Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
На внутренней части статора по окружности равномерно расположено 18 зубцов — полюсов.
Пазы статора изолированы электрокартоном. В них размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «звезда». В каждой фазе шесть катушек, состоящих из 13 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,35 мм.
Концы фаз выведены к клеммам выпрямительного блока. Выпрямительный блок ВБГ-1 — это пластмассовая па нель 7, на которой смонтированы три парных кремниевых
диода.
Каждая пара представляет собой радиатор 8, отлитый из алюминиевого сплава, в котором смонтированы два крем ниевых выпрямителя (перехода) так, что у одного выпрями теля с радиатором соединен положительный электрод, у другого — отрицательный.
На радиаторе расположен контактный болт 5, к кото рому присоединен вывод обмотки статора.
Вторые электроды выпрямителей (гибкие канатики) сое диняют один с плюсовой групповой шиной 9, другие с ми нусовой 6.
С плюсовой шиной соединяют также выводной плюсовой болт генератора.
Минусовую шину крепят болтом к крышке генератора
итем самым соединяют ее с массой генератора. Собранный статор пропитывают лаком ГФ-95. Вращающаяся часть генератора — ротор 3 состоит из
вала 10, на который напрессованы втулка с обмоткой 13 возбуждения, половины полюсов и контактные кольца 11.
Обмотка возбуждения намотана на втулку и изолирована с торцов картонными шайбами. Обмотка состоит из 480 вит ков провода ПЭВ-2 диаметром 0,74 мм. Сопротивление
обмотки 3,7 Ом. Концы |
обмотки возбуждения |
припаяны |
|
к контактным |
кольцам. |
|
|
После сборки ротор пропитывают лаком ГФ-95. Задняя |
|||
крышка 4 (со стороны контактных колец) |
отлита из |
||
алюминиевого |
сплава. |
шарикоподшипник и |
отверстие |
Посадочное |
место под |
вкронштейне армировано стальными втулками.
Вкрышке установлен шарикоподшипник с двухсторон ним уплотнением типа 180502К.
Вкрышке сделаны вентиляционные отверстия, крон
штейн служит для закрепления генератора на двигателе. На крышке установлен выпрямительный блок ВБГ-1 и расположены клеммы «+», «—», «Ш». Клемма «+» служит
88
для присоединения к клемме «В» реле- |
|
|
|||
регулятора; |
клемма «—» — к |
корпусу |
|
|
|
реле-регулятора, а клемма «Ш»—к клем |
|
|
|||
ме «Ш» реле-регулятора. |
|
|
|
||
На крышке укреплен щеткодержа |
|
|
|||
тель. |
|
|
|
|
|
В отверстия щеткодержателя встав |
|
|
|||
ляют меднографитовые щетки 12 марки |
|
|
|||
Ml прямоугольного сечения 6 X 6,5 и |
|
|
|||
высотой 15 |
мм. |
|
|
|
|
В щетку заделан медный канатик |
|
|
|||
ПЩ 0,3 мм2. |
|
Рис. 50. Щетка ге |
|||
На рисунке 50 показана щетка с |
|||||
нератора |
Г250-Г1: |
||||
пластиной под клемму «Ш». На щетку 1 |
/ — щетка; |
2 — пру |
|||
надевают пружину 2, после чего кана |
жина; 3 — канатик; |
||||
4 — пластина под |
|||||
тик 3 припаивают к пластине 4. |
клемму «Ш». |
||||
Переходное сопротивление |
между |
|
|
щеткой и канатиком не более 5 мОм, вырывное усилие не менее 2 кгс.
Контактные кольца и щетки от попадания на них пыли, влаги и грязи предохраняет прилив на внутренней части крышки.
Передняя крышка 14 (со стороны привода) отлита из алюминиевого сплава.
Посадочное место под шарикоподшипник и отверстие
вкронштейне армированы стальными втулками.
Вкрышке выполнены вентиляционные отверстия и два кронштейна. Один кронштейн служит для закрепления гене ратора на кронштейне двигателя, а другой с резьбовым
отверстием — для крепления натяжной планки.
В крышке просверлено два резьбовых отверстия, кото рые предназначены для снятия ее с вала ротора при раз борке генератора. В ней установлен шарикоподшипник с двухсторонним уплотнением типа 180603.
Вентилятор состоит из крыльчатки и поддона, соединен ных между собой точечной сваркой.
Шкив изготовлен из серого чугуна.
Генератор Г270-А применяют для тяжелых дизельных грузовых автомобилей.
Он представляет собой синхронную трехфазную электри ческую машину с электромагнитным возбуждением и со встроенным выпрямительным стоком ВБГ-1.
Генератор работает в комплекте с реле-регулятором РР137 или РР127 параллельно с аккумуляторной батареей.
89
Его крышки, шарикоподшипники, контактно-щеточная си стема взаимозаменяемы с такими же узлами генератора Г250-Г1.
Обмотка статора трехфазная. Фазы соединены в звезду с изолированной нулевой точкой.
Каждая фаза имеет шесть катушек, состоящих каждая из 16 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,25 мм.
Обмотка возбуждения намотана на втулку и изолиро вана с торцов картонными шайбами. Обмотка состоит из 1280 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,47 мм. Сопро тивление обмотки 24,4 Ом. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам.
Генератор Г270-А отличается от генератора Г250-Г1 удлиненным статором и клювообразнымн полюсами, отли тыми из стали. Генератор Г270-А заменяют генератором Г271, который полностью унифицирован с генератором Г250-Г1 и отличается от него только обмоточными данными. Обмотка статора — трехфазная, соединена по схеме «звезда». Каждая катушка фазы состоит из 20 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,16 мм. Каждая фаза содержит шесть намотан ных катушек.
