ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
скпп, специально исследовавший этот вопрос, к о н к р е т ное преодоление первой проблемы связано с выяснением нейродипамического кода субъективных явлений. Весь невольный «софизм» развернутых в примере фон Неймана логических переходов состоит в невозможности для сов ременной науки указать материальные явления, принад лежащие к этому коду, и тем самым разграничить то, что
в о с п р и н и м а е т с я «наблюдателем», |
от того, к о д о в ы- |
м II с р е д с т в а м и ч е г о н е ч т о в о с н р и и и м а е т с я. |
|
Раскрытие «нейродипамического кода» |
(попытку самой' |
предварительной наметки путей определения которого и предпринял Д. И. Дубровский) явится фундаментальным для нейрофизиологии, психологии, кибернетики — н тем более философии — результатом.
Вторая проблема — проблема управляющих функций идеального — не менее «кибернетическая»; ведь «управле ние» здесь понимается по существу в кибернетическом смысле. На это ясно указывает н Л. А. Николаев, пишущий о том, что «кодирование кодов» на уровне высшей нервное, деятельности становится основой управления множеством параметрических процессов (Л. А. Николаев, 1971, стр. 103), и Д. И. Дубровский, выдвигающий гипотезу о том, что способность личности оперировать информацией «в чистом виде» связана с необходимостью в целях управ ления использовать свойство инвариантности информации по отношению к форме сигнала. Эта способность, считает Д. И. Дубровский, II составляет основу того типа саморегу
ляции, |
который включает в себя феномены с а м о с |
о з н а |
н и я |
и с а м о п о з н а н и я (Д. И. Дубровский, |
1971, |
стр. 264).
Формулировкой этих двух великих проблем, относя щихся к изучению человека,— проблем, имеющих важную
информационно-кибернетическую |
«составляющую»,— мы |
и закончим этот параграф с тем, |
чтобы в последующем |
изложении перейти к проблемам |
с мыс ла , ц е н н о с т и |
IIЛ О Г II к п.
9.Смысл и ценность информации — необходимость логического подхода
Тезис об о б ъ е к т и в н о с т и и н ф о р м а ц и и, прово дившийся нами на протяжении этой главы, является толь ко исходным пунктом научно-философского анализа фено мена информации II информационных процессов. В самом
305
деле, говоря об объективности феномена информации, МЫ под информационными характеристиками понимаем те свойства физического мира, которые, как удачно заметил 10. А. Шрейдер, в некотором смысле противопоставляются физическим характеристикам в терминах энергии и массы (Ю. А. Шрейдер, 1967, стр. 15). Но «информация» имеет и другой важнейший аспект — г н о с е о л о г и ч е с к и й , состоящий в том, что информация «живет» в процессах сво ей передачи, приема, переработки и использования — про цессах, необходимо входящих в человеческую познаватель ную деятельность. Именно в х о д я щ и х — входящих, так сказать, как «правильная часть», но отнюдь ее не и с ч е р п ы в а ющи х . Во всяком случае, это бесспорно, коль скоро речь идет об информации в шенноновском (и родственном ему) смысле.
Классическая теория информации, трактуется ли она статистически, комбинаторно или топологически, проли вает определенный свет на информационные процессы, на сообщения и процессы их передачи. Однако эта теория ни в коей мере не претендует быть источником полного уточ нения содержательного понятия информации. Смысл, в котором фактически употребляется «информация» в этой теории, не совпадает с «обычным» представлением об ин формации как о сообщениях, сведениях, имеющих опреде ленное содержание, говорящих нам о чем-то и могущих в силу этого быть основанием для принятия решений. Это обстоятельство подчеркивалось уже на заре теории инфор мации, в частности, К. Шенноном. Последний в 1956 г. опубликовал свою известную заметку «Бандвагон» (рус ский перевод: К. Шеннон, 1963, стр. 667—668) специаль но для того, чтобы предостеречь от «моды на информа цию» и подчеркнуть, что основные положения теории ин формации касаются «очень специфического направления исследования» и совершенно не обязательно должны ока заться плодотворными в психологии и других гуманитар ных науках (К. Шеннон, 1963, стр. 668). Еще до того, как были написаны эти слова, У. Уивер, американский мате матик, близкий по духу Шеннону, опубликовал статью, популяризировавшую шенноновскую теорию — причем эта статья была опубликована в совместной с К. Шенно ном книге (см. W. Weaver, 1949),— в которой подчеркивал специфичность понятия информации в этой теории (см.
также книгу: W. Weaver, 1967).
