Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 6
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
||
|
|
|
|
Деформация в сечении в |
ММ |
|
||
|
Деталь |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
|
|
|||||||
Муфта |
......................................... |
0 ,0 4 |
0 ,1 0 4 |
0 ,1 8 0 |
0 ,1 9 4 |
0 ,2 1 0 |
0 ,2 9 0 |
0 ,3 4 0 |
Т р у б а ............................................. |
0,301 |
0 ,2 8 3 |
0 ,2 4 3 |
0 ,1 8 9 |
0 ,1 8 9 |
0 ,1 5 3 |
0 ,1 1 0 |
Из формулы (11.79) можно приблизительно определить окруж ные напряжения at в муфте и трубе. Окружные напряжения на наружной поверхности муфты в сечении VII ст* = 4001 кгс/см2, а на внутренней поверхности трубы стг = 5853 кгс/см2. Поэтому в случае изготовления труб из стали группы прочности Д и К с пределом текучести соответственно 38 и 50 кгс/мм2 небольшой участок тру бы, примыкающий к внутреннему упорному торцу замка, при мак симальном диаметральном натяге может подвергаться пластиче
скому деформированию. Учитывая допускаемые отклонения при |
|
контроле резьбы калибрами, вероятность появления |
максималь |
ных натягов такая же, как и минимальных. |
|
Средняя величина диаметрального натяга находится в преде |
|
лах 0,3— 0,45 мм. При среднем натяге максимальная |
величина |
окружного напряжения снижается приблизительно на 15%. Про веркой резьбы партии из 42 труб диаметром 140 мм из стали груп пы прочности К установлено, что около 20% из них имели натяги
0,40—0,45 мм, остальные — 0,30— 0,40 мм.
Исследование усталостной прочности резьбовых соединений бурильных труб
В процессе исследований провели сравнительные испытания соединений бурильных труб стандартной конструкции и стабили зирующими поясками. Сравнивали натурные образцы резьбовых соединений бурильных труб диаметрами 73, 89 и 114 мм со стаби лизирующими поясками и 73 и 114-мм бурильных труб с резьбой треугольного профиля по ГОСТ 631— 63 из стали группы прочно сти К. Стандартная, а также трапецеидальная резьба и стабили зирующий поясок выполняли на заводских прокатанных трубах.
Испытания на знакопеременный изгиб проводили на стенде с вращением образца, допускающем максимальный изгибающий мо мент 1500 кгс-см, и на стенде с неподвижным образцом с изги бающим моментом 2700 кгс-м.
На рис. 37 представлены кривые усталости образцов резь бовых соединений стандартных труб и со стабилизирующими по ясками. Во всех случаях разрушение в трубах со стабилизирую щими поясками происходило по гладкой части трубы (в месте пе рехода с высаженной части на тело). В трубах, имеющих соедине-
90
ние с треугольной резьбой, разрушение происходило по последнему витку резьбы трубы, сопряженному с резьбой замка.
Предел выносливости соединений 73-мм бурильных труб со ста билизирующими поясками, по сравнению со стандартными, повы сился более чем в 2 раза, а 114-мм труб — в 1,5 раза.
Применение соединений бурильных труб с цилиндрическими стабилизирующими поясками в процессе массового производства
б , кгс / мм1
Рис. 37. Кривые усталости образцов резьбовых соединений труб стандарт ной конструкции и со стабилизирующими поясками (испытания на знакопере менный изгиб).
1 — диаметром 73 мм; 2 — диаметром 114 мм; 3 — со стабилизирующими поясками диаметром 114 мм; 4 — со стабилизирующими поясками диаметром 89 мм; 5 — со стабили зирующими поясками диаметром 73 мм.
на трубопрокатных заводах усложняет исправление брака по по яску, так как необходимо конец трубы подвергать повторной вы садке. Использование конических стабилизирующих поясков дает возможность в случае необходимости быстрого исправления тех нологического брака. Кроме того, применение конического стаби лизирующего пояска должно повысить прочность соединения, так как распределение контактных давлений по конусной поверхности
более равномерно.
Для выяснения влияния стабилизирующего пояска провели усталостные испытания четырех групп 73-мм труб из стали груп пы прочности К:
1) |
соединение |
с |
треугольной |
резьбой шагом 2,54 - мм по |
ГОСТ |
633— 63; |
с |
цилиндрическим |
стабилизирующим пояском, |
2) |
соединение |
резьбой трапецеидального профиля типа ТТ и диаметральным на тягом 0,25 мм;
91
3)соединение с коническим стабилизирующим пояском, резь бой ТТ и диаметральным натягом 0,25 мм;
4)соединение с коническим стабилизирующим пояском, резь
бой ТТ и диаметральным натягом от 0 до 0,05 мм.
Результаты усталостных испытаний представлены на рис. 38. Наибольший предел выносливости получен при испытании со единений с коническим стабилизирующим пояском, который выше
б, кгс/мм2
Рис. 38. Сравнительные испытания на усталость образцов резьбовых соединений диаметром 73 мм.
1 — ОТБС-73 соединение с треугольной резьбой шагом 2,54 мм по ГОСТ 533—63:
2 — ОТБК-73 соединение с |
коническим стабилизирующим пояском, резьбой |
ТТ |
||
и натягом 0—0,05 мм; |
3 — ОТБЦ соединение с |
цилиндрическим стабилизирую |
||
щим пояском, резьбой |
ТТ |
и диаметральным |
натягом 0,25 мм; 4 — ОТБК |
со |
единение с коническим стабилизирующим пояском, резьбой ТТ и диаметраль ным натягом 0,25 мм.
