Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 6
Определяем напряжения в ниппеле
_ ^кр | |
|
E JTfdх |
(П.67) |
Oq= Пн щах = |
Fn |
2000LV„ |
|
aFH |
|
|
|
|
2nbL |
|
|
|
(11.68) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
T = Л4Р/Г. |
|
|
|
(11.69) |
|||
Так как |
|
Мкр = Qa, |
a |
M p= Q a ', |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
то Мр — М1фа'/а. Обозначив a'/a = k a, получим |
|
|
|
|
|||||
|
|
Т = (М к Л р ) *«• |
|
|
|
(11.70) |
|||
Подставив значения Оо, о* и т в формулу |
(11.66) |
и сделав |
пре |
||||||
образования, |
определим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E JTfdi |
I |
|
|
|
|
|
пр |
|
|
2000Z.Vo |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
( |
Мкр |
*нРМ т ~ ф) |
12 |
■MKpfea____ |
|
|
|||
а |
+ 4 |
< |
<Тт/«» |
||||||
|
|
ыр |
|
|
0,2d| (1 — С4) |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
(11.71) |
|
где МКр — крутящий момент свинчивания; |
Мр — крутящий |
мо |
|||||||
мент свинчивания |
резьбового |
соединения |
без |
учета |
трения по |
||||
торцам; F H — площадь опасного |
сечения ниппеля |
на расстоянии |
|||||||
24 мм от упорного уступа; а — постоянная, |
зависящая |
от разме |
|||||||
ра соединения (см. табл. 3 и 4 ); |
b — толщина стенки ниппеля под |
первым витком на расстоянии 24 мм от упорного уступа; /р— ра бочая длина резьбы; а/2 — половина угла профиля резьбы; ср — угол трения, изменяющийся в зависимости от коэффициента тре
ния в резьбе р/; d\ — внутренний диаметр резьбы |
ниппеля на рас |
|
стоянии 24 мм от упорного уступа; |
du — внутренний диаметр нип |
|
пеля; C = dn/d ь k a — коэффициент, |
зависящий от размеров резьбы, |
|
Аа« 0 ,5 3 ; п — коэффициент запаса |
прочности, |
принимаемый от |
1,5 до 2,5. |
|
|
Радиальное напряжение в резьбе определяется формулой
ndlD Щ |
- f ) . |
а так как Q == Мкр/а, то |
|
м, |
(11.72) |
|
Таким же путем определяются напряжения в муфтовой части резьбового соединения.
57
Расчет витков резьбы на прочность
В некоторых случаях (малое число витков резьбы, разница в прочности материала ниппеля, муфты соединения и др.) . необхо димо проверять прочность витков резьбы на срез.
Нагрузка, вызывающая срез |
витков резьбы |
ниппеля (при |
равномерном распределении) |
|
|
Фраз? = |
ndck J txB; |
(11.73) |
тс = Q/ndck J p, |
(II.74) |
где тс — напряжение среза; dc ■— внутренний диаметр резьбы нип пеля — диаметр окружности конуса в плоскости приведения, определяемый по формуле [27]
/г, |
R + 2г |
(И-75) |
4/2 = r + - f |
X T T - W ’ |
|
где r= d\ j2; R = dj2\ /р — длина |
свинчивания; |
<р'— половина угла |
конуса; d\ — меньший диаметр конуса; d — больший диаметр ко нуса на расстоянии 24 мм от упорного уступа ниппеля.
ks — коэффициент полноты для |
замковой |
специальной |
резьбы |
Зс равен 0,70, а для стандартной |
3 — 0,78; тв — предел прочности |
||
материала резьбы ниппеля на срез; тв= (0,6 |
Э-0,7) оп для |
сталей; |
|
тв= (0,75-т-0,85) ов для алюминиевых и титановых сплавов [3]. |
|||
Разность между полусуммой |
диаметров |
d, d x и d c для резь |
бы с конусностью 1 : 4 и 1 :6 составляет 0,5— 1,2%. Этот диаметр
можно заменить на d с погрешностью 6% |
Для |
резьбы конус |
ностью 1:6, и 10% конусностью 1 :4. |
|
|
Напряжение смятия витков резьбы |
|
|
<тсм = 4SQ/n (do — d2c) /р, |
|
(11.76) |
где do — наружный диаметр резьбы ниппеля |
в |
середине длины |
свинчивания или в плоскости приведения. |
|
|
Напряжение изгиба витков резьбы ниппеля |
|
|
о а = 3Q (d0— dc)/2nk2s S2d0z. |
(11.77) |
При определении напряжений среза, смятия и изгиба витков резьбы муфты диаметры d0 и d c в формулах (11.74), (11.76), (11.77) заменяются на наружный и внутренний диаметры резьбы муфты в тех же расчетных сечениях (z — число витков).
При выводе формул сделаны допущения:
1)нагрузка между витками распределяется равномерно;
2)витки резьбы подвергаются только срезу.
