ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
Йта позиция более радикальна, чем устаповка ученого, со ссы лок на идеи которого Вигнер начинает свою статью,— Эльзассера. Последний в своей книге «Физические основы биологии» (W. М. El sässer, 1958) допытался обосновать тезис, что в причинно-обуслов ленной последовательности явлений роста организма проявляется некий «более общий» тин причинной связи; «причинность в эмбрио нальном развитии пельзя полностью отождествлять с механистиче ской причинностью (выражением которой являются дифферен циальные уравнения второго порядка), образующей основу клас сической физики» (W. М. Elsässer, 1958, р. 14); функционирование организма не может быть понято просто в терминах конкретизиро ванной для биологических потребностей физической каузальпости, как мы ее знаем. Эту «более общую» каузальную связь (включаю щую признак возрастания информационного содержания системы, рассматриваемой в ео бытии в необратимом, текущем из прошлого в будущее, времени) Эльзассер назвал «биотонической причин ностью» 25; при этом «биотоническая модель поведения» всегда вы растает из ядра физико-химических закономерностей, продолжая и дополняя последние. «Наш тезис,— читаем мы на стр. 127 его кни ги,— заключается в утверждении, что понимание биологических фе номенов в терминах чистого механицизма (pure mechanism) явля
ется некоторым приближением. |
Очевидно — и не |
заслуживает по |
вторений,— что в подавляющем |
числе случаев |
механистическая |
аппроксимация есть единственная разумная аппроксимация, при менимая к проблемам биохимии и биофизики». Одпако, считал Эль зассер, в мире живого встречаются феномены, которые не могут быть до конца интерпретировапы в терминах «чистого механициз
25 Позиция Эльзассера встретила .критику со стороны М. В. Волькепштейна (1972, стр. 64). Передав эту позицию словами: «Орга низм не подчиняется физике, он следует особым «биотонньш» законам»,— Волькенштейн квалифицировал ее как «витализм в его современной форме»; в статье в «Успехах физических наук» (1973, стр. 501) он назвал эту позицию «физическим витализ мом». Но водь Эльзассер неоднократно подчеркивал, что его точ ка зрения не посягает на значение установленных физико-хи мических законов в познании живых систем. Труд Эльзассера был написан с учетом данных как физики, так и кибернетики, правда, 50-х годов. Его книга была прочитана в рукописи Бриллюэпом, который оценил ее как «образец анализа и конструк тивной переоценки» [«Великолепна его (Эльзассера.— В. Б.) идея о биотонических законах (Л. Бриллюэн, 1966, стр. 108)]; Бриллюэн предложил ограничить термин «причинность» тем, что в книге Эльзассера было названо ньютоновой причинностью, вве дя для эльзассеровской «обобщенной причинности» особый тер мин (W. М. Elsässer, 1958, р. 17).
Эльзассер, таким образом, не отвергал законы физики (и ки бернетики), и Волькенштейн в статье (1973, стр. 502) был бо лее точен, когда, имея в виду концепции Эльзассера — Вигнера
иговоря об их ошибочности (к этому вопросу мы еще вернемся), тем не менее (несколько противореча самому себе) отграничил их от виталистического толкования отношения между физикой
ибиологией.
294
ма», и для них-то и предлагался термин «биотоничоские». «Орга низм представляет собой динамическую систему (entity>, и биотонические феномены — это такие стороны его динамики, в отноше нии которых механистический подход терпит значительную неуда чу» (W. М. Elsässer, 1958, р. 127).
Позицию Эльзассера адекватно передал Вигнер: «Эльзассер по стулирует существование новых законов природы, не содержащих ся в законах классической физики или квантовой механики. Он на зывает эти законы биотоническими. В то же время он утверждает, что новые законы природы не нарушают справедливости законов квантовой механики» (Е. Вигнер, 1971, стр. 161). Сам Вигнер занял более радикальную позицию, считая более вероятным, что извест ные в настоящее время законы и понятия квантовой механики по требуют некоторой модификации, прежде чем их можно будет применить к изучению живого, и выражая «твердую уверенность» в существовании «биотонических законов».
Перед нами — одна из модификаций философской проблемы о «несводимости» живого к физико-химическим закономерностям. Проблема эта хорошо известна, и принципиальное ее решение (в применении к обсуждаемым здесь вопросам) можно найти, напри мер, у того же М. В. Волькенштейна (1965, стр. 18, 27), где приво дятся соответствующие высказывания Ф. Энгельса. «Биология,— пишет М. В. Волькенштейн (1965, стр. 18),— несводима к физике и химии в том смысле, что биологические законы действуют толь ко в живой природе и имеют интегральный характер по отноше нию к более простым физическим и химическим закономерностям» (здесь следует ссылка на статью Н. Н. Семенова, 1959) ге.
