ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
вклад в обоснование объективной природы источника информации, ее связи с рядом философских и научных категорий (структурой, отражением, вероятностью, негэнтропией и т. д.), подчеркивает точный, количествен ный характер понятия «информация» и его значение для развития научного знания, способствуя тем самым ут верждению представления о более широкой (чем область человека и его отношений с шешпим миром) сферы ин формационных явлений. «Второй подход (функциональ но-кибернетический) рассматривает информационные процессы как свойство самоуправляющихся и самоорга низующихся систем. Опираясь на кибернетическое обоб щение информационных процессов, на идею неразрывной связи информации и отражения на уровне этих систем, на принцип единства информации и управления, этот подход объективно способствовал трактовке понятия «информация» как многогранного понятия, выявлению его специфики, более широкому и адекватному примене нию философских и научных категорий при его анализе» % (И. И. Гришкин, 1969, стр. 15—16). Именно второй под ход И. И. Гришкин объявляет «методологически более правильным и эффективным», отвергая первый, «атрибу тивный» подход как основанный «на абсолютизации тех или иных структурно-синтаксических концепций информа ции» и закрывающий себе «путь к выяснению действи тельной природы понятия «информация», его онтоло гического, гносеологического и методологического зна
чения» |
(там же). |
|
|
Преодоление «существенных недостатков» первого |
|||
подхода |
и дальнейшее развитие второго |
связывается |
|
И. И. Гришкиным с |
«кибернетико-семиотической» кон |
||
цепцией информации. |
Именно, рассматривая |
(что вполне |
естественно) в качестве фундаментальной проблему со отношения понятий «информация» и «отражение», он приходит к выводу, что «природа» информации состоит в единстве синтаксического, семантического и прагмати ческого аспектов отражения на уровне самоорганизую щихся и самоуправляющихся систем. Информационный процесс рассматривается им как отражение такими си стемами структуры, разнообразия и т. д. их внутренней и внешней, среды, результаты которого используются ими для сохранения качественной определенности и раз вития. «В свете данного подхода,— утверждает этот ав
266
тор,— получает рациональное объяснение связь (но не тождество) информации со структурой, упорядочен ностью, разнообразием и т. д. как отражаемых объектов, так и отражающих систем. Чтобы стать информацией,
они |
(структура, |
разнообразие), во-первых, должны |
быть |
отражены |
(необходимое условие информационного |
процесса), и, во-вторых, отражены самоорганизующи мися и самоуправляющимися системами, т. е. должны приобрести семантическое и прагматическое значение в качестве фактора управления этих систем (достаточное условие). В этом состоит вклад кибернетико-семиотиче ского подхода в выяснение онтологической природы по нятия «информация»» (И. И. Гришкин, 1969, стр. 16—
17).
Сходный ход мысли мы встречаем и в рассуждениях по данному вопросу у Д. И. Дубровского. В его интерес ных работах (Д. И. Дубровский, 1969, 1971; Д. И. Дуб ровский, А. Г. Спиркин, 1970) последовательно развива ются информационная концепция субъективных явлений и трактовка с ее позиций категории идеального; в этой связи ученый проводит подробный анализ понятий ин формации и информационного процесса. При этом он поднимает вопрос о допустимой сфере приложения кате гории информации и приходит к выводу о неправомер ности ее отождествления со сферой категории отражения на том основании, что информационные процессы прису щи только самоорганизующимся системам и возникают впервые лишь на уровне живой материи.
Другой автор — Г. Г. Вдовиченко — утверждает, что об информации можно говорить только при наличии двух или более материальных систем, при условии, что по крайней мере одна из них имеет такой уровень орга низации, который дает возможность использования про цесса отражения для приспособления к окружающей среде при помощи управления (Г. Г. Вдовиченко, 1969). Перечень высказываний философов, занимающих подоб
ные позиции, мог бы быть продолжен. |
философов, как |
||
Анализируя |
рассуждения таких |
||
И. И. Гришкин |
или |
Д. И. Дубровский, |
легко убедиться |
в том, что основная |
«позитивная» часть их концепций — |
бесспорна. Например, приведенная выше характеристика И. И. Гришкиным «двух подходов» возражений вызвать не может. Тем удивительнее читать его критические за-
267
мечапия насчет «абсолютизации» и «закрывания пути»...
Вчем здесь дело?
Воснове этой дискуссии — и критики «атрибутивного подхода» к информации, развиваемой некоторыми авто
рами,— лежит по существу вопрос |
не |
о «природе» ин |
||
формации, |
а об у п о т р е б л е н и и |
т е р м и н а «инфор |
||
мация». И. |
И. Гришкин и Д. И. Дубровский фактически |
|||
предлагают |
связывать |
«информацию» |
с р а з в и т ы м |
|
и н ф о р м а ц и о н н ы м |
п р о ц е с с о м — н а з ы в а т ь |
«информацией» лишь то, что воспринимается, хранится, передается, перерабатывается и используется в системах,
включающих в себя в явном виде |
все звенья той схемы |
|||
передачи информации, |
которая, |
скажем, |
представлена |
|
К. Шенноном в его работе |
1948 |
г. (и даже, более того, |
||
предполагающих еще |
и с п |
о л ь з о в а н и е |
информации, |
поскольку упомянутые авторы обычно ведут речь об ин формационных процессах в самоорганизующихся систе мах живого). Грубо говоря, эти авторы отождествляют и н ф о р м а ц и ю с и н ф о р м а ц и о н н ы м п р о ц е с
сом, |
все элементы |
«блок-схемы» которого имеются на |
лицо |
(вплоть до |
и с п о л ь з о в а н и я информации — |
«блока», не фигурирующего в шенноновской теории) 19. Они, следовательно, отвергают «вырожденные» информа
ционные процессы (например, |
хранение |
информации, |
|||
трактуемое |
как |
передача |
информации |
во времени); |
|
не с ч и т а ю т |
«информацией» |
то, что выше мы имели |
|||
в виду под «потенциальной информацией» |
(«структурной |
||||
информацией» и т. п.). |
две |
«терминологические ли |
|||
Налицо, |
таким образом, |
нии» в отношении «информации». Не всегда, конечно, эти линии проводятся достаточно последовательно. На пример, Н. И. Жуков начинает свою книгу с параграфа «Два типа информации...», в котором указывает на раз личие понятия об информации «связанной», «структур ной» (информация этого типа, которую «очень часто отождествляют со структурой», «существует вполне объективно, является достоянием системы») (Н. И. Жу ков, 1971, стр. 12—13) и информации «свободной» («ин
і9 Оттенок данной «терминологической позиции» — это взгляд, что «информация» обязательно связана с функционированием си стем управления (точка зрения, к которой близок Н. И. Жуков, подчеркивающий «парность» категорий «информация» и «уп равление») (Н. И. Жуков, 1971, стр. 60).
