ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
кой стороне не следует понимать как какое-то сведёние познания к кодированию. Познавательные процедуры, на
которые мы можем смотреть как на |
кодирование,— не |
||
суть т о л ь к о |
кодирования. |
Например, |
выражения фор |
мализованного |
языка — это |
кодовые |
образы элементов |
формализуемого содержания. |
Но формализованный (и тем |
||
более естественный) язык — не просто |
код, так как ему |
присуща внутренняя организация, детально рассматрива емая в математической логике, — организация, которая в общем случае совсем не требуется от кода.
Теперь об «онтологической» стороне кодирования. Сто рона эта состоит в том, что процессы кодирования естест венно присутствуют в реальном мире, и понятие кодиро вания не предполагает обязательного наличия субъектачеловека. Физик, например, может сказать, что информа ция о будущем кристалле уже закодирована в строении
каждой его |
молекулы |
(М. В. Волькенштейи, 1965, стр. 40), |
не думая, |
конечно, |
ни о каком «кодировщике». Об |
этом же красноречиво говорят такие знаменитые приме ры, как кодирование и декодирование наследственной ин формации в живой клетке или машинный перевод с одно го (естественного или искусственного) языка на другой естественный или искусственный язык. Вообще если вер но то, что, как говорит Н. М. Амосов, структура — это
«запечатленная информация, „память“ о переданной ин формации» («Проблемы мышления в современной нау ке». М., 1964, стр. 394), то верно и то, что в структуриро вание мира вносят свой вклад и процессы «естественного» кодирования и декодирования.
В свете сказанного понятны попытки использовать по нятия кода и кодирования при описании процессов про грессивного (в смысле: ведущего к возникновению более сложных систем) развития мира. Наиболее последова тельное построение такого рода было предпринято недав но Л. А. Николаевым (1969, 1971). Применяя понятия кода и кодирования в расширительном смысле (впрочем, для нетривиальных случаев, приводящих к обычному их пониманию), он формулирует тезис, согласно которому взаимодействия в общем случае описываются с помощью двух характеристик: параметрической, указывающей ко личественную меру перенесенной величины (энергии массы, энтропии, заряда), и кодовой, или операционной, описывающей временную или пространственную последо-
261
вательность событий, связанных с переносом. Уже в урав нении Планка, по Л. А. Николаеву, представлено отноше ние между параметрической (энергия) и кодовой (часто та) частями: кодом является последовательность измене ния векторов электромагнитного поля; это отношение свя зано с существованием определенной организации — ато ма. В «тройке», характеризующей физический или хими ческий процесс: «кодовая часть — параметрическая часть — организация»,— активным элементом является код. Активность эта начинает проявляться в ситуации, когда некоторый объект отвечает па внешние воздействия, имеющие кодовый характер, «воспроизводимым кодом», что означает обычно сохранение организации. «Это впол не ясно, почти тривиально, когда речь идет о том, что обычно называют матричным эффектом. В среду, содер жащую молекулы различной природы, вносят некоторый адсорбент, в частном случае это может быть катализатор, и адсорбция на нем создает некоторый порядок (предпо лагается, что атомы адсорбента расположены в простран стве регулярно). Пространственный код адсорбента стал причиной появления определенного порядка в среде, на которую он воздействовал» (Л. Н. Николаев, 1971,
стр. 127).
Способность создавать организацию является важней шим свойством физического или химического воздействия. Эта способность особенно присуща «сложным кодам» — нескольким процессам кодирования, связанным друг с другом так, что одни коды способны «запускать» другие («кодирование кодов»). Она имеет важнейшее значение в процессах перехода к новым уровням организации (жизнь). Это объясняется тем, что «коды кодов» пред ставляют собой главное средство управления параметри ческими процессами; при этом чем выше уровень органи зации, тем более полным является контроль, осуществляе мый кодовыми факторами над параметрической частью процессов. «Именно коды кодов и формируют те механиз мы обратных связей, которые дают организмам наиболее надежные гарантии устойчивости в борьбе с влияниями
внешней |
|
среды, и |
поэтому они наиболее ценны» |
(Л. А. Николаев, 1971, |
стр. 103). Эволюция живой приро |
||
ды идет |
в |
направлении развития кодовых отношений и |
ограничения параметрических отношений. «Биологичес кая система — это один из последних известных нам эта
262
пов |
развития параметрической изоляции системы» |
(Л. |
А. Николаев, 1971, стр. 236). |
В нарисованной картине кодирование предстает перед нами как объективный, «онтологический» процесс. Оно не предполагает субъекта — кодировщика и декодировщика. Код, говорит Л. А. Николаев, в этом смысле есть чисто физическое понятие, хотя он может восприниматься наб людателем, извлекающим из него информацию (Л. А. Ни колаев, 1969,стр. 1951).
Но даже и в случае наличия субъекта — «кодировщи
ка» |
или «декодировщика» — кодирование (декодирова |
ние) |
может не потерять качества некоторого «естествен |
ноисторического процесса», поскольку правила кодирова ния могут быть и неизвестны в точности лицу, осуществ ляющему кодирование или декодирование: ведь пользуют ся же люди языком для выражения своих мыслей и мо гут понимать чужой язык, не зная «кодов», лежащих в основе того и другого!