Обмотка возбуждения состоит из 1490 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,51 мм.
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ
Реле-регулятор служит: 1) для автоматического включе ния аккумуляторной батареи, когда напряжение генера тора больше напряжения батареи, и выключения батареи, когда напряжение генератора меньше напряжения бата реи; 2) для поддержания постоянства напряжения генера тора и 3) защиты его от перегрузок.
Реле-регулятор состоит из трех приборов: реле обрат ного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения, смонтированных на одной панели и заключенных в общий кожух. У реле-регуляторов, работающих совместно с гене раторами переменного тока, нет реле обратного тока, так как выпрямитель не пропускает большого тока в обратном направлении. Вместо реле обратного тока применяется реле включения, которое размыкает цепь аккумуляторной бата реи, предохраняя ее от разрядки. Таким реле-регулятором, например, является реле-регулятор РР115, работающий совместно с генератором переменного тока Г253 и выпрями телем РС310. По назначению реле-регуляторы делятся на
90
тракторные и автомобильные. У тракторных реле-регуля торов герметизировано основание. Основные типы релерегуляторов и марки машин, на которых они применяются, приведены в таблице 22.
|
|
|
Т а б л и ц а 22 |
|
Тип реле-регу |
Тип генератора |
Установлен на машине |
||
лятора |
||||
РР81 |
Г80 |
ДТ-20, ДВСЩ-16 |
|
|
РР81-Б |
Г81, Г81-Г, Г81-Д |
МТЗ-5МС, МТЗ-50, МТЗ-52, |
||
|
|
ДТ-24, |
Т-28, |
СШ-45, |
РР81-Д и РР315-Д |
Г214-А |
Т-28Х, МТЗ-5М |
|
|
ДТ-54А, ДТ-75, СК-4, Т-74, |
||||
РР315 |
Г80-В |
СШ-75 |
|
|
Т-16 |
|
|
||
Г66-908-77 |
Г66 |
С-80, С-100 |
|
|
РР8 |
Г8 |
КрАЗ-215, КрАЗ-221 |
|
|
РР24 |
Г12 |
М21 «Волга» |
|
|
РР24-А |
Г12-Б |
ГАЗ-12, ГАЗ-46, ГАЗ-72 |
||
РР24-Б |
Г22 |
«Москвич-402», «Москвич-407» |
||
РР24-Г |
Г21-Г, Г12-Г, Г15-Б |
ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ПАЗ-651, |
||
|
Г12-В, Г108-В, |
ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, |
||
|
Г21-Б, Г108-У, |
ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, |
||
РР24-Д |
Г12-Б |
Урал-355М, УАЗ-450 |
||
Г21-Б, Г108-У |
Урал-352 |
|
|
|
РР106 |
Г106 |
МАЗ-200, МАЗ-205 |
|
|
РР107 |
Г107 |
КрАЗ-214, КрАЗ-221 |
|
|
РР115-В |
Г253 |
ПАЗ-652 |
|
|
РР350 |
Г250-Е1 |
ГАЗ-24 |
|
|
РР385-Б |
Г285 |
К-700 |
|
|
РР362-Б |
Г302 |
Т-16М, Т-28Х4 |
Т-150Т, |
|
РР362-Б |
Г304 |
ДТ54-А, |
Т-100М, |
|
РР362 |
Г250-Г1 |
Т-150К |
|
|
ГАЗ-53 |
|
|
||
|
Г250-И1 |
ЗИЛ-130 |
|
|
РР127 |
Г250-Ж1 |
«Москвич-408» |
|
|
Г270-А |
«МАЗ-500», МАЗ-503,МАЗ-504 |
|||
|
|
КрАЗ-256, КрАЗ-257, |
|
|
РР310 |
Г501 |
КрАЗ-258 |
|
|
«Запорожец» |
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ
Реле-регулятор должен обеспечивать постоянство на пряжения генератора в заданных пределах. Постоянство напряжения должно сохраняться при изменении частоты вращения якоря (ротора) генератора и при изменении эле ктрической нагрузки.
91
fO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 23 |
|
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Тип реле-регулятора |
|
|
|
|
||
|
Параметры |
РР81, |
РР81-Д |
РР24, |
РР24-Б, |
|
РР315 |
РР362 |
РР362- РР385-Б |
|
РР 127 |
||
|
|
|
РР115-В |
РР350 |
|||||||||
|
|
|
РР81-Б |
РР24-А |
РР24-Г |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
Напряжение включения реле |
12—13 |
12—13 12,2— |
12,2— |
6—9 |
11—12 |
— |
— |
— |
— |
— |
|||
обратного тока, В |
|
|
13,2 |
13,2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Обратный ток, А |
0,5—6 |
0,5—6 |
0,5—6 |
0,5—6 |
0,5—6 |
0,5—8 |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Регулируемое |
напряжение |
13,8— |
13,8— |
13,8— |
13,8— |
14—15 |
13,4— |
13,8— |
13,3— |
13,2— |
13,6— |
25—27 |
|
при +20 °С, В |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
|
14,2 |
14,6 |
14,1 |
14,2 |
14,3 |
|
||
Величина тока, |
при которой |
6 |
9 |
10 |
10 |
20 |
6 |
14 |
14 |
40 |
14 |
20 |
|
проверяют |
регулируемое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
напряжение, |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Число оборотов якоря в ми |
3400 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3300 |
3000 |
3000 |
4100 |
3000 |
3000 |
||
нуту, |
при котором прове |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ряют |
регулируемое напря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулируемый |
ток ограничи |
РР81 |
14—16 19—21 |
17—19 |
|
9—11 |
|
|
|
|
|
||
теля тока, А |
|
9—11, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РР81-Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12—14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|