ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
цші. Она может также показать, как построить простые молекуляр ные модели возможных предшественников «живых» клеток. Четы ре такие модели были исследованы. Было найдено, что из них толь ко одна удовлетворяет всем требованиям эволюции до современно го состояния клеточной жизни. Теория никогда но объяснит, как шел точный исторический путь эволюции. Это «никогда» является следствием стохастической природы совершающихся процессов и чрезвычайно большого разнообразия выборов» (стр. 582).
Эйгеп высказывает взгляд, что для понимания основных прин ципов эволюции не требуется никакой «новой физики», а нужны лишь представления о ценности информации с точки зрения само организации. Этот же взгляд в заостренной форме выражает М. В. Волькенштейн, подчеркивающий, что для понимания биологи ческих явлений, в частности явлений развития, существующая фи зика достаточна. «Необходимо вводить новые понятия,— такие, на пример, как селекционная ценность,— необходимо по-новому поль зоваться старыми понятиями, но принципы физики и химии при этом не меняются» (М. В. Волькенштейн, 1973а, стр. 26). Философ, на наш взгляд, должен принять эти слова как выражение общей позиции современной науки по данному вопросу,— с той, быть мо жет, оговоркой, что как называть «физику плюс теория информа ции с параметром ценности» (более общо: физику плюс «новые по нятия») —«новой» или «старой» физикой, относится скорее, к вы бору слов. Фактом остается то, что разработка биофизической тео рии самоорганизации требует привлечения информационных пред ставлений.
Теория Эйгена относится к предбиологической стадии эволюции. Она не касается дальнейших путей развития информационных свойств материи, вплоть до появления сознания. Задача конкретно-научного раскрытия этих пу тей продолжает стоять во всей своей грандиозности. Здесь имеются лишь предварительные подходы. Скажем о неко торых из них, представляющихся интересными в ф и л о с о ф с к о м плане. Мы имеем в виду концепции, развитые Л. А. Николаевым (1969, 1971), А. А. Братко (1969) и
Д. И. Дубровским (1968, 1971),— концепции, которые, при всем их внешнем различии, в основе своей сходны27.
27 В ином направлении идут идеи М. И. Штеренберга (1971); по следний, исходя из представления, что феномен информации на уровне живого есть средство с о х р а н е н и я биосистем, на правляет внимание на само явление сохранения. Специфика сохранения усматривается им в том, что обычно называют «опе режающим отражением»,— когда реакция биосистемы иници ируется не непосредственно самим воздействием, а его «опере жающим признаком» (пример: звук как предупреждение об опасности), но обращена на само исходное воздействие. При этом ход рассуждений автора направлен на выяснение энерго
информационных условий такого |
«сохраняющего реагирова |
ния». |
_ |
299
Интересы Л. А. Николаева, развившего описанную на ми в § 5 данной главы «кодово-параметрическую» интер претацию физико-химических взаимодействий, группиру ются вокруг той же проблемы возникновения и природы биологической организации. Он предпринимает попытку сформулировать общий принцип, «выражением которого в некоторых открытых молекулярных системах может быть процесс биогенеза» (А. А. Николаев, 1969, стр. 1951). Смысл принципа состоит в том — и об этом мы уже расска зали в упомянутом параграфе,— что ход эволюции от не живого к живому характеризуется усилением кодовых взаимодействий и развитием систем, в которых коды управ ляют параметрическими процессами. Организм, находя щийся в среде, стремится к определенной параметрической изоляции; его связи со средой в основном кодовые, и все биологические механизмы работают по принципу «домини рования кода». Организмы различаются уровнем своего «организационного потенциала» — способностью разделять исходную общую систему на кодовую и параметрическую части. В популяциях низших организмов это достигается усиленным воспроизводством; у высших животных их громадные организационные возможности обусловлены механизмом «кодирования кодов».
Важнейшая особенность «кода кодов» состоит в том, что «природа процесса, включающего коды, может не иметь ничего общего с природой самих кодов» (Л. А. Николаев, 1971, стр. 102 — 103). В плане организационного потенциа ла преимущественное значение имеют функции, слабо за висящие от материала (а значит, от законов, которым этот материал подчинен), ибо то, что жестко соединено с оп ределенным веществом, не имеет шансов выдержать кон куренцию со средствами, для которых выбор материала достаточно разнообразен. «Использование приспособлений, мало зависящих от материала, наблюдается столь явствен но на протяжении всего хода морфогенеза, что нет ничего неожиданного в попытках человека, в конце концов, вос произвести из металла и полупроводников не только рабо тающие части скелета и мышцы, но и собственный мозг»
(Л. А. Николаев, 1971, стр. 227).
