Файл: Экономика, организация и планирование буровых и нефтегазодобывающих предприятий учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Для работы (7—10) РС(г-ю) = 43 — 31 — 11 = 1 день. Свободные резервы можно проставить под стрелкой соответствующих работ.
График в таблице рассчитывают следующим образом. Прежде всего заполняют графы 1, 2, 3 и 4 (табл. 40) по данным, приводимым в графике (начиная с исходного события). Чтобы не допустить ошибки, каждую вписанную в таблицу работу следует в графике перечерки вать. Когда работы, следующие за исходным событием, вписаны и перечеркнуты, в таблицу вносят работы, следующие за любым другим событием, перед которым нет перечеркнутых работ.
Ч исло пред шествующих работ
1
0
0
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
і Ч исло последу- 1ющих работ
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
1
1
0
1
0
Расчет показателей сетевого графика
работы |
|
•*> |
• г, |
|
Шифр |
|
•А |
‘1 |
•ьР |
|
ft |
|
||
|
? |
и |
О |
Я |
|
|
|
||
|
|
' О * |
|
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 - 2 |
6 |
0 |
6 |
3 |
1 - 3 |
4 |
0 |
4 |
0 |
2 - 4 |
0 |
6 |
6 |
11 |
2 - 5 |
14 |
6 |
20 |
9 |
3 - 4 |
7 |
4 |
11 |
4 |
3 - 6 |
13 |
4 |
17 |
7 |
4—5 |
12 |
И |
23 |
11 |
4 - 6 |
1 |
И |
12 |
19 |
5 - 7 |
8 |
23 |
31 |
23 |
6 - 7 |
3 |
17 |
20 |
28 |
6 - 8 |
10 |
17 |
27 |
20 |
8 - 9 |
4 |
27 |
31 |
30 |
7—10 |
И |
31 |
42 |
32 |
7 - 9 |
3 |
31 |
34 |
31 |
9—10 |
9 |
34 |
43 |
34 |
Таблица 40
•і» 1
О
ja* а,В
8 9
9 3
40
И5
233
11 |
0 |
20 |
3 |
23 |
0 |
20 |
8 |
31 |
0 |
31 |
11 |
30 |
3 |
34 |
3 |
43 |
1 |
34 |
0 |
43 |
0 |
Затем определяют £р. н (i-j> и £р. 0 (i-j), |
проставляя |
их в графы |
5 и 6 таблицы. Для исходного события (1) |
£р. „ {1) — 0. |
Этот резуль- |
тат'вносят в графу 5 против работ, для которых событие 1 является начальным (работы 2—2 и 1—3). Чтобы найти + 0 (;_j) нужно к по лученному результату прибавить £(і_р и проставить сумму в графе 6.
В |
нашем примере £р. 0(і-г) = 0 + 6 = 6 дней, а £р. 0(і-з) = 0 + |
|
+ |
4 = 4 |
дня. |
|
Ранее |
окончание работы (1—2) является ранним началом следу |
ющих за ней работ (2—4) и (2—5). Переносим цифру 6 в графу 5
против этих работ и, добавляя к ней |
работ (2—4) и (2—5), |
получим раннее окончание соответственно |
для работы £р. 0 (г-4 ) = |
= 6, а для tр. о (2 -5 ) = 20 дней. И так до конца таблицы.
Если работа имеет несколько предшествующих работ, то в каче стве tр. н (і-і) следует перенести в графу 5 из графы 6 самую большую
262
цифру. Например, работе (4—5) предшествуют две работы (2—4) с ранним окончанием 6 дней и (3—4) с ранним окончанием 11 дней. Последняя цифра и является ранним началом работ (4—5) и (4—6).
Поздние начала ta. н a-j) и поздние окончания работ, tn. о a-j) рассчитывают с конца таблицы. Вносят в графу 8 поздние окончания работ, входящих в завершающее событие. Для таких работ, а в нашем примере это работы (7—10) и (9—10) tv. 0 а-і) = t&р, т. е. 43 дням. Позднее начало работы (9—10) определяется разницей между ta. 0<а-ю>
и |
т. е. 43 |
— 9 = 34 дня. Этот результат проставляют |
в графу 7 |
таблицы. |
Он же является и поздним окончанием работы |
(7—9), поэтому цифру 34 следует вписать и в графу 8 против этой
работы. Вычитая из £п. о(?-э) t(i-9 ) — 3 дням, получим ta, и(і-9 ) —
— 31 день. Этот срок явится ранним окончанием предшествующих работ (5—7) и (6—7). Вносим цифру 31 в графу 8 против этих работ и т. д.
Если за какой-либо работой следует более одной других работ, то в качестве ta, 0 a-j) этой работы следует перенести из графы 7 в графу 8 меньшую цифру. Например, за работой (6—7) в нашем примере следуют две работы (7—10) с поздним началом 32 дня и (7—9) с поздним началом 31 день. Последняя величина является поздним окончанием работы (6—7).
