Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяем напряжения в ниппеле

_ ^кр |

 

E JTfdх

(П.67)

Oq= Пн щах =

Fn

2000LV„

aFH

 

 

 

 

2nbL

 

 

 

(11.68)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T = Л4Р/Г.

 

 

 

(11.69)

Так как

 

Мкр = Qa,

a

M p= Q a ',

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то Мр — М1фа'/а. Обозначив a'/a = k a, получим

 

 

 

 

 

 

Т = (М к Л р ) *«•

 

 

 

(11.70)

Подставив значения Оо, о* и т в формулу

(11.66)

и сделав

пре­

образования,

определим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E JTfdi

I

 

 

 

 

пр

 

 

2000Z.Vo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

Мкр

*нРМ т ~ ф)

12

■MKpfea____

 

 

а

+ 4

<

<Тт/«»

 

 

ыр

 

 

0,2d| (1 — С4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.71)

где МКр — крутящий момент свинчивания;

Мр — крутящий

мо­

мент свинчивания

резьбового

соединения

без

учета

трения по

торцам; F H площадь опасного

сечения ниппеля

на расстоянии

24 мм от упорного уступа; а — постоянная,

зависящая

от разме­

ра соединения (см. табл. 3 и 4 );

b — толщина стенки ниппеля под

первым витком на расстоянии 24 мм от упорного уступа; /р— ра­ бочая длина резьбы; а/2 — половина угла профиля резьбы; ср — угол трения, изменяющийся в зависимости от коэффициента тре­

ния в резьбе р/; d\ — внутренний диаметр резьбы

ниппеля на рас­

стоянии 24 мм от упорного уступа;

du — внутренний диаметр нип­

пеля; C = dn/d ь k a — коэффициент,

зависящий от размеров резьбы,

Аа« 0 ,5 3 ; п — коэффициент запаса

прочности,

принимаемый от

1,5 до 2,5.

 

 

Радиальное напряжение в резьбе определяется формулой

ndlD Щ

- f ) .

а так как Q == Мкр/а, то

 

м,

(11.72)

 

Таким же путем определяются напряжения в муфтовой части резьбового соединения.

57


Расчет витков резьбы на прочность

В некоторых случаях (малое число витков резьбы, разница в прочности материала ниппеля, муфты соединения и др.) . необхо­ димо проверять прочность витков резьбы на срез.

Нагрузка, вызывающая срез

витков резьбы

ниппеля (при

равномерном распределении)

 

 

Фраз? =

ndck J txB;

(11.73)

тс = Q/ndck J p,

(II.74)

где тс — напряжение среза; dc ■— внутренний диаметр резьбы нип­ пеля — диаметр окружности конуса в плоскости приведения, определяемый по формуле [27]

/г,

R + 2г

(И-75)

4/2 = r + - f

X T T - W ’

где r= d\ j2; R = dj2\ /р — длина

свинчивания;

<р'— половина угла

конуса; d\ — меньший диаметр конуса; d — больший диаметр ко­ нуса на расстоянии 24 мм от упорного уступа ниппеля.

ks — коэффициент полноты для

замковой

специальной

резьбы

Зс равен 0,70, а для стандартной

3 — 0,78; тв — предел прочности

материала резьбы ниппеля на срез; тв= (0,6

Э-0,7) оп для

сталей;

тв= (0,75-т-0,85) ов для алюминиевых и титановых сплавов [3].

Разность между полусуммой

диаметров

d, d x и d c для резь­

бы с конусностью 1 : 4 и 1 :6 составляет 0,5— 1,2%. Этот диаметр

можно заменить на d с погрешностью 6%

Для

резьбы конус­

ностью 1:6, и 10% конусностью 1 :4.

 

 

Напряжение смятия витков резьбы

 

 

<тсм = 4SQ/n (do d2c) /р,

 

(11.76)

где do — наружный диаметр резьбы ниппеля

в

середине длины

свинчивания или в плоскости приведения.

 

 

Напряжение изгиба витков резьбы ниппеля

 

о а = 3Q (d0dc)/2nk2s S2d0z.

(11.77)

При определении напряжений среза, смятия и изгиба витков резьбы муфты диаметры d0 и d c в формулах (11.74), (11.76), (11.77) заменяются на наружный и внутренний диаметры резьбы муфты в тех же расчетных сечениях (z — число витков).

При выводе формул сделаны допущения:

1)нагрузка между витками распределяется равномерно;

2)витки резьбы подвергаются только срезу.

Однако, вследствие зазора по вершинам резьбы и боковым сторонам (ввиду неточности изготовления) появляется еще неко­ торый изгиб витков. Поэтому необходимо помнить, что напряже­ ния, определенные по формулам (11.74), (П .76), (11.77), являются средними величинами. Формула (II.77) выведена для определе­

58


ния средних напряжений смятия. Площади среза, смятия и из­ гиба конической резьбы усреднялись (приравнивались) с соответ­ ствующими площадями цилиндрической резьбы. Конус заменялся цилиндром.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИИ В ЗАМКОВОМ РЕЗЬБОВОМ СОЕДИНЕНИИ

Вопросы исследования напряженного состояния колонны бу­ рильных труб и их соединений освещаются в работах Г. М. Сар­

кисова

[20, 21],

А. С.

Станишевского [24],

А. Е.

Сарояна

[22],

Д.

Ю.

