Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

 

 

 

 

Деформация в сечении в

ММ

 

 

Деталь

I

II

III

IV

V

VI

VII

 

 

Муфта

.........................................

0 ,0 4

0 ,1 0 4

0 ,1 8 0

0 ,1 9 4

0 ,2 1 0

0 ,2 9 0

0 ,3 4 0

Т р у б а .............................................

0,301

0 ,2 8 3

0 ,2 4 3

0 ,1 8 9

0 ,1 8 9

0 ,1 5 3

0 ,1 1 0

Из формулы (11.79) можно приблизительно определить окруж­ ные напряжения at в муфте и трубе. Окружные напряжения на наружной поверхности муфты в сечении VII ст* = 4001 кгс/см2, а на внутренней поверхности трубы стг = 5853 кгс/см2. Поэтому в случае изготовления труб из стали группы прочности Д и К с пределом текучести соответственно 38 и 50 кгс/мм2 небольшой участок тру­ бы, примыкающий к внутреннему упорному торцу замка, при мак­ симальном диаметральном натяге может подвергаться пластиче­

скому деформированию. Учитывая допускаемые отклонения при

контроле резьбы калибрами, вероятность появления

максималь­

ных натягов такая же, как и минимальных.

 

Средняя величина диаметрального натяга находится в преде­

лах 0,3— 0,45 мм. При среднем натяге максимальная

величина

окружного напряжения снижается приблизительно на 15%. Про­ веркой резьбы партии из 42 труб диаметром 140 мм из стали груп­ пы прочности К установлено, что около 20% из них имели натяги

0,40—0,45 мм, остальные — 0,30— 0,40 мм.

Исследование усталостной прочности резьбовых соединений бурильных труб

В процессе исследований провели сравнительные испытания соединений бурильных труб стандартной конструкции и стабили­ зирующими поясками. Сравнивали натурные образцы резьбовых соединений бурильных труб диаметрами 73, 89 и 114 мм со стаби­ лизирующими поясками и 73 и 114-мм бурильных труб с резьбой треугольного профиля по ГОСТ 631— 63 из стали группы прочно­ сти К. Стандартная, а также трапецеидальная резьба и стабили­ зирующий поясок выполняли на заводских прокатанных трубах.

Испытания на знакопеременный изгиб проводили на стенде с вращением образца, допускающем максимальный изгибающий мо­ мент 1500 кгс-см, и на стенде с неподвижным образцом с изги­ бающим моментом 2700 кгс-м.

На рис. 37 представлены кривые усталости образцов резь­ бовых соединений стандартных труб и со стабилизирующими по­ ясками. Во всех случаях разрушение в трубах со стабилизирую­ щими поясками происходило по гладкой части трубы (в месте пе­ рехода с высаженной части на тело). В трубах, имеющих соедине-

90


ние с треугольной резьбой, разрушение происходило по последнему витку резьбы трубы, сопряженному с резьбой замка.

Предел выносливости соединений 73-мм бурильных труб со ста­ билизирующими поясками, по сравнению со стандартными, повы­ сился более чем в 2 раза, а 114-мм труб — в 1,5 раза.

Применение соединений бурильных труб с цилиндрическими стабилизирующими поясками в процессе массового производства

б , кгс / мм1

Рис. 37. Кривые усталости образцов резьбовых соединений труб стандарт­ ной конструкции и со стабилизирующими поясками (испытания на знакопере­ менный изгиб).

1 — диаметром 73 мм; 2 — диаметром 114 мм; 3 — со стабилизирующими поясками диаметром 114 мм; 4 — со стабилизирующими поясками диаметром 89 мм; 5 — со стабили­ зирующими поясками диаметром 73 мм.

на трубопрокатных заводах усложняет исправление брака по по­ яску, так как необходимо конец трубы подвергать повторной вы­ садке. Использование конических стабилизирующих поясков дает возможность в случае необходимости быстрого исправления тех­ нологического брака. Кроме того, применение конического стаби­ лизирующего пояска должно повысить прочность соединения, так как распределение контактных давлений по конусной поверхности

более равномерно.

Для выяснения влияния стабилизирующего пояска провели усталостные испытания четырех групп 73-мм труб из стали груп­ пы прочности К:

1)

соединение

с

треугольной

резьбой шагом 2,54 - мм по

ГОСТ

633— 63;

с

цилиндрическим

стабилизирующим пояском,

2)

соединение

резьбой трапецеидального профиля типа ТТ и диаметральным на­ тягом 0,25 мм;

91


3)соединение с коническим стабилизирующим пояском, резь­ бой ТТ и диаметральным натягом 0,25 мм;

4)соединение с коническим стабилизирующим пояском, резь­

бой ТТ и диаметральным натягом от 0 до 0,05 мм.

Результаты усталостных испытаний представлены на рис. 38. Наибольший предел выносливости получен при испытании со­ единений с коническим стабилизирующим пояском, который выше

б, кгс/мм2

Рис. 38. Сравнительные испытания на усталость образцов резьбовых соединений диаметром 73 мм.

1 — ОТБС-73 соединение с треугольной резьбой шагом 2,54 мм по ГОСТ 533—63:

2 — ОТБК-73 соединение с

коническим стабилизирующим пояском, резьбой

ТТ

и натягом 0—0,05 мм;

3 — ОТБЦ соединение с

цилиндрическим стабилизирую­

щим пояском, резьбой

ТТ

и диаметральным

натягом 0,25 мм; 4 — ОТБК

со­

единение с коническим стабилизирующим пояском, резьбой ТТ и диаметраль­ ным натягом 0,25 мм.

