Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с суммарным отклонением конусности 0,15 мм и замыканием у большого диаметра конуса. Рис. 32,6 демонстрирует распределе­ ние напряжений в резьбовом соединении с замыканием у мень­ шего диаметра конуса, суммарным отклонением конусности 0,32 мм и отрицательным натягом 1 мм.

Осевые напряжения в опасном сечении ниппеля в соединении

на рис. 32, а

примерно такие же, как в соединении, представлен­

ном на рис.

30. Однако после приложения внешней нагрузки Р =

= 210 тс оставшееся напряжение сжатия на наружной поверхности муфты у упорных торцов значительно выше в соединении на рис. 32, а. Упорные торцы не раскрыты, ‘соединение находится в напряженном состоянии. В этом случае сказывается положитель­ ное влияние замыкания соединения у большого диаметра конуса.

В соединении на рис. 32, б, выполненном с отрицательным на­ тягом, с отклонением конусности 0,32 мм и замыканием по мень­ шему диаметру конуса, осевое напряжение в опасном сечении в 1,7 раза меньше, максимальные изгибающие напряжения нахо­

дятся

на. расстоянии 55 мм от упорного уступа ниппеля. Однако

после

приложения внешней нагрузки Р = 210 тс напряжения сжа­

тия в

муфте полностью переходят в напряжения растяжения, упор­

ные торцы раскрываются, соединения теряют свою монолитность, напряженность. Такое соединение в процессе приложения пере­ менных нагрузок во время бурения обычно разрушается, поэтому расположение поля допуска на отклонение конусности резьбы по среднему диаметру должно быть асимметричным: плюс для нип­ пеля и минус для муфты.

Необходимо изготовлять коническую резьбу с такой точностью (по шагу, половине угла профиля), чтобы избежать появления отрицательных натягов. Кроме того, замыкание резьбового соеди­ нения по меньшему диаметру конуса ведет к увеличению радиаль­ ных давлений на витки резьбы, что вызывает задиры и заедания резьбовых соединений.

На рис. 33 представлено распределение

осевых и окружных

напряжений резьбового соединения

3-147,

свинченного

с

= 1500, с величиной осевого натяга

1,5 мм.

Несмотря на

свинчи­

вание без упора в торцы, происходит изгиб ниппеля на расстоянии 40— 45 мм от упорного уступа. В процессе приложения растяги­ вающей нагрузки максимальные осевые напряжения увеличи­ ваются в 2,3 раза. Следовательно, изгиб ниппеля на расстоянии 40—45 мм от упорного уступа — следствие наличия конуса резьбы, служащего также упором при свинчивании резьбового соединения.

Исследованиями напряжений в замковом резьбовом соедине­ нии, возникающих от затяжки крутящим моментом свинчивания и приложения растягивающей осевой нагрузки, выявлено наиболее опасное сечение ниппеля, а также сечения, подвергающиеся наи­ большим, изгибающим нагрузкам. Установлено влияние конструк­ тивных и технологических факторов на прочность замкового со­ единения. На повышение прочности резьбового соединения сущест-

81


венно влияет зарезьбовая разгружающая канавка у упорного уступа ниппеля и у конца резьбы муфты, повышающая усталост­ ную прочность на 50—90%.

Применение профиля резьбы 30 и 90° изменяет напряжения в опасном сечении ниппеля и по упорным торцам и способствует более правильному выбору резьбовых соединений в зависимости от их назначения в колонне бурильных труб. Упрочнение резьбо­ вых соединений методом поверхностно-пластического деформиро­

вания

(обкаткой роликами) повышает усталостную прочность от

50 до

200%. Особенно влияет на прочность резьбовых соедине-

ний усилие затяжки — правильный выбор крутящего момента свинчивания. Проведенные исследования показали, что напряже­ ния затяжки, без учета уменьшения крутящего момента после первого свинчивания, должно быть для стали марки 45 не выше азат= 0,6т, а для стали марки 40ХНМА азат= (0,45ч-0,5) отЕсли учесть уменьшение Мкр, примерно на 15%, после первого свинчи­ вания, то эти величины несколько уменьшатся.

