Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
телей). Выключатель такого типа (ВВН-35), рассчитанный на но минальный ток 1000 А и номинальную мощность отключения
1млн. кВА, показан на рис. 75.
2.Второй способ заключается в том, что выключатель допол няют специальным отделителем, который включается последова тельно с его главными контактами. Отделитель можно монтиро
вать вне выключателя (внешний отделитель) или внутри него
|
Рис. 75. Воздушный выключатель |
ВВН-35: |
||||
/ — ниппели |
для присоединения трубок |
от устройства ручного управления, |
||||
2 — болт |
для |
присоединения заземления, 3 — указатель поступления воз |
||||
духа для |
вентиляции, |
4, 6 — наконечники для присоединения шин, 5 —-вы |
||||
хлопные козырьки для |
выпуска сжатого воздуха после гашения дуги, 7 — |
|||||
защитные |
рога, 8 — рым, 9 — тележка, |
10 — съемная |
дверца, 11 — поворот |
|||
ные катки, 12 — указатель |
положения |
выключателя, |
13 — распределитель |
|||
ный шкаф, 14 — фланец |
для воздухопровода, 15 — кабельные муфты |
|||||
(внутренний отделитель). |
После отключения |
выключателя сраба |
тывает пневматический привод отделителя, и отделитель отключа ется. В цепи создается разрыв, обладающий при атмосферном дав лении достаточной электрической прочностью.
3. Дуга гасится так же, как в первом случае, но после разрыв цепи давление сжатого воздуха в камере не падает до атмосферно го, а остается избыточным до нового включения. При этом нет не обходимости после отключения цепи отодвигать на значительное расстояние подвижный контакт от неподвижного (он отодвигается меньше, чем в первом способе), так как при повышенном давлении в камере электрическая прочность заполняющего ее воздуха повы шена. Конструкция выключателя в этом случае несколько упроща ется, но возникает необходимость поддерживать повышенное дав ление воздуха в камере до нового включения.
На рис. 76 показано устройство воздушного выключателя с внешним отделителем. (Его принципальная схема такая же, как и выключателя без отделителя (см. рис. 74).)
Внешний отделитель состоит из подвижного ножа 4, вращающе гося на оси 5, и неподвижного контакта 3, расположенного на опор ном изоляторе 1. Привод отделителя 22 выполнен пневматическим
124
с двусторонним поршнем 21. Поводок поршня воздействует через' вилку на ось 5 и включает или выключает нож 4. Отделитель, как обычно, выполнен трехфазным. Контакты, подвижный 13 и непо движный 7, выполнены полыми, трубчатыми. Подвижный контакт опускается в направляющей трубе 17, при этом сжимается воз вратная, включающая контакты, пружина 16. Когда выключатель включен, ток проходит по цепи 12—6—7—13—14—20—4—3—2.
Рис. 76. Схема устройства |
воздушного выключателя с внеш |
ним |
отделителем: |
1 — изолятор, 2 , 1 2 — зажимы |
выводов, 3 — неподвижный контакт от |
делителя, 4 —■подвижный контактный нож отделителя, б — ось подвиж
ного |
контактного |
ножа |
отделителя, |
6 — крышка камеры, |
7 — непо |
|||||
движный |
контакт, |
8 — верхняя |
часть |
полюса, |
9 — воздушный клапан |
|||||
привода |
отделителя, 10 — колпак |
гасительной камеры, И |
— отверстия в |
|||||||
колпаке, |
13 — подвижный |
трубчатый контакт, |
14 — скользящие контак |
|||||||
ты, |
15 — поршень |
привода, |
16 — возвратная |
включающая |
пружина, |
|||||
17 — направляющая |
труба, |
18 — воздушные |
клапаны, |
19 — камера |
||||||
пневматического привода, |
2 0 |
— металлическое |
кольцо, |
2 1 |
— поршень |
привода отделителя, 2 2 — привод отделителя; О К — отключающий кла пан, К В — включающий клапан
Воздушные выключатели имеют ряд преимуществ по сравнению с масляными: отсутствие масляной среды и твердых газогенериру ющих материалов, меньший вес, быстрое отключение (быстродей ствующие), пожаробезопасность, относительно маломощные при воды. Недостатки: сложность конструкции и эксплуатации, необхо димость в наличии компрессоров, рееиверов, воздуховодов; относительно высокая стоимость.
