Файл: Щербюк, Н. Д. Резьбовые соединения труб нефтяного сортамента и забойных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 66. Профиль резьбы НКБ1 и НКМ.

5 Зак, 678

129

Та б ли ц а 35

Параметры профиля резьбы НКБ1 и НКМ

 

 

Шаг

Угол

Глубина

Глубина

Ширина

Ширина

Обо­

 

вершины

Диаметр,

резь­

уклона

наружной

внутрен­

впадины про­

профиля

зна­

ней резь-

филя наруж­

мм

бы,

конуса

резьбы

внутренней

чение

 

S, мм

Ф

Лн, мм

бы ftM,

ной

резьбы

резьбы а,

 

 

мм

в,

мм

 

 

 

 

 

мм

НКБ1

27 ч-52

3,175

1°47'24"

1,0

1,1

1,35

1,15

НКБ1

60ч-114

4,233

2°23'09"

1,2

1,3

1,80

1,60

НКМ

734-102

 

 

 

 

 

 

 

Допускаемые отклонения по конусности гладких уплотнитель­ ных конических расточек муфтового конца труб и гладкого уплот­ нительного конического пояска ниппельного конца труб не долж­ ны превышать ±0,03 мм по длине пояска.

Насосно-компрессорные высокогерметичные муфтовые трубы НКМ

Трубы НКМ гладкие с муфтами предназначены для эксплуата­ ции в скважинах с давлением газа до 500 кгс/см2. Профиль резь­ бы соединений НКМ такой же, как и для соединений НКБ1. Гер­ метичность соединения обеспечивается коническими уплотнитель­

ными поверхностями, расположенными за резьбой

со

стороны

меньших диаметров. При докреплении соединения

внутренние

упорные торцы контактируют. Применение резьбы

с

упорным

профилем обеспечивает соединению НКМ высокую сопротивляе­ мость растяжению.

Прочность соединения составляет 85—90% прочности тела тру­

бы. Габаритные размеры

соединений труб НКМ не отличаются

от размеров стандартных

соединений насосно-компрессорных труб

с гладкими концами. Размеры труб и муфт НКМ приведены в

табл. 36 и на рис.

67.

 

 

 

 

 

 

 

Размеры труб и муфт НКМ в мм

Т а б л и ц а 36

 

 

 

 

 

Труба

 

 

 

Муфта

 

условный

наруж­

толщина

внутрен­

наруж­

длина

диаметр

внутрен­

ный

ний

ный

фаски

ний диа­

диаметр

диаметр

стенки 6

диаметр

диаметр

LH

у торца

метр муф-

 

D

 

d

 

муфты

ты dM

 

 

 

 

d0

 

 

 

 

 

 

 

73

73,0

5,5

62,0

89

135

75,0

60

7,0

59,0

 

 

 

 

 

 

89

88,9

6,5

75.9

107

155

91,0

74

8,0

72.9

 

 

 

 

 

 

102

101,6

6,5

88,6

121

155

104,0

88

130


Рис Ы Насосно-компрессорные трубы НКМ.

5 *

131

Рис. 69. Действие сил на резьбу с тре­ угольным профилем при растяжении.

сулов- внутренний ный диаметр диа­ резьбы в основ­ метр ной плоскости,

^вн. т

Основные размеры

 

Труба.

 

 

 

 

наружный

диаметр

расстояние

расстояние

 

длина

диаметр

конического

от торца

от торца

 

резьбы

резьбы

пояска

до конца

до основной

с полным

в плоскости

в плоскости

сбега резьбы,

плоскости,

профи­

торца, d2

торца, ds

L

 

 

лем, 1

73

70,625

69,275

66,875

65

45

25

89

86,500

84,317

81,917

75

55

35

102

99,200

97,017

94,617

75

55

35

Для насосно-компрессорных труб диаметром 114 мм может применяться соединение обсадных труб ОТТГ1 диаметром 114 мм, имеющее аналогичные эксплуатационные характеристики. Основ­ ные требования к размерам, материалам и методам испытаний труб и муфт соответствуют ГОСТ 633— 63. Размеры резьбовых со­ единений приведены на рис. 68 и в табл. 37.

