велико (что сделает бессмысленной самую задачу измерения в них информации) (А. Д. Ур сул, 1968а,стр. 236).
Но как отделить в объекте то, что_ есть часть его «струк туры» (на данном уровне), от того, что в нем к «данному» разнообразию не принадлежит? Как выделять в данном объекте, что в нем является информацией, а что нет? Мож но считать, что для теории информации это, так сказать, открытый вопрос. Это надо понимать в том смысле, что кри
терии такого |
выделения находятся ныне — в |
общем |
и целом — вн е |
этих, математически строящихся, |
теорий. |
Но то обстоятельство, что мы не располагаем «строгой»
теорией подобных |
критериев, |
не |
отменяет |
того |
факта, |
что такие критерии р е а л ь н о |
с у щ е с т в у ю т |
в на |
|||
учном познании: |
они есть, |
и |
задаются |
они |
реаль |
ной практикой научных исследований — решающей, ка кие стороны («компоненты») объекта в нем учитываются как «структура», играющая роль «потенциальной инфор мации» и измеряемая теоретико-информационными мето дами, — а также вовлечением объекта в коммуникативный процесс в качестве «источника информации» с использова нием «приемника», «алфавит» которого и задает опреде ленный уровень «учета структуры» объекта.
13 Мы не говорим здесь об и д е а л ь н о й и н ф о р м а ц и и — информации, данной субъекту в его внутреннем мире. Соответ ствующие рассмотрения проведены Д. И. Дубровским (1971).
251
Положение с понятием «информации» в этом смысле в т о ч н о с т и подобно положению с понятием «системы», о о котором мы говорили в гл. I. Понятие «системы» имеет и объективное содержание, и «субъективный» момент, т. е. момент, вытекающий из возможности выделения из данно
го фрагмента реальности р а з л и ч |
н ы х систем — в зави |
симости от уровня абстракции и |
«стиля» рассмотрения |
(например, принимаемых постулатов). В этом и состоит относительность понятия «системы». Аналогично этому разнообразие, структурность, организованность, выделяе мые в процессе познания действительности и понимаемые (и измеряемые) как «потенциальная информация», отно сительны — относительны как в смысле изменчивости, подвижности, «текучести» «граней» любых областей реаль ности, так и в смысле ограниченности человеческого зна ния на каждом данном этапе человеческой истории. Таким образом, в информации и процессах ее передачи, хранения, переработки и т. п. — в информационных процессах — име ется и «субъективная» сторона. Эта сторона — субъектив ность в кавычках — определяется тем, что получаемая при емником информация всегда зависит от свойств самого приемника. (Мы не говорим здесь о той категории инфор мационных процессов, в которых налицо субъективный момент в собственном смысле, что бывает тогда, когда по знающий человек отражает разнообразие объектов так, что оно, отображаемое, становится для пего и д е а л ь н ы м , т. е. содержанием его сознания.)
Итак, информация не является (в отличие от того, что, по-видимому, полагает П. Киршенман) лишь о с о з н а в а е мыми нами сведениями, сообщениями, тем, что обяза тельно требует человека-интерпретатора; она не обяза тельно есть форма и результат духовной деятельности. «Информация,— как верно заметил П. В. Копнин,— по скольку она не является только формой деятельности человека, выходит за эти границы... Это такое же свойство материи, как движение, отражение» (П. В. Копнин, 1966,
стр. 115).
Следует заметить^ что интерпретация «природы» ин формации через категорию разнообразия (структуры, ор ганизации, «упорядоченности» — как противоположности «беспорядка», «хаоса») не означает, конечно, «растворе
ния» |
информации в |
этих |
понятиях. Мы согласны с |
А. Д. |
Урсулом (1971) |
в том, |
что понятие информации не |
252