ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
должно отождествляться с понятием различия, разнообра зия. Любое «определение понятия» — содержательное (не формальное) определение во всяком случае, — хотя и свя зано с отождествлением одного понятия с другим (в части их содержания, нанример), но не сводится к нему. Харак теристика «аірироды» понятия информации — своеобразное «философское» определение его — через понятия разнооб разия и отражения формулирует в философском плане достаточно добротный критерий отличения данного поня тия от других, уточняет (в том же плане) значение (смысл) понятия информации; по мнению А. Д. Урсула, оно отражает также самые общие (и вместе с тем сущест венные) черты истории познания феномена информации, формирования и развития этого понятия.
Подход к информации как к «отраженному разнооб разию» обладает, как представляется, определенной мето дологической привлекательностью. В статье автора этих строк и А. Д. Урсула (1970) был высказан взгляд, что этот подход не противоречит ни одному из существующих вари антов теории информации и ее приложений и в то же время допускает новые. Если это утверждение в столь общей фор ме и представляется автору этих строк в настоя щее время слишком сильным — трудности возникают в случае семантических и прагматических теорий, о чем мы будем говорить ниже, — то в отношении «асемантических» и «іапрагматических» теорий оно, по-видимому, верно. «Разнообразностная» концепция информации действи тельно «предусматривает» приложение теоретико-инфор мационных методов в областях, где они пока не применя ются, но где налицо процессы отражения и передачи разно образия,— в этом состоит прогностическая функция упо мянутой концепции.
Это весьма существенно, ибо, говоря словами Б. С. Ук раинцева, «попытка определить или как-то охарактеризо вать информацию независимо от естественнонаучных тео рий информации, без учета их основных положений (и — весьма существенное добавление — п р и л о ж е н и й этих теорий к исследованию органической и неорганиче ской природы, общества и мышления.— Б. Б.) обречена на неудачу» ( Б. С. Украинцев, 1969, стр. 239).
253
5.Кодирование и декодирование как гносеологические
и«онтологические» процедуры
Как же, однако, реализуется тот процесс «передачи раз нообразия», в результате которого информация оказыва
ется «отраженным разнообразием»? |
Это осуществляется |
с помощью процедур кодирования |
и декодирования — |
процедур, непосредственно изучаемых в теории информа ции и технической кибернетике в применении прежде все го к техническим каналам связи, но имеющим тем не ме нее весьма общую природу — гносеологическую и «онто логическую».
Г н о с е о л о г и ч е с к а я сторона процедуры кодирова ния (и обратной ей процедуры декодирования) обнаружи вается в случае «информационной» интерпретации позна ния и использования при этом понятия «модели». Приме ром такой интерпретации — она весьма распространена в отечественной методологической литературе — является следующее высказывание Н. М. Амосова: познание, рас сматриваемое в информационно-кибернетическом аспекте, «можно определить как восприятие и сбор информации од ной системой о другой. Полученная информация только тогда становится принадлежностью получающей системы, когда она превращается в структуру, в модель. Если этого не происходит, то информация не воспринимается. Можно сказать, что отражение — это моделирование. В отражаю щей системе создается модель отражаемой» («Проблемы мышления в современной науке». Под ред. П. В. Копнина и М. Б. Вильницкого. М., 1964, стр. 399). Эту модель и мож но рассматривать как результат кодирования в широком смысле, как гносеологической процедуры.
Известно, что понятие кодирования (и связанные с ним понятия декодирования, кода и т. п.) использовалось первоначально в секретных системах (в частности, воен ных), в которых содержание передаваемого сообщения скрывается от противника при помощи щифра или «клю ча». Исследование таких систем сыграло определенную роль в становлении теории информации — К. Шеннон пос вятил теории связи в секретных системах одну из первых своих работ по теории информации (опублико вана в русском переводе на стр. 333 — 402 книги: К. Шен нон, 1963). Из теории засекречивания сообщений — крип тографии понятие кодирования перешло в кибернетику и
254
теорию информации. В последней кодирование (теория которого суть важнейшая часть теории информации) стало пониматься в более общем смысле любого преобразования сообщения, делающего его пригодным для передачи по со ответствующему каналу связи.