стандартного соединения с треугольной резьбой на 62%. Предел выносливости соединений с цилиндрическим стабилизирующим по яском выше стандартного на 51%, т. е. ниже, чем у соединения, с коническим стабилизирующим пояском на 11%. Уменьшение на тяга в соединении с коническим’ стабилизирующим пояском с 0,25 мм до 0—0,05 мм уменьшает предел выносливости на 23%. Следовательно, наиболее прочная конструкция резьбового соеди нения, применяемая в трубах ТБВК и ТБНК, — с коническим ста билизирующим пояском.
Рис. 39 иллюстрирует характер разрушения соединений бу рильных труб со стабилизирующими поясками с наружу высажен
ными концами диаметром 73 мм |
(рис. |
39, а) и с нарезанной резь |
бой ТТ (рис. 39,6), выполненной |
на |
гладкой части трубы (см. |
92
водил натурные испытания резьбовых соединений бурильных труб диаметром 114 мм с толщиной стенки 8,56 мм из стали группы прочности Д с навинченными замками, с приваренными по телу и по высадке концами, а также со стабилизирующими поясками.
6, кгс/ммг
Рис. |
40. |
Кривые |
усталости |
концов |
беззамковых |
|||
бурильных труб ТББ-168х8,5 из стали группы проч |
||||||||
1 — с |
|
|
ности К. |
(18°); 2 — с |
|
|
||
плавным конусным |
переходом |
прямоуголь |
||||||
|
|
ным |
заплечиком. |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 17 |
|
|
|
Тип соединения |
|
|
|
Предел вы |
||
|
|
|
|
|
носливости, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
кгс/мм2 |
С навинченными замками на трубной треугольной |
|
|||||||
резьбе (профиль 6 0 ° ) ................................................... |
трубу, с прямоугольным |
1 0 ,5 5 |
||||||
С втулками, |
надеваемыми на |
|
||||||
заплечиком и сваренными с трубой и замком . . |
. |
1 4 ,0 6 |
||||||
Со стабилизирующим пояском и треугольной резьбой |
|
|||||||
(профиль 60°). |
собранного холодным способом . . |
. |
1 2 ,6 5 |
|||||
Со стабилизирующим пояском и трапецеидальной резь |
|
|||||||
бой (профиль 29°), собранного горячим способом . |
. |
1 4 ,0 6 |
||||||
Приваренные по высаженной части трубы |
. . . |
# . |
. |
1 6 ,1 7 |
В табл. 17 приведены пределы выносливости соединений раз личных типов. Из таблицы видно, что по сравнению с соединения ми со стабилизирующими поясками предел выносливости соедине ний с приваренными соединительными концами по высадке выше на 15%. Однако У. Бахман, проводя сравнительные усталостные испытания соединений со стабилизирующими поясками, при менял толстостенные трубы, чтобы вызвать разрушение соедине ния. Полученные им результаты примерно соответствуют нашим
94
данным (рис. 38). Авторами получено увеличение предела вынос ливости соединения со стабилизирующим пояском по сравнению с стандартными на 62% (группа прочности К), У. Бахман полу чил увеличение на 53% (группа прочности Д ).
Бурильные трубы со стабилизирующими поясками с внутрь (ТБВК ) и наружу (ТБНК) высаженными концами
Во ВНИИБТ разработаны новые конструкции бурильных труб ТБВК и ТБНК всех размеров с резьбовыми соединениями со ста билизирующими поясками. В связи с положительными результа тами стендовых и промысловых испытаний они приняты к серий ному производству и широко используются в нефтегазодобываю щей промышленности при бурении глубоких и сверхглубоких сква жин в особо тяжелых, осложненных условиях бурения.
Размеры резьбовых соединений труб ТБВК, ТБНК и замков к ним ЗШК и ЗУК приведены на рис. 41, в табл. 18 и 19.
В некоторых типоразмерах замков применена резьба специ
ального, более |
износостойкого профиля 3-76, 3-86, 3-102, |
3-108, 3-122 и 3-133 |
(рис. 42). |
Размеры элементов замковой резьбы, в том числе резьбы спе циального профиля, приведены в табл. 20.
Практика эксплуатации обычных стандартных резьб показы вает быстрый износ резьбы по профилю, особенно в случае попа дания абразивных частиц при свинчивании резьбового соединения. В процессе многократного свинчивания вершины резьбы за остряются, нормальное сопряжение витков нарушается, в соедине нии появляется большой отрицательный натяг. Износ профиля резьбы еще больше увеличивается в случае механических повреж дений вершин. В этом случае появляются задиры и заедания на поверхности резьбы.
Износ профиля специальной замковой резьбы уменьшается в результате большей ширины среза вершин. Такой профиль менее склонен к механическим повреждениям. В зарубежной практике
подобный профиль |
резьбы (IF) все больше вытесняет обычный |
стандартный, применяемый на замках ЗН, ЗШ и ЗУ. |
|
Преимущество |
профиля замковой резьбы М К 1 5 0 Х 6 Х 1 : 8 с |
широкими вершинами проверяли в промысловых условиях при бу рении скважин в объединении Куйбышевнефть (в 1961 г.) утяже
ленными |
бурильными трубами диаметром 178 мм. |
Износостой |
|
кость |
резьбы |
М К 1 5 0 Х 6 Х 1 : 8 по сравнению |
с резьбой |
3 - 14 7x6, 35 x1 : 6 |
в среднем увеличилась на 25 %• Для |
проведения |
широких лабораторных исследований во ВНИИБТ создали спе циальную стендовую установку многократного свинчивания зам ковых резьбовых соединений. В качестве основного узла в этой стендовой установке использован автоматический гидравлический ключ АГК1, приближающийся по своей характеристике к извест ным автоматическим ключам АКБ-3, применяемым в бурении.
95