Рис. 258. Схема портативного дефектоскопа ПДО-1-ГОСНИТИ:
а —• приемно-сигнальный аппарат; б — индукционный аппа рат; / — неоновая лампа; 2 и 6 — сердечники; 3 — прием ная катуш ка; 4 — конденсатор; 5 — ш нур питания; 7 — индукционная катуш ка; 8 — прерыватель.
гасящий конденсатор 4 емкостью 0,17—0,25 мкФ и шнур питания 5 с контактными клеммами.
Оба узла дефектоскопа помещены в пластмассовый ко жух, имеющий рукоятку.
Прерыватель 8 предназначен для создания быстроизменяющегося по времени магнитного потока в сердечнике индукционного аппарата при протекании по обмотке элект рического тока. Прерыватель работает следующим образом. При включении индукционного аппарата к источнику пита ния по индукционной катушке будет проходить ток, который намагнитит сердечник 6. В это время нижний подвижный контакт прерывателя 8 преодолеет усилие пружины и при тянется к сердечнику, разорвав при этом цепь питания ка тушки 7. Если ток не будет проходить через катушку, то магнитный поток в сердечнике исчезнет, а подвижный кон такт под действием пружины притянется к неподвижному и контакты замкнутся. При появлении тока контакты прерывателя вновь разомкнутся, они будут вибрировать до тех пор, пока не будет выключен источник питания ка тушки индукционного аппарата дефектоскопа.
Принцип действия дефектоскопа основан на том, что в проверяемом витке, который находится в изменяющемся магнитном потоке, созданном индукционным аппаратом дефектоскопа, наводится э. д. с. Если этот виток замкнут, то под действием э. д. с. по нему будет проходить перемен ный электрический ток, который, в свою очередь, создаст
переменное магнитное поле. Это магнитное поле улавлива ется сердечником 2 приемно-сигнального аппарата, и в ка тушке 3 создается э. д. с., которая заставляет гореть неоно вую лампу. Если же проверяемый виток не замкнут, то по нему не пойдет электрический ток, а следовательно, не создастся магнитный поток и приемно-сигнальный аппа рат работать не будет.
Питание дефектоскопа может осуществляться как от ис точника постоянного тока, так и от источника переменного тока. Напряжение питания дефектоскопа в первом случае 6—12 В, а во втором — 12—18 В. Дефектоскоп включают в цепь, присоединяя шнур 5 к источнику электрической энергии.
Для проверки обмоток на межвитковое короткое замы кание дефектоскоп устанавливают на испытуемый агрегат так, чтобы паз с проверяемой секцией обмотки располагался вдоль дефектоскопа и находился между воздушными зазо рами сердечников индукционного и приемно-сигнального аппаратов. Загорание неоновой лампы дефектоскопа сви детельствует о межвитковом коротком замыкании в секции. Так же проверяют все секции обмотки агрегата.
Катушки возбуждения автотракторных генераторов по стоянного тока проверяют на межвитковое короткое замы кание, не снимая их с полюсов. При проверке дефектоскоп располагают так, чтобы одна сторона сердечника индук ционного и приемно-сигнального аппаратов находилась на полюсе, а другая — на стальной призме, предварительно положенной в расточку корпуса генератора. Межвитковое короткое замыкание в полюсной катушке обнаруживают по загоранию неоновой лампы. Для предотвращения лож ного загорания необходимо следить, чтобы вывод катушки возбуждения не соприкасался с корпусом генератора.
Прибор НИИАТ-ЛЭ-3 предназначен для определения сте пени разрядки стартерных аккумуляторных батарей напря жением 6 и 12 В, емкостью от 45 до 150 А-ч.
Прибор состоит из металлического корпуса 2 (рис. 259), на передней стенке которого размещены вольтметр 3 маг нитоэлектрической системы со шкалой 0—3 В, переключа тель 4 нагрузки и переключатель 1 аккумуляторов батареи. Внутри корпуса на переключателе нагрузки укреплены нагрузочные сопротивления из нихромовой ленты.
Через отверстия в передней стенке корпуса выведены два соединительных кабеля с зажимами 5: один красный, а другой черный
Рис. 259. Прибор для проверки разряжеипости аккумуляторных бата рей НИИАТ-ЛЭ-3:
J — переключатель аккум уляторов |
батареи; |
2 — корпус; 3 — вольтметр; |
4 — переключатель |
нагрузки ; |
5 — зажимы. |
Нижняя и задняя стенки корпуса съемные.
При пользовании прибор крепят на вертикальной стенке.
Во избежание взрыва выделяющихся газов при работе аккумуляторных батарей их состояние проверяют, не вывер тывая пробки.
Для проверки степени разрядки аккумуляторной бата реи ее ставят на стол так, чтобы положительная клемма батареи располагалась против кабеля, зажим которого окрашен в красный цвет.
Красный зажим прибора присоединяют к положитель ной клемме аккумуляторной батареи и закрепляют рыча гом так, чтобы острый конец контакта зажима вдавился в межэлементную перемычку аккумулятора.
Черный зажим прибора присоединяют к отрицательной клемме батареи. При этом вольтметр прибора будет показы вать э. д. с. каждого аккумулятора батареи.
Для проверки аккумуляторной батареи под нагрузкой, близкой к стартерной, включают нагрузочное сопротивле ние, вращая ручку переключателя нагрузки до положения, соответствующего номинальной емкости батареи.
Напряжение каждого аккумулятора определяют при включенном в течение 5 с нагрузочном сопротивлении. По истечении этого времени сопротивление необходимо выключить.
Состояние 12-вольтовых аккумуляторных батарей про веряют в два приема: сначала проверяют степень разрядки 1,2 и 3-го аккумуляторов, а затем 4, 5 и 6-го аккумуляторов. К 3-му и 4-му аккумуляторам зажимы присоединяют, плотно прижимая концы контактов к обеим межэлементным пере мычкам. Состояние аккумуляторной батареи определяют по следующим показателям.
Если напряжение в каждом аккумуляторе батареи не изменяется в течение 5 с и составляет 1,7—1,8 В, то бата рея исправна и полностью заряжена. Если же напряжение во всех аккумуляторах одинаково, остается неизменным в течение 5 с и находится в пределах 1,4—1,7 В, то батарею считают исправной, но частично разряженной. Если напря жение всех элементов одинаково и находится в пределах 0,4—1,4 В, то батарея исправна, но полностью разряжена.
Если напряжение в одном аккумуляторе отличается от напряжения в других аккумуляторах на 0,2 В или в тече ние 5 с падает до 0,4—1,4 В, то батарею следует зарядить или отремонтировать.
Для удобства пользования прибором в тех случаях, когда нет необходимости в получении точных данных о вели чине напряжения в аккумуляторах батареи, пользуются цветными зонами шкалы вольтметра, которые обозначают: зеленая — батарея в хорошем состоянии; желтая — бата рею необходимо зарядить; красная — батарею следует от ремонтировать.