ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
Своего рода «временная морфология событий», отображае мая человеком в его внутренней модели пространственновременного распределения сигналов.
В «психологической теории информации» уже на уров не чисто «шенноновской» интерпретации психических ре
акций |
(реакции выбора) проявляет себя фактор |
з н а ч и |
мо с т и |
сигнала. В упомянутом исследовании А. |
Н. Леон |
тьева и Е. П. Кринчик было показано, что заинтересован ность, осознание существенности информации оказывают влияние на весь процесс восприятия информации челове ком, что учет важности сообщения является специфически человеческой чертой его восприятия.
Исследование показало, что при повышении значимо сти сигнала33 скорость переработки информации возраста ет: значимость сигнала является особым стимулятором процесса восприятия информации, повышающим эффек тивность процесса ее переработки,— время реакции на сигнал повышенной значимости снижается. Исследование фактора значимости означает заметный прогресс в изуче нии особенностей человека-оператора как субъекта актив ной деятельное™. Это открывает возможность квантифи цировать такое сугубо психологическое явление как субъ ективное отношение человека к воздействующим на него сигналам (А. М. Леонтьев, Е. П. Кринчик, 1964).
Описанные работы — это, конечно, одно из |
направ |
лений использования теоретико-информационных |
(и тес |
но связанных с ними теоретико-вероятностных) |
предста |
влений в изучении психики и поведения человека. Можпо указать, например, на работы по исследованию информа ционной характеристики текста в связи с психической дея тельностью по усвоению его содержания (Вельтнер, 1968; К. Weltner, 1970); хотя эти работы отправляются от идей и используют аппарат классической «шенноновской» тео рии, они в то же время существенно отличаются от других аналогичных попыток применения теоретико-информаци
33 В опытах А. Н. Леонтьева и Е. П. Кринчик, помимо нейтраль ных стимулов, были использованы стимулы, «модулированные»
тремя предельно простыми «факторами |
значимости»: и н ф о р |
м а т и в н ы м подкреплением (в случае |
задержки реакции ис |
пытуемого ему подавался сигнал, который имел смысл: «Ваша реакция задерживается»), б о л е в ы м и а в а р и й н ы м под креплениями (в последнем случае — «поломка» установки). Опы ты выявили большую значимость двух последних факторов.
350
онных представлений к феноменам психики и обучения. Речь идет о предложенном К. Вельтнером методе оценки несомой текстом «субъективной информации». Исходя из развитых Г. Франком (Н. Frank, 1962, 1969) представле ний о процессе усвоения материала при обучении, он видо изменил предложенную в свое время К. Шенноном (в ра боте «Предсказание и энтропия печатного английского текста», русский перевод: К. Шейной, 1963) процедуру определения энтропии текста (среднего количества ин формации па одну букву) и его избыточности путем побуквенного отгадывания испытуемыми неполных текстов, т. е. текстов, в словах которых пропущена часть букв. За метив, что величины, получаемые по методу Шеннона, сильно варьируют в зависимости от степени знакомства человека с содержанием текста, Вельтнер, так сказать, обернул шенноновскую процедуру: стал «методом отгады вания» определять те информационные параметры текста, которыми он обладает для данного испытуемого, имеюще го определенные знания о том, что он читает. Оказалось — и это было подробно изучено Вельтнером,— что этот при ем может использоваться для определения «субъективной информации», которую несет в себе обучающая программа (речь идет об обучающей программе в смысле программи рованного обучения), для установления величины инфор мации, усваиваемой учащимися при изучении отдельных частей программы, и т. п. (К. М. Шоломий, 1972). Метод Вельтнера примечателен как свидетельство возможности введения количественных информационных оценок в та кую сложную сферу, как изучение психических процес сов, имеющих место при обучении.