Мы привели здесь точки зрения Шамбадаля, Вигнера и Эльзас сера не для того, чтобы заняться философским анализом поднятых ими вопросов, ни — тем более — чтобы к этим точкам зрения при соединиться. Нет сомнения в философской уязвимости ряда пунк-32
23 Тем не менее в популярной книге 1972 г. тот же автор счел не обходимым высказать гневные слова по поводу «жупела своди мости». В связи с этим нелишне отметить, что жупелы бывают разные. Может быть «жупел сводимости», т. е. неоправданные обвинения тех или иных ученых в «механистическом сведении» живого к физико-химическим закономерностям. Но может быть и «жупел витализма» — и к этому жупелу прибегает автор упо мянутой книги (см. стр. 64). Это именно «жупел»: критикуемый им автор специально отграничивает свою позицию от точки зре ния виталиста, который «вводит вне-каузальные принципы, та кие,, как «энтелехия», для того, чтобы восполнить разрыв между интерпретацией в терминах физики, которая недостаточна, и наб людаемыми явлениями» (W. М. Elsässer, 1958, р. 14); Эльзассер специально подчеркивает, что смотрит на развитие организма как на строго причинно-обусловленный процесс, однако допол ненный «биотоническими законами», которые не могут быть вы ведены (deduced) из механистического, подчиняющегося «ньюто новой каузальности, функционирования, имеющего место в ле жащих в их основе микроскопических структурах» (W. М. Elsäs ser, 1958, р. 168).
295
тов в их позиции. Многие трудности, которые испытывает, напри мер, Эльзассер, связаны с метафизическим, «механическим» пред ставлением о причинности, из рамок которого он фактически стре мится вырваться в своем понятии о биотошіческих закономерно стях, существенно связанных, как он считает, с необратимым тече нием времени (ср. идеи, высказанные II. Винером в главе «Ньюто ново и Бергсопово время» своей «Кибернетики», 1968; см. также: Л. Бриллюэн, 1966).
Идеи Вигпера — Эльзассера уже при своем возникновении были лишь г и п о т е з а м и , причем гипотезами достаточно у м о з р и- т е л ы і ы м и. И хотя Эльзассер специально подчеркивает, что ни что не было бы более опасным и более далеким от его цели, чем попытка «заменить количественный апализ умозрительными обоб щениями» (W. М. Elsässer, 1958, р. 127), что познание биотоники может возникнуть только на основе эмпирических данных биоло гии (ibidem, р. 150), он был но в состоянии фактически о б о с н о ва т ь постулируемые новые закономерности; что касается его предположения о том, что устройство хранепия информации в за родышевой клетке по крайней мере отчасти биотопичоскоо (по Эльзассеру это устройство является главным источником предпола гаемых немеханистических сторон динамики организма), то оно не получило подтверждения в последующем развитии науки.
В чем же тогда можно видеть интерес концепций, подобпых концепциям Вигнера — Эльзассера? В том, по нашему мнению, что
они |
свидетельствуют о р е а л ь н ы х т р у д н о с т я х , существую |
||
щих |
сегодня в информационно-киберпетической |
интерпретации |
|
ж и з и и. И не только жизни, |
но и п с и х и к и , по и м ы ш л е н и я |
||
и с о з it а и и я. Естественно, |
что идеи, подобные |
идеям Эльзас |
сера — Вигнера, время от времени возникают в науке. Наиболее яр кий пример последнего времени — парадоксальная книга II. И. Ко бозева (1971), пытающегося обосновать положение о «безэнтропийной структуре человеческого сознания» и «нарушении им второго начала термодинамики», о том, что «организованно мыслящий мозг» функционирует вне области Клаузиуса», находясь в сфере «нулевой
или отрицательной энтропии» |
(II. И. |
Кобозев, 1971, стр. 125, 153 |
|
и др.). |
|
|
|
Конечно, |
следует отдавать |
отчет в «сумасшедшем» |
|
характере |
очерченных — и |
им |
подобных — концепций. |
Отсутствие противоречия с сегодняшней картиной «едино
го точного естествознания» — это |
тот м а к с и м у м , |
на |
который они могут претендовать. |
Весьма возможно, |
что |
реальное развитие науки пройдет мимо них,— например, пойдет по пути того синтеза «информационного» и «физи ческого» подходов, гипотезу о котором выдвинул Ю. А. Шрейдер. Последний высказал предположение, что такие фундаментальные физические принципы, как прин цип предельности скорости света специальной теории относительности и соотношение неопределенностей Гейзенберга, носят информационный («структурный») характер,
296
и подчеркнул существенность «информационной состав* ляющей» квантово-механической теории взаимодействия частиц. «Вполне естественно ожидать появления новых универсальных... физических принципов, связывающих информационные и энергетические характеристики мате рии и пространства» (ІО. А. Шрейдер, 1967, стр. 18). Быть может, именно с этим окажется связанным всесто роннее раскрытие того, как из свойств биологических макромолекул (в частности — и в особенности — свойств информационных) вырастает свойство организма «быть «апериодическим кристаллом» на всех уровнях строения, начиная с молекулярного и кончая организмом в целом» (М. В. Волькенштейн, 1965, стр. 467). Укажем в этой связи на позицию И. С. Шкловского (1965), который связывает решение проблемы не в последнюю очередь с дальнейшим развитием кибернетической интерпретации жизни, в част ности, по А. А. Ляпунову, характеризующему жизнь как высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируе мую состояниями отдельных молекул (А. А. Ляпунов, 1963, 1964, 1972). Но по какому бы пути ни пошли исследова ния, они должны будут дать ответ на ряд «информацион ных» вопросов жизни, например на вопрос, как же случи лось, что в мире живого для исполнения «информаци онных функций» выделились специальные химические структуры — нуклеиновые кислоты (мир неживого не зна ет «информационных веществ»).
