ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
и о м е н п о н и м а н и я и некоторые стороны и н т е л
ле к т у а л ь н о й к о м м у н и к а ц и и .
В§11 данной главы мы говорили о «тезауруспом» под ходе к семантике и прагматике сообщений, при котором количественную оценку информации, воспринятой некото рым приемником, предлагается связывать со степенью из менения тезауруса (совокупности содержащихся в памя ти приемника представлений о мире) под воздействием пе реданного сообщения. С позиций этого подхода интеллек туальное общение между двумя системами (организмами, личностями) А и В есть взаимодействие их тезаурусов.
Что с логической точки зрения представляет собой те заурус? Основная его часть состоит из (конечного) множе ства постоянных предикатов, между которыми существуют определенные связи. Связи эти могут быть логическими и смысловыми, возникающими, например, из определения
одних предикатов через другие; кроме того, вводятся свя зи, характеризующие осмысленность применения тех или иных предикатов (связи типа а)>Ь: «предикат а осмыслен для всех тех объектов, для которых осмыслен предикат 6»), оператор «введения в рассмотрение», позволяющий форму лировать выражения «возник х, обладающий свойством с», и ряд других операторов, приближающих тезаурус к есте ственному языку и содержательному мышлению
(Ю. А. Шрейдер, 1965, 1967).
Мы видим, таким образом, что тезаурус — это исчисле ние, имеющее логическую и внелогическую части, «следовательную» и «определительную» составляющие (из нали чия определений следует наличие минимума логики), к которому добавлен алгоритм анализа поступающих сооб щений и выработки решений об изменениях в своей собст венной структуре. Интеллектуальная коммуникация, с этих позиций,— это общение двух тезаурусов — приклад ных логик предикатов (приближенных к естественному языку), в которых есть оператор «введения в рассмотре ние»; последний нужен для того, чтобы воздействие сооб щения, исходящего от тезауруса А, могло не только изме нять смысловые связи в тезаурусе В, но и порождать вве дение в рассмотрение в нем новых объектов. Тогда фе н о мен п о н и м а н и я может быть описан в терминах пере стройки одного тезауруса (его внелогической части) под воздействием сообщения, исходящего от другого тезауру са. Поскольку возможны различные типы (алгоритмы) пе-
356
рестройки логики (тезауруса) А под воздействием логики В, постольку возможны различные определения и количест венные оценки семантической (понимаемой) информации. Например, семантическая информация, содержащаяся в со общении ф, поступившем от А к В, может измеряться те ми средствами (например, предикатами), которые надо до полнительно определить в логике В, чтобы «ассимилиро вать» (определить, логически вывести) ф в В (это, так ска зать, «объективная семантическая информация», содержа щаяся в ф для тезауруса уровня В ) ; построение логичес кого вывода или определения и будет «актом понимания» фв В ЗІ.
Не будем касаться вопроса о возможности перестройки л о г и ч е с к о й части тезауруса под влиянием сообщений определенного рода (прообразом этой ситуации в научном общении является случай, когда, скажем, математик, при держивавшийся классической, или теоретико-множествен ной, установки, под влиянием некоего научного сообщения или серии сообщений перешел на позиции конструктивно го направления). Обратим внимание на один существен ный случай, «промежуточный» между изменением (толь ко) внелогической части тезауруса и изменением (также и) его логической части,— случай, обычно не рассматри ваемый. Это случай «расплывчатых понятий» (предика тов) , недостаточно учитываемый в логике.
Современная формальная логика есть прежде всего ло гика объемно-фиксированных понятий (в теории алгорит мов этому соответствует представление об алгоритме как о четком предписании, однозначно определяющем поведе ние). Это не выглядит адекватно задаче логической экс пликации интеллектуальной коммуникации и семанти ческой информации, как они реализуются в человеческой психике и коллективах людей.
В естественных языках и содержательном нематемати ческом мышлении распространены объемно четко не фик сированные понятия, нечеткие термины, высказывания с многозначной и гибкой «шкалой правдоподобия», расплыв чатые вопросы и предписания, неполно определяющие по ведение. Примечательно, что эта неточность, расплывча тость в общем и целом не препятствует мышлению в его43
34 Возможны и иные определения, связанные, например, с длиной логического вывода поступившего сообщения в данном теза урусе.