Как справедливо отмечено в статье «Кодирование» в «Философской энциклопедии», известный антропомор физм, присущий характеристике кодирования как акта преобразования сообщения, восходит ко времени, когда «кодирование» связывалось непременно с зашифровкой секретных сведений. Эта окраска термина «кодирование» сохраняется до сих пор в тех частях кибернетики, где кодирование производится исследователем (например, при программировании для электронных вычислительных машин). «Но теория информации как таковая, а тем бо лее материалистическая философия не нуждаются в свя зывании понятия кодирования с деятельностью «творца» кода или «дирижера» кодирования» («Философская эн циклопедия», т. 2, стр. 549).
6.Некоторые дискуссионные моменты
Внаучно-фантастическом рассказе В. Михановского (1971) герой рассказа попадает в сказочную страну «Ин-
форию», в которой все — информация. Информацию выра щивают на полях, из брикетов информации строят дома, в «пунктах питания» — «инфорах» — восприятие информа ции заменяет людям обычное питание и т. д. «Инфория,— говорит житель этой страны герою,— и есть единственная
203
настоящая пища. Посудите сами: разве не все на свете сводится к информации?»
В этом философском рассказе реализована идея о том, что информационный аспект — «инфорня» — присутству ет во всех явлениях и вещах действительности. Идея эта, как мы постарались показать, в философском и естествен нонаучном отношении вполне убедительная и очень «сов ременная». Первоначальное представление об информа ции, когда последняя связывалась обязательно со сведе ниями, сообщениями, в кибернетике и теории информация было не только уточнено, но и обобщено. «Совершенно не обязательно — пишет, например, В. М. Глушков,— непре менно связывать с понятием информации требование ее осмысленности, как это имеет место при обычном, житей ском понимании этого термина. Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книги или челове ческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т. д.» (В. М. Глушков, 1964а, стр. 500). Информация, говорит Ю. А. Шрейдер, «та кое же объективное свойство материальных процессов, как масса и энергия» (ІО. А. Шрейдер, 1967, стр. 16).
В |
свете такого «обобщенного» толкования понятны, |
||
например, |
рассмотрения |
взаимоотношений понятий «си |
|
стема» |
и |
«информация», |
предпринимаемые как филосо |
фами |
(см., например: Б. |
В. Ахлибининский, 1969), так |
|
и кибернетиками и естествоиспытателями (см., например, |
ІО. Г. Антомонов, 1969; К. М. Хайлов, 1969). К. М. Хайлов, следуя Маргалефу (R. Margalef), рассмотрел один из возможных информационных подходов к «исчислению» организации систем; этот подход, как и ряд других (напри мер, тополого-информационный, предложенный Н. П. Ра шевским) , говорит о непосредственной связи категории ин формации с понятиями о степени организации и уровне развития «систем».
Упомянутые работы — как и многие другие (о некото рых из них речь пойдет в следующем параграфе) — го ворят в пользу принципиальной применимости основных понятий теории информации в изучении неживой при роды. Указания об этом можно встретить в работах не только В. М. Глушкова, но и других математиков и ки
бернетиков |
(А. Н. Колмогоров, А. |
А. Ляпунов, В. И. Си- |
|||
форов, С. Л. Соболев |
н др.). |
На |
этой |
же позиции стоят |
|
п многие |
философы |
(И. Н. |
Бродский, |
К. Е. Морозов, |
Ш
И. Б. Новик, А. Д. Урсул и др.). Вот, например, выраже ние этого взгляда: «...с определенной точки зрения, все системы... являются сгустками информации, образую щей их структуру, а потому называемой «компонентом структуры» или «структурной информацией»» (Л. А. Петрушенко, 1971, стр. 61). Однако по вопросу о примени мости понятия информации (непосредственно) к фено менам неживой природы философами и специалистами в области наук о жизни высказываются и, иные взгляды, в частности, выдвигается тезис о н е о б х о д и м о й связи информации с функционированием системы управления.
Мы не будем подробно освещать эту дискуссию, ее ход на протяжении последнего десятилетия. Такое ос
вещение, причем |
с «коптраряых» позиций, выполнено |
|
Д. И. Дубровским (1969, 1971) |
и А. Д. Урсулом (1971) |
|
(см. также: сб. |
«Философские |
вопросы биокибернетики. |
Материалы к симпозиуму». М., 1969; обзор «Методоло гические проблемы теории информации» В. Н. Садовско го, Ю. В. Сачкова и А. Д. Урсула, опубликованный под инициалами В., Ю., А. в журн. «Вопросы философии», 1968, № 10, и обзорные статьи: А. Г. Спиркин, В. Г. Фарбер, 1968, 1969; А. Г. Спиркин, В. Л. Хартон, 1970, 1972). Постараемся понять суть аргументации «противной сто роны» на конкретных примерах проведения оспаривае мой нами позиции.
В исследованиях И. И. Гришкина (1968, 1969) срав ниваются два подхода к сопоставлению понятия инфор мации и некоторых философских категорий, условно на зываемые им «атрибутивным» и «кибернетическим»18. При первом подходе информация трактуется «как свой ство движущейся материи, состоящее в структурности, упорядоченности, разнообразии, организации и т. д. всех ее состояний или отдельных атрибутов. Признание все общности информационных процессов как атрибутивных
свойств |
объективной реальности — вот |
что составляет |
|
суть данной концепции, |
ее отличительную черту». Этот |
||
подход, |
признает И. И. |
Гришкин, вносит |
определенный |
18В 1973 г., когда настоящая книга была уже написана, вышла мо нография И. И. Гршнкипа «Понятие информации», в которой подробно воспроизводится рассматриваемая ниже концепция. Так как в этой книге И. И. Гришкин вносит лишь незначитель ные уточнения в свои взгляды, мы позволили себе по-прежнему
ссылаться на его работы 1968 и 1969 гг.
265