ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
5. Информация и отражение
Кибернетика впосит свой вклад в вопросы, свя занные с философским понятием о т р а ж е и и я. В свете ее идей новым светом заиграло исконное положение фило софского материализма об общематериальном атрибуте от ражения. Дело в том, что на попятив информации в ки бернетике, рассматриваемое в свете тех теорий и понятий, которые используются для его уточпения, можно смотреть как на естественнонаучное выражепие определенных ас пектов философского понятия отражения (отображения). В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин писал, что в фундаменте самого здания материи «логично предположить» существование свойства отражения, по су ществу родственного с ощущением, но не тождественного ему. Развитие кибернетики дало возможность продвинуть ся вперед в анализе этого свойства. В свете кибернетики стало ясно, что такие понятия (и относящиеся к ним тео рии), как управление, информация, кодирование, обратная связь, изоморфизм и гомоморфизм, организация, обучение, целенаправленность (в применении к системам, рассматри ваемым в кибернетике), алгоритм, формализация и т. д., многое могут дать для характеристики этого всеобщего свойства материи (А. Г. Спиркип, 1962). И. Б. Новиком еще в 1959 г. была высказана мысль, что кибернетику мож но понимать как абстрактную науку об общих особенно стях, присущих всем проявлениям атрибута отражения в системах управления и саморегуляции различной природы (И. Б. Новик; 1959, стр. 171; см. также кн.: «Теория отра жения и современность. Теория отражения и естествозна ние». София, 1973, гл. 7, где рассмотрены проблемы взаи мосвязи понятий отражения и формализации).
В отечественной философской литературе была про ведена немалая работа по выяснению черт этого универ сального свойства, особенно пачиная с уровня живого (раздражимость, ощущения, восприятия и т. д.). Средства математики и особенно кибернетики пролили новый свет на это свойство: кибернетика принесла дополнительные аргументы в пользу того, что понятие отражения сущест венно шире понятия п с и х и ч е с к о г о отражения, по скольку отражательные процессы — причем достаточно сложные — реализуются также и в работе современных ав томатических устройств переработки информации. Оче
26
видной стала и важность — причем имеііпо в философском плане — применения для характеристики отражения ряда математических понятий, например и з о м о р ф и з м а и г о м о м о р ф и з м а . Эти математические понятия выра жают подобие, сходство объектов, в частности отображае мого предмета и его образа (Ю. Гастев, 1962). Возмож ность описания в терминах изоморфизма и гомоморфизма отграничивает н е и с и х и ч е с к и е формы отражения (в частности, отражение на чисто нейрологическом уровне, а также процессы переработки информации в современных
ЭЦВМ) |
от п с и х и ч е с к о г о отражения: понятие изомор |
физма |
(гомоморфизма) применимо к м а т е р и а л ь н ы м |
процессам (точнее, к абстрактным схемам этих процессов), но его затруднительно применить, когда речь идет об и д е а л ь н ы х (психических) образах (но, конечно, его можно применять, сопоставляя материальный прообраз и отобра жающий его процесс в нервной системе). Однако, рассмат ривая идеальные образы как результат формирования ма териальных (нейрофизиологических) образов, можно при нять распространенные в нашей философской литерату
ре |
дефиниции отражения, |
например, в формулировке |
Б. |
С. Украинцева (1963, стр. |
27): «...отражение — катего |
рия, обозначающая особый продукт действия одной мате риальной системы на другую, который представляет собой воспроизведение в иной форме особенностей первой систе мы в особенностях второй системы».
