ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
индивидов; что они пользуются о д н о й и т о й ж е л о г я - к о й (коей обычно считают классическую логику, восходя щую к Аристотелю); что понятия являются « и д е а л ь н ы ми» у н и в е р с а л и я м и , тождественными для всех ком муникантов, и др. (М. Maruyama, 1961; см. анализ его взглядов в работе: В. Ф. Лобас, 1969).
Односторонний характер |
такого рода установки — как |
оставляющей в тени факт |
р е а л ь н о с т и понимания в |
«эпистемологических» и коммуникативных процессах — не раз отмечался в нашей литературе (В. Ф. Лобас, 1969). Для нас здесь существенно, что вместо «вкусовых» оценок соот ношения «субъективно-психологического» и «объективно го» в феномене понимания тезаурусный подход, использую щий логику нечетких понятий, обещает применение фор мальных методов, в рамках которых — опираясь на эмпи рический материал, почерпнутый из изучения реальных актов коммуникации и их средств (в частности, естествен ных языков и их реализации в речи),— можно будет получать обоснованные данные о соотношении «индивиду ального» и «коллективного» (общего большой группе ком муникантов) в различных формах общения. Описанный подход может стать источником постановок задач в эмпи- рически-экспериментальных психологических исследова ниях; не исключено, что возможным окажется создание не которой типологии «стилей» мышления и видов понимания.
В свете «тезаурусного подхода» естественно говорить о
наличии т р е х |
у р о в н е й п о н и м а н и я . |
Первый уро |
вень— наиболее |
«точный». Понимание на |
этом уровне |
определяется соотношениями тезаурусов |
передатчика и |
приемника, воплощающих логику объемно-определенных понятий. Тезаурусы — эти прикладные исчисления преди катов (реляционные системы, модели в смысле А. Тарско го), обладающие описанными выше дополнительными свойствами, делающими их пригодными для общения их носителей, — могут в этом случае различаться использу емыми постоянными предикатами, функциями, термами, индивидами и пр., но не л о г и к о й . Второй уровень — уровень, так сказать, «менее точного» понимания — воз никает тогда, когда в тезаурус допускаются нечеткие пре дикаты. Понимание в этом случае зависит от степени бли зости функций р для понятий, употребляемых коммуникатами, и от способности их тезаурусов «ассимилировать» функции р партнера.
362
Наличие второго уровня понимания позволяет сделать один методологический вывод. Представим себе, что для осуществления провозглашенного Лейбницем идеала «пол ной формализации и алгоритмизации» (обычно формули руемого в виде девиза: «Не будем спорить— вычислим!») не было бы принципиального препятствия в виде откры тых в 30-х годах теорем о неполноте и неразрешимости. Была ли бы в этом случае выполнима программа Лейбни ца?— Очевидно нет, так как этому препятствовало бы на личие нечетких понятий в подавляющем большинстве об ластей знания и практической деятельности. Более того, с определенной точки зрения явления неполноты и неразре шимости обязаны как раз феномену расплывчатости. В примечательной переписке А. Бёркса с К. Гёделем по поводу интерпретации одного пункта в теоретическом нас ледстве Дж. фон Неймана (Дж. фон Нейман, 1971, стр. 73— 76) Гёдель высказал убеждение, что в основе «ограничи тельных» результатов математической логики лежит факт формальной неопределимости предиката истинности. Но ведь методологический источник этого факта можно видеть в том, что «истина» допускает градации, начинающиеся, так сказать, с і и «вплотную» подходящие к своей проти воположности — лжи (0). Этот факт в определенном смыс ле входит как составной элемент в диалектико-материа листический тезис об относительности истины.
Но «ослабление» феномена понимания не ограничива ется вторым уровнем. По-видимому, можно говорить о тре тьем уровне понимания — уровне, при котором коммунис там приходится «преодолевать» многосмысленность (т. е. употребление в различном смысле) и «диффузность» (т. е. «неустойчивость») не только значений, но и области опре деления функций [г понятий партнера (а зачастую и своих собственных). Крайние случаи многосмысленности и диффузности, конечно, нарушают коммуникацию, но в своей «естественной форме» (когда, например, различные оттен ки смысла, приписываемого одному и тому же языковому объекту, представляют собой оттенки некоторого единого «смыслового поля») они распространены в процессах об мена сообщениями между людьми. Строгую, «логическую» теорию смысла и понимания в этом случае вряд ли воз можно построить и основным — если не единственным — способом изучения становится эмпирическая (эксперимен тальная) семантика («усиленная» такими приемами «полу-
363
формального» анализа, как, скажем, теория «семантиче ских множителей»).