357
работе по достижению истины; не создает непреодолимых преград коммуникации людей, обмену информацией в нау ке, в социальном общении. Объяснение этого на естествен ном для логики пути было в последние годы развито Л. За де (L. А. Zadeh, 1965, 1968; Л. А. Заде, 1966) 35.
Л. Заде исходил из того, что большинство классов объ ектов, с которыми приходится сталкиваться в реальном мире, определены неточно, т. е. не имеют строго опреде ленных границ (в качестве примера он приводит «класс» всех действительных чисел, намного превосходящих число 10; «класс» рукописных изображений буквы А; «класс» ум ных людей и др.). Для таких классов (множеств) элемент может принадлежать или не принадлежать классу, но, кро ме того, возможны и промежуточные градации принадлеж ности. Чтобы получить средство уточнения возникающей вследствие этого неопределенности, Заде предложил раз вить некий вариант многозначной (в общем случае — бес конечнозначной, даже континуальной) логики, основным понятием (которой является понятие «функции членства», с помощью которой задается «расплывчатое множество». «Функции членства» определены, каждая, на элементах некоторой совокупности и служат для выделения в послед ней некоторых «нечетких классов»; это производится пу тем отнесения к каждому из элементов совокупности не которой величины из интервала [0, 1], характеризующей «степень принадлежности элемента данной области зада ваемому нечеткому классу». Чем ближе значение данной «функции членства» для некоторого аргумента к единице, тем больше степень принадлежности элемента соответству ющему нечеткому классу; наоборот, чем меньше это значе ние, тем ниже степень принадлежности.
Заметим, что вместо нечеткого множества можно (что не менее естественно) говорить о нечетком свойстве (не четком понятии о свойстве или о понятии о нечетком свой стве) и, более общо, о нечетких предикатах (свойствах и отношениях). Если А — нечеткий класс, то ему соответст вует нечеткий предикат А (х ); нечеткое множество (нечет кий класс) есть объем нечеткого понятия. Обозначив, вслед
35 Конечно, проблема логики «нечетких имен» и высказываний различной степени правдоподобия рассматривалась и до Л. Заде. Но в постановке Заде проблема получила распространение на теорию алгоритмов, была поставлена в связь с работами по «ис кусственному интеллекту» и проблемой абстракции.
358
за Заде, функцию членства через р, будем иметь: р А (х) =
—ябА, причем выражение х£А является выражением многозначной логики — выражением, принимающим, в общем случае, значения из интервала рациональных или действительных чисел от 0 до 1 [если бы эти значения были бы т о л ь к о значениями 0— «ложь» и 1— «истина», то предикат (множество) А обратился бы в обычный пре дикат (в обычное «жесткое» множество) — предикат дву значной логики].
Заде сформулировал основные понятия теории нечетких множеств (их можно найти, например, в статье Л. А. Заде, 1966), определив, в частности, отношения равенства и включения двух нечетких множеств, а также операции до полнения нечеткого множества, объединения и пересече ния двух нечетких множеств. В дальнейшем (L. А. Zadeh, 1968) им было введено понятие «расплывчатого алго ритма» (как алгоритма, содержащего расплывчатые поня тия) и разработаны основы теории таких алгоритмов (ло гико-психологические аспекты этой теории кратко освеще ны в нашей, совместной с Е. С. Геллером, книге, 1973).
Психолого-логический смысл построения Заде можно видеть в попытке исключения, в определенном смысле, н е- к о н с т р у к т и в н о с т и , присущей расплывчатым поняти ям и предписаниям. Исключение это основано на том, что под интуицию «степени принадлежности» объекта данному расплывчатому классу подводится база строгой теории. На функцию членства в нечетком множестве можно смотреть как на формализацию распознавания объектов с разной мерой уверенности: функция р А (х) — это, в субъективном плане, «степень уверенности в том, что жбА», оцениваемая субъектом «степень добротности членства хвА».
Отсюда естественно вырастает специфическая логикопсихологичеокая и логико-информационная проблема ис следования «механизма» образования и оперирования че ловеком нечеткими понятиями и расплывчатыми предпи саниями, проблема характера «логики расплывчатых по нятий». Представляется, в частности, убедительным взгляд, что эта логика должна отличаться тем, что в ней имеют силу все правила «обычной» двузначной логики (на пример, классической), ибо повседневный опыт убеждает нас в том, что наше мышление не пользуется особыми правилами для оперирования с расплывчатыми поня тиями.