Во всем предыдущем рассмотрении проблематики «пси хологической теории информации» имелось в виду приме нение аппарата «классической» теории к случаю, когда приемником сообщений является индивид, рассматривае мый в качестве адресата канала связи. Постулаты этой теории, без сомнения, слишком «сильны», они слишком огрубляют, упрощают и «разграничивают» явления психо логической действительности. Это хорошо видно на сле дующем примере. С позиций шенноновской теории в пре дельном случае, когда приемник обладает знанием всех свойств сообщения, полученная информация равна нулю, и все сообщение может быть заменено одним условным знаком: например, симфония — ее названием. Но можно
351
ли на деле заменить симфонию ее названием, если симфо ния нам известна? Нет, ведь мы т е располагаем всей ин формацией, которая подразумевается в заглавии произве дения, если даже нам известны в нем все слова или все такты» (А. Моль, 1966, стр. 198): индивидуума лишь с большой натяжкой можно уподобить приемнику информа ции, аналогичному машине с запоминающим устройством. Человек в реальных ситуациях редко обладает настолько полным знанием о сообщении, чтобы не извлечь из него абсолютно ничего нового; субъект всегда найдет, что по черпнуть из сообщения, всегда сможет использовать неко торую «остаточную» информацию.
Классическая теория информации — это только пе р в ый ша г в применении понятий и средств, связан ных с информацией, к проблемам изучения психики и по ведения. Основанный на ней подход к человеку как устрой ству приема и переработки информации на уровне слож ных, высших форм психической деятельности, как прави ло, не дает результатов, совпадающих с «психологической действительностью». Дальнейшее продвижение естествен
но связывать с с е м а н т и ч е с к и м и и |
п р а г р а м а т и - |
в е с к и м и теориями, предполагающими |
учет л о г и ч е |
с к о й стороны психических процессов. О некоторых свя |
занных с этим вопросах мы поговорим в следующем параг рафе. А пока подчеркнем принципиальную значимость с а мо г о о б ще г о результата теоретико-информацион ного подхода к «человеческому фактору» — понимания че ловека как «информационной системы», погруженной в «информационное поле». Каждая такая система, воспри нимая потоки информации, сама вместе с тем участву ет в создании этого «поля». И возникающие здесь пробле мы — недостатка информации («сенсорный голод»), равно как и ее избытка (вызывающего перегрузку «системы» и информационные потери), сенсорной изоляции (Б. А. Душ ков, 1972), проблема разумной организации «информаци онного режима» личности и пр. — принадлежат к числу вопросов, требующих активной разработки со стороны пси
хологов и специалистов в области |
информатики |
(Г. Г. Воробьев, 1968а, 1971а). |
|
352
13. Феномен понимания и некоторые аспекты логики мышления
(О путях обобщения тезаурусной концепции информации)
В этой главе мы много говорили об ограниченности классической теории информации, коль скоро речь идет о человеческой психике, познании, явлениях смысла и цен ности. Вместе с тем мы отметили, что шенноновские поня тия могут быть в определенных пределах с успехом исполь зованы в психологических исследованиях,— классическая теория позволяет отразить немало сторон человеческих процессов переработки информации и расширения знания.
Центральной проблемой, на которой проверяются те или иные формализованные (полуформализованные) тео ретико-информационные схемы в применении к человеку, является п р о б л е м а п о н и м а н и я : в по-настоящему «человеческих» процессах восприятия информации человек
в той или иной мере о с о з на е т , п о ни ма е т , |
п о с т и |
|
г а е т ее смысл, ее с о д е р ж а н и е . |
Мы остережем |
|
ся здесь от какого бы то ни было о п р е д е |
л е н и я |
понима |
ния и не будем ставить задачей всесторонне осветить воп рос; ограничимся лишь рядом замечаний, касающихся прежде всего связи проблемы понимания с вопросами л о- г и к и м ы шл е н и я .
Прежде всего заметим, что явление понимания может быть в определенных пределах интерпретировано в терми нах классической теории информации. С точки зрения по следней «информационное содержание» сообщения, вос принимаемое приемником, зависит от структур, которые он в сообщении выделяет, т. е. от алфавита знаков (форм, об разов), которыми он владеет. Образы же, говоря словами Моля, составляют «элементарные уровни понимания», а само явление понимания связано с частотой или редкостью их появления в опыте. Приняв положение, что наиболее понятен образ, который наиболее часто встречается в опы те, мы приходим к выводу, что понятность сообщения должна меняться обратно содержащемуся в пем количест ву информации. Таким образом, понятность оказывается синонимом банальности и противостоит своей противопо ложности — «оригинальности» (Моль) или количеству ин
формации.