«Тезаурусная модель» коммуникации допускает, что логическая часть тезаурусов (для отображения коммуни кации в различных условиях и с разных сторон) может строиться на основе различных логических исчислений. Большое разноообразие последних (классические, конст руктивные и интуиционистские построения, исчисления двузначных, многозначных, модальных, вероятностных и иных логик и пр.) выдвигает проблему природы л о г и ч е с к о г о е д и н с т в а ч е л о в е ч е с к о г о м ы ш л е н и я . Проблема состоит в указании того общего «логического яд ра», которое присуще всякому нормальному мышлению и присутствует в феноменах смысла и понимания. Мы не бу дем обсуждать эту проблему в ее различных аспектах. Ограничимся приведением гипотезы, проливающей, как представляется, некоторый свет на вопрос. Речь идет о концепции интеллекта Ж. Пиаже — концепции, основан ной на «непривычном» для психологов тезисе, что психоло гическое исследование процессов мышления должно опи раться на выявляемые логикой структуры рассуждений (поскольку последние соответствуют структурам логичес ких операций интеллекта).
Согласно Ж. Пиаже (1969) единство логических опе раций интеллекта, особенно развитого интеллекта, подняв шегося на стадию «формальных» операций над высказыва ниями, заключено в «групповом» характере их структуры (в алгебраически трактуемой классической логике выска зываний он обнаруживает абелеву группу четвертого по рядка). Как мы уже имели случай отмечать (Б. В. Бирю ков, Л. Г. Бирюкова, 1973), «групповой подход» может быть распространен на другие фрагменты и построения ло гики: на отношения между аристотелевыми формами суж дений, на натуральные пропозициональные исчисления и др., где также наличествует подобная группа. Это говорит в пользу гипотезы Ж. Пиаже о «группировках» как выра жении (в определенных пределах, конечно) единства, цель ности закономерностей мышления индивида. Подчеркнем, что этот вывод женевский психолог строит на большом экспериментально-психологическом материале, свидетель ствующем, по его мнению, о психологической реальности групповых структур.
3 6 4
14. Заключительные замечания
Теоретико-информационный и логико-семантический подходы в исследовании познавательных и коммуника тивных процессов, поскольку они относятся к человеку и обществу, не «универсальны». Они не в состоянии охва тить — по крайней мере на нынешнем этапе их разви тия — такие аспекты психики и поведения человека, как целенаправленность и целеполагание, потребности и инте ресы, источники мотивации человеческих действий. Они еще мало дают для конкретного исследования тех субъек тивных образов внешнего мира, которые по существу опре деляют всю структуру человеческого поведения: сознатель ную постановку целей и разработку планов поведения, «информационные воздействия» на сознание других лю дей и т. п. Однако дальнейшее развитие кибернетики, теории информации, логической семантики и логики вне сет, мы убеждены, вклад в изучение и этих вопросов. На помним в этой связи, что работы отечественных ученых, положивших начало «физиологии и психологии активно сти»,— работы, которые открыли новые возможности в изучении сложнейших форм саморегуляции живого орга низма, — оказались тесно связанными с кибернетико-ин формационными идеями (подробнее об этом см. совместную с Е. С. Геллером книгу автора, 1973). Тем не менее мост от хорошо поддающихся информационно-киберне тической интерпретации явлений (реакция выбора, не которые аспекты памяти и др.) к таким проявлениям ак тивности, как намерение и целеполагание, еще далеко не проложен.
Потенциальной областью информационно-кибернети ческого и логико-семантического исследования является социо-культуро-эстетичеокая проблематика. В свете теории информации очевидно, что количество информации в сообщении меняется с изменением пути, который оно про ходит в обществе. Пути эти различны и зависят от тех сведений, которыми обладают люди как «устройства пере работки информации». В разных планах — очерченного «тезаурусного подхода», «дифференциальной информации» А. Моля и т. п.— ставится задача отразить индивидуаль ные различия между людьми как приемниками информа ции, связанные с образованием индивида, его ооциально-
3 6 5
кушьтурным окружением и т. п .37 Эта огромной значи мости область ждет своих исследователей.
** *
Сформулируем в заключение ряд положений, акценти рующих внимание на некоторых вопросах, рассмотренных в этой главе.
П е р в о е . Естественную основу философско-методо логических рассмотрений в области теории информации составляет тезис об объективном характере информации. Тезис этот находится в соответствии с имеющимися ре зультатами и тенденциями теоретико-информационных исследований. Будучи развернут в цельную концепцию информации — например, на основе понятия разнообра зия — он играет роль философского «ориентира» в пони мании значения и перспектив применения теоретико-ин формационных средств в тех или иных областях.