30 6
Специфичность эта связана, как мы уже не раз говори ли, с неявно присущими этой теории отвлечениями (аб стракциями) . В теории информации Шеннона отвлекают
ся от ч е л о в е ч е с к о г о |
аспекта |
в информационных |
|||
процессах |
(т. е. процессов передачи и преобразований ин |
||||
формации), в частности от с о д е р ж а н и я (смысла) |
со |
||||
общений |
(от |
семантической |
стороны информации), |
от |
|
их ц е н н о с т и |
для получателя — от |
и с п о л ь з о в а н и я |
информации получателем (от прагматической стороны ин формации). Указанные отвлечения и определяют возмож ности статистической теории информации и равносиль ных ей теорий в описании информационных процессов.
Своеобразие «классического» понятия информации (количества информации) А. Моль (1966) удачно выра зил понятием о р и г и н а л ь н о с т и с о о б щ е н и я (т. е. его непредсказуемости). На стр. 93—94 своей книги этот автор приводит пример, принадлежащий Э. Борелю. Шим панзе вываливает содержание типографской наборной кассы в мешок, перемешивает литеры и вынимает их од ну за другой, выкладывая в строку; в результате получа ется сообщение, обладающее оригинальностью, или коли чеством информации, существенно большим, чем обычные сообщения на том же языке: обезьяна, ввиду отсутствия интеллекта, не читает того, что набирает, и набранный от резок текста не оказывает никакого влияния на выбор очередной буквы. Читателю книги А. Моля приходится постоянно иметь в виду этот смысл «информации». Лишь при этом условии ему не покажется странным, например, что в тексте, в котором соблюдаются преимущественно лишь грамматические связи, больше информации, чем в обычном осмысленном тексте, а максимальная информа ция в словах будет в том случае, если выбор слов случай ный; что в картине, написанной в абстрактной манере, больше информации, чем в реалистическом полотне; что количество информации возрастает при переходе от нор мальной прозы к сюрреалистическому тексту и т. п.
Эти «парадоксальные» выводы — закономерный ре зультат применения «классического» теоретико-информа ционного подхода к таким сугубо «человеческим» явле ниям, как восприятие и язык. Как со всей ясностью под черкивает Л. Бриллюэн, исключение этой теорией «чело веческого элемента», выражающееся в игнорировании смысла и ценности передаваемой и обрабатываемой
307
информации, является очень серьезным ограничением, но это есть «та цепа, которую мы должны уплатить за воз
можность построения |
этой области научного |
знания» |
(Л. Бриллюэн, I960, стр. |
15). |
ограни |
В отечественной пауке также подчеркивается |
ченность восходящих к Шеннону теоретико-информацион ных построений. Например, А. А. Марков отмечает не естественность «классического» понятая (количества) информации — в смысле колмогоровского определения как некоторого оператора, изменяющего распределение вероятностей в рассматриваемой системе событий — в при менении к вычислительной машине, так как в этом слу чае пришлось бы вкладывать смысл в предложения вроде следующего: «Данная вычислительная машина восприня ла данный оператор, изменяющий распределение вероят ностей ее состояний, и сохранила этот оператор в своем магнитном барабане» (А. А. Марков, 1964, стр. 41) гз (о затруднительности применения шенноновских понятий в ситуациях, относящихся к вычислительной математике, говорит также Ю. А. Шрейдер, 1967). С другой стороны, у А. Н. Колмогорова мы читаем, что, например, вопрос об «энтропии» потока поздравительных телеграмм хотя и можно считать корректно поставленным в его вероятност ной трактовке и при обычной замене вероятностей эмпи рическими частотами, но вот разговор о «количестве ин формации», содержащейся в тексте «Войны и мира», не имеет реального смысла. «Можно ли включить разумным образом этот роман в совокупность «возможных романов», да еще постулировать в этой совокупности некоторое рас пределение вероятностей? Или следует считать отдельные сцены «Война и мира» образующими случайную последо вательность с достаточно быстро затухающими на рас стоянии нескольких страниц «стохастическими связями»» (А, Н. Колмогоров, 1965, стр. 37).
