ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
вопросы. Вообще мы паблюдаем постепенное понижение уровня абстракции и связанное с ним движение в сторону практических применений, когда переходим от кибернети ки теоретической к кибернетике технической, а от послед ней — к кибернетике прикладной и.
Кибернетика с помощью системы |
своих понятий и |
|
теорий изучает |
р е а л ь н ы е объекты |
и процессы: про |
цессы и системы |
управления в технологии; процессы управ |
ления в организациях и коллективах людей, решающих те или иные задачи (например, транспортные, военные, Фи нансовые и т. п .); процессы управления (регуляции) фи зиологического, биохимического и т. п. характера, связан ные с жизнедеятельностью организмов; процессы, имею щие место при целенаправленном воздействии человека на природу. Все эти процессы, с позиций кибернетики, проітсѵоцят в сложных динамических системах, но исследо ваться могут на разных уровнях абстракции. Поэтому в кибернетике, если рассматривать ее как единство теоре тической. технической и прикладной частей, налицо тесное переплетение процессов абстрагирования, идеализация, конструктивизации, формализации и т. п. с противополож ными процессами конкретизации, неотделимыми от прак тических приложений.
Эта чепта кибернетики была очевидной уже Н. Винеру. Последний писал в книге «Кибернетика и общество»: «Естественно, что не только между живыми организмами и машинами, но в каждом более узком классе существ имеются детальные различия в обмене информацией и в проблемах управления. Задачей кибернетики является вы работать язык и технические приемы, позволяющие на деле добиться решения проблем управления и связи вооб ще, а также найти надлежащий набор идей и технических приемов, для того чтобы подвести их специфические про
явления под определенные понятия» (Н. |
Винер, |
1958, |
Стр. 30 — 31). |
|
|
В разных разделах кибернетики — теоретической, |
тех |
|
нической и прикладной — разной является |
и степень от |
влечения от структурны^ и «субстратных» сторон изуча емых в ней объектов. «Абсолютным» такое отвлечение в
и Разделение кибернетики на теоретическую, техническую и при кладную части было выдвинуто и обосновано в работах А. И. Берга (см., например: А. И. Берг, 1960, 1961а).
40
целом быть не м о ж е т — хотя бы уже потому, что сама природа материи, выявляемая физикой, накладывает опре деленные ограничения на процессы переработки инфор мации. Но если оно не может быть «абсолютным», то «от носительным», т. е. определяемым постановкой задачи в данном исследовании процессов управления, оно д о л ж н о
быть . |
. . |
;■ |
Конкретизация и абстрагирование находятся |
в тесной |
связи. Известно, что в основе образования математических понятий, арсеналом которых оперирует теоретическая ки бернетика, лежат некоторые важнейшие способы отвлече ния (абстрагирования) — математические абстракции, к числу которых принадлежит, в частности, абстракция по тенциальной осуществимости 12. Эта абстракция состоит в том, что при введении в рассмотрение математических объ ектов отвлекаются от ограниченности человека в простран стве, времени и материалах. В математике вопрос о право мерности этой абстракции (во всей математике либо в тех или иных ее частях) обычно не ставится. Как говорят, математика неотделима от абстракции потенциальной осу ществимости. Но в кибернетике вопрос о правомерности использования — в тех или иных задачах и постановках вопросов — этой абстракции имеет существенное значение. Абстракция потенциальной осуществимости здесь уже не может безоговорочно использоваться, поскольку киберне тику интересуют прежде всего осуществимые — р е а л ь н о о с у щ е с т в и м ы е ! — процессы (в системах управления,
вавтоматах, вычислительных машинах и т. д.). Именно
супомянутой абстракцией в значительной степени связан вопрос о таком видоизменении логических средств, которое было бы адекватно требованиям «машинной логики». Рас сматривая проблематику этой логики, анализируя вопрос о возможностях машин и проблемы машинного моделиро
вания операций мышления, приходится, начиная с некото рого пункта, учитывать аспекты, связанные с реальной, практической осуществимостью (см. ниже).
Впрочем, это достаточно общая ситуация, — она имеет параллель в позиции физики в отношении математики.
