Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На внутренней части статора по окружности равномерно расположено 18 зубцов — полюсов.

Пазы статора изолированы электрокартоном. В них размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «звезда». В каждой фазе шесть катушек, состоящих из 13 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,35 мм.

Концы фаз выведены к клеммам выпрямительного блока. Выпрямительный блок ВБГ-1 — это пластмассовая па­ нель 7, на которой смонтированы три парных кремниевых

диода.

Каждая пара представляет собой радиатор 8, отлитый из алюминиевого сплава, в котором смонтированы два крем­ ниевых выпрямителя (перехода) так, что у одного выпрями­ теля с радиатором соединен положительный электрод, у другого — отрицательный.

На радиаторе расположен контактный болт 5, к кото­ рому присоединен вывод обмотки статора.

Вторые электроды выпрямителей (гибкие канатики) сое­ диняют один с плюсовой групповой шиной 9, другие с ми­ нусовой 6.

С плюсовой шиной соединяют также выводной плюсовой болт генератора.

Минусовую шину крепят болтом к крышке генератора

итем самым соединяют ее с массой генератора. Собранный статор пропитывают лаком ГФ-95. Вращающаяся часть генератора — ротор 3 состоит из

вала 10, на который напрессованы втулка с обмоткой 13 возбуждения, половины полюсов и контактные кольца 11.

Обмотка возбуждения намотана на втулку и изолирована с торцов картонными шайбами. Обмотка состоит из 480 вит­ ков провода ПЭВ-2 диаметром 0,74 мм. Сопротивление

обмотки 3,7 Ом. Концы

обмотки возбуждения

припаяны

к контактным

кольцам.

 

 

После сборки ротор пропитывают лаком ГФ-95. Задняя

крышка 4 (со стороны контактных колец)

отлита из

алюминиевого

сплава.

шарикоподшипник и

отверстие

Посадочное

место под

вкронштейне армировано стальными втулками.

Вкрышке установлен шарикоподшипник с двухсторон­ ним уплотнением типа 180502К.

Вкрышке сделаны вентиляционные отверстия, крон­

штейн служит для закрепления генератора на двигателе. На крышке установлен выпрямительный блок ВБГ-1 и расположены клеммы «+», «—», «Ш». Клемма «+» служит

88


для присоединения к клемме «В» реле-

 

 

регулятора;

клемма «—» — к

корпусу

 

 

реле-регулятора, а клемма «Ш»—к клем­

 

 

ме «Ш» реле-регулятора.

 

 

 

На крышке укреплен щеткодержа­

 

 

тель.

 

 

 

 

В отверстия щеткодержателя встав­

 

 

ляют меднографитовые щетки 12 марки

 

 

Ml прямоугольного сечения 6 X 6,5 и

 

 

высотой 15

мм.

 

 

 

В щетку заделан медный канатик

 

 

ПЩ 0,3 мм2.

 

Рис. 50. Щетка ге­

На рисунке 50 показана щетка с

нератора

Г250-Г1:

пластиной под клемму «Ш». На щетку 1

/ — щетка;

2 — пру­

надевают пружину 2, после чего кана­

жина; 3 — канатик;

4 — пластина под

тик 3 припаивают к пластине 4.

клемму «Ш».

Переходное сопротивление

между

 

 

щеткой и канатиком не более 5 мОм, вырывное усилие не менее 2 кгс.

Контактные кольца и щетки от попадания на них пыли, влаги и грязи предохраняет прилив на внутренней части крышки.

Передняя крышка 14 (со стороны привода) отлита из алюминиевого сплава.

Посадочное место под шарикоподшипник и отверстие

вкронштейне армированы стальными втулками.

Вкрышке выполнены вентиляционные отверстия и два кронштейна. Один кронштейн служит для закрепления гене­ ратора на кронштейне двигателя, а другой с резьбовым

отверстием — для крепления натяжной планки.

В крышке просверлено два резьбовых отверстия, кото­ рые предназначены для снятия ее с вала ротора при раз­ борке генератора. В ней установлен шарикоподшипник с двухсторонним уплотнением типа 180603.

Вентилятор состоит из крыльчатки и поддона, соединен­ ных между собой точечной сваркой.

Шкив изготовлен из серого чугуна.

Генератор Г270-А применяют для тяжелых дизельных грузовых автомобилей.

Он представляет собой синхронную трехфазную электри­ ческую машину с электромагнитным возбуждением и со встроенным выпрямительным стоком ВБГ-1.

Генератор работает в комплекте с реле-регулятором РР137 или РР127 параллельно с аккумуляторной батареей.

89


Его крышки, шарикоподшипники, контактно-щеточная си­ стема взаимозаменяемы с такими же узлами генератора Г250-Г1.

Обмотка статора трехфазная. Фазы соединены в звезду с изолированной нулевой точкой.

Каждая фаза имеет шесть катушек, состоящих каждая из 16 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,25 мм.

Обмотка возбуждения намотана на втулку и изолиро­ вана с торцов картонными шайбами. Обмотка состоит из 1280 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,47 мм. Сопро­ тивление обмотки 24,4 Ом. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам.