Профиль резьбы и допускаемые отклонения от номинальных размеров резьбы соответствуют требованиям для резьбы труб НКБ1 (см. рис. 66 и табл. 35).

При свинчивании от руки муфт с трубами натяг должен быть равен 3,8±1,5 мм, после машинного свинчивания торец муфты должен совпадать с последней риской на трубе. Допускаемое не­ совпадение ± 2 мм.

СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ КОНИЧЕСКИХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИИ ОБСАДНЫХ ТРУБ РАСТЯГИВАЮЩИМ НАГРУЗКАМ

Различие характера разрушений соединений обсадных труб с треугольным профилем по ГОСТ 632—64 и с трапецеидальной резьбой

Практика эксплуатации стандартных обсадных труб, а также испытания на растяжение показывают, что разрушение резьбовых соединений с углом профиля 60°, как правило, происходит вследстие вырыва трубы из муфты при выходе витков резьбы из заце­ пления.

В соединениях обсадных труб с трапецеидальной резьбой, как показывают результаты испытаний, разрушающие нагрузки зна­ чительно выше, чем в стандартных резьбовых соединениях с углом профиля 60°.

Характерным видом разрушения соединений с трапецеидальной резьбой является разрыв по телу трубы в сечении последней свин­ ченной нитки. В отдельных случаях у труб типа ОТТМ1 наблю­ дается вырыв резьбы при нагрузках, близких к разрушающим по

соединений НКМ в мм

внутрен­

диаметр

ний диа­

конической

метр резь­

расточки

бы в основ­

в расчетной

ной плос­

плоскости

кости,

уплотнения,

^вн. м

^упл

70,375

67,125

86,200

82,117

98,850

94,767

Т а б л и ц а 37

 

М у ф т а

 

 

 

внутренний

расстояние

расстояние

длина

общая

от торца

диаметр

от торца

муфты до рас­

резьбы

длина

резьбы в плос­

муфты до

четной плос­

с полным

резьбы,

кости торца

внутреннего

кости уплот­

профилем,

*3

муфты, dt

упора, Lx

нения, /4

1%

 

71,875

63

57

48

53

87,700

73

67

58

63

100,350

73

67

58

63

телу трубы в опасном сечении. Виток резьбы выходит из зацепле­ ния, в этих случаях, вследствие уменьшения диаметральных раз­ меров трубы от удлинения в осевом направлении. Вырыв резьбы . под действием растя­ гивающей нагрузки происхо­ дит при перемещении в ради­ альном направлении витков резьбы трубы относительно витков резьбы муфты с обра­ зованием по посадочному диа­ метру наружной и внутренней резьбы "зазоров, равных рабо­ чей высоте профиля.

Схема действия сил на витке резьбы с треугольным

профилем в процессе приложения к соединению растягивающей

нагрузки была

рассмотрена

Ф. И. Яковлевым при

определении

страгивающей

нагрузки для

соединений

стандартных обсадных

труб

с треугольным профилем (рис. 69).

Осевая

нагрузка Р г,

приходящаяся на виток резьбы, вызывает радиальное усилие

 

 

Q ,= P,tg(f-r)

 

(Ш -1)

где

—-----половина угла профиля; ср — угол трения.

 

Резьба с треугольным профилем выходит из зацепления вслед­ ствие действия радиального усилия Qu направленного на умень­ шение диаметра трубы и увеличение диаметра муфты, а также вследствие уменьшения поперечных размеров трубы в опасном сечении от удлинения при растяжении.