12 Об этой абстракции см., например: А. А. Марков, 1962, 1972; Н. А. Шанин, 1962. Философский анализ абстракции потенциаль ной осуществимости см. в кн.: Ю. А. Петров, 1967. Вопроса о ро ли этой абстракции (и об отказе от нее либо ее ослаблении) мы коснулись в нашей совместной с Е. С. Геллером книге (1973).
41
Сходство ситуаций ясно видно из следующих слов, которые специалист по вычислительной технике Р. Ландауэр (1972, стр. 133) адресовал математикам: «Изучаете ли вы физи ческую реальность или абстрактные объекты, в любом слу чае вы зависите от операций, выполняемых в физическом мире, а следовательно, испытываете воздействие реально го мира». Но, добавляет он, математики еще не готовы признать обоснованность подобных ограничений их прав устанавливать собственные правила.
Сходное положение имеет место и в случае отвлечения того типа, которое рассмотрено автором этой книги 13 под названием абстракции безошибочности. Суть дела здесь со стоит в следующем.
Известно, что одним из разделов нематематической (доматематической) формальной логики было учение о ло гических ошибках. Логические ошибки выпали, однако, из предмета логики после возникновения математической логики, составившей ядро современной формы формальной логики. Это объясняется тем, что математическая логика изучает рассуждения и доказательства в абстракции (от влечении) от рассуждающего человека и потому — в аб с т р а к ц и и от в о з м о ж н ы х о ш и б о к в реальных че ловеческих рассуждениях и доказательствах. Если дома тематическая (в частности, аристотелевская) логика не принимала абстракции безошибочности, то математиче ская логика существенно предполагает эту абстракцию. Ныне, в связи с возникновением кибернетики, положение начинает меняться: кибернетические постановки задач в ряде случаев толкают логику к отказу от абстракции безошибочности. Это отчетливо проявляется в направлени ях исследований, относящихся к моделированию интеллек туальных процессов, — таких, как автоматическое опозна вание образов, теория формальных нервных сетей, разра ботка надежных автоматов, построенных из ненадежных компонент, и теория нечетких множеств и расплывчатых алгоритмов (см. ниже, гл. II и III). Проблемы отказа от абстракции безошибочности оказываются тесно связанны ми с проблемой надежности в технике и инженерной пси хологии с некоторыми постановками задач при алгоритми зации обучения.
13 Это рассмотрение было проведено на симпозиуме «Метод моде
лирования в естествознании», состоявшемся в Тарту в мае
1966 г.
42
Вообще постановки задач, идущие от кибернетики, ра боты по моделированию интеллектуальных процессов и инженерно-психологическая проблематика оказывают все большее влияние на позицию логики по отношению к при нимаемым ею фундаментальным абстракциям. Это касает ся целого ряда абстракций (потенциальной осуществимо сти, безошибочности и др.).
В очерченных выше сторонах кибернетики и ее мате матических средств находит конкретное выражение диалектиконматериалистическое учение о движении познания от чувственно-восиринимаемых объектов к обобщениям, к абстрактным понятиям, развивающиеся системы которых служат для все более глубокого отображения конкретных сторон, черт и т. д. реальной действительности — отобра жения, совершающегося путем разветвленных процедур конкретизации, которые завершаются решением приклад ных задач.
8. Принцип единства количества и качества
Во многом новое звучание приобретает в свете киберне тики фундаментальный философский принцип единства количества и качества, формального и содержательного подходов в научных исследованиях.
Как известно, принцип единства количества и качест ва утверждает, что глубокое научное познание качествен ных сторон предметов, процессов, областей действительно сти необходимо требует изучения закономерностей коли чественного характера. «Количество» при этом понимается в том обобщенном виде, как его принято трактовать в со временной математике.