Полный резерв |
времени работы PHa-j) |
находят вычитанием |
|
из данных графы 8 данных графы 6 или из графы 7 графу 5. |
; - |
||
Перечисленные |
показатели используются |
для просчета и |
опти |
мизации плана, его оперативного изменения, для разработки кален дарных графиков работ, выдаваемых ответственным исполнителям, для анализа и контроля выполнения производственных программ'.
Выше даны общие принципы составления и расчета сетевых гра фиков. На их основе на предприятиях нефтяной промышленности разрабатываются графики строительно-монтажных и буровых работ, работ по испытанию скважин и их обустройству, строительства других нефтепромысловых объектов.
Сетевые методы планирования и управления позволяют сущест венно улучшить экономические результаты работ. В Башкирии, например, в 1967—1972 гг. по сетевым графикам было обустроено около 3 тыс. скважин. Сроки обустройства скважин сокращены в 2,5—3 раза. Суммарный экономический эффект за эти годы соста вил более 2 млн. руб., т. е. в среднем около 0,7 тыс. руб. на каждую обустроенную скважину.
Г л а в а XI
ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА
Хозяйственный расчет представляет собой экономическую кате горию социализма, в которой находят выражение отношения между социалистическими предприятиями и обществом.
Хозяйственный расчет обеспечивает реализацию централизован ного планового руководства предприятиями, учет материальных интересов трудовых коллективов и плановой товарной формы произ водственных связей. Таким образом, являясь экономической кате горией, хозяйственный расчет выступает и как метод планового ведения хозяйства, который способствует наиболее эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.
Для осуществления хозяйственного расчета необходимы опре деленные экономические предпосылки, важнейшими из которых являются:
— обеспечение административно-хозяйственной самостоятель ности предприятия (предоставление в распоряжение предприятия основных и оборотных средств в достаточном количестве, открытие расчетного счета в банке, выделение на самостоятельный баланс и законченную систему бухгалтерского учета, наделение правами юридического лица и др.);
—обеспечение материальной ответственности предприятия за выполнение хозяйственных планов, за использование выделенных ему материальных и денежных ресурсов, за строгое соблюдение обязательств перед государством, другими предприятиями и органи зациями;
—обеспечение материальной заинтересованности коллектива
предприятия в неуклонном улучшении показателей его работы;
— осуществление экономического контроля за деятельностью предприятия со стороны государства.
В соответствии с экономической реформой, основные положения которой разработаны сентябрьским Пленумом ЦК КПСС (1965 г.), увеличена административно-хозяйственная самостоятельность пред приятий. Значительно сокращено число плановых показателей, утверждаемых предприятию в централизованном порядке, в связи с чем резко возросла роль коллектива в разработке планов. Штаты, их структура, формы оплаты труда, показатели и размеры премиро вания также стали компетенцией предприятия. Отменена регистрация в финансовых органах штатов, окладов и смет административно управленческих расходов. Расширены права предприятий в исполь зовании части прибыли и амортизационных отчислений на совершен ствование техники, технологии и организации производства.
264
Действенность хозяйственного расчета тесно связана с системой морального и материального стимулирования результатов произ водства. В- И. Ленин указывал, что строить социализм надо «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересован ности, на хозяйственном расчете...»
С переходом предприятий нефтегазодобывающей промышленности на новые условия планирования и экономического стимулирования принцип материальной заинтересованности был значительно укре плен. В настоящее время размер фондов, остающихся в распоряже нии предприятий и, в частности, фондов материального поощрения и социально-культурных мероприятий поставлен в прямую зависи мость от уровня рентабельности, суммы расчетной прибыли, уровня трудовых затрат.
Фонд материального поощрения является единственным источ ником премирования ИТР и служащих. Рабочие же премируются как из фонда заработной платы, так и за счет фонда материального поощрения.
Фонд социально-культурных мероприятий используется на улуч шение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся.
Порядок образования и использования этих фондов является мощным материальным стимулом для коллектива предприятий в уве личении объема производства при минимальных затратах.
Осуществление хозяйственного расчета предполагает действен ный контроль со стороны государства за деятельностью предприятий. Этот контроль проводится прежде всего через финансово-кредитную систему. Все денежные средства предприятия хранят на расчетном счете в Госбанке, которыми они распоряжаются самостоятельно. Однако Госбанк повседневно контролирует правильность использо вания средств, сопоставляя расходование средств с ходом выпол нения плана, предупреждая нарушения государственной финансовой дисциплины.
Государственный банк постоянно следит за платежеспособностью предприятия. Просрочка платежа говорит о серьезных недостатках
вработе предприятий (невыполнение плана по выпуску продукции
ипроизводству работ, по снижению себестоимости, качеству продук ции и т. д.). В подобных случаях Госбанк может применить опре деленные санкции, в частности, перевести такие предприятия на особый режим кредитования и расчетов. В данном случае кредит
предприятию выдается только под гарантию вышестоящей организа ции, а акцептная форма расчета заменяется аккредитивной.
Хозяйственный расчет предполагает и взаимоконтроль пред приятий. Взаимоотношения предприятий регламентируются усло виями хозяйственных договоров, заключаемых между ними, и за нарушение обязательств по договорам виновная сторона несет мате риальную ответственность.
1 В. И. Л е и л н. П о л и . собр. соч., т. 44, с. 151.
265