Для раскрытия механизма этого воспроизведения весь ма важны кибернетические представления об информации: именно благодаря понятиям информации, информацион ного процесса и т. п., благодаря возникновению теорий информации кибернетика играет важную роль в кон кретно-научном раскрытии закономерностей, относящих ся к тому фундаментальному свойству материи, которое носит название отражения. Через понятие инфор мации и относящиеся к нему точные математические тео рии — прежде всего через восходящую главным образом к К. Шеннону статистическую теорию информации и ее ана логи, основанные на комбинаторном, топологическом или алгоритмическом определениях информации (количества информации),—находят свое уточнение и конкретизацию философские представления о свойстве отражения. Это
свойство естественно |
связано |
со с т р у к т у р н о с т ь ю |
материальных объектов, |
с тем, |
что они имеют некоторое |
27
строение, Структуру, содержат в себе определенную неод нородность. В точном понятии информации (количества информации) это выражается в том, что данное понятие (в одной из его интерпретаций) представляет собой меру упо рядоченности, организованности объектов. С другой сто роны, оно характеризует процессы, происходящие в ка налах связи самой разнообразной природы, — и в этой интерпретации оказывается близким понятием теории познания. В самом деле, в статистической теории информа ции (исторически исходной в отношении всех других тео рий информации) понятие количества информации естест венно истолковывается как мера неопределенности собы тий. В соответствии с этим получение информации тракту ется как процесс, уменьшающий неопределенность в сведе ниях, которыми располагает приемник сообщений. Оба под-' хода к интерпретации информации позволяют характеризо вать в теоретико-информационных терминах — рассматри вать с единой точки зрения — процессы в таких различных сферах, как передача сообщений по каналам связи в техни ке, нейрофизиологические процессы, циркуляция информа ции в социальных системах управления, работа электрон ных цифровых машин и др.
В свете сказанного становится понятен известный те зис основоположника кибернетики Норберта Винера, ко торый говорил, что информация хотя и неразрывно свя зана с материей (так как всякий информационный процесс имеет материальных носителей), непосредственно не есть ни материя, ни энергия. И это верно, поскольку информа цию естественно считать математическим уточнением оп ределенных сторон универсального, лежащего «в фунда менте здания материи» свойства отражения.
Свойство мозга животных и человека отражать мате риальный мир с теоретико-информационной точки зрения предстает перед нами как способность его к получению информации из окружающей среды и к ее переработке с целью регуляции протекающих в организме процессов н решения биологических и социальных задач. «Информа ция,— говорит Н. Винер (1958, стр. 31),— это обозначе ние содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств».
В «Философских тетрадях» В. И. Ленин отмечал, что тысячелетня прошли с тех пор, как зародилась идея «свя
28
зи всего», «цепи причин». «Сравнение того, Как в истории человеческой мысли понимались эти причины, дало бы тео рию позиаиия бесспорно доказательную» 4. Кибернетика присоединила к ранее выявленным наукой видам связей природы — причинно-следственным связям, связям детер министского и вероятностного характера и др.— связи информационные и тем самым внесла вклад в развитие «бесспорно доказательной» гносеологии. Изучение инфор мационных процессов во всей их общности — и вместе с тем в конкретности их проявления в мире машин, ів сфере живого, в обществе и человеке — дает новый фактический материал для продвижения в решении крайне важной для гносеологии задачи: исследовать, «каким образом связы вается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения» 5.
Изучение этого вопроса требует экспериментальных исследований того, в чем состоят ощущения и более вы сокие формы психической деятельности, особенно челове ческое мышление. Для этого кибернетика указала путь отображения этих процессов в терминах теории информа ции и систем информации. Теперь известно, что отража тельные аппараты живого и их аналоги в технике (авто матические системы распознавания образов, моделирова ние мыслительных процессов с помощью средств совре менной автоматики, решение познавательных задач на ЭЦВМ) имеют определенную общность. В психических процессах (взятых в единстве с их нервно-физиологичес кими основаниями) и в информационных процессах вне мира живого (в частности, в технике) обнаруживаются об щие закономерности. Благодаря этому те и другие можно изучать с помощью одних и тех же понятий — понятий «программы (алгоритма)» работы системы (говорить, на пример, об алгоритмах работы мозга), «автомата» (рас сматривать отражательные системы живого как опреде ленного рода «автоматы» со своими «входами» и «выхода ми»), «кода» и «кодирования» (трактовать процессы ощу щения и восприятия как процессы кодирования и переко дирования сообщений, поступающих в организм, и т. д.).
4В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 311.
5В. II. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 40.
29
Для теории познания значение понятия информации состоит в раскрытии новых граней отражения, в кибер нетической его «спецификации», предполагающей уточне ние (экспликацию) отражения—в его развитых формах— на его синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях, экспликацию, предполагающую введение соот ветствующих количественных характеристик (подробнее об этом см. в гл. III).