Весьма скоро, однако, кибернетика вскрыла чрезвы чайную общность понятия кодирования (и декодирования). Эта общность проистекает из того, что процессы познания и практической деятельности людей, миры техники, жи вой природы и социальных отношений немыслимы без пе редач сообщений, которые почти всегда проходят через цепи опосредующих их передачу звеньев — «каналов свя зи» ; для движения по каждому из этих каналов сообщение должно быть подходящим образом закодировано. У. Р. Эш би проиллюстрировал, как он говорит, «повсеместность кодирования» на примере передачи предупреждения о шторме (У. Р. Эшби, 1959, гл. 8). Пример показывает, что уже простое речевое общение между людьми протекает по сложной системе «посредствующих звеньев». Источником сообщения естественно считать мозг говорящего; сообще ние, преобразованное в форму нервного возбуждения, по рождает определенную активность соответствующих нерв ных механизмов; результатом этой активности оказывается движение органов речи; это движение вызывает опреде ленные колебания воздушной среды, воздействующие на орган слуха собеседника; будучи соответствующим образом преобразованными в нем, они становятся причиной дея тельности его мозга. Введение в этот процесс общения тех нических каналов — радио, телеграфа, телефона — приво дит к тому, что сообщение, последовательно преобразуясь, пройдет и через многие другие материальные формы связи.
Пример этот показывает, что при всей важности ис следований по кодированию, ведущихся в теории инфор мации и ее приложениях к естествознанию и технике, со держание понятия кодирования выходит за рамки этой теории, так как оно имеет широкий философский аспект. Общенаучный характер и теоретический смысл этого поня тия связаны с универсальностью процессов отображения, широкой распространенностью процессов управления, име ющих существенно важное значение в природе, технике, общественной жизни, поскольку кодирование — необходи мая составная часть любых процессов отражения (отобняжения), управления и передачи информации.
255
Специалисты в области кибернетики, физики и теории связи, раздумывающие над принципиальными вопросами своих областей, нередко указывают на большую общность этого понятия. Так, Дж. Пирс характеризует кодирование как точное отображение одной вещи с помощью другой (Дж. Пирс, 1967, стр. 82). Однако в отечественной фило софской литературе такой подход к кодированию (и деко дированию) редок. Исключение здесь составляет статья «Кодирование» во втором томе «Философской энциклопе дии» (М., 1962), которая содержит философский анализ этого понятия, принадлежащий Ю. А. Гастеву. В статье отмечается, что понятие кодирования имеет общенаучный характер и широкий философский аспект: кодирование — необходимая составная часть процессов управления, про цессов преобразования и передачи информации в любых областях действительности; оно в тон или иной форме всег да присутствует в процессах познания.
В этой статье мы находим дефиницию «кодирования», ориентированную на раскрытие общенаучного содержания этого понятия. Кодирование определяется как отображе ние (преобразование) некоторых объектов (событий, сос тояний) — их называют операндами — в систему конструк тивных объектов (систему образов кодирования), осуще ствляемое по определенным правилам, составляющим шифр, или код; восстановление закодированных операн дов (прообразов кодирования) по их образам составляет д е к о д и р о в а н и е . Кодированию и декодированию мож но дать «лингвистическую» интерпретацию: понимать мно жество конструктивных объектов, из которых состоят на боры, кодирующие операнды, как слова, состоящие из букв
некоторого алфавита; «алфавит» |
при этом понимается в |
широком смысле — как любая |
совокупность ч е т к о |
ф и к с и р у е м ы х состояний какой-либо физической систе мы (не обязательно обычных «букв» как графических об разов определенного вида или фонем).
В этом описании стоит обратить внимание на два (впро чем, тесно связанных друг с другом) обстоятельства: на «требование» конструктивности прообразов и образов ко дирования и на дискретность алфавита кодирования (пред полагающую дискретность или дискретизуемость прообра зов). В «типичных» случаях — таких, как телеграфное ко дирование, кодирование программы ЭВМ на перфокартах и перфолентах или индексирование документов при со-
256
ставлепии каталогов в информационной службе,— дело так и обстоит. Но ведь «изображение» звуков радиоволнами, модулированными акустической частотой, — это т о ж е кодирование (причем в самом узком смысле теории связи), а «алфавит» здесь «непрерывный». Это означает, что, хо тя идея кодирования нагляднее всего предстает в «дискрет ном» случае прообразов и образов, он не есть общий слу чай (так же как пе является им и дискретизация непре рывных сигналов отсчетами их значений). «Конструктив ность» при кодировании во многих случаях достигается лишь приближенная. Ибо на самом деле «непрерывность» многих сигналов (речевых, например) — это во многом фикция: речевые сигналы воспринимаются коммуникан тами как некие ц е л о с т н ые , а вовсе не как перасчленяемые континуальные, во времени и пространстве, образо вания.