Выключатели выбирают в зависимости от номинального напря жения и тока, предельного значения отключаемого тока и мощности, типа установки и ее конструкции.
125
За предельно отключаемый ток (/п.о) принимается ток /"(3). За предельно отключаемую мощность принимается мощность
Sn.o = У 3 /п.о^ноы.уст = У 3 /^^^ном.уст- |
(60) |
Термическая и динамическая устойчивость выключателей характе ризуется теми же значениями токов, что и для разъединителей, со ответственно: пятиили десятисекундным током термической устой
чивости / 5 или 1 0 с = /» ) | / |
__ —___ и ударным значением тока |
у |
5 или 10 |
ip(iy) = 2 ,5 5 /"(3).
Гарантированные показатели выбранного выключателя долж ны превышать соответствующие расчетные значения цепи или быть равны им.
§28. ПРИВОДЫ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Внастоящее время применяются приводы: ручные, электромаг нитные, электродвигательные, пружинно-заводные, грузовые и пневматические. Они предназначены для включения, удержания во включенном положении и отключения выключателей. Наибольшую нагрузку приводы выдерживают при включении выключателей, так как при этом они преодолевают сопротивление отключающих пружин, которые при включении сжимаются, а также силу тяжести подвижной системы выключателя, силу трения и силу упругости при соединении подвижных контактов с неподвижными.
Эги усилия (статические) не зависят от |
скорости включения. |
К динамическим усилиям, возникающим при |
включении, относятся: |
силы инерции движущихся частей, в масляных выключателях — сопротивление масла движущимся частям (здесь следует учесть, что скорость движения подвижных контактов выключателя должна быть достаточно велика во избежание повреждений и приварива ния подвижных контактов к неподвижным при включении выклю чателя на аварийную короткозамкнутую цепь). При включении вы ключателя на короткое замыкание привод должен также преодо леть электродинамические усилия, стремящиеся оттолкнуть подвижные контакты от неподвижных.
Из сказанного следует, что при включении выключателя его привод должен развивать достаточно большую мощность. При от ключении же работа привода сводится лишь к освобождению за порного механизма, удерживающего выключатель во включенном состоянии, само же отключение происходит под действием отклю чающих пружин и собственного веса подвижной системы выключа теля (при движении контактов вниз).
Все приводы оборудованы устройствами для автоматического отключения (при аварийном режиме электрической сети) и для ручного или дистанционного управления выключателями, кроме того, сигнально-блокировочными контактами, а также механизмами
126
свободного расцепления, которые, как указывалось, позволяют по движным частям выключателя при необходимости разобщаться с частями приводного механизма, связанными с ведущими элемен тами привода, например рукояткой или двигателем.
Рис. 77. Привод ПРБА с реле максимального тока без вы держки времени:
1— рычаг для связи с сигнально-блокировочными контактами, 2— упорный регулировочный винт, 3 — сигнально-блокировочные контакты, 4 —рукоятка, 5 — чугунный корпус, 6' — стальной кронштейн, 7 — рычаг
управления |
приводом, |
8 — механизм свободного расцепления, 9 — |
крышка с |
вырезом для |
рычага управления, 10— положение указате |
ля— «Отключено автоматически», 11 — кнопка для заводки реле мини мального напряжения, 12 — положение «Включено», 13 —крышка бло
ка реле, 14 — переключатель числа витков катушек реле максимального тока, 15 — чугунный корпус блока реле, 16 — указатель положения ме
ханизма привода
Для управления маломощными выключателями широко приме няются ручные приводы. Примером может служить привод ПРБА (рис. 77) (привод рычажный, блинкерный, автоматический), пред назначенный для управления масляными выключателями ВМГ-133, ВМЭ-6 и некоторыми выключателями прежних выпусков, например ВМ-16 (требующим включающего усилия на рычаге не более 30 кгс и работы включения не более 20 кгм).