Семантическую информацию и ценность информации (семантический и прагматический аспекты информации) нельзя считать какой-то «субъективностью». На деле ведь и «синтаксическая» информация тоже имеет определен ный субъективный аспект (поскольку в случае человека «рабочий алфавит» принадлежит субъекту, а при количе ственной оценке информации приходится учитывать «запас знаний» приемника). С другой стороны, все теории, в которых пытаются уточнить смысл и ценность информа ции, строятся на предположении, что семантическая и пра гматическая информации объективны,— являются опреде ленными сторонами реально совершающихся информаци онных процессов,— иначе ведь их было бы попросту невоз можно изучать в точных терминах.
По-видимому, имеется определенное несоответствие между сильно развитым формальным аппаратом оценки количественной формы информации и еще недостаточно осмысленной ее «содержательной» стороной, что сказыва ется на приложениях теории (в ряде случаев бывало, что представления и методы шенноновской теории пытались «механически» применить в новых областях, что приводи ло к дискредитации самих методов). В возникающем у не которых ученых неоправданном негативном отношении к
37 Большой фактический материал по этой проблеме содержится в новой переводной книге А. Моля (1973).
3 6 6
(теории информации как исследовательскому средству в той или иной области немалую роль подчас играло непонима ние отношения между содержательным представлением об информации и его уточнениями в рамках различных теорий информации, сведёние общей идеи информации к специальному понятию «количества информации». С этой точки зрения философский анализ понятия информации решает вполне определенную позитивную задачу в совре менной науке.
Второе . Все существующие уточнения содержатель ного (неформального) понятия информации носят лишь приближенный характер. С другой стороны, они находятся в постоянном развитии и вылились в большое многообра зие теорий статистического, семиотического и кибернетиче ского толков. Для охвата этих теорий имеет смысл упот реблять термин «теория информаций» в существенно бо лее широком смысле — в смысле области знания и техни ческой практики, имеющей дело с информационными процессами вообще, с информационными системами, информационными языками и т. п. Такое употребление (четко оговариваемое) правомерно и не способно привести к путанице. К теории информации в широком смысле целосообразно, в частности, отнести изучение информаци онных процессов в системах управления.
Тре т ь е . Информация «многолика», включает в себя синтаксический, семантический и прагматический аспекты. Кроме того, информация может рассматриваться в кибер нетическом и семиотическом планах, в плане коммуника ции, может изучаться с точки зрения «физического» коди рования. Для философии особое значение имеет выполня емая ею гносеологическая функция.
Разные стороны понятия информации отображаются в целом спектре теорий. Эти теории, как правило, не проти воречат, а дополняют друг друга, развивая разные коли чественные меры, связанные с той или иной стороной фе номена информации. При этом всегда имеется в виду зада ча — если не полного, то частичного — синтеза этих
теорий.
Ч е т в е р т о е . Большинство имеющихся отечествен ных философских исследований «природы» информации опирается на те или иные варианты синтаксических тео рий информации (Шеннон, Эшби, Винер и др.) и тяготеет преимущественно к онтологической и общегносеологиче
367
ской проблематике. В философском анализе семантических и прагматических концепций информации сделано гораз до меньше. Между тем этот анализ имеет важное логико гносеологическое и логико-методологическое значение. Особенно существенно раскрыть принципиальный смысл теорий семантической информации, поскольку они должны предшествовать достаточно богатым прагматическим тео риям и необходимы для исследования интеллектуальной коммуникации.
Пят ое . Теоретико-информационные и логико-семан тические исследования способствуют решению проблем формализации и количественного анализа научного зна ния. Идея информации имеет «метатеоретическую приро ду» (И. И. Гришкин), проявляющуюся в том, что теоре тико-информационные методы применяются для анализа научных теорий; метатеоретический характер имеют, в частности, теории семантической информации, что объяс няется их связью с логической семантикой, применением при их построении формализованных логических языков (подробнее об этом см. в нашей, совместной с В. Н. Тро стниковым и А. Д. Урсулом, статье, 1973; статья является послесловием к книге И. И. Гришкина, 1973).