При уменьшении значения половины угла профиля — , а для

резьбы с несимметричным профилем угла наклона р стороны

)32

133


профиля, воспринимающей осевую нагрузку, радиальное усилиеQ, уменьшается. При радиальная нагрузка исчезнет и выход витка резьбы из зацепления произойдет только вследствие умень­ шения поперечных размеров трубы от удлинения при растяжении.

 

При р<ф, что имеет

 

место

для

трапецеидаль­

 

ных резьб

обсадных труб

 

(Р = 3°),

опорная

поверх­

y rjT y li

ность

витка представляет

самотормозящую

наклон­

 

ную плоскость (рис. 70).

 

Сползание

витка

встре­

 

чает сопротивление и наи­

 

меньшая сила, при кото­

 

рой возможно движение,

 

равна

наибольшей силе

Рис. 70. Действие сил на резьбу с трапецеи­

трения,

возникающей в

дальным профилем при растяжении.

начале движения

(Ш.2)

Qtr= Pitg(V-P).

 

 

 

где P i — растягивающая нагрузка, приходящаяся на виток резьбы. Сила трения в витках резьбы Q iT противодействует поперечно­ му сужению трубы в опасном сечении. Следовательно, уменьше­ ние диаметральных размеров от удлинения в свободной от резьбы

части трубы может быть больше, чем в резьбовой части.

На рис. 71 изображены полученные экспериментальным путем диаметральные деформации, измеренные по внутреннему диамет­ ру труб ОТТМ1 при приложении растягивающих нагрузок, а так­ же остаточные деформации.после разрушения соединения.

Характер диаметральных деформаций по длине соединения с трапецеидальной резьбой подтверждает наличие сил, препятст­ вующих выходу резьбы из зацепления. В опасном сечении трубы зазоры по посадочным поверхностям начинают образовываться при больших пластических деформациях гладкой части трубы, вызывающих уменьшение диаметра на 2 мм и более.

На рис. 72 показаны остаточные деформации, измеренные по внутреннему диаметру труб с соединениями по. ГОСТ 632—64 после разрушения соединения. С увеличением диаметра трубы остаточные деформации несколько уменьшаются, что объясняется соответствующим увеличением упругих деформаций. Наибольшая общая диаметральная деформация трубы при выходе резьбы из зацепления наблюдается на расстоянии 10— 15 мм от опасного сечения по направлению к торцу трубы и во всех случаях прибли­ зительно равна удвоенной рабочей высоте профиля.

Сравнение характеристик диаметральных деформаций соеди­ нений с трапецеидальной резьбой (см. рис. 71) наглядно показы­ вает влияние радиальной составляющей для резьб с углом профи­ ля 60°, способствующей выходу резьбы из зацепления.

134


Рис. 71. Диаметральные дефор­ мации по длине резьбы с тра­ пецеидальным профилем при растяжении и остаточные диа­ метральные деформации после

вырыва резьбы.

а — для

труб

диаметром

245

мм;

б — для

труб

диаметром

168

мм;

1 — после

 

приложения

нагрузки,

равной 86% от разрушающей;

2 —

после приложения

нагрузки,

рав­

ной 92%

от

разрушающей;

3 — пос­

ле вырыва

резьбы;

4 — после

при­

ложения нагрузки, равной 90% от разрушающей; 5 — после приложе­ ния нагрузки, равной 98% от раз­ рушающей; 6 — после вырыва резь­ бы.

0 Ю 20 30 W 50 60 70 80т

Рис. 72. Остаточные диаметральные деформации по длине резьбы по ГОСТ 632—64 после выхода резьбы из зацепления.

о -"д л я труб диаметром

168

мм; б — для

труб диаметром

299

мм.

