Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 6
Масштабы абсциссы и ординаты приняты одинаковыми <а кгс/мм2. По оси ординат откладываем предел текучести мате
риала |
замков (Тт = 70 |
кгс/мм2, а по оси |
абсцисс — среднее напря |
||
жение |
затяжки — ат , |
также равное 70 |
кгс/мм2. |
Если |
провести |
линию, |
параллельную |
оси абсцисс, из точки ат = |
70 кгс/мм2, а за |
||
тем линию, параллельную оси ординат, |
из точки сгт = 70 |
кгс/мм2 и |
точку их пересечения соединить с началом координат, то эта ли ния, проходящая под углом 45° к осям, является линией средних напряжений а т. Параллельно линии среднего напряжения прово
дим |
линию предельного |
амплитудного напряжения |
ниппеля |
r ta a |
(предел выносливости для незатянутого резьбового |
соедине |
|
ния 9,1 кгс/мм2) . |
свинченного резьбового соединения с |
||
Предел выносливости |
оптимальным напряжением затяжки всегда выше 9,1 кгс/мм2, если
изгибающий момент отнести только к |
моменту |
сопротивления |
ниппеля WH. Поэтому, принимая 0Г = ± 9 ,1 |
кгс/мм2, |
мы исходим из |
наиболее неблагоприятных условий работы резьбового соедине ния, т. е. когда отсутствует затяжка, ниппель соединения растя гивается от 0 до 70 кгс/мм2. Практически затяжка соединения повышает предел выносливости, так как муфта тоже восприни
мает /ИизгНа линиях, параллельных оси ординат, наносят нагрузку на
крюке (действительный вес колонны). Максимально допустимый вес колонны для замков различных типов определяют
Р — о F
1 шах — '"'т/ н
( FH— площадь сечения ниппеля на расстоянии 24 мм от упор ного уступа, табл. 3).
На линиях, параллельных оси абсцисс, наносят крутящие мо менты свинчивания замковых соединений в кгс-м. Крутящие мо
менты определяют по формуле |
|
Л1кр — |
|
где Q = omFH; а — при коэффициенте трения равном |
0,1 (табл. 3). |
Параллельно оси абсцисс на расстоянии аг=9,1 |
кгс/мм2 прово |
дится линия, которая является предельной при построении рабо чего треугольника А ВС замкового соединения.
Минимальная сила затяжки Q3aT. mm и минимальный крутящий момент свинчивания Мкр. min определяют с учетом предела вынос ливости Ог=9,1 кгс/мм2. Если затянуть резьбовое соединение с осе
вым |
усилием Q < F Hor, то в процессе эксплуатации такое резьбо |
вое |
соединение начинает „дышать”, упорные торцы расходятся |
под действием знакопеременного изгиба.
Для определения допустимых нагрузок на замок соответствую щего типа подсчитывается оптимальный крутящий момент свин чивания с учетом колебания коэффициента трения в резьбе. На пример, для соединения ЗШ-178 MKV—Qa при коэффициенте тре ния ц/=0,1 и напряжении затяжки а,п=0,5сгт, где ат=
52
= 58 кгс/мм2; |
Q — F uam= 66 •2900= 191 400 |
кгс; по |
табл. 23 |
а — |
= 0,0151 м, то Л1кр= 191 400-0,0151=2890 кгс-м. |
|
|
||
Определим |
Мкр. mln при коэффициенте |
трения |
в резьбе |
р' = |
= 0,085. В случае уменьшения коэффициента трения в резьбе дол жен быть изменен крутящий момент свинчивания.
При сохранении силы затяжки Q
■^кр.шах = Q.Q-t
а
■^Kp.min = Qax,
■^Kp.min = ^ к р . т а х (fli/fl),
если обозначить a J a — k 'И1, то
^ K p . m in = М Кр т а х |
. |
На линии крутящих моментов наносится отрезок ab, соответ ствующий минимальному а и максимальному b Л4кр. От линии крутящих моментов из точки а проводим вертикальную линию до ее пересечения с линией среднего напряжения ат (точка А) и строим треугольник резьбы АВС. Причем линия АВ до пересече ния с предельной линией K L проводится под углом а.