Описанные черты кодирования (и декодирования), ес ли рассматривать эту процедуру с точки зрения ее роли в познании, проявляются в самых разных формах: при ис пользовании систем сокращенных обозначений (вплоть до символики математики, логики, химии и других областей знания); применении нотной записи для выражения акус тических колебаний определенной частоты, составляющих музыкальные фразы; переводе с языка на язык и т. д. В терминах кодирования можно подходить к такой позна вательной процедуре, как измерение: это кодирование из меряемой величины состояниями («в алфавите») измери тельного прибора.
Гносеологическую природу кодирования и декодиро вания хорошо раскрывает упомянутый «лингвистический» подход. Кодирование при этом определяется как фиксация («запись») событий (из некоторого класса событий), про изводимая в определенном алфавите; события при этом выступают в качестве и н т е р п р е т а ц и и 14, возникаю щей в результате кодирования системы кодовых образов («Философская энциклопедия», т. 2, стр. 548). «Чтение» этой «записи» — декодирование сообщения — состоит в оп ределении этой интерпретации (что и имеет место в случае «понимания» текста читателем, восприятия прослушивае мых музыкальных произведений или при чтении нотпых текстов про себя и т. п.).
14 О понятии интерпретации см.: ІО. Гастев, 1962а.
9 Б. В. Бирюков |
257 |
«Гносеологически идеальным» следует признать такое кодирование, которое сохраняет разнообразие; как гово рит Эшби, «процесс должен на каждой стадии сохранятъ разнообразие множества» (У. Р. Эшби, 1959, стр. 202).
Стремясь к этому идеалу, правила кодирования обычно стремятся устроить так, чтобы они, с одной стороны, были однозначны, т. е. определяли единственное отображение каждого прообраза в кодовый образ, а с другой стороны, чтобы обеспечивался однозначный обратный переход от кодовых образов к операндам — условие однозначности декодирования 15. Оба требования независимы друг от дру га (в частности, возможно такое однозначное кодирова ние, при котором однозначное декодирование невозможно). Если выполняется первое требование, то между системой операндов и системой «кодов» 16 возникает отношение го моморфизма; при выполнении второго требования имеет место гомоморфизм системы кодовых образов и системы исходных объектов. Совместное выполнение обоих требо ваний дает «гносеологический идеал» — гомоморфизм «в обе стороны», т. е. изоморфизм, при котором и кодирова ние, и декодирование однозначны.
Термин «идеал» в применении к кодированию, обла дающему упомянутыми свойствами, был выбран нами не случайно. Идеал, согласно разъяснению «Философского словаря» Г. Шмидта (сокращ. перев. с нем., М., 1961, стр. 240 — 241), — это образец, имеющий большое значе ние, совершенство, высшая цель... «Мы знаем,— цитирует Словарь слова Фихте, — что идеалы не могут существовать в действительном мире; мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности...» Не входя в обсужде ние спорного вопроса о достижимости идеалов, заметим, что «идеал кодирования», вполне осуществимый и ежед
невно и ежечасно осуществляемый в т е х н и к е , |
порож |
|||||||
15 |
Для сохранения — именно |
с о х р а н е н и я , |
т. |
е. неутраты ка |
||||
|
кой-то «части» разнообразия, однозначности |
|
кодирования |
не |
||||
|
требуется |
(неоднозначность лишь увеличивает разнообразие), |
||||||
|
но нужна |
однозначность |
д е к о д и р о в а н и я ; |
но если, кроме |
||||
|
того, кодирование однозначно, разнообразие |
при |
передаче |
ос |
||||
16 |
тается тем же самым. |
|
|
только |
систему |
|||
В теории |
кодирования «кодом» называют не |
|||||||
|
правил (преобразований, операций) кодирования, |
но и нередко |
||||||
|
каждый кодовый образ некоторого прообраза |
(а |
также набор |
|||||
|
таких образов — слово в |
«выходном алфавите» |
кодирования) |
(«Философская энциклопедия», т. 2. М., 1962, стр. 548).
258
дает большие трудности, когда мы ставим вопрос о его достижении в мало-мальски сложных познавательных си туациях ” .