Точность изготовления резьбы влияет на прочность резьбового соединения. Экспериментами установлено влияние отрицательного натяга и отклонения конусности резьбы на распределение напря­ жений по длине свинчивания от затяжки и внешней нагрузки. От­ рицательный натяг и замыкание конусов резьбы по меньшему диаметру ведет к резким деформациям муфты по длине свинчива-

Рис. 32. Распределение нормальных осевых а0 и окружных

ной поверхности муфты по длине свинчивания в замковом

= 3 000 кгс-м и растягивающей

а — с

суммарным

отклонением конусности Ак=0,15 мм

и

с

замыка

6 — с

суммарным

отклонением конусности Д/с=0,32 мм

и

с

замы

.1, 2 — о'о в ниппеле соответственно от приложения Р и

Мкр \3,

6 — сг0

приложения Мкр и Р; 7, 8 — а^

a t напряжений на внутренней поверхности ниппеля и наружсоединении с резьбой 3-147 после приложения Мкр= нагрузки Р=210 тс.

нием у большего диаметра конуса и положительным натягом 0,3 мм;

канием у меньшего диаметра конуса и отрицательным натягом 1,0 мм.

в муфте соответственно от приложения Р и А1Кр-, 4, 5

в муфте от

в ниппеле от приложения М Кр и Р.

83


ния, а после приложения осевой нагрузки — к раскрытию торцов. Для устранения этих недостатков резьбового соединения точность изготовления резьбы должна быть повышена в 1,5—2 раза и вве-

Рис. 33. Распределение нормальных осевых 0о и ок­ ружных 01 напряжений на внутренней поверхности нип­ пеля и наружной поверхности муфты по длине свинчи­ вания при закреплении на величину осевого натяга 1,5 мм и приложении растягивающей нагрузки Р=210 т

в

замковом

соединении

с резьбой 3-147X6,35X1:6.

/,

4 — (То в муфте от

приложения Я

и МКр : 2»

6 — (Т^ в муфте

от

приложения

Mvn

и

Я;

3,

5 — (Го

в

ниппеле

от приложения

 

Р и Мкр ; 7,

КР

 

в

ниппеле от

приложения М„р и Я.

 

Я — Of

дено асимметричное расположение полей допусков на конусность: плюс для ниппеля и минус для муфты.

Анализ экспериментальных данных показывает, что для повы­ шения эксплуатационных характеристик замковых соединений механические свойства материалов (особенно предел текучести) должны быть повышены на 20— 25%.

84

КОНСТРУКЦИИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ

Бурильные трубы

Увеличение глубин и внедрение прогрессивных форсированных режимов бурения требует от конструкций резьбовых соединений бурильных труб повышенных прочности и герметичности. Основ­ ной задачей при разработке высокопрочных резьбовых соедине­ ний бурильных труб является создание конструкций, исключаю­ щих возможность усталостных поломок труб по последнему витку трубной резьбы, находящемуся в зацеплении. Эта цель дости­ гается применением труб с приваренными соединительными кон­ цами и труб со стабилизирующими поясками (ТБВК, ТБНК).

Трубные резьбовые соединения разрушаются в результате усталости от знакопеременного изгиба. Изгиб колонны бурильных труб может быть вызван кривизной скважины, сжатием труб при передаче нагрузки на долото, эксцентриситетом и вибрациями, воз­ никающими в колонне. В процессе бурения роторным способом замковое соединение бурильных труб действует как концентрация массы, вызывая поперечное колебание. Кроме изгиба труба под­ вергается кручению' и растяжению.

В резьбовом соединении, на которое передается эта комбиниро­ ванная нагрузка, наиболее неблагоприятная зона — последний ви­ ток резьбы трубы, который является надрезом — концентратором напряжений. Надрез значительно уменьшает предел выносливости высаженной части по сравнению с телом трубы. Значения эффек­ тивных коэффициентов концентрации напряжений k„ для случая

изгиба

валов (d = 30-^50 мм) с полукруглыми

канавками

радиу­

сом

г

и глубиной t для сталей с

пределом прочности а в =

= 50-^100 кгс/мм2 приводятся С. В. Серенсеном и др. [23].