Этот принцип «независимости от материала» (Л. А. Ни колаев, 1968, гл. I, VIII) имеет «близких родственников» среди положений философской теории отражения. Вот, на пример, характеристика «идеальных образов», данная
зоо
Тюхтипым: «Нематериальными (идеальными), то есть от носительно независимыми, «освобожденными» от матери ального носителя, могут быть лишь структура, отношение, образ, знание и up., взятые как таковые, в «чистом» виде, то есть особым функциональным способом извлеченные из своего носителя и сопоставленные с оригиналом» (В. С. Тюхтин, 1967, стр. 44). Внешне речь здесь идет как будто о другом — о б и д е а л ь н о м , а не о « ф и з и ч е с ком». На деле же здесь — одна и та же тема, только трак туемая в разном освещении.
Это хорошо видно в свете концепции Д. И. Дубровского (1969, 1971; концепция Дубровского сформулирована ее автором также в работе: Д. И. Дубровский, А. Г. Спиркин, 1970, и кратко изложена в статье: А. И. Берг с соавт., 1971), трактующей упомянутое в приведенной цитате извлечение информации на н о о у р о в н е — у р о в н е ра з у м а — как субъективный акт, связанный с особенностя ми информационных процессов, протекающих в головном мозгу. Различению кодовых и параметрических процессов Л. А. Николаевым здесь соответствует различие между информацией (как содержанием) и сигналом (как его материальной формой). Д. И. Дубровский выдвигает ги потезу, что в то время как на донсихическом уровне инфор мация неотличима для самоорганизующейся системы от сигнала, на уровне «психического управления» происхо дит «как бы раздвоение единого, выделение информации из сигнала, совершающееся в субъективной форме (что рав нозначно возникновению субъективной формы отображе ния, идеального моделирования как такового вообще)» (Д. И. Дубровский, 1971, стр. 264).
Здесь налицо прозрачная аналогия с положениями Л. А. Николаева о развитии «кодирования кодов», приво дящем к «таким далеким от молекулярного уровня кодам, как язык и письменность» (Л. А. Николаев, 1971, стр. 237), «возможности которых безграничны.— Высшие коды, п о ч т и л и ш е н н ы е т е р м о д и н а м и ч е с к и х эк
ви в а л е н т о в , образуют основу интеллектуального об щения» (Л. А. Николаев, 1969, стр. 1955; разрядка наша.— В. Б. ). Психический образ, мысль — это «высший код»; это «не сигнал информации, а информация как таковая, освобожденная как бы от своего материального носителя;
втакой «освобожденности» она выступает во всяком слу чае для личности» (Д. А. Дубровский, 1971, стр. 263),
301
Развивая свою концепцию, Д. И. Дубровский высказы вает взгляд, что хотя и сигнал — которым естественно счи тать определенную организацию элементов и процессов нервной системы — и механизм извлечения информации из сигнала скрыты от личности (ей недоступна интроспекция мозговых физиологических явлений), в субъективных феноменах, принадлежащих к категории сознательно-пси хических явлений (явлений сознания), личности, тем не менее, дано информационное содержание упомянутых сиг налов — информация в «чистом» виде.
Родственный ход мысли мы наблюдаем и у А. А. Брат ко. Он исходит из того, что любая форма материи может переносить или содержать информацию и что поэтому лю бой материальный процесс может выступать как информа ционный. «Однако «удельный вес» информации, которая может сохраняться в различных формах материи и переда ваться в различных процессах, неодинаков» (А. А. Братко, 1969, стр. 50). Прогресс в развитии природы состоит, в частности, в том, что для реализации процессов передачи и переработки информации формируются все более «эконом ные» материальные процессы. Продолжая эту мысль, А. А. Братко приходит к выводу, что процесс образования психических операций путем интериоризации двигатель ных актов (т. е. «перехода» их во «внутренний мир» лич ности) можно истолковать как «отбор организмом наиболее «экономных» процессов, как постепенную замену отражаю щей подсистемой организма одних, менее «экономных» про цессов оперирования информацией другими, более «вмести тельными» для информации процессами. Образование пси хики человека в связи с этим следует рассматривать как один из этапов длительного процесса отбора и консолида ции наиболее «насыщенных» информацией процессов, эта па, приводящего к качественному «скачку» — возникнове нию сознания» (А. А. Братко, 1969, стр. 50; см. также А. А. Братко, П. П. Волков, А. Н. Кочергин, Г. И. Царе городцев, 1969, стр. 70).