Так как Cd — P H, a dB = P Mи Ad = Cd, то
|
|
Рн |
кяР |
кн |
|
По табл. |
10 |
определяем k M и kH. Для |
замков, представленных |
||
на диаграмме |
t g a = 1,273, что |
соответствует а « 5 2 ° . Из точки |
С |
||
проводится |
линия, параллельная оси абсцисс, до пересечения |
с |
линией рекомендованного минимального крутящего момента свин чивания (точка D ). Точка пересечения линии DE с линией сред него напряжения ат, проведенная с наклоном tgot, является верх ним пределом переменного напряжения, воспринимаемого ниппе лем а '. Таким же образом строится треугольник А'В'С' рекомен
дуемого максимального крутящего момента.
Для определения напряжения сжатия муфты необходимо про
длить линии АВ и А'В' до пересечения с абсциссой в |
точках |
F и F'. |
опти |
Амплитудное напряжение сга соединения, свинченного |
мальным крутящим моментом, превышает более чем в два раза амплитудное напряжение ниппеля, определенное без учета влия ния жесткости муфты. Изменение напряжений ста можно условно графически представить пунктирными линиями kM, kM', k'N, k'N'. Причем aa достигает максимального значения при оптимальном напряжении amя* 0,5 сгт (рис. 18). Подобные треугольники резьбы можно построить для всех замков, представленных линиями кру тящих моментов свинчивания.
53
Определение крутящего момента свинчивания с учетом действия изгибающего момента
Форма упругого равновесия бурильной колонны изогнутая [20], поэтому в бурильных трубах и их соединениях развиваются на пряжения изгиба. Величина этих напряжений в соединениях утя желенных бурильных труб большая, чем в замковых соединениях бурильных труб. Это обусловлено тем, что в колонне утяжелен ных бурильных труб конические резьбовые соединения представ ляют собой зоны меньшей жесткости и меньших моментов сопро тивления по сравнению с гладкой частью трубы.
В результате вращения колонны в ней могут возникнуть знако переменные напряжения изгиба. При достаточно прочном закреп лении конического резьбового соединения изгибающие напряже ния определяются как для сплошного сечения
Оиз = -^из/^О’
где — общий , осевой момент сопротивления замкового соеди нения.
w 0 = — |
( ° м~ d^ , |
|
0 |
32 |
DM |
где DM— наружный диаметр |
муфты; du — внутренний диаметр |
ниппеля.
В этом случае должно быть соблюдено условие: сжимающее напряжение в сечении муфты на расстоянии 24 мм от упорного торца, возникшее в результатезатяжки резьбового соединения, должно быть больше напряжения изгиба в том же сечении, т. е.
— °м + |
+ Оиз < |
0. |
|
FK |
|
Напряжение сжатия в сечении муфты на расстоянии 24 мм от |
||
упорного торца |
|
|
а М-- |
^Кр/я^м» |
(11.55) |
следовательно |
|
|
•‘^крМ^м -Г k„PIFM-f Mn3/W0 < 0.
Формула для определения изгибающего момента бурильных трубах [20]
^из |
n*EJTf |
^ |
|
EJ-rf_ |
|
10 000Z-3 |
|
1000L2 |
’ |
||
|
|
||||
где / — стрела прогиба |
Z)e— D\ |
; |
n |
|
|
^f = —------j |
D с — диаметр |
||||
D — диаметр замка; /т — осевой |
момент |
инерции |
(11.56)
в стальных
(11.57)
скважины;
сечения по
54
гладкой части бурильных труб; L — длина полуволны изогнутой колонны, определяется по формуле Г. М. Саркисова [20]
L = |
-ijL |
0,52 |
р / "0,25z2 + |
2/со2 |
|
м, |
(11.58) |
||||
где со — угловая |
скорость в |
1 ед./с; z — координата |
того места ко |
||
лонны, где определяется длина полуволны |
(для растянутой части |
г принимается положительной, для сжатой — отрицательной), от считывать следует от плоскости раздела сжатой и растянутой ча
стей колонны; / — момент |
инерции сечения трубы в см4; |
q — вес |
|||||
1 см трубы в кгс. |
|
|
|
|
|
|
|
Следовательно, для предотвращения раскрытия упорных тор |
|||||||
цов замкового резьбового |
соединения |
колонны |
бурильных труб |
||||
минимальный крутящий момент свинчивания |
|
|
|
||||
Мк р .ш т |
|
FMaE Jyf |
|
|
|
|
|
> |
1000Z,2fl7o + kMPa. |
|
|
(11.59) |
|||
Для обеспечения герметичности резьбового соединения |
|
||||||
МкР , |
kwp |
| |
E JTf |
|
___ |
|
/тт СЛЧ |
aFM ^ |
Дм |
+ |
1000L*W№ — ~ |
а Р ’ |
(11.60) |
||
где р — давление в колонне |
бурильных |
труб; |
а |
— коэффициент, |
принимаемый в условиях динамических нагрузок от 1,5 до 4 [3].
