Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 258. Схема портативного дефектоскопа ПДО-1-ГОСНИТИ:

а —• приемно-сигнальный аппарат; б — индукционный аппа­ рат; / — неоновая лампа; 2 и 6 — сердечники; 3 — прием­ ная катуш ка; 4 — конденсатор; 5 — ш нур питания; 7 — индукционная катуш ка; 8 — прерыватель.

гасящий конденсатор 4 емкостью 0,17—0,25 мкФ и шнур питания 5 с контактными клеммами.

Оба узла дефектоскопа помещены в пластмассовый ко­ жух, имеющий рукоятку.

Прерыватель 8 предназначен для создания быстроизменяющегося по времени магнитного потока в сердечнике индукционного аппарата при протекании по обмотке элект­ рического тока. Прерыватель работает следующим образом. При включении индукционного аппарата к источнику пита­ ния по индукционной катушке будет проходить ток, который намагнитит сердечник 6. В это время нижний подвижный контакт прерывателя 8 преодолеет усилие пружины и при­ тянется к сердечнику, разорвав при этом цепь питания ка­ тушки 7. Если ток не будет проходить через катушку, то магнитный поток в сердечнике исчезнет, а подвижный кон­ такт под действием пружины притянется к неподвижному и контакты замкнутся. При появлении тока контакты прерывателя вновь разомкнутся, они будут вибрировать до тех пор, пока не будет выключен источник питания ка­ тушки индукционного аппарата дефектоскопа.

Принцип действия дефектоскопа основан на том, что в проверяемом витке, который находится в изменяющемся магнитном потоке, созданном индукционным аппаратом дефектоскопа, наводится э. д. с. Если этот виток замкнут, то под действием э. д. с. по нему будет проходить перемен­ ный электрический ток, который, в свою очередь, создаст

441

переменное магнитное поле. Это магнитное поле улавлива­ ется сердечником 2 приемно-сигнального аппарата, и в ка­ тушке 3 создается э. д. с., которая заставляет гореть неоно­ вую лампу. Если же проверяемый виток не замкнут, то по нему не пойдет электрический ток, а следовательно, не создастся магнитный поток и приемно-сигнальный аппа­ рат работать не будет.

Питание дефектоскопа может осуществляться как от ис­ точника постоянного тока, так и от источника переменного тока. Напряжение питания дефектоскопа в первом случае 6—12 В, а во втором — 12—18 В. Дефектоскоп включают в цепь, присоединяя шнур 5 к источнику электрической энергии.

Для проверки обмоток на межвитковое короткое замы­ кание дефектоскоп устанавливают на испытуемый агрегат так, чтобы паз с проверяемой секцией обмотки располагался вдоль дефектоскопа и находился между воздушными зазо­ рами сердечников индукционного и приемно-сигнального аппаратов. Загорание неоновой лампы дефектоскопа сви­ детельствует о межвитковом коротком замыкании в секции. Так же проверяют все секции обмотки агрегата.

Катушки возбуждения автотракторных генераторов по­ стоянного тока проверяют на межвитковое короткое замы­ кание, не снимая их с полюсов. При проверке дефектоскоп располагают так, чтобы одна сторона сердечника индук­ ционного и приемно-сигнального аппаратов находилась на полюсе, а другая — на стальной призме, предварительно положенной в расточку корпуса генератора. Межвитковое короткое замыкание в полюсной катушке обнаруживают по загоранию неоновой лампы. Для предотвращения лож­ ного загорания необходимо следить, чтобы вывод катушки возбуждения не соприкасался с корпусом генератора.

Прибор НИИАТ-ЛЭ-3 предназначен для определения сте­ пени разрядки стартерных аккумуляторных батарей напря­ жением 6 и 12 В, емкостью от 45 до 150 А-ч.

Прибор состоит из металлического корпуса 2 (рис. 259), на передней стенке которого размещены вольтметр 3 маг­ нитоэлектрической системы со шкалой 0—3 В, переключа­ тель 4 нагрузки и переключатель 1 аккумуляторов батареи. Внутри корпуса на переключателе нагрузки укреплены нагрузочные сопротивления из нихромовой ленты.

Через отверстия в передней стенке корпуса выведены два соединительных кабеля с зажимами 5: один красный, а другой черный

442


Рис. 259. Прибор для проверки разряжеипости аккумуляторных бата­ рей НИИАТ-ЛЭ-3:

J — переключатель аккум уляторов

батареи;

2 — корпус; 3 — вольтметр;

4 — переключатель

нагрузки ;

5 — зажимы.

Нижняя и задняя стенки корпуса съемные.

При пользовании прибор крепят на вертикальной стенке.

Во избежание взрыва выделяющихся газов при работе аккумуляторных батарей их состояние проверяют, не вывер­ тывая пробки.

Для проверки степени разрядки аккумуляторной бата­ реи ее ставят на стол так, чтобы положительная клемма батареи располагалась против кабеля, зажим которого окрашен в красный цвет.

Красный зажим прибора присоединяют к положитель­ ной клемме аккумуляторной батареи и закрепляют рыча­ гом так, чтобы острый конец контакта зажима вдавился в межэлементную перемычку аккумулятора.

Черный зажим прибора присоединяют к отрицательной клемме батареи. При этом вольтметр прибора будет показы­ вать э. д. с. каждого аккумулятора батареи.

Для проверки аккумуляторной батареи под нагрузкой, близкой к стартерной, включают нагрузочное сопротивле­ ние, вращая ручку переключателя нагрузки до положения, соответствующего номинальной емкости батареи.

Напряжение каждого аккумулятора определяют при включенном в течение 5 с нагрузочном сопротивлении. По истечении этого времени сопротивление необходимо выключить.