6. Основной философский вопрос, кибернетика
инекоторые зарубежные критики
Впоследние годы философы на Западе проявляют рас тущий интерес к советским работам по философским воп росам кибернетики и теории информации. Почти каждый год публикуются исследования, посвященные вопросам взаимоотношений между кибернетикой и диалектико-ма териалистической теорией познания (М. W. Mikulak, 1965; J. J. Ford, 1966; Le R. Kerschner, 1967). В 1969 г. в
ФРГ вышла книга Р. Киршенмана «Кибернетика, инфор
мация, |
отражение» |
(Р. Kirschenmann, 1969; англий |
ский |
перевод: Р. Р. |
Kirsclienmann, 1970), последняя |
глава которой специально посвящена критике философско го истолкования проблем теории информации в диалекти ческом материализме. Автор упомянутой книги пытается доказать, что при диалектико-материалистическом осмыс ливании понятий теории информации возникают непрео долимые трудности. Показателен в этом смысле и доклад Ли Р. Кершнера «Кибернетика, материя и диалектика» на Y Международном конгрессе по кибернетике в Намю ре (Бельгия) в сентябре 1967 г. Ли Р. Кершнер старался обосновать несостоятельный вывод о том, что имеются «весьма реальные коллизии между кибернетикой и совет ской философией» (L. R. Kerschner, 1968, р. 573). При этом он ссылался на работы советских авторов — А. И. Берга, Э. Кольмапа, А. А. Ляпунова, И. Б. Новика, С. Л. Соболева, Ф. П. Тарасенко, А. И. Уемова, а также ученых других социалистических стран.
Особое ударение в противопоставлении кибернетики и диалектико-материалистической философии делается при этом на понятие информации. Во многих публикациях на эту тему чувствуется тенденция убедить читателя, что ки-
30
бериетика противоречит основным положениям диалекти ко-материалистической философии или по меньшей мере снимает «классическую» постановку философского вопро са об отношении сознания и бытия как утратившего ра циональный смысл. Приведем, папример, следующее рас суждение Г. Гюнтера. Гюнтер начинает с возражений про тив взгляда, что теория «механического мозга» представ ляет собой новый вариант материализма, имеющий целью с помощью новых технических средств спять «дихотомию духа и материи» (такой взгляд, по его мнению, был бы «роковым заблуждением»). Древней проблеме различия духовного и материального, говорит оп, кибернетика при дала новую форму. В чем же состоит эта новая форма? По его мнению, кибернетика подчеркивает, что «традици онное'различение простой субъективности и противостоя щей ей объективности является слишком грубым и прими тивным. Прежний постулат классической метафизики, согласно которому сущность действительности и, в част ности, человеческого существования допускает объясне ние только на основе двух и только двух составляющих их реалий, а именно материальности и духовности, основан на заблуждении. Ибо совершенно независимо от того, как ин терпретировать эту исходную противоположность — как субъект и объект, как бытие и мышление или как смерть и жизнь и т. д., — постоянно остается область явлений, се годня поддающаяся точному определению, которая не позволяет себя поместить ни в класс фпзнчески-матери- альных, ни в класс субъективно-духовных явлений. Этот не умещающийся ни туда, ни сюда остаток сегодня в ки бернетике обозначается обычно термином «информация»» (G. Günther, 1963, S. 15).
В аналогичном духе высказывается Г. Штаховяк. В за ключении к своей книге «Кибернетическая модель мышле ния и познания» он выражает «оптимистическую надеж ду» — выдвигает прогноз, что в «не очень отдаленном бу дущем» связанные с кибернетическим моделированием эв ристико-психологические и логико-методологические рас смотрения (которым посвящена значительная часть его собственной книги) получат развитие и уточнение в «ки бернетической теории познания»; «кибернетическая гно сеология», внеся новую струю в научно-философские исследования оснований знания, поможет, по его мне нию, «вывести современных гносеологов из того затруд-
3t
нителыюго положения, в котором они оказались благо даря двухтысячелетиему раздвоению так называемого це лостного бытия < (Gesamt-) Wirklichkeit) на гипостазиро ванные сверхкатегории «мышления» и «бытия»» (Н. Stachowiak, 1969, S. 186).