Эта схема сразу же требует того корректива, что «рабо-
12 Б. В. Бирюков |
353 |
чий алфавит» индивида, решающего данную «информа ционную задачу», подвижен. Это означает, что возможно сти человека в понимании данного сообщения зависят от знания им структурных элементов последнего, а это опре деляется прошлым опытом, обучением (и самообучением) личности. Для «психологической теории информации» при емник-человек является существенно самообучающейся системой: поступление сообщений непрерывно изменяет ее способность к восприятию информации. Человек науча ется отбирать из поступающих из внешней среды воздействий (сигналов, стимулов, сообщений) лишь неко торые элементы. Отбор и комбинация этих элементов — своего рода «атомов понимания» — подчинены задаче «контроля» за своим окружением. Именно в отборе, выбо ре — выборе, результаты которого сохраняются в памяти, воплощая в себе прошлый опыт ипдивида и его возможно сти в восприятии информации,— состоит характерная чер та и восприятия, и обучения, и вообще приспособления к окружающим условиям. Отбор — важнейшая функция мышления, решения «творческих» задач в «проблемных ситуациях» и т. п.
Отбор, как проявление мышления, т. е. перестройка «рабочих алфавитов» в ходе решения определенных задач, возникающих в тех или иных, в конечном счете социально обусловленных, условиях, представляет собой сложней шую (и далеко не решенную) проблему информационно психологических и психолого-логических исследований. Пу ти перехода от рассмотрения в точных терминах «статис тически среднего» («нормализованного») человека (и коллективов) к изучению человека, рассматриваемого с учетом его реальных особенностей,— когда необходимо учитывать знания человека, его культурный уровень, со циальную среду, аспекты «самовыражения», присутствую щие в творческой деятельности, и т. п.,— только намеча ются. Не меньшие трудности связаны с рядом более част ных проблем: как можно точно (и желательно с помощью количественных мер) оценивать эмоциональную окраску сообщений (прежде всего на естественных разговорных языках), связанную с употреблением тех или иных оборо тов; как определять информацию, заключенную в интона циях речи (столь существенную для полного понимания в поэтическом языке); как устанавливать совпадение смыс лов сообщений передатчика и адресата и т. п.
354
A priori очевидно, что в проведении такого рода иссле дований потребуется использование теорий семантической и прагматической информации. Последние же, как мы ра нее говорили, «зависят» от логики. Между тем семантикоинформациопные и логические средства еще ждут своего применения к указанным проблемам. Психологи обычно глухо упоминают о возможности (и важности) примене ния в их области теорий семантической информации (ср. Б. Ф. Ломов, 1966, стр. 410). Не рассматриваются ими и логические формы — мышление трактуется в терминах «умственных действий», «решения проблем», «планов по ведения» и т. п., в почти полном отвлечении от логической стороны (исключение составляют здесь работы школы Ж. Пиаже; о концепции Пиаже см. ниже).
Это положение нетрудно попять. Теории семантичес кой и прагматической информации еще не выработали раз витого, в прикладном отношении, аппарата; что же каса ется логических средств (развившихся ныне в грандиоз ную систему исчислений), то пути их применения к психо логическому материалу исследованы мало. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что выяснение качественных сторон понятия информации — сторон, связанных со смыс лом и ценностью информации и их психологических кор релятов (конечно, в условиях вполне конкретных постано вок задач),— потребует привлечения аппарата современ ной формальной логики.
Тезис о том, что «психологическая теория информа ции» должна будет рано или поздно включить логические средства, подтверждается имеющимся опытом рассмотре
ния проблемы |
и н т е л л е к т у а л ь н о й к о м м у н и к а |
ц и и — такого |
общения (обмена информацией) между |
людьми, в котором сообщения п о н и м а ю т с я коммуни кантами. В работе О. Г. Ревзиной и И. И. Ревзина (1971) — на материале анализа драматического произведения — дано «отрицательное» определение понимания в процессе ком муникации: через описание нарушений понимания, выз ванных несоблюдением «постулатов нормального обще ния». В числе этих постулатов мы находим и «информаци онные», и логические критерии: постулат о соблюдении принципов тождества и детерминизма, постулат об истин ности сообщения, постулат о новизне информации и др.
Рассмотрим вопрос |
о к р у г е л о г и ч е с к и х |
идей, |
в рамках которых уже |
сейчас можно о б с у ж д а |
т ь фе- |
355 |
12* |