стандартного соединения с треугольной резьбой на 62%. Предел выносливости соединений с цилиндрическим стабилизирующим по­ яском выше стандартного на 51%, т. е. ниже, чем у соединения, с коническим стабилизирующим пояском на 11%. Уменьшение на­ тяга в соединении с коническим’ стабилизирующим пояском с 0,25 мм до 0—0,05 мм уменьшает предел выносливости на 23%. Следовательно, наиболее прочная конструкция резьбового соеди­ нения, применяемая в трубах ТБВК и ТБНК, — с коническим ста­ билизирующим пояском.

Рис. 39 иллюстрирует характер разрушения соединений бу­ рильных труб со стабилизирующими поясками с наружу высажен­

ными концами диаметром 73 мм

(рис.

39, а) и с нарезанной резь­

бой ТТ (рис. 39,6), выполненной

на

гладкой части трубы (см.

92


водил натурные испытания резьбовых соединений бурильных труб диаметром 114 мм с толщиной стенки 8,56 мм из стали группы прочности Д с навинченными замками, с приваренными по телу и по высадке концами, а также со стабилизирующими поясками.

6, кгс/ммг

Рис.

40.

Кривые

усталости

концов

беззамковых

бурильных труб ТББ-168х8,5 из стали группы проч­

1 — с

 

 

ности К.

(18°); 2 — с

 

 

плавным конусным

переходом

прямоуголь­

 

 

ным

заплечиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 17

 

 

Тип соединения

 

 

 

Предел вы­

 

 

 

 

 

носливости,

 

 

 

 

 

 

 

 

кгс/мм2

С навинченными замками на трубной треугольной

 

резьбе (профиль 6 0 ° ) ...................................................

трубу, с прямоугольным

1 0 ,5 5

С втулками,

надеваемыми на

 

заплечиком и сваренными с трубой и замком . .

.

1 4 ,0 6

Со стабилизирующим пояском и треугольной резьбой

 

(профиль 60°).

собранного холодным способом . .

.

1 2 ,6 5

Со стабилизирующим пояском и трапецеидальной резь­

 

бой (профиль 29°), собранного горячим способом .

.

1 4 ,0 6

Приваренные по высаженной части трубы

. . .

# .

.

1 6 ,1 7

В табл. 17 приведены пределы выносливости соединений раз­ личных типов. Из таблицы видно, что по сравнению с соединения­ ми со стабилизирующими поясками предел выносливости соедине­ ний с приваренными соединительными концами по высадке выше на 15%. Однако У. Бахман, проводя сравнительные усталостные испытания соединений со стабилизирующими поясками, при­ менял толстостенные трубы, чтобы вызвать разрушение соедине­ ния. Полученные им результаты примерно соответствуют нашим

94


данным (рис. 38). Авторами получено увеличение предела вынос­ ливости соединения со стабилизирующим пояском по сравнению с стандартными на 62% (группа прочности К), У. Бахман полу­ чил увеличение на 53% (группа прочности Д ).

Бурильные трубы со стабилизирующими поясками с внутрь (ТБВК ) и наружу (ТБНК) высаженными концами

Во ВНИИБТ разработаны новые конструкции бурильных труб ТБВК и ТБНК всех размеров с резьбовыми соединениями со ста­ билизирующими поясками. В связи с положительными результа­ тами стендовых и промысловых испытаний они приняты к серий­ ному производству и широко используются в нефтегазодобываю­ щей промышленности при бурении глубоких и сверхглубоких сква­ жин в особо тяжелых, осложненных условиях бурения.

Размеры резьбовых соединений труб ТБВК, ТБНК и замков к ним ЗШК и ЗУК приведены на рис. 41, в табл. 18 и 19.

В некоторых типоразмерах замков применена резьба специ­

ального, более

износостойкого профиля 3-76, 3-86, 3-102,

3-108, 3-122 и 3-133

(рис. 42).

Размеры элементов замковой резьбы, в том числе резьбы спе­ циального профиля, приведены в табл. 20.

Практика эксплуатации обычных стандартных резьб показы­ вает быстрый износ резьбы по профилю, особенно в случае попа­ дания абразивных частиц при свинчивании резьбового соединения. В процессе многократного свинчивания вершины резьбы за­ остряются, нормальное сопряжение витков нарушается, в соедине­ нии появляется большой отрицательный натяг. Износ профиля резьбы еще больше увеличивается в случае механических повреж­ дений вершин. В этом случае появляются задиры и заедания на поверхности резьбы.

Износ профиля специальной замковой резьбы уменьшается в результате большей ширины среза вершин. Такой профиль менее склонен к механическим повреждениям. В зарубежной практике

подобный профиль

резьбы (IF) все больше вытесняет обычный

стандартный, применяемый на замках ЗН, ЗШ и ЗУ.

Преимущество

профиля замковой резьбы М К 1 5 0 Х 6 Х 1 : 8 с

широкими вершинами проверяли в промысловых условиях при бу­ рении скважин в объединении Куйбышевнефть (в 1961 г.) утяже­

ленными

бурильными трубами диаметром 178 мм.

Износостой­

кость

резьбы

М К 1 5 0 Х 6 Х 1 : 8 по сравнению

с резьбой

3 - 14 7x6, 35 x1 : 6

в среднем увеличилась на 25 %• Для

проведения

широких лабораторных исследований во ВНИИБТ создали спе­ циальную стендовую установку многократного свинчивания зам­ ковых резьбовых соединений. В качестве основного узла в этой стендовой установке использован автоматический гидравлический ключ АГК1, приближающийся по своей характеристике к извест­ ным автоматическим ключам АКБ-3, применяемым в бурении.

95