Ше с т о е . В свете проведенных рассмотрений очевид но, что современное понятие информации шире понятия психического отображения. Большинство отечественных ис следователей вполне правомерно поэтому рассматривает понятие информации как определенную характеристику объективного свойства предметов и процессов реальности, изучение которой приносит реальные плоды в самых раз ных областях. Применение теоретико-информационных идей и методов, например, в биологии открывает перед ней новые перспективы. Оказывается возможным изучать ко личественные стороны тех процессов, которые ранее вы ражались лишь описательно-качественными понятиями. Теория информации сближает структурный и эволюцион ный подходы в исследовании явлений жизни, позволяет по-новому ставить задачу изучения процессов психическо го отражения, коммуникации в мире животных. За послед ние годы множатся усилия по распространению методов теории информации и на область наук о человеке. Опреде ленные успехи в этом отношении уже достигнуты в пси хологии, педагогике, лингвистике и других науках.
Теория информации приводит к взаимопроникновению
368
Систем инженерно-технических и психологических поня тий. От теории информации в психологию пришли понятия канала связи, сигнала, пропускной способности, искаже ний, шумового фона, потерь, надежности и др. От психо логии идут такие понятия, как память, выбор, намерение, предсказуемость, которые через «психологическую теорию информации» проникают в те области науки и техники, где до этого на употребление такого рода «антропоморф ных» понятий было наложено табу.
Теоретико-информационные идеи таким образом все больше становятся мощным источником эвристических методов современного знания.
Седь мое . «Объективное» — формализованное и экс периментальное —изучение интеллектуальной коммуника ции, включая аспекты семантики и прагматики, требует присоединения к «чисто» информационным средствам кру га идей и методов логики — создания л о г и к о - и н ф о р м а ц и о н н ы х концепций феноменов общения и понима ния. Определенные возможности здесь, по-видимому, от крывает тезаурусный подход к интеллектуальной комму никации как общению двух (надстроенных над соответст вующими порождающими грамматиками) прикладных логик предикатов, приближенных к естественному языку и содержательному мышлению (в частности, за счет введе ния расплывчатых предикатов). Предусмотренное самой идеей такого рода исследований использование математико кибернетических методов естественно влечет за собой рас пространение соответствующих концепций также и на «че ловеко-машинные» и «межмашинные» отношения — в рам ках энергично развивающихся ныне работ в области моде лирования интеллектуальных процессов, или так называе мого искусственного интеллекта.
ЛИТЕРАТУРА
Адлер Ю. П., Александрова Н. Ф., Грановский Ю.В., Налимов В. В.
Об одном методе формализации априорной информации при планировании эксперимента. В кн. «Планирование экспери мента». М., 1966.
Адлер Ю. П., Маркова Е. В. Планирование эксперимента в исто рическом аспекте. — «Информационные материалы». Издание Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН
СССР, вып. 8 (45). М„ 1970.
Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование экс перимента при поиске оптимальных условий. Программиро ванное введение в планирование эксперимента. М., 1971.
Адэишвили Ш. Г. Кибернетика и проблема изучения жизни. В кн.
«Кибернетика, мышление, жизнь». М., 1964. |
||
Айзерман М. |
А. Опыты по обучению машин распознаванию зри |
|
тельных образов. В кн. «Биологические аспекты кибернетики». |
||
М., 1962. |
Бирюков В. В., |
Дьяченко В. Ф., Квиташвили А. А., |
Алеев Л. С., |
||
Пупков |
К. А., Тамм Б. |
Г., Цкипуришвили Д. Г., Чавчанид- |
зе В. В., |
Шатровский Л. И. О шестом Международном кон |
|
грессе по кибернетике в Намюре (Бельгия). — «Информацион |
ные материалы». Издание Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР, вып. 4 (51). М., 1971.
Анохин П. К. Предисловие к русскому изданию книги: Ф. Джордж. Мозг как вычислительная машина. Перев. с англ. М., 1963.
Антомонов Ю. Г. Системы, сложность, динамика. Киев, 1969. Апресян Ю. Д. Современные методы изучения значений и некото
рые проблемы структурной лингвистики. В кн. «Проблемы структурной лингвистики». М., 1963.
Арапов М. В., Шрейдер Ю. А. Семантика и машинный перевод. В сб. «Научно-техническая информация», вып. 1. М., 1965.
Арманд А. Д. Природные комплексы как саморегулируемые ин формационные системы. — «Известия АН СССР». Серия гео графическая, 1966, № 2.
Ахлибининский Б. В. Информация и система. [Л.], 1969.
Баженов Л. Б. Физика и теория информации. (Рецензия на кн.: Л. Бриллюэн. Наука и теория информации. М., 1960).— «Во просы философии», 1961, № 8.
Баженов Л. Б., Бирюков Б. В. Некоторые философские вопросы моделирования биологических объектов. В кн. «Математиче ское моделирование жизненных процессов». М., 1968.
370