Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
жен горизонтально и вращается в двух подшипниках, укрепленных по бокам рамы. На валу укреплены изолирующие рычаги, связан ные с подвижными стержневыми контактами выключателя: рычаг 8 для среднего присоединения привода, рычаг 2 — для его бокового присоединения, а также спаренный рычаг с роликами для распо ложенных на раме буферных устройств. Основная часть выключа теля— цилиндр (полюс) (рис. 71). Внутри него находятся изоля-
Рис. 72. Розеточный контакт выклю |
Рис. |
73. |
Проходной |
|||||
|
чателя ВМГ-10\ |
|
|
изолятор: |
||||
1 — дугостойкая керамика, 2 —ламель, 3 — |
1 — кожаная |
манжета, |
||||||
пружина, |
4 — гибкая связь, |
5 — масло |
2 — болт, |
3 , |
4 — резино |
|||
спускной |
болт, 6 |
— уплотнение, |
7 — фикса |
вые |
манжеты, |
5 — баке |
||
тор, 8 — крышка, |
9 — опорное кольцо, 10 — |
литовая |
трубка, |
6 — фар |
||||
|
|
кольцо |
|
форовый |
изолятор, 7, |
|||
|
|
|
|
9 — втулки, |
8 |
— скоба |
||
|
|
|
|
|
|
вывода |
|
ционные цилиндры 2 и 5, между которыми установлена дугогасительная камера 3, создающая при отключении поперечно продольное масляное дутье. Камера состоит из пакета изоляцион ных пластин, стянутых тремя изоляционными шпильками. В ниж ней части камеры один над другим расположены дутьевые каналы, гасящие большие и средние токи, а в верхней — масляные «карма ны», гасящие малые токи. Снизу цилиндр закрыт съемной крыш кой 6 (см. рис. 70), на которой расположен неподвижный розеточ ный контакт (рис. 72). Верхние торцы ламелей 2 облицованы дуго стойкой керамикой 1. Конструкция контакта позволяет присоединять алюминиевые подводящие шины. Подвижные стержневые контакты выключателя снабжены в нижней части съемными наконечниками, облицованными дугостойкой керамикой. Контакты изолированы от баков проходными изоляторами (рис. 73), которые смонтированы в верхней части цилиндров.
120
Для улучшения внутрибаковой изоляции и увеличения элек трической прочности самих изоляторов внутри них в отверстиях крепят резиновыми манжетами бакелитовые трубки. Для предот вращения выброса масла и газов из цилиндров при отключении выключателя в верхней части проходных изоляторов имеются уплотнения.
Выключатели отключаются следующим образом. При движе нии стержневого контакта вверх между ним и розеточным контак том образуется дуга, которая разлагает масло, находящееся в нижней части камеры, в результате чего возрастает давление в заполненном маслом объеме 7, что обеспечивает в дальнейшем по перечно-продольное газовое дутье. При дальнейшем подъеме кон такта последовательно открываются горизонтальные щели камеры, через которые с помощью вертикальных каналов сообщаются ниж няя и верхняя части камеры. При этом возникает интенсивное поперечно-продольное дутье и гасит дугу. Гашению дуги способст вует также тесное соприкосновение ее с поверхностью гетинаксовых и фибровых диэлектрических пластин в щелях, а также выделяю щиеся из фибровых пластин газы. При достаточно большом давле нии в объеме 7 (что обеспечивается при отключении больших и сред них токов) дуга гасится в момент, когда подвижный контакт еще не вышел за пределы гасительной камеры и ее центральное отвер стие в верхней части еще перекрыто им. При отключении же малых токов давление в объеме 7 может оказаться недостаточным для возникновения через горизонтальные щели камеры интенсивного дутья. В этом случае дуга затягивается в центральное отверстие и разлагает масло, находящееся в «карманах» верхней части камеры. При выходе подвижного контакта из центрального отверстия соз дается дополнительное продольное дутье, которое гасит дугу за пределами камеры.
При отключении выключателя в верхнюю часть цилиндра попа дает смесь газов и масла, которая при избыточном давлении через отверстие в верхней части стенки цилиндра попадает в маслоотде литель. Газообразные продукты через жалюзи выбрасываются в окружающую среду, а масло оседает на перегородках отделителя и через отверстие в его дне попадает в кожух, а оттуда через от верстие в цилиндре, расположенное близко к дну кожуха (через сообщающее отверстие), — в цилиндр выключателя. В результате уровень масла в кожухе и цилиндре уравнивается.
Когда выключатель отключен, его подвижный контакт не дол жен выступать за пределы бакелитовой трубки, т. е. разрыв между подвижным и неподвижным контактами должен быть в воздухе цилиндра, а не в масле, которое вследствие его небольшого объема может быть загрязнено продуктами собственного сгорания, сгора ния фибровых пластин и разрушения материала контактов.