Генератор Г270-А отличается от генератора Г250-Г1 удлиненным статором и клювообразнымн полюсами, отли­ тыми из стали. Генератор Г270-А заменяют генератором Г271, который полностью унифицирован с генератором Г250-Г1 и отличается от него только обмоточными данными. Обмотка статора — трехфазная, соединена по схеме «звезда». Каждая катушка фазы состоит из 20 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,16 мм. Каждая фаза содержит шесть намотан­ ных катушек.

Обмотка возбуждения состоит из 1490 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,51 мм.

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ

Реле-регулятор служит: 1) для автоматического включе­ ния аккумуляторной батареи, когда напряжение генера­ тора больше напряжения батареи, и выключения батареи, когда напряжение генератора меньше напряжения бата­ реи; 2) для поддержания постоянства напряжения генера­ тора и 3) защиты его от перегрузок.

Реле-регулятор состоит из трех приборов: реле обрат­ ного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения, смонтированных на одной панели и заключенных в общий кожух. У реле-регуляторов, работающих совместно с гене­ раторами переменного тока, нет реле обратного тока, так как выпрямитель не пропускает большого тока в обратном направлении. Вместо реле обратного тока применяется реле включения, которое размыкает цепь аккумуляторной бата­ реи, предохраняя ее от разрядки. Таким реле-регулятором, например, является реле-регулятор РР115, работающий совместно с генератором переменного тока Г253 и выпрями­ телем РС310. По назначению реле-регуляторы делятся на

90


тракторные и автомобильные. У тракторных реле-регуля­ торов герметизировано основание. Основные типы релерегуляторов и марки машин, на которых они применяются, приведены в таблице 22.

 

 

 

Т а б л и ц а 22

Тип реле-регу­

Тип генератора

Установлен на машине

лятора

РР81

Г80

ДТ-20, ДВСЩ-16

 

РР81-Б

Г81, Г81-Г, Г81-Д

МТЗ-5МС, МТЗ-50, МТЗ-52,

 

 

ДТ-24,

Т-28,

СШ-45,

РР81-Д и РР315-Д

Г214-А

Т-28Х, МТЗ-5М

 

ДТ-54А, ДТ-75, СК-4, Т-74,

РР315

Г80-В

СШ-75

 

 

Т-16

 

 

Г66-908-77

Г66

С-80, С-100

 

РР8

Г8

КрАЗ-215, КрАЗ-221

 

РР24

Г12

М21 «Волга»

 

РР24-А

Г12-Б

ГАЗ-12, ГАЗ-46, ГАЗ-72

РР24-Б

Г22

«Москвич-402», «Москвич-407»

РР24-Г

Г21-Г, Г12-Г, Г15-Б

ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ПАЗ-651,

 

Г12-В, Г108-В,

ЗИЛ-150, ЗИЛ-151,

 

Г21-Б, Г108-У,

ЗИЛ-157, ЗИЛ-164,

РР24-Д

Г12-Б

Урал-355М, УАЗ-450

Г21-Б, Г108-У

Урал-352

 

 

РР106

Г106

МАЗ-200, МАЗ-205

 

РР107

Г107

КрАЗ-214, КрАЗ-221

 

РР115-В

Г253

ПАЗ-652

 

 

РР350

Г250-Е1

ГАЗ-24

 

 

РР385-Б

Г285

К-700

 

 

РР362-Б

Г302

Т-16М, Т-28Х4

Т-150Т,

РР362-Б

Г304

ДТ54-А,

Т-100М,

РР362

Г250-Г1

Т-150К

 

 

ГАЗ-53

 

 

 

Г250-И1

ЗИЛ-130

 

 

РР127

Г250-Ж1

«Москвич-408»

 

Г270-А

«МАЗ-500», МАЗ-503,МАЗ-504

 

 

КрАЗ-256, КрАЗ-257,

 

РР310

Г501

КрАЗ-258

 

«Запорожец»

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ

Реле-регулятор должен обеспечивать постоянство на­ пряжения генератора в заданных пределах. Постоянство напряжения должно сохраняться при изменении частоты вращения якоря (ротора) генератора и при изменении эле­ ктрической нагрузки.

91


fO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 23

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип реле-регулятора

 

 

 

 

 

Параметры

РР81,

РР81-Д

РР24,

РР24-Б,

 

РР315

РР362

РР362- РР385-Б

 

РР 127

 

 

 

РР115-В

РР350

 

 

 

РР81-Б

РР24-А

РР24-Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

Напряжение включения реле

12—13

12—13 12,2—

12,2—

6—9

11—12

обратного тока, В

 

 

13,2

13,2

 

 

 

 

 

 

 

Обратный ток, А

0,5—6

0,5—6

0,5—6

0,5—6

0,5—6

0,5—8

Регулируемое

напряжение

13,8—

13,8—

13,8—

13,8—

14—15

13,4—

13,8—

13,3—

13,2—

13,6—

25—27

при +20 °С, В

14,8

14,8

14,8

14,8

 

14,2

14,6

14,1

14,2

14,3

 

Величина тока,

при которой

6

9

10

10

20

6

14

14

40

14

20

проверяют

регулируемое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

напряжение,

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число оборотов якоря в ми­

3400

3000

3000

3000

3000

3300

3000

3000

4100

3000

3000

нуту,

при котором прове­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ряют

регулируемое напря­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулируемый

ток ограничи­

РР81

14—16 19—21

17—19

 

9—11

 

 

 

 

 

теля тока, А

 

9—11,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РР81-Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12—14