 

 

Если значение

— ф 1, эффективный

коэффициент

концентра­

ции напряжений вычисляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

* а = 1 + Ш а ) о - 1 ] ,

 

 

 

где

(k„ )о—-эффективные коэффициенты концентрации для

— = 1 ;

| — поправочный

коэффициент, определяемый по [23],

 

Г

учитываю-

 

 

 

t

.

 

 

 

щии влияние отношения — на величину

k a .

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

Если трубная резьба имеет глубину

£=1,81

мм и г = 0,432 мм,

тогда

— =4,1,

r /d = 0,432/140 = 0,003

(для

трубы

диаметром

140 мм).

Для стали группы прочности К ов = 70 кгс/см2 при отношении r /d = 0,003; (£<х)о=2,2; 5=1,16.

ka = 1 + 1,16(2,2 — 1 ) « 2,40.

85


Коэффициент концентрации ka при знакопеременном изгибе прессовых соединений равен приблизительно 1,7 [23]. Следова­ тельно, использование прессовой посадки в резьбовом соединении повышает усталостную прочность на 41%. Таким образом более высокая прочность (сопротивление знакопеременным изгибающим нагрузкам) бурильных труб со стабилизирующими поясками (ТБВК, ТБНК) достигается за счет отсутствия в опасном сечении надреза (концентратора напряжений), образованного резьбой

(рис. 34).

1^5,08-|

аж

'Линия,параллель-

оя“/ б 135°\ \ н а я осирезьбы

____ _ _ Y

Ось наружной резьбы

S

Рис. 35. Профиль трапецеидально-конической резьбы ТТ замков ЗШК и ЗУК (а), бурильных труб ТБВК и ТБНК (б).

В соединении применена трапецеидальная резьба с шагом 5,08 мм с углом профиля 30°, конусностью 1 :32, рабочая высота резьбы 1,7 мм. Применение трапецеидальной резьбы ТТ (рис. 35) с посадкой по внутреннему диаметру резьбы трубы гарантирует заданный диаметральный натяг (табл. 15). При нарезании внут­ ренней резьбы ТТ достижение точности расточки по внутреннему диаметру с проверкой по гладкому калибру не представляет боль­ шой трудности.

Если применить цилиндрическую или коническую резьбу тре­ угольного профиля, заданный натяг по среднему диаметру может быть достигнут только высокой точностью резьбы. В этом случае трудно исключить влияние диаметральной компенсации, вызванной отклонением шага и половины угла профиля резьбы. Причем в цилиндрической резьбе треугольного профиля на шаг и половину

87

Размеры трапецеидальной резьбы ТТ

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

Глубина резьбы, мм

Ширина вершины про­

Ширина впадины про­

Конусность

Угол нак-

 

 

филя резьбы, мм

филя резьбы,

мм

 

 

 

 

 

 

 

2 tg ф

лона ф

наружная

внутренняя

наружная

внутренняя

наружная

внутренняя

 

 

 

 

к

 

а

а '

в

 

в '

 

 

 

 

 

 

 

 

1:6

4°45'48"

1.699

1.899

1.989

1.879

2.179

2.179

1:32

0°53'42"

1.700

1.900

1.990

1.880

2.180

2.180

угла профиля устанавливают самостоятельные допуски. Допуски на средний диаметр уменьшают на 25% по сравнению с резьбой первого класса по ГОСТ 16093— 70. В процессе горячей сборки бурильных труб по ГОСТ 631—63 с замками по ГОСТ 5286— 58 и с трубной конической резьбой их подбирают по натягу путем пред­ варительного свинчивания вручную. При наличии стабилизирую­ щего пояска это выполнить невозможно ввиду заданного натяга по пояску. Следовательно, обеспечение заданного диаметрального натяга по конической треугольной резьбе невозможно.

Диаметральная компенсация f s в конической резьбе, вызван­ ная погрешностью шага, равна

1.732AS,

где AS — погрешность шага.

В результате сочетания максимальных плюсовых отклонений резьбы трубы и замка диаметральная компенсация f8= 1,732-0,3 = = 0,52 мм, т. е. равна заданному диаметральному натягу. В этом случае при сборке труб с замками диаметральный натяг по резь­ бе отсутствует. Замки на бурильные трубы ТБВК, ТБНК кре­ пятся горячим способом с диаметральным натягом по резьбе и стабилизирующему пояску в среднем 0,4 мм. Замок нагревается до температуры 380—450° С (в зависимости от размера) и навин­ чивается на трубу.