127
Включение выключателя осуществляется вручную поворотом рукоятки привода вверх, а отключение — либо вручную той же ру кояткой, либо дистанционно, или под действием защиты. Привод имеет механизм свободного расцепления, с выключателем привод соединен промежуточными передачами.
Грузовые и пружинные приводы. Грузовые и пружинные приво ды успешно применяются на подстанциях и станциях с легкими вы ключателями. Управление ими ручное или дистанционное. При ис пользовании грузовых приводов автоматическое и оперативное включение выключателя происходит в результате использования энергии падающего груза, предварительно поднятого вручную или с помощью электродвигателя с редуктором на нужную высоту. Важное преимущество рассматриваемых приводов — небольшая мощность, необходимая для включения и отключения. Приводы работают как на постояннном, так и на переменном оперативном токе.
128
На рис. 78 показан грузовой привод ПГ-10. Продолжительность, включения выключателя с этим приводом составляет 0,2—0,45 с, а время отключения 0,1—0,15 с в зависимости от типа выключате ля. Для дистанционного отключения и включения в привод встрое ны соответствующие электромагниты. Для автоматического отклю
чения выключателя в привод могут быть встроены |
специальные |
|||||||||
аппараты-реле (вторичные, прямого действия) |
или |
использован, |
||||||||
отключающий электромагнит и отдельно установленные реле |
(кос |
|||||||||
венного действия). Привод снаб |
|
|
|
|
||||||
жен механизмом свободного рас |
|
|
|
|
||||||
цепления, что обеспечивает непод |
|
|
|
|
||||||
вижное положение |
его штурвала |
|
|
|
|
|||||
при отключении. При установке |
|
|
|
|
||||||
реле предусматривается возмож |
|
|
|
|
||||||
ность регулирования их тока ус |
|
|
|
|
||||||
тавки |
(заданного значения тока, |
|
|
|
|
|||||
при котором реле должно сраба |
|
|
|
|
||||||
тывать, т. е. подавать импульс на |
|
|
|
|
||||||
отключение). |
|
приводах |
для |
|
|
|
|
|||
В |
пружинных |
|
|
|
|
|||||
включения выключателя исполь |
|
|
|
|
||||||
зуется энергия стальной спираль |
|
|
|
|
||||||
ной пружины. |
Пружина должна |
Рис. 79. Пружинный привод ППМ-10 |
||||||||
быть |
предварительно |
заведена |
||||||||
с автоматическим заводом пружины: |
||||||||||
вручную или с |
помощью двига- |
/ — рычажок-указатель устройства |
автома |
|||||||
гателя |
небольшой |
мощности |
тического повторного |
включения, |
2— ру |
|||||
коятка ручного |
отключения, 3 —штурвал |
|||||||||
(50—100 Вт) |
постоянного |
или |
со встроенной спиральной пружиной вклю |
|||||||
переменного тока, который соеди |
|
чения |
|
|||||||
нен с валом, заводящим пружину |
|
|
|
|
||||||
через |
понизительный |
редуктор. |
|
|
|
|
Пружину обычно встраивают в штурвал привода. Преимущество пружинных приводов — их компактность и возможность использо вания при большой частоте включений. На рис. 79 показан пружин ный привод ППМ-10 с автоматическим заводом пружины.
Электромагнитные приводы. Электромагнитные (или соленоид ные) приводы широко применяются на электрических станциях и подстанциях. Они работают на оперативном постоянном токе при напряжении ПО или 220 В и служат для дистанционного и автома тического управления выключателями. Эти приводы могут быть, большой мощности и использоваться для управления любыми (по мощности) выключателями. К положительным их качествам сле дует также отнести сравнительную простоту конструкции, надеж ность, быстродействие (продолжительность включения 0,18—0,8 с) и невысокую стоимость. Недостаток — необходимость иметь источ ник постоянного тока (обычно аккумуляторную батарею), обеспе чивающий протекание через соленоиды включения тока, необходи мого для четкого срабатывания. Этот ток может быть довольно велик (порядка десятков, а иногда и сотен ампер). Например, ток
5—428 |
129 |