135

Соединения обсадных труб с трапецеидальной резьбой

Соединения с трапецеидальной резьбой разрушаются вследст­ вие разрыва по телу трубы в опасном сечении или вследствие вырыва резьбы. В первом случае разрушающую нагрузку опре­ деляют исходя из площади опасного сечения тела трубы под по­ следней свинченной ниткой

 

Рр= °BFi =

 

(Ш.З)

где

сгв — предел, прочности при растяжении; F i — площадь опас­

ного

сечения трубы; dcl = d + b — средний

диаметр

тела трубы в

опасном сечении; d — внутренний диаметр

трубы; 6 = 6— hi — тол­

щина стенки по впадине резьбы в опасном сечении;

hi — высота

профиля резьбы.

 

 

Для определения вырывающей нагрузки, требуемой для выхо­

да резьбы из зацепления, необходимо знать осевые

напряжения

в опасном сечении трубы, при которых, в результате сползания витка, образуется зазор по посадочному диаметру наружной и вну­ тренней резьбы, равный рабочей высоте профиля. Поскольку для резьбовых соединений обсадных труб угол наклона |3 стороны про­ филя, воспринимающей осевую нагрузку, меньше угла трения ф, то при перемещении витка резьбы в радиальном направлении воз­ никает сила трения QJT, препятствующая выходу резьбы из за­

цепления. Полагая, что растягивающая

нагрузка Р

равномерно

распределена по длине резьбы, можно записать:

 

ре

 

(Ш.4)

Q / T = -y -tg (< p -P ),

где I/S — число витков, находящихся в

зацеплении;

I — длина

резьбы, находящаяся в зацеплении; 5 — шаг резьбы.

 

Окружное растягивающее напряжение в резьбовой части тру­

бы o t можно определить, заменив силу

трения QiT

равномерно

распределенным по длине витка условным давлением

q, направ­

ленным аналогично внутреннему давлению —•от центра окружно­ сти трубы, но приложенным к поверхности резьбы

 

 

 

<7 =

Qit

 

(III.5)

 

 

 

ndcp ^

 

 

 

 

tg (ф —Р),

 

 

а, =

qdcp

=

___р_

(Ш.6)

 

26,

 

2я6,

где

d cp — средний диаметр

резьбы; 6С— средняя толщина

стенки

( ^

) ; 6 — номинальная толщина стенки трубы.

 

Относительное изменение диаметральных размеров определяют относительной окружной деформацией st

 

_ я (D + ДD) — яD

АР

г ‘

пБ

~ ~~D '

136


Относительную деформацию, уменьшающую диаметральные размеры витка трубы, находящегося в зацеплении, определяют как для двухосного напряженного состояния

Et =

цр0 — at

(Ш.7)

Е

 

 

Осевое напряжение а0 в опасном сечении,

где полностью при­

кладывается растягивающая нагрузка, равно

 

 

 

(III.8)

где d c = d + 8c — средний диаметр тела трубы

в опасном сечении;

d — внутренний диаметр трубы.

 

 

-? - = - | t g ( < p - P ) = K. Oq Zl

Откуда

о _

(р — а:) по

 

8'

£

(Ш.9)

(III. 10)

В муфте за счет той же силы трения создается давление, при­ ложенное к поверхности резьбы и равное условному давлению q, действующему на трубу, но противоположное по направлению. Окружное сжимающее напряжение в муфте щм равно

qdcp _

_ Р tg (ф — Р)

Ppdc6c

tg (ф — Р),

2бсм

2л/бсм

2/6гм

обозначив

 

 

 

 

 

^ - t g ( (p -P ) = -/C 1

 

(бсм — толщина стенки

муфты

в зоне

опасного сечения трубы),

можно записать

 

 

 

 

 

^м =

- К мст0,

 

(III. 11)

где Оо — осевое напряжение в опасном сечении трубы.

Поскольку осевая нагрузка, воспринимаемая первыми нитками резьбы муфты, незначительна, то осевыми напряжениями, возни­ кающими в муфте в зоне опасного сечения трубы, можно без ущерба пренебречь. Относительную деформацию, уменьшающую диаметральные размеры витка муфты за счет силы трения, в этом случае определяют как для одноосного напряженного состояния