268
формация-сообщение», которое «проявляется в процессе отражепия воздействий кибернетической системой»; там же, стр. 14—16), однако на стр. 57 он возражает тем ученым, которые «считают, что информация свойственна всей материи», на том основании, что подобное «расши рительное толкование» в итоге может привести (!?) к ошибочной трактовке кибернетики как науки об отра жении, к возведению информации в ранг философской категории, к фактическому отождествлению информации с философским понятием «различие» и математической категорией «разнообразие». Н. И. Жуков, таким образом, склоняется к «антиатрибутивистской» линии.
Конечно, в науке нельзя з а п р е т и т ь употреблять термины в том смысле, в каком желает данный ученый. Но надо всегда различать случай, когда речь идет о споре об употреблении слов, и когда — по существу дела. Спор о наличии информации в неживой природе и о допусти
мости «абсолютизации» (как иногда |
говорят) понятия |
|||
информации есть в основе |
своей |
с п о р о |
с л о в а х — |
|
о ц е л е с о о б р а з н о с т и |
того |
или |
иного |
понимания |
термина «информация». Ведь нельзя, как удачно заметил В. Н. Тростников, д о к а з а т ь , что информация содер жится или не содержится в неживых системах (на манер того, как доказывается присутствие такого-то элемента в минерале), поскольку пригодного для этой цели «опе рационального» определения информации не существует (Б. В. Бирюков, В. Н. Тростников, 1971). Поэтому, на пример, отношение А. Д. Урсула (1971) к дискуссии с оппонентами тезиса о наличии в объектах неживой ма терии стороны, отражаемой понятием информации, пред ставляется нам излишне «серьезным».
Рассматриваемая пами дискуссия вообще не заслужи вала бы такого внимания, какое мы ей уделили, если бы в ней не был заключен один существенный методологи ческий вопрос — о допустимости тех или иных «термино логических» требований, адресованных специальным нау кам. Суть вопроса хорошо обнаруживается, если рассмот реть одну из самых последовательных «антиатрибутивист-
ских» аргументаций.
Б. С. Украинцев в своей книге (1969) критикует тех авторов, которые «связывают информационные процессы
свзаимодействием объектов и со свойством отображения
увсей материи», в частности, К. Е. Морозова, который
2 R9
считает, что «информационные процессы совершаются в неорганической природе». Ошибку этих авторов он ви дит в том, что « в о з м о ж н о с т ь п о я в л е н и я ин формации смешивается с д е й с т в и т е л ь н о й инфор мацией, возникающей в результате уничтожения неопре деленности посредством выбора» (Б. С. Украинцев, 1969, стр. 237; разрядка наша. — В. Б.). Он пе согласен с теми философами, в работах которых «возможность появления информации из разнообразия» истолковывается как «уже имеющаяся информация». «Из этой неверной посылки делаются далеко идущие выводы об извечности инфор мации, которая якобы является атрибутом материи на всех этапах ее развития» (там же, стр. 234).
Если отвлечься от частных особенностей точек зрения критикуемых Б. С. Украинцевым ученых (в высказыва ниях которых действительно имеется материал для воз ражений), то терминологическая природа спора явится во всей своей чистоте: от «информации» предлагается отличать «возможность информации». Ясно, что как толь ко проведено такое терминологическое различение, так
тотчас |
«разнообразие», |
«потенциальная |
информация», |
«связанная информация» |
и т. п. перестают быть «инфор |
||
мацией» |
и становится очевидным, что считать информа |
||
цию «атрибутом материи |
на всех этапах ее развития» |
||
не приходится. |
себе некоего |
гипотетического |
|
Представим теперь |
ученого-естественника, например геолога, который решил применить в своей области теоретико-информационные методы. Что ему делать, если, познакомившись с книгами «антиатрибутивистов», он решил учесть в своих иссле дованиях философские рекомендации их авторов относи тельно того, что есть информация. Самое простое было бы совсем отказаться от первоначального замысла: геологи ческие процессы же, конечно, это «простое взаимо
действие объектов», которое |
«порождает физическую, |
а не информационную связь» |
(Б. С. Украинцев, 1969, |
стр. 237). Но как-то не хочется в наш век кибернетики
и |
космоса прослыть ретроградом, чурающимся нового. |
К |
тому же, быть может, теоретико-информационные ме |
тоды позволят ему получить интересные результаты...
Остается вступить на «компромиссный» путь,— скажем, вычисляя количества информации в геологических про цессах, тщательно оговаривать, что измеряется все же
270