В самом деле, «однозначности», фигурирующие в при веденном выше описании этого «идеала», возможны толь ко в случае, если кодируемая («моделируемая») система и система «кодов» представляют собой системы четко раз личаемых и отождествляемых (т. е. конструктивных) объ ектов, а правила кодирования эффективно осуществи мы. В большом количестве наиболее важных познаватель ных процессов все это выполняется весьма приблизитель но или даже вовсе не выполняется. В статье «Кодирова ние» в «Философской энциклопедии» в качестве первого примера кодирования приводится пользование (естествен ным) языком — исходными объектами являются здесь представления, мысли и переживания, возникающие в моз гу пользующегося языком, а алфавитом кодирования — алфавит данного языка. Но удовлетворяет ли язык, рас сматриваемый как «код мышления», требованию конструк тивности? По-видимому, нет. Акты мышления вряд ли можно рассматривать в качестве конструктивных объектов, а состояния элементов нервной системы, лежащие в их ос нове, еще не познаны наукой. [«Лежат в их основе» — в этих словах подразумевается неизвестное еще кодовое пре образование; в изучении этого преобразования психология, нейрофизиология и кибернетика только нащупывают пути; ср. во многом умозрительную попытку Д. И. Дубровского (1971, стр. 279—300) продвинуться в этом вопросе].
Другой пример — измерение. Что кодируют показания регистрирующих приборов, какие «обстояния» отражают? В чем состоит в этом случае декодирование? В математи ческой обработке полученных данных? В их истолкова нии? В открытии выражающихся в них законов природы?
На перевод с языка на язык с большей уверенностью можно смотреть как на кодирование — декодирование. Но однозначность кодовых преобразований здесь является редкостью. Отображение, осуществляемое при переводе, не только не изоморфно, но даже не гомоморфно («Фило софская энциклопедия», т. 2, стр. 549).
117Следующий ниже анализ этих трудностей ведется с учетом упо минавшейся статьи «Кодирование», впервые в нашей литерату ре обратившей на них внимание в философском плане.
259 |
9 * |
Далее следует иметь в виду, что сохранение содержа ния сообщения, о котором обычно говорят в случае одно-однозначпого кодирования, сохраняет «инвариант ко дирования» с точностью до изоморфизма (в этом — проявле ние той абстракции от смысла, которая характерна для «асемантических» теорий информации). На языке, близ ком логической семантике, это можно выразить в виде утверждения, что различные интерпретации системы «ко довых образов» в этом случае будут изоморфными. Деко дирование в этом случае будет однозначным — в очерчен ном выше смысле. Но это не будет исключать случай, когда разные «декодирующие системы» (особенно люди) совершенно однозначно будут восстанавливать прообразы из р а з л и ч н ы х интерпретаций; «так, восприятия му зыканта, читающего партитуру симфонии, отличны от переживаний слушателя, находящегося в концертном за ле» («Философская энциклопедия», т. 2, стр. 549).
Возникает вопрос, не стоит ли попросту исключить из содержания понятий «кодирование — декодирование» упоминавшиеся неоднозначности. Это не стоит делать хо тя бы потому, что сами теория информации и кибернетика исследуют и случаи неоднозначности кодирования и деко
дирования (хотя обычно стремятся |
к однозначности). |
Но, как справедливо отмечает Ю. А. |
Гастев в той же |
статье «Кодирование», тот факт, что неоднозначность пе реводов с одного естественного языка на другой тем не менее позволяет со сколь угодно большой точностью вы разить любую мысль, заставляет думать, что и при «ис кусственном» кодировании незачем настаивать на требо вании однозначности. И действительно, в кибернетике на этом пути разрабатываются статистические методы коди рования. В этом смысле можно сказать, что теория и тех ника кодирования эволюционируют в сторону рассматри ваемого нами «философского» понимания кодирования, и что само это понимание должно быть более гибким, менее настойчиво повторять мотив конструктивности, столь ка тегорично выраженный в дефиниции «кодирования» в од ноименной статье (впрочем, эта категоричность снимает ся в последующем ее тексте).
Мы |
очертили г н о с е о л о г и ч е с к у ю сторону коди |
|
рования |
в широком смысле этого понятия. Прежде чем |
|
сделать необходимые |
замечания о его «онтологической» |
|
стороне, |
заметим, что |
сказанное нами о его гносеологичес |
260