Увеличение внутреннего диаметра замка по стабилизирующему пояску (в зависимости от размера) составляет 0,6— 1 мм. В резь­ бе ТТ с профилем 30° предусматривают зазоры по боковым сто­ ронам профиля, выполняющие роль компенсаторов продольной деформации при горячей сборке резьбового соединения. В процес­ се горячей посадки возникают радиальные а г и окружные напря­ жения О/. Наибольшие напряжения ot будут на внутренней по­ верхности муфтовой части соединения — по резьбе и стабилизи­ рующему пояску, а также на внутренней поверхности трубы. Определить напряжения по внутренней поверхности муфты замка и внутренней поверхности стабилизирующего пояска после горя­ чей посадки трудно.

88


Деформации по наружной поверхности муфты и внутренней поверхности трубы при натягах значительной величины (например 6,4 мм) можно измерить с помощью микрометрического и инди­ каторного инструмента. Для проведения экспериментов по опреде­

лению напряжений

изготовили

специальные

натурные

образцы

резьбовых

соединений

буриль-

 

 

 

 

 

 

 

 

ных труб диаметром

140 мм с

 

 

Л

Ш

Ж

I

ж

ш

цилиндрическими

 

стабилизи­

*

 

1 ----- 1----- !----- !----- 1----- h -

рующими поясками.

До и по­

 

 

 

-1-44 т

 

Труба.

сле посадки в семи сечениях

 

 

 

 

проводили замеры диаметраль­

 

 

 

-И ----- 1-

ных

размеров.

 

представлены

 

 

 

 

 

ts~

 

 

На

рис.

36

 

 

 

 

 

 

 

 

кривые

распределения

дефор­

 

 

 

 

 

 

 

 

маций по длине соединения в ^ 80

 

 

 

 

 

 

процентах к натягу по поверх- 5

 

 

 

 

 

 

 

ностям

стабилизирующего

по-

^ цд

 

 

 

 

 

 

яска

и резьбы

[D { и D2).

Как

^

 

-АУ

 

 

 

 

 

видно из рисунка,

деформация §.

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

труб

колеблется

 

в

пределах ^

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

± 1 0 % , а замка от + 5 до —9%

 

 

 

 

 

 

 

 

(от

средней

 

величины).

Так

40

 

 

 

 

 

 

как

в натурных

образцах

на­

 

 

 

 

 

 

тяги по резьбе и стабилизиру­

 

 

 

 

 

 

 

 

ющему

пояску

имели

разную

ВО

 

 

 

 

 

1

величину,

то

 

для

выявления

 

 

 

 

 

качественной

картины

распре­

 

 

 

 

 

 

 

 

деления

деформаций

 

они

вы­

80

 

 

 

 

 

 

числены в процентах к диамет­

 

 

 

 

 

 

ральному натягу по поверхно­

 

 

 

 

 

 

 

 

стям диаметров D\ и D2. Рису­

 

I

Л

Ш

Ш

Т

Ш Ш

нок

демонстрирует,

что

наи­

 

 

 

 

 

 

 

 

большую

деформацию

имеют

Рис. 36. Распределение деформаций по

муфтовая часть замка по всей

длине соединения в процентах к натягу

длине стабилизирующего пояс­

по

поверхности стабилизирующего пояс­

ка, особенно у торца

(76% ), и

 

 

 

ка и резьбы.

 

конец

трубы на

расстоянии

1 — деформация

по

диаметру

замка

(D|);

2

— деформация

по

диаметру

трубы

(d\)\

48 мм от внутреннего упорного

3

— суммарная

деформация

замка

и

трубы.

торца

(67%).

Максимальный

 

 

 

 

 

 

пояску

диаметральный натяг по резьбе и стабилизирующему

принят

0,45 мм,

а

минимальный — 0,3 мм.

Распределение

макси­

мальных деформаций по длине замка

и трубы

приведено в

табл. 16.

Увеличение наружного диаметра

муфтовой части замка, учи­

тывая значительную разницу между

диаметром и толщиной стен­

ки, можно приближенно определить по формуле

 

AD — atD

(11.79)

89