443

Состояние 12-вольтовых аккумуляторных батарей про­ веряют в два приема: сначала проверяют степень разрядки 1,2 и 3-го аккумуляторов, а затем 4, 5 и 6-го аккумуляторов. К 3-му и 4-му аккумуляторам зажимы присоединяют, плотно прижимая концы контактов к обеим межэлементным пере­ мычкам. Состояние аккумуляторной батареи определяют по следующим показателям.

Если напряжение в каждом аккумуляторе батареи не изменяется в течение 5 с и составляет 1,7—1,8 В, то бата­ рея исправна и полностью заряжена. Если же напряжение во всех аккумуляторах одинаково, остается неизменным в течение 5 с и находится в пределах 1,4—1,7 В, то батарею считают исправной, но частично разряженной. Если напря­ жение всех элементов одинаково и находится в пределах 0,4—1,4 В, то батарея исправна, но полностью разряжена.

Если напряжение в одном аккумуляторе отличается от напряжения в других аккумуляторах на 0,2 В или в тече­ ние 5 с падает до 0,4—1,4 В, то батарею следует зарядить или отремонтировать.

Для удобства пользования прибором в тех случаях, когда нет необходимости в получении точных данных о вели­ чине напряжения в аккумуляторах батареи, пользуются цветными зонами шкалы вольтметра, которые обозначают: зеленая — батарея в хорошем состоянии; желтая — бата­ рею необходимо зарядить; красная — батарею следует от­ ремонтировать.


 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

Г л а в а

I. Стартерные кислотные аккумуляторные батареи . . .

3

Назначение и устройство аккумуляторной батареи . . . .

3

Принцип действия аккумулятора..........................................

 

6

Технические

характеристики

аккумуляторных

батарей

7

Подготовка

новых аккумуляторных батарей к

эксплуа­

 

 

тации .......................................................................................

 

 

 

10

Уход за аккумуляторной батареей.......................................

 

20

Особенности эксплуатации аккумуляторных батарей зимой

25

Основные неисправности аккумуляторных батарей . . . .

26

Ремонт аккумуляторных батарей..........................................

 

29

Хранение аккумуляторных б атарей .........................

 

46

Правила техники безопасности при работе с аккумулятор­

 

 

ными батареях»! ................................................................

 

 

49

Г л а в а

II. Генераторы и реле-регуляторы................................

 

51

Назначение и классификация генераторов..........................

 

51

Технические характеристики

генераторов ..........................

 

54

Устройство н принцип действия генераторов....................

 

56

 

Генераторы переменного тока с возбуждением от по­

 

 

стоянных магнитов.......................................................

 

 

56

 

Генераторы постоянного т о к а .......................................

 

61

 

Генераторы переменного тока с электромагнитным

 

 

возбуждением................................................................

 

 

67

Назначение и классификация реле-регуляторов

.............

Технические характеристики реле-регуляторов................

 

91

Устройство и принцип действия реле-регуляторов . . . .

93

Уход за генераторами и реле-регуляторами...................

 

109

Основные неисправности генераторов и реле-регуляторов

117

Г л а в а

111. Стартеры ....................................................................

 

 

128

Назначение

и классификация

стартеров ..........................

 

128

Технические характеристики стартеров .................................

 

133

445


Принцип действия и устройство стартера..........................

 

 

137

Установка стартера на двигатель

.............. ......................

 

 

183

Пуск двигателя стартером ...................................................

 

 

 

184

Уход за стартером...................................................................

 

 

 

 

185

Основные неисправности

стартера

и способы

их устра­

 

нения .......................................................................................

 

 

 

 

 

193

Г л а в а

IV. Система батарейного зажигания.............................

 

 

199

Назначение,

принципиальная схема и действие системы

 

батарейного зажигания.......................................................

 

 

 

199

Технические

требования,

предъявляемые

к

приборам

 

батарейного зажигания.......................................................

 

 

 

202

Устройство приборов батарейного зажигания...................

 

205

Установка батарейного зажигания.......................................

 

 

 

221

Уход за приборами зажигания.............................................

 

 

 

222

Основные неисправности

приборов зажигания

и способы

 

их устранения.......................................................................

 

 

 

 

223

Контактно-транзисторная

система

зажигания

автомоби­

 

лей ..........................................................................................

 

 

 

 

 

225

Г л а в а

V. Система зажигания от м агнето................................

 

 

229

Назначение и классификация магнето................................

 

 

229

Технические характеристики м агнето ................................

 

 

232

Устройство и принцип действия м агнето ..........................

 

 

234

Установка магнето на двигатель..........................................

 

 

 

251

Уход за магнето.......................................................................

 

 

 

 

255

Основные неисправности

магнето и способы

их устране­

 

ния ..........................................................................................

 

 

 

 

 

257

Г л а в а

VI. Автотракторные свечи .............................................

 

 

 

260

Искровые зажигательные свечи.............................................

 

 

 

260

Пусковые свечи .......................................................................

 

 

 

 

269

Основные неисправности

свечей накаливания

и способы

 

их устранения ................................................................

 

 

 

 

277

Г л а в а

VII. Приборы освещения и звуковой сигнализации.

Контрольно-измерительные и вспомогательные приборы.

Предохранители. Провода.......................................................

 

 

 

278

Приборы освещения................................................................

 

 

 

 

278

 

Уход за

приборамиосвещения.........................................

 

 

 

295

Основные неисправности приборов

освещения

и способы

 

пх устранения .................................................................

 

 

 

 

297

Электрические звуковые сигналы..........................................

 

 

 

299

 

Уход за сигналами..........................................................

 

 

 

 

306

Основные неисправности сигнала и

способы

их

устране­

 

ния ....................................................................................

 

 

 

 

 

308

Контрольно-измерительные приборы....................................

 

 

310

44 6