Мочернюка

[16],

С. А. Угарова [26],

И.

В.

Кудрявцева,

Н. Д. Щербюка и Ю. И.

Газанчана [11, 12, 13].

 

 

 

 

Из зарубежных следует отметить работы: А. П. Фарра [46],

Т.

Альтмана [47],

А. Хозанга [49], X. Т. Висселя

[57, 58,

59],

В.

Хаука и X. Колера [53. 54], В. Хаука [55], Ф. Мансхольта [56],

Е.

Ленца [52], В. Хаука,

X. Хиллемана и X. Колера [60], К- Шрайе-

ра [51], А. Цендре, Ф. Рата и Ж- Дюре [63, 64, 65], А. Е. Гормлея

[50], Л. Тришмана [45].

А. П. Фарр [46] на основании сочетания теоретических и опытных данных определил необходимые для замкового соедине­ ния крутящие моменты свинчивания. В лабораторных условиях им получены коэффициенты трения резьбы при сухих поверхно­ стях, равные 0,133, и при обычно применяемых смазках с метал­ лическими наполнителями — 0,08. Получен предел выносливости (при 1 млн. циклов) свинченного от руки замкового резьбового соединения (для обычно применяемых материалов твердостью НВ 2854-321), который оказался равным 9,1 кгс/мм2.

В правильно подобранном резьбовом соединении утяжеленных

бурильных

труб напряжение изгиба

в

опасном

сечении

нип­

пеля равно

изгибающему напряжению

в

опасном

сечении

муфты

(в конце последнего витка резьбы, находящегося в сопряжении). Хорошо подобранное соединение утяжеленных бурильных труб имеет площадь опасного сечения муфты приблизительно в 2,5 ра­

за больше площади опасного сечения

ниппеля.

X. Т.

Виссель,

Ф. Мансхольт, А.

Хозанг теоретически

определяют

допускаемые

напряжения и крутящие моменты свинчивания

замковых

соеди­

нений.

 

 

 

 

 

Е. Ленц проводил исследования напряжений

замков

З'/г" по

стандарту 7АНИ

IF из сталей 34 СгМо4 и 36

CrNiMo4

в про­

цессе приложения

постоянного крутящего момента

свинчивания.

Причем замки из стали 34 СгМо4 были изготовлены с пределом текучести 64 кгс/мм2, а из стали 36CrNiMo4 — 100 кгс/мм2. Воз­ никающие деформации измерялись с помощью проволочных тен­

зодатчиков

(с базой 10

мм) на внутренней

поверхности ниппеля

и наружной

поверхности

муфты в осевом и

тангенциальном на­

правлениях.

 

 

 

Замки испытывали на установке, обеспечивающей максималь­ ный крутящий момент свинчивания до 3000 кгс-м.

59



Продольные и окружные напряжения в ниппеле и муфте пред­ ставлены на рис. 20, а и б.

В результате исследований установлено, что максимальные осевые напряжения на внутренней поверхности ниппеля возни­ кают на расстоянии приблизительно 55 мм от конца, затем резко падают по направлению к упору. Такой характер распределения осевых напряжений объясняется тем, что преобладающая часть крутящего момента свинчивания воспринимается первой третью резьбы, а также тем, что в результате свинчивания появляется дополнительный изгибающий момент. Вблизи упора муфты напря­ жения сжатия максимальные, вызывающие развинчивание муфты при увеличении крутящего момента свинчивания. Окружные на­ пряжения в ниппеле достигают своего максимума на расстоянии примерно 25 мм от малого диаметра.

В. Хаук, X. Хиллеман и X. Колер для установления предель­ ных нагрузок замковых соединений 27/в и З'/г" IF подвергали их испытанию при кручении и растяжении. Для проведения экспери­ ментов была создана опытная установка (рис. 21), которая дава­ ла возможность нагружать замковое соединение статически и ди­ намически с максимальным крутящим моментом 4000 кгс-м и осе­ вой силой до 200 тс.

Крутящий момент создают весом пластин (около 75 кгс каж­ дая) через плечо длиною 1 м. При помощи эксцентрика подни­ мают и опускают грузы, создавая таким образом переменные крутящие моменты.

Осевое растяжение (сжатие) создается гидравлической на­ грузкой. Продольные и окружные напряжения на внутренней по­ верхности ниппеля и наружной поверхности муфты определяют с помощью тензодатчиков на длине первых пяти витков резьбы. На наружной поверхности муфты датчики наклеивают, начиная с

10мм от упорного уступа.

Врезультате испытаний установлено.

1. Максимальные осевые напряжения возникают на внутрен­ ней поверхности ниппеля, примерно на третьем витке резьбы, находящемся в сопряжении с резьбой муфты, несмотря на то, что разрушение ниппеля при динамических нагрузках происходило по первому сопряженному витку.

2.

Коэффициент внешней нагрузки ниппеля &н = 0,43, а муфты

£м= 0,57 .

3.

При нагружении соединений, предварительно свинченных

с максимальным, оптимальным и минимальным крутящими мо­ ментами, переменной осевой нагрузкой растяжения, разрушение зависит только от амплитуды напряжения, а не от общего напря­ жения (пока не будет достигнут предел текучести материала замка).

Обширные исследования замков бурильных труб на знако­ переменный изгиб проведены Л. Тришманом [45] и Т. Альтманом [47]. Л. Тришман исследовал влияние обкатки впадин резьбы и

60