Ли Р. Кершнер в упомянутом докладе, в разделе, оза главленном «Материя против информации», используя по ложение Н. Винера о том, что информация «не есть ни ма терия, ни энергия», пытается убедить читателя, что инфор мация не вписывается в материалистическую картину ми ра. Противопоставляя понятие информации диалектикоматериалистическим идеям, он утверждает, что в свете этих идей понятие информации «чрезвычайно трудно пе реварить. Оно не только поднимает вопрос о третьем фак торе — не материи и не сознании, но и затрагивает марк систское представление о движущейся материи» (L. R. Кегschner, 1968, S. 578). Далее выясняется, что имеется в ви ду под этим «затрагиванием». Ход рассуждений Кершнера таков: следуя диалектико-материалистическим идеям, следует признать, что нет движения без материи и наобо рот (здесь он совершенно прав), а вот информация дви жется, хотя не является ни материей, ни сознанием.
Нам уже приходилось писать о несостоятельности этих доводов (Б. В. Бирюков, А. Я. Ильин, В. Н. Свинцицкий, 1970; А. И. Берг с соавт., 1971). Диалектико-материалис тическая философия монистична и никогда не трактовала материю и сознание метафизически, как две отдельные, самостоятельные «сущности». Ниже мы приведем (по нес колько другому поводу) высказывание В. И. Ленина о не правомерности противопоставления материи и сознания за пределами гносеологических исследований. Согласно кар динальному диалектико-материалистическому принципупринципу единства мира, в мире нет ничего, кроме дви жущейся материи, и сознание является одним из атрибу тов материи, возникающим на определенном этапе разви тия. Все философы, которых цитирует в этой связи Ли Р. Кершнер, — Г. Клаус, И. Б. Новик, А. И. Уемов, В. П. Тарасенко и др. — в этом вопросе едины. Советские философы анализируют понятие информации на основе теории отражения, п их взгляды совпадают в исходпой ме тодологической предпосылке: понятие информации выра жает определенное свойство движущейся материи (под робнее об этом см. в гл. III).
32
Если рассмотреть те разнообразные аргументы, кото рые имеют целью показать наличие какой-то «конфликт ной ситуации» в наших философско-кибернетических ис следованиях, то нетрудно заметить, что их авторы опери руют не диалектико-материалистическими идеями, а по существу вульгарно-метафизическими представлениями.
Такая |
ситуация — |
не |
новость в истории |
философии. |
В. И. |
Ленин писал |
по |
аналогичному поводу: |
«Никакого |
понятия о диалектическом материализме и полное неуме ние отличить материализм как ф и л о с о ф и ю — от от дельных, заскорузлых взглядов материалистами называ ющих себя обывателей данного времени» б. «Обыватель ская сторона» в нашей философской среде и заявила о себе в период становления кибернетики. Мы имеем в виду не только тех, кто в период появления новой науки утверждал, что кибернетика — «механистическая метафизическая лже наука», являющаяся «идеологическим оружием империа листической реакции» («Краткий философский словарь». М., 1954, стр. 237). Речь идет также и о более позднем пе риоде, когда развитие кибернетики сделало актуальным ряд фундаментальных проблем, казавшихся до этого умо зрительными, «чисто академическими» 7.
С понятием информации не связано никаких принци пиальных трудностей, обусловленных мнимым нарушени ем принципов материалистического монизма. Разумеется, что касается конкретно-научных экспликаций понятия ин формации и их философского осмысления, выяснения по нятий о ценности и смысле информации, то в отечествен ной литературе, так же, впрочем, как и на Западе, сущест вуют различные точки зрения, вызывающие дискуссии (Б. В. Бирюков, А. Д. Урсул, 1970). Это и не удивительна, если вспомнить, какую метаморфозу испытало в киберне тике «общежитейское» представление о «сообщении»: интуитивно усматриваемый смысл слова «сообщение» по лучил уточнение с помощью кибернетических, математи ческих, логико-семиотических средств. Естественно, что теория информации породила широкий интерес к методо-
6В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 354.
7Свежим примером проявлений непонимания нового комплексно го научного направления может служить антикибернетическая по своей направленности книга Э. В. Ильенкова, 1968 (см. нашу, совместную с Л. М. Семашко, рецензию на эту книгу в журн. «Философские науки», 1970, № 4).
2 Б. В. Бирюков |
33 |