Интерес концепций Л. А. Николаева, Д. И. Дубровско го и А. А. Братко — в том, что их появление подчеркивает возможность, на нынешнем уровне научного познания, «ос новательной естественнонаучной интерпретации категории идеального» — возможность, возникшую в результате офор мления кибернетики и теории информации; информация, будучи категорией естествознания, может, подчеркивает
Ж
Д. И. Дубровский, проложить мост к объяснению тех психических явлений, которые обычпо описываются в тер минах идеального (Д. И. Дубровский, 1971, стр. 197).
Объяснению прежде всего подлежат две проблемы (чет ко сформулированные Д. И. Дубровским, 1971), хорошее представление о е с т е с т в е н н о н а у ч н о м аспекте кото рых дают высказывания двух великих представителей «единого точного естествознания» — Дж. фон Неймана и Э. Шрёдингера. •
Четвертую главу своей книги «Математические основы квантовой механики», посвященную процессу измерения, Дж. фон Нейман начинает с принципа психофизического параллелизма. Он отмечает, что связанный с измерением процесс субъективного восприятия выводит нас из внеш него физического мира или, точнее, вводит во внутреннюю жизнь индивидуума. Затем он указывает на «фундамен тальное для всего естественнонаучного мировоззрения требование, так называемый принцип психофизического параллелизма, согласно которому должно быть возможно так описать в действительности внефизический процесс субъективного восприятия, как если бы он имел место в физическом мире, — это значит сопоставить его последова тельным этапам физические процессы в объективном внешнем мире, в обычном пространстве (естественно, что при этом процессе сопоставления (Zuordnungsprozeß) воз никает еще необходимость локализовать эти физические процессы в таких точках, которые лежат в занимаемой на шим телом части пространоства)» (И. фон Нейман, 1964. стр. 307). Дж. фон Нейман приводит пример. Пусть из меряется температура. Мы можем, произведя соответст вующие расчеты, установить температуру окружения ртутного сосуда термометра, сказав после этого: вот та температура, которую измеряет термометр. Мы можем продолжить вычисления и определить длину ртутного столба, после чего сказать: вот та длина, которую видит наблюдатель. Идя дальше, мы могли бы включить в рас смотрение источник света, учесть рассеяние световых кван тов на непрозрачном столбике ртути и другие процессы вплоть до возникновения изображения на сетчатке глаза и только тогда сказать: это изображение регистрируется наблюдателем. Наконец, при наличии соответствуюхцих знаний мы могли бы пойти еще дальше и указать хими ческие реакции, вызываемые этим изображением на сет
3 03
чатке, в нерве и в мозгу, и только тогда сказать: эти хими ческие изменения в своих мозговых клетках воспринимает наблюдатель. Однако в любом случае мы должны будем когда-нибудь сказать: это воспринимается наблюдателем. Это значит, говорит фон Нейман, что мы всегда должны делить мир на две части — наблюдаемую систему и наблю дателя, причем положение границы между ними в высокой степени произвольно. «То, что такую границу можно пере местить сколь угодно далеко внутрь организма действи тельного наблюдателя, и составляет содержание принципа психофизического параллелизма» (И. фон Нейман, 1964,
стр. 308).
Такова первая проблема. Вторая проблема выражена Э. Шрёдингером в его книге (1947) — в следующем рас суждении, помещенном в ее заключении, озаглавленном «Эпилог. О детерминизме и свободе воли». Шрёдингер ука зывает на контроверзу между следующими двумя положе ниями: (1) «Мое тело функционирует как чистый меха низм», подчиняясь всеобщим законам природы; (2) тем не менее «из неопровержимого, непосредственного опыта я знаю, что управляю действиями своего тела и предвижу результаты этих действий. Эти результаты могут иметь огромное значение в определении моей судьбы, и в таком случае я чувствую и сознательно беру на себя полную от ветственность за свои действия». Из этих двух предпосы лок, говорит Шрёдингер, можно вывести лишь одно заклю чение, а именно, что «я», берущееся в самом широком значении этого слова,— т. е. каждый сознательный разум, когда-либо говоривший или чувствовавший «я»,— пред ставляет собой не что иное, как субъект, «могущий у п р а
в л я т ь «движением атомов» |
согласно законам |
природы» |
(Э. Шрёдингер, 1947 стр. |
122—123; разрядка |
наша.— |
В. Б.). Такова вторая проблема. |
|
Философская мысль, опирающаяся на конкретное науч ное знание, должна указать путь решения обеих проблем: п е р в о й пр о б л е мы, заключающейся в преодолении трудности, вытекающей из фон-неймановской формулиров ки «принципа психофизического параллелизма», и вто рой п р о б л е м ы — проблемы управляющей функции сознательно-психических (идеальных) явлений. Диалекти ко-материалистическое решение осповного вопроса филосо фии составляет методологическую базу преодоления и первой, и второй трудности. Как указывает Д. И. Дубров-
304