Мы говорили выше, что приложение кибернетико-информаци онных концепций в биологии породило тезис: возникновение жиз ни означало появление систем, способных использовать информа цию, фактор разнообразия для поддержания своего существова ния,— воспринимать полезные разнообразия, блокировать (избегать или подавлять) вредные разнообразия — угрожающие изменения среды. Способность и с п о л ь з о в а т ь р а з н о о б р а з и е могла появиться лишь на определенной ступени усложнения, повышения степени организации материальных систем, когда мера их внутрен него разнообразия открыла возможность «уничтожения» деструк тивного действия вредных разнообразий специфическим «информа ционным» образом; с теоретико-информационной точки зрения это означало естественное возникновение систем, так сказать, приме няющих 10-ю теорему Шенпона (19G3, стр. 278), или систем, функ ционирование которых осповапо на з а к о н е н е о б х о д и м о г о р а з н о о б р а з и я Эшби, означающем, что система, чтобы проти востоять действию второго закона термодинамики, должна накап ливать информацию в размерах, достаточных для сопротивления возмущениям внутренней и внешней среды. Впрочем, это только
297
ф е н о м е н о л о г и ч е с к а я к а р т и н а . Й хотя принципиальные стороны вопроса составляют предмет размышлений многих прони цательных умов (см, например, Г. Фёрстер, 1964), и н т и м н ы е механизмы реализации способности «использования разнообразия» требуют глубокого исследования.
В последние годы получены существенные результаты в объяс нении механизмов возникновения самоорганизации, ведущей к био эволюции; эти результаты естественным образом потребовали при влечения информационных соображений. Речь, в частности, идет о теории лауреата Нобелевской премии М. Эйгена, проливающей свет на добиологическую эволюцию макромолекул (работа Эйгена опуб ликована в журнале «Die Naturwissenschaften» в 1971 г, а ее сжа тое изложение — в статье, перевод которой помещен в «УФН»,
1973).
Эйген различает три фазы эволюции: пребиотическую, «хими ческую» стадию; фазу самоорганизации вплоть до самовоспроизво дящихся «особей»; и эволюцию видов. Его теория относится ко вто рой фазе и «дает общий принцип отбора и эволюции на молекуляр ном уровне, основанный на критерии устойчивости (нелинейной) термодинамической теории стационарных состояний» (М. Эйген, 1973, стр. 582). Исходным пунктом теории служат четыре постула та — четыре «внутренних и внешних условия», делающих неизбеж ным процесс самоорганизации. Первый постулат гласит: «Эволюция должна начинаться со случайных событий». Здесь перед Эйгеном сразу же возникает необходимость высказать свое отношение к ус тановкам, подобным взглядам Вигнера — Эльзассера; ибо, как го ворит Эйген, к точке зрения, что современные физические концеп ции не способны объяснить существование или начало жизни, мно гих физиков привело н е п р а в д о п о д о б и е любого с л у ч а й н о г о начала организации. И это отношение оказывается отрица тельным. Как комментирует Эйгена М. В. Волькенштейн (1973, 1973а), Эйген показывает, что Вигнер не учитывает информацион ных свойств макромолекул. Второй постулат Эйгена гласит: «Само организация требует инструктивных свойств на молекулярном уров не»; этот постулат влечет за собой введение величины,, характери зующей ц е н н о с т ь информационных свойств макромолекул — «селекционной ценности». Это приводит к третьему постулату: «Ин формация «порождается» или приобретает ценность в результате отбора». Теория должна связать параметр «ценности для выжива ния» (селекционной ценности) с физическими свойствами системы с тем, чтобы объяснить возникновение некоторого «возвратного свойства»] того, что самоорганизующаяся система отбирается для оптимальной способности отбора. Так как эта способность проявля ется отнюдь не во всех условиях, Эйген формулирует четвертый постулат: «Отбор происходит среди особых веществ в особых усло виях».
Эти четыре постулата получают конкретную интерпретацию в моделях, рассматриваемых Эйгеном. Суть своих результатов он ре зюмирует в следующих словах: «Эволюция, по-видимому, является неизбежным событием в присутствии определенных веществ со спе цифическими автокаталитическими свойствами и при поддержании конечного потока (свободной) энергии, необходимого для компен сации постоянной продукции энтропии. Теория дает количествен ную основу для проведения лабораторных экспериментов по эволю-
298