Не секрет, что и в настоящее время можно встретиться с недооценкой применения математики в других науках. Еще можно услышать такого рода рассуждения: в матема тике всегда что-то подсчитывают, вычисляют, а вот с у щ- и о с т ь выразить не могут; отражение сущности есть дело теоретического мышления, и для этого мышления матема тика — далеко не главное. Причины такого отношения к математике метко характеризует Г. Клаус в своей книге «Кибернетика и философия»: «...ошибка проистекает из незнания современной математики. Многие философы и представители конкретных наук в своем отрицательном суждении исходят из знаний математики, полученных ими
43
в высшей школе, то есть пз алгебры, аналитической гео метрии и дифференциального и интегрального исчисления. Могучая иерархия математических дисциплин, возникшая с начала нашего столетия, чаще всего им неизвестна» (Г. Клаус, 1963, стр. 225). Для применения средств совре менной математики необходимо, подчеркивает Клаус, что бы область, в которой собираются их приложить, была до статочно разработана. «Представителю конкретной науки или философу, имеющему о том или другом предмете еще очень расплывчатое представление и самому толком не знающему, что оп, в сущности, хочет сказать, не стоит на деяться, что этот его еще не перебродивший продукт мыш ления может быть обработан точным инструментом матема тики. И уж, конечно, ему не следует упрекать математику в том, что она не может в данном случае ему помочь»
(Г. Клаус, 1963, стр. 227).
В чем философский источник ошибочных оценок мате матических методов исследования как «чисто формальных» (в смысле: неспособных выявить содержание объекта ис следования) ? — В непонимании у н и в е р с а л ь н о с т и принципа единства количества и качества, т. е. того, что этот принцип не з н а е т и с к л ю ч е н и й .
На путях применения математических методов проис ходит отображение не только количественных характерис тик объектов, но и их качественной природы. Представле ние о том, что могут быть некие «чистые качества», оши бочно: во всех материальных системах существует един ство количества и качества. «Если количество и качество образуют неразделимое единство, то отсюда следует, что каждое качество должно иметь свои количественные харак теристики» (Г. Клаус, 1963, стр. 196). Углубление в позна- «піі количества означает вместе с тем более глубокое позна ние качества. Поэтому совершенно несостоятельны иногда проявляющиеся взгляды, что математика якобы отражает лишь количественную сторону объектов и игнорирует ка чественную. В реальном мире количество и качество еди ны: есть наука, вооружающая все области знания к о- л и ч е с т в е н н ы м и с р е д с т в а м и п о з н а н и я к а ч е с т в а .
Галилео Галилею принадлежат замечательные слова о грандиозной книге природы, которая открыта для всех и каждого: понять ее может только человек, научившийся понимать тот математический язык, на котором она написа
44
на,— язык математических формул. Правоту Галилея под твердила вся история человеческого знания. Можно было бы привести множество аналогичных высказываний мы слителей прошлого и современных ученых — в их числе были бы и Р. Бэкон, и Леонардо да Винчи, и И. Кант — о фундаментальном значении математики в познании реаль ности. Однако в этом вряд ли есть необходимость: дости жения физических наук, химии, современной техники были бы немыслимы, если бы познание в этих областях ограни чивалось лишь качественной стороной дела и не сопровож далось установлением закономерностей, выразимых на язы ке математики, и экспериментальной проверкой этих зако номерностей.
С диалектико-материалистической точки зрения очевид на необходимость свойственного математике абстрактного подхода к явлениям природы и общества. Это отчетливо видел Ф. Энгельс, который писал, что «...для диалектичес кого и вместе с тем материалистического понимания при роды необходимо знакомство с математикой и естествозна нием» 14. К. Маркс считал, что «наука только тогда дости гает совершенства, когда ей удается пользоваться матема тикой» (сб. «Воспоминания о Марксе и Энгельсе». М., 1956, стр. 66). Как крупный успех естествознания оценивал В. И. Ленин приближение познания к таким объектам, за коны движения которых допускают математическую обра ботку 15.
Как отмечала С. А. Яновская (С. А. Яновская, 1962). классики диалектико-материалистической философии рас сматривали категорию количества прежде всего в связи с задачей установления количественных (математических) закономерностей, связанных с качественными изменениями объектов. Так, Ф. Энгельс рассмотрел закон «перехода ко личества в качество и обратно» в той его форме, в которой это «таинственное гегелевское положение оказывается... не только вполне рациональным, но даже довольно-таки оче видным» і6. И Энгельс замечает, что наличие количествен ных закономерностей может быть прослежено во всех об ластях пауки,— в частности, в биологии, в истории чело
14 |
Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, |
15 |
т. 20, стр. 10—11. |
В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 326, |
|
16 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 385 |
45