Если принять а = 2 ,5 , |
то |
|
44кр |
КР |
E Jrf |
aFM = |
2 ,5 р + Fu |
(11.61) |
lOOOL^o ’ |
откуда
a [1000L2H7o kuP + f M(E Jrf + 2500LWop)]
(11.62)
10Q0LWo
Изгибающий момент, возникающий в процессе бурения при вращении колонны бурильных труб, вызывает переменные напря жения, которые должны быть ниже предела выносливости. При изгибе уже закрепленного резьбового соединения напряжение растяжения в опасном сечении ниппеля на расстоянии 24 мм от упорного уступа
Он.max = Он.р -)- Он.из- |
(11.63) |
Наибольшие напряжения сжатия в сечении муфты на том же расстоянии
= ом |
■— Ом |
откуда |
|
М-кр КР |
E JTfdt |
'’Н.р — aF„ |
н из = 2000LV„ ’ |
55
|
л^кр t |
К Р |
|
|
|
EJTf |
|
О'м.СЖ |
aFM |
FM ’ |
|
|
1000L2tt?0 |
’ |
|
|
|
|
|||||
где d\ — внутренний диаметр |
резьбы |
ниппеля на |
расстоянии |
||||
24 мм от упорного уступа; /о— общий |
осевой |
момент инерции |
|||||
замкового соединения; а — см. табл. 3 и 4. |
|
|
|||||
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
|
М,кр |
|
К Р |
E JTfdi |
|
(11.64) |
|
|
aF„ + |
|
Рп |
2000L2J 0 |
’ |
||
|
|
|
|||||
|
|
MKp |
I |
kMP __ EJrf |
|
(11.65) |
|
|
|
aFM ^ |
FM |
IOOOL2W0 |
|||
|
|
|
|||||
При вращении колонны |
бурильных |
труб |
вокруг |
своей оси |
|||
напряжения изменяются в пределах |
|
|
|
О'н --- ®н.р i ®н.из>
.сж ± (Тм.из•
Таким образом, при определении крутящего момента свинчи вания замковых соединений колонны бурильных труб необходимо учитывать действие осевых сил растяжения, изгибающего момен та и внутреннего давления промывочной жидкости в трубах.
При выполнении проверочных расчетов необходимо учитывать, что напряжение затяжки при изготовлении замковых соединений из легированной стали равно
аззт = (0,45 -г- 0,50) ат.
Указанное соотношение между напряжением затяжки и пре делом текучести материала обеспечивает эксплуатационную на дежность замкового резьбового соединения.
Напряженное состояние в замковом соединении
В замковом резьбовом соединении под действием силы затяж ки Q33t и веса колонны бурильных труб Р в теле ниппеля в опас ном сечении возникают максимальные нормальные напряжения растяжения а0 и окружные напряжения сжатия <т4; в теле муф ты — нормальные напряжения сжатия а0 и окружные напряжения растяжения щ.
Врезьбе возникают также радиальные напряжения оги= — р, где р — радиальное давление.
Врезультате свинчивания крутящим моментом Мкр (смотри
формулу (II.5) в теле ниппеля возникают касательные напряжешия т.
Условие прочности можно записать
°пР = V (ao — |
+ 4т2 < ат/л. |
(11.66) |
56