Однако, вследствие зазора по вершинам резьбы и боковым сторонам (ввиду неточности изготовления) появляется еще неко торый изгиб витков. Поэтому необходимо помнить, что напряже ния, определенные по формулам (11.74), (П .76), (11.77), являются средними величинами. Формула (II.77) выведена для определе
58
ния средних напряжений смятия. Площади среза, смятия и из гиба конической резьбы усреднялись (приравнивались) с соответ ствующими площадями цилиндрической резьбы. Конус заменялся цилиндром.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИИ В ЗАМКОВОМ РЕЗЬБОВОМ СОЕДИНЕНИИ
Вопросы исследования напряженного состояния колонны бу рильных труб и их соединений освещаются в работах Г. М. Сар
кисова |
[20, 21], |
А. С. |
Станишевского [24], |
А. Е. |
Сарояна |
[22], |
||
Д. |
Ю. |
Мочернюка |
[16], |
С. А. Угарова [26], |
И. |
В. |
Кудрявцева, |
|
Н. Д. Щербюка и Ю. И. |
Газанчана [11, 12, 13]. |
|
|
|
||||
|
Из зарубежных следует отметить работы: А. П. Фарра [46], |
|||||||
Т. |
Альтмана [47], |
А. Хозанга [49], X. Т. Висселя |
[57, 58, |
59], |
||||
В. |
Хаука и X. Колера [53. 54], В. Хаука [55], Ф. Мансхольта [56], |
|||||||
Е. |
Ленца [52], В. Хаука, |
X. Хиллемана и X. Колера [60], К- Шрайе- |
ра [51], А. Цендре, Ф. Рата и Ж- Дюре [63, 64, 65], А. Е. Гормлея
[50], Л. Тришмана [45].
А. П. Фарр [46] на основании сочетания теоретических и опытных данных определил необходимые для замкового соедине ния крутящие моменты свинчивания. В лабораторных условиях им получены коэффициенты трения резьбы при сухих поверхно стях, равные 0,133, и при обычно применяемых смазках с метал лическими наполнителями — 0,08. Получен предел выносливости (при 1 млн. циклов) свинченного от руки замкового резьбового соединения (для обычно применяемых материалов твердостью НВ 2854-321), который оказался равным 9,1 кгс/мм2.
В правильно подобранном резьбовом соединении утяжеленных
бурильных |
труб напряжение изгиба |
в |
опасном |
сечении |
нип |
пеля равно |
изгибающему напряжению |
в |
опасном |
сечении |
муфты |
(в конце последнего витка резьбы, находящегося в сопряжении). Хорошо подобранное соединение утяжеленных бурильных труб имеет площадь опасного сечения муфты приблизительно в 2,5 ра
за больше площади опасного сечения |
ниппеля. |
X. Т. |
Виссель, |
||
Ф. Мансхольт, А. |
Хозанг теоретически |
определяют |
допускаемые |
||
напряжения и крутящие моменты свинчивания |
замковых |
соеди |
|||
нений. |
|
|
|
|
|
Е. Ленц проводил исследования напряжений |
замков |
З'/г" по |
|||
стандарту 7АНИ |
IF из сталей 34 СгМо4 и 36 |
CrNiMo4 |
в про |
||
цессе приложения |
постоянного крутящего момента |
свинчивания. |
Причем замки из стали 34 СгМо4 были изготовлены с пределом текучести 64 кгс/мм2, а из стали 36CrNiMo4 — 100 кгс/мм2. Воз никающие деформации измерялись с помощью проволочных тен
зодатчиков |
(с базой 10 |
мм) на внутренней |
поверхности ниппеля |
и наружной |
поверхности |
муфты в осевом и |
тангенциальном на |
правлениях. |
|
|
|
Замки испытывали на установке, обеспечивающей максималь ный крутящий момент свинчивания до 3000 кгс-м.
59
Продольные и окружные напряжения в ниппеле и муфте пред ставлены на рис. 20, а и б.
В результате исследований установлено, что максимальные осевые напряжения на внутренней поверхности ниппеля возни кают на расстоянии приблизительно 55 мм от конца, затем резко падают по направлению к упору. Такой характер распределения осевых напряжений объясняется тем, что преобладающая часть крутящего момента свинчивания воспринимается первой третью резьбы, а также тем, что в результате свинчивания появляется дополнительный изгибающий момент. Вблизи упора муфты напря жения сжатия максимальные, вызывающие развинчивание муфты при увеличении крутящего момента свинчивания. Окружные на пряжения в ниппеле достигают своего максимума на расстоянии примерно 25 мм от малого диаметра.
В. Хаук, X. Хиллеман и X. Колер для установления предель ных нагрузок замковых соединений 27/в и З'/г" IF подвергали их испытанию при кручении и растяжении. Для проведения экспери ментов была создана опытная установка (рис. 21), которая дава ла возможность нагружать замковое соединение статически и ди намически с максимальным крутящим моментом 4000 кгс-м и осе вой силой до 200 тс.
Крутящий момент создают весом пластин (около 75 кгс каж дая) через плечо длиною 1 м. При помощи эксцентрика подни мают и опускают грузы, создавая таким образом переменные крутящие моменты.
Осевое растяжение (сжатие) создается гидравлической на грузкой. Продольные и окружные напряжения на внутренней по верхности ниппеля и наружной поверхности муфты определяют с помощью тензодатчиков на длине первых пяти витков резьбы. На наружной поверхности муфты датчики наклеивают, начиная с
10мм от упорного уступа.
Врезультате испытаний установлено.
1. Максимальные осевые напряжения возникают на внутрен ней поверхности ниппеля, примерно на третьем витке резьбы, находящемся в сопряжении с резьбой муфты, несмотря на то, что разрушение ниппеля при динамических нагрузках происходило по первому сопряженному витку.
2. |
Коэффициент внешней нагрузки ниппеля &н = 0,43, а муфты |
£м= 0,57 . |
|
3. |
При нагружении соединений, предварительно свинченных |
с максимальным, оптимальным и минимальным крутящими мо ментами, переменной осевой нагрузкой растяжения, разрушение зависит только от амплитуды напряжения, а не от общего напря жения (пока не будет достигнут предел текучести материала замка).
Обширные исследования замков бурильных труб на знако переменный изгиб проведены Л. Тришманом [45] и Т. Альтманом [47]. Л. Тришман исследовал влияние обкатки впадин резьбы и
60