359
Далее. Следует, во-видимому, считать психологической реальностью способность индивида к введению «веса» функ ции принадлежности тому или иному расплывчатому классу для различных аргументов. Функциями вида ц А (х) оперирует каждый человек, интуитивно устанавливая, на пример, градации «порядочности» в множестве своих зна комых или оперируя понятием «сильного шахматиста». Функции [г (для «одного и того же» расплывчатого поня тия) , таким образом, индивидуальны. В этой связи представ ляется убедительной гипотеза о том, что наблюдающиеся различия в «типах» мышления людей, случаи «рассогла сования» их «логик мышления» в ходе интеллектуальной коммуникации и т. п. объясняются тем, что для «одних и тех же» нечетких понятий у различных людей имеются несов падающие функции членства. Исследование этих функ ций — па конкретном экспериментально-психологическом материале, — возможно, поможет понять природу явления различных «стилей мышления» людей, как оно проявля ется в актах общения личностей и в феномене понимания смысла сообщений.
В «тезаурусной» концепции интеллектуальной комму никации л о г и ч е с к и е части тезаурусов А и В предпола гаются фактически одинаковыми. Условие обмена инфор мацией между двумя тезаурусами, условие понимания их друг другом — то, что они должны иметь «одинаковый по рядок сложности» (Ю. А. Шрейдер, 1967, стр. 41), — ка сается их в н е л о г и ч е с к и х частей. При выполнении этого условия мы получаем случай, моделирующий обще ние между специалистами какой-либо т о ч н о й науки — науки, пользующейся исключительно объемно-определен ными («четкими») понятиями. Для точных наук можно считать, что «прикладные логики» (тезаурусы) ученых — «носителей» этих наук — могут находиться в отношении включения или частичного совпадения36 (случай внеположности — отсутствия пересечения — тезаурусов практи чески исключен для носителей одного и того же естествен ного языка; для науки — это случай попытки общения на научной почве двух специалистов в очень узких и далеких друг от друга областях). Для наук, не являющихся точны ми в упомянутом смысле, а также для сферы повседневного
36 Предполагается, что эти отношения естественным образом мо гут быть определены для тезаурусов.
360
мышления и естественного языка интеллектуальное обще ние затрудняется наличием в «прикладных логиках» ком муникантов расплывчатых понятий. Два тезауруса, содер жащие такие понятия, могут оказаться совместимыми (на ходящимися в отношении включения или частичного пере сечения) в смысле логики объемно-определенных понятиіі (когда отвлекаются от фактической нечеткости предика тов) — и вместе с тем «несравнимыми» в том смысле, что как будто бы общие для обоих тезаурусов А и В понятия раз личаются своими функциями р, соответственно, в А и в В.
Мы приходим, таким образом, к идее такой «тезаурусной модели» интеллектуальной коммуникации, которая предполагает, что обменивающиеся информацией тезауру сы содержат расплывчатые понятия и, соответственно, в их логиках имеются части, содержащие формальные средства обращения с этими понятиями (т. е. некоторые исчисления многозначной логики и соответствующие им части в алго ритмах анализа сообщений). Тогда п о н и м а н и е сообще ний, передаваемых от А и В, должно включать акты де дукции в терминах расплывчатых понятий, изменение характера функций р хранящихся в тезаурусе нечетких предикатов, а также, так сказать, экспериментальную часть, состоящую в восстановлении вида функций р (соот ветствующих фигурирующим в сообщениях расплывчатым понятиям) по некоторым характеристикам сообщений. Общение двух «прикладных логик» А и В, содержащих расплывчатые понятия, должно, следовательно, включать в себя э к с п е р и м е н т ы , которые А и В ставят друг над другом с целью определения функций р коммуниканта, — эксперименты, реализующие по существу ту процедуру абстрагирования функций р, о которой говорит Л. Заде
(1966).
В зарубежной «общей семантике» обычно подчеркива ются трудности интеллектуальной коммуникации и дости жения понимания коммуникантов. М. Маруяма, например, подвергает обстоятельной критике положение об «одинако вости» человеческого понимания, игнорирование логикамифилософами роли индивидуальных различий в коммуника ции как «субъективных» и «психологических». Он пред лагает о т б р о с и т ь ряд предположений, которые обычно, явно или неявно, делают, рассматривая интеллектуальную коммуникацию и процессы познания: положение о том, что человеческое п о н и м а н и е о д и н а к о в о для всех
361