Для усиления изоляции между полюсами выключатели ВМГ-10 снабжены изоляционными межполюсными перегородками. Осмотр и ревизию этих выключателей должны производить после каждых шести отключений полной мощности или после трех циклов «от
121
ключить — выключить». Выключатели ВМГ-10 приводятся электро магнитными приводами ПЭ-11 постоянного тока или пружинными приводами ПП-61 (ПП-67).
§27. ВОЗДУШНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ И ИХ ВЫБОР
Впоследние годы все большее распространение получают вы ключатели, в которых дуга гасится под действием воздуха, сжато го до 8—20 кгс/см2. Для этой цели используют компрессорные ус тановки, воздух хранят в специальных баках (ресиверах), распо ложенных в непосредственной близости от выключателя, которые
часто служат его основанием.
Воздушные выключатели, выпускаемые в настоящее время, "рассчитаны на весь диапазон рабочих напряжений и обладают весьма большими мощностями отключения. Например:
|
Мощность отключения |
Напряжение, кВ |
(Зоткл). |
п о |
6000 |
220 |
5000—10000 |
500 |
20000 |
750 |
35000 |
Схема устройства и управления простейшего воздушного вы ключателя показана на рис. 74. Верхняя часть полюса 5 имеет не подвижный 7 и подвижный стержневой 6 контакты. Эта часть по-
Рис. 74. Воздушный выключатель без отделителя:
а — выдувание дуги; |
1 — камера пневматического |
привода, |
2 — |
|||||||
поршень привода, 3 |
— металлическое кольцо, 4 , S — |
зажимы |
вы |
|||||||
водов, 5 — верхняя |
часть |
полюса, |
6 — подвижный |
|
стержневой |
|||||
контакт, 7 — неподвижный контакт, |
9 |
— колпак |
гасительной |
ка |
||||||
меры, 10 — отверстия |
в |
колпаке, |
11 |
— крышка |
камеры, |
1 2 — |
||||
скользящие контакты, |
1 3 — резервуар |
сжатого |
воздуха; О Э — |
|||||||
отключающий электромагнит, |
К С А |
— блокировочные |
контакты, |
|||||||
О К — отключающий |
клапан, |
В К — включающий |
клапан, Р З — |
|||||||
реле защиты; О —кнопка |
отключения, В — кнопка |
включения |
122
люса служит гасительной камерой, а нижняя — пневматическим приводом включения и отключения выключателя. Выключатель присоединен к управляемой цепи с помощью зажимов 8 и 4. Путь протекания тока через включенный выключатель следующий: за жимы 8 — крышка камеры 11— неподвижный контакт 7 — подвиж ный стержневой контакт 6 — скользящие контакты 12 — металли ческое кольцо 3 — зажим 4.
Выключатель можно отключать дистанционно, нажав на кноп ку О или под действием импульса от реле защиты РЗ при замыка нии его контактов. При этом через отключающий электромагнит ОЭ замыкается цепь оперативного постоянного тока. Под действи ем этого электромагнита открывается отключающий клапан ОК, через который сжатый воздух из рессивера поступает в дугогаси тельную камеру полюса и верхнюю часть камеры 1 пневматическо го привода .(над поршнем). Поршень 2 при движении вниз увлека ет за собой подвижный стержневой контакт 6, который, опускаясь, теряет металлическое соединение с неподвижным контактом 7 и между ними возникает дуга. Сжатый воздух, которым наполнена гасительная камера, устремляется в отверстие неподвижного кон такта 7 и выдувает дугу (положение а). Особенно интенсивно дуговой промежуток деионизируется в момент перехода тока через нуль, так как в это время струя воздуха выдувает ионизированные частицы из промежутка между контактами и его электрическая прочность быстро возрастает. (Обычно дуга окончательно гаснет
при первом или втором переходе тока через |
нуль.) |
Затем воздух |
попадает под колпак 9 гасительной камеры |
и через |
отверстия 10 |
выбрасывается наружу. После отключения |
блок-контакты КСА |
размыкаются, так как они сблокированы с главными контактами выключателя, при этом лишается питания отключающий электро магнит ОЭ, клапан ОК закрывается и прекращается доступ сжа того воздуха к полюсу.
Таким образом, дуга гасится продольным воздушным дутьем. Оптимальные условия для гашения достигаются при определенном расстоянии между контактами, которое зависит от величины отклю чаемого тока, напряжения, давления воздуха и пр. Это оптималь ное расстояние относительно невелико. После прекращения подачи сжатого воздуха электрическая прочность воздушного промежут ка между контактами при нормальном атмосферном давлении ока зывается недостаточной, поэтому после гашения дуги, когда в ка мере еще сохраняется повышенное давление, возникает необходи мость в большей прочности промежутка. Добиться этого молено различными способами.
1. После гашения дуги при наличии Достаточного избыточного давления в гасительной камере подвижный контакт отводится от неподвижного на расстояние, обеспечивающее достаточную необхо димую электрическую прочность воздушного промежутка при сни жении давления воздуха до атмосферного. Такой способ применя
ется для выключателей, |
работающих при напряжении не более |
35 кВ (они называются |
воздушными выключателями без отдели |
123