Конечно, можно сказать, что подобные ситуации лишь к а ж у т с я парадоксальными: парадоксальность исчезает, как только мы учтем исходные отвлечения шенноновской теории и тот смысл, в котором в этой теории употребляет-82
28 В докладах «Что такое кибернетика?», читавшихся А. А. Марко вым в начале 60-х годов, он нередко шутил, что следуя А. Н. Колмогорову, вместо «Я получил сегодня телеграмму» на до говорить «Я получил сегодня оператор, изменивший распре деление вероятностей ожидавшихся мною событий»,
308
ся понятие «(количество) информации». Ведь «классичес кий» теоретико-информационный подход характеризует лишь определенные стороны сообщений (явлений, собы тий) . Он не может служить для экспликации содержатель ного понятия информации как сообщения, наделенного оп
ределенным |
с мыс л о м , п о н и м а е м о г о человеком-при- |
|
емником и служащего основанием для принятия |
р е ш е |
|
ний и осуществления практических д е йс т в и й . |
теория |
|
Это не |
значит, конечно, что «классическая» |
информации полностью расходится с интуицией. Напри мер, можно считать, что интуиции соответствует следую щее положение, вытекающее из теории Шеннона: если приемник обладает знанием всего того, что несет сообще ние,— т. е. когда он знает сообщение а priori,— получен ная информация равна нулю, и избыточность сообщения равна 100% (ср. нисходящую часть кривой на рис. 1 статьи Ю. А. Шрейдера, 1967, и ее анализ на стр. 21—22 этой статьи). Впрочем, соответствие это покупается за счет «рассогласования» «(количества) информации» и «осмысленности». Как отмечает А. Моль, в шенноновской теории количество, информации («оригинальность») и осмысленность — это существенно различные вещи; «по нятность» текста существенно меняется обратно его ори гинальности; измерение информации основывается на оригинальности, а не на смысле сообщения. «Единствен ный метод измерения априорной оригинальности неко торой ситуации, вытекающий из логических рассуждений, состоит в учете степени вероятности этой ситуации»
(А. Моль, 1966, стр. 57).
Итак, «классическое» понятие количества информации не передает всех свойств информации, с которыми при ходится иметь дело в процессах ее передачи, приема, пере работки и использования. Подробное рассмотрение ситуа ций, в которых шенноновское понятие оказывается непри менимым, дается в статье Ю. А. Шрейдера (1967). В ней отмечается, в частности, что в «классической» теории не учитывается вариабельность способности приемника пони мать принимаемую информацию — а именно, то, что при последовательном приеме новой информации приемник может увеличивать свою способность к восприятию теку щей информации. «Это обстоятельство не отражается в шенноновской модели информации, где увеличение априор ных знаний приемника приводит к тому, что количество
309
информации в данном сообщении уменьшается»
(Ю. А. Шрейдер, 1967, стр. 22—23).
Выше мы сформулировали «обычную» точку зрения, согласно которой шенноновская теория полностью игнори рует смысл и ценность информации. Можно, однако, стать на другую позицию (ср. А. Д. Урсул, 1968в, стр. 5) и счи тать, что информация в этой теории з а р а н е е считается осмысленной, ценной и «истинной» в определенном смыс ле, а цель теории состоит в развитии количественного ас пекта (так понимаемой) информации.
Эту позицию можно прокомментировать следующим образом. Современные математические подходы в теории информации, среди которых наиболее развитыми и исполь зуемыми в приложениях являются статистический и ком бинаторный, с семиотической точки зрения отображают
лишь с и н т а к с и ч е с к у ю |
сторону информации. По |
|
следнюю |
можно рассматривать как организационный ее |
|
аспект: |
информация о р г а н и з у е т с я — кодируется, |
|
выражается — на некотором |
«языке» в соответствии с |
|
определенными правилами. |
Этот аспект тесно связан с |
«сообщительным» (познавательным) ее аспектом, в частности, потому, что с получением информации связано устранение неопределенности в знаниях получателя. Оба этих аспекта информации — «организационный» и «сооб щительный» — допускают количественное измерение ин формации, что и осуществляется в шенноновской теории.
Но почему же количество информации, приписываемое сообщениям, не зависит от их смысла? Суть дела в том, что эти количественные оценки относятся к знаковым структурам сообщений. Конечно, вместо сообщений можно
рассматривать суждения, но |
это |
будут с у ж д е н и я о |
|
з н а к о в ы х с т р у к т у р а х |
с о о б щ е н и й , |
а не о тех |
|
предметах и явлениях реальности, |
к которым |
относятся |
сами сообщения. «Таким образом, информация, содержа щаяся в этих суждениях... не есть информация, содержа
щаяся в самих сообщениях» (Е. К. Войшвилло, |
1966, |
|
стр. 292). |
|
|
Шенноновская теория информации и эквивалентные ей |
||
теории, а также такие |
концепции, как негэнтропийный |
|
принцип Бриллюэна, |
«разнообразностная концепция» и |
|
др., — это п е р в ы й э т а п познания многоликого |
«фено |
мена информации». На этом этапе предметом теории ока зывается синтаксическая функция материальных носите
310