Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
или круглых шин. Они служат для различного рода соединений, например, выключателя е разъединителем, разъединителя с пре дохранителем и т. д. Если к шинам, как это показано на рис. 89, присоединены источники питания (в приведенном рисунке — транс форматоры подстанции), а от шин по воздушным или кабельным линиям получают питание потребители, то такие шины носят на-
Рис. 88. Схема |
для проверки од |
Рис. 89. Шины распределительных |
новременности |
включения контак |
устройств: |
тов выключателя |
1 — сборные, 2 — соединительные |
|
звание сборных. Материалом шин |
(в том числе и сборных) может |
служить медь, алюминий или сталь. По электропроводности и ме ханической прочности медь является оптимальным материалом. Алюминий отличается меньшей (примерно в 1,6 раза) электро проводностью и значительно меньшей механической прочностью, чем медь. Сталь по электрическим свойствам — мало подходящий материал для шин, так как характеризуется низкой электропро водностью (в семь раз меньше, чем медь). При переменном токе в стальных шинах наблюдаются явно выраженный поверхностный эффект, а также потери на перемагничивание и потери, вызванные вихревыми токами. Механические же свойства стали самые высо кие по сравнению с другими материалами.
Таким образом, перечисленные свойства металлов определяют область применения выполненных из них шин. Лучшими считаются медные шины, но вследствие высокой стоимости и дефицита меди
136
применяются только в установках большой мощности, характери зующихся большими токами короткого замыкания. Алюминиевые шины не должны использоваться в установках, в которых возника ют большие электродинамические усилия при коротких замыкани ях и могут быть заменены шинами.из алюминиевого сплава АД-31. Предел их прочности выше, чем обычных алюминиевых шин в три раза, что значительно расширяет область их применения. Стальные шины могут применяться в распределительных устройствах высоко го напряжения небольшой мощности (при малых токах) и в уста новках низкого напряжения при токе 200—300 А для монтажа рас пределительных щитов. Шины прямоугольного сечения лучше охлаждаются, чем круглые, их используют в установках до 35 кВ. Для снижения поверхностного эффекта и лучшего охлаждения пря моугольные шины выполняются небольшой толщины (соотношение сторон 1/5—1/12 для медных и алюминиевых шин), толщина сталь ных шин обычно 3— -6 мм.
После окончания монтажа шины для внутренних установок ок рашивают в стандартные цвета. В системах трехфазного тока шины фазы А окрашивают в желтый, В — в зеленый и С — в красный цвет. При постоянном токе шины положительного полюса окрашива ют в красный цвет, отрицательного — в синий. Одиночные шины окрашивают полностью, а шины в пакетах — только с внешней сто роны. Не окрашивают болтовые соединения и места для наложения временного заземления. Окраска шин имеет существенное значение, так как защищает их от коррозии, улучшает теплоотдачу, тем са мым позволяя увеличивать допустимый ток нагрузки на 11—15% и помогает персоналу определять фазы установки.
Длительно допускаемая нагрузка на голые (неизолированные) медные, алюминиевые и стальные шины, окрашенные эмалевыми красками, приводится в каталогах и устанавливается исходя из ус ловия, что температура шин при нормальной работе и температуре окружающего воздуха 25° С должна составлять 70° С. Обычно ши ны и отпайки (ответвления) от них больше всего нагреваются в контактных соединениях. Для контроля нагрева контактных соеди нений шин в местах соединений специальным лаком наклеивают термопленки, цвет которых при повышении температуры меняется. Например, при температуре 60—70° С пленка имеет темно-вишне вый цвет, а при температуре 100—110° С становится черной. Такие сигнализаторы помогают быстро заметить места перегрева шин.
С увеличением сечения шины металл ее используется все менее полно. Например, для алюминиевой шины сечением 30X4 = 120 мм2 может быть допущена нагрузка 365 А, что дает допустимую плот
ность тока 365/120 = 3,04 А/мм2, а |
алюминиевая |
шина сечением |
120X8 = 960 мм2 допускает нагрузку |
1900 А, что |
уменьшает плот |
ность тока до 1900/960= 1,98 А/мм2. Следовательно, во втором слу чае степень использования металла в 3,04/1,98=1,54 раза меньше.
В установках, рассчитанных на большие токи, однополосной ши ны даже максимального стандартного сечения может оказаться не достаточно. В этом случае вместо одной такой шины (полосы) на
137
каждом изоляторе фазы в специальных шинодержателях укрепля ют несколько полос, собираемых в один пакет. Расстояние между полосами в пакете для лучшего их охлаждения обычно применяется равным толщине одной полосы. С увеличением числа полос нагруз ка, допускаемая на пакет, возрастает не пропорционально их числу в нем, а в значительно меньшей степени. Это объясняется ухудшени ем охлаждения полос, помещенных в пакет, а при переменном то ке— возникновением так называемого эффекта близости. Сущность этого явления состоит в том, что каждая из полос пакета находится
Рис. 90. Различные случаи расположения шин в пакетах:
а, б, в — пакеты шин прямоугольного сечения, г, д — пакеты шин ко робчатого сечения
в переменном магнитном поле соседних полос, что вызывает пере распределение в них токов; токи при этом вытесняются к внешним поверхностям полос, вследствие чего их активное сопротивление повышается и для сохранения заданной температуры допускаемый ток приходится снижать. В каталогах на шины это учтено, и ток, допустимый на весь пакет, оказывается меньше, чем сумма токов, входящих в него полос при их одиночной прокладке. Учитывая эти обстоятельства, при переменном токе стараются не применять па кеты, в которые входит более двух полос.
В установках очень больших переменных токов более целесооб разно вместо пакетов с плоскими шинами использовать конструкции из шин коробчатого сечения. Это улучшает охлаждение шин, спо собствует уменьшению поверхностного эффекта и в итоге ведет к более полному использованию их металла.
На рис. 90 показаны различные случаи расположения шин пря моугольного и коробчатого сечения в пакетах и их крепления на опорных изоляторах при внутренней установке (расстояние а при проектировании шинной конструкции выбирается по каталогу в за висимости от Ином установки).
В установках напряжением 35 кВ и более применяются круглые шины, сплошные или полые, для внутренних установок и в виде
138
тросов (голых многожильных проводов), укрепленных на подвесных изоляторах, — для открытой части станций и подстанций.
В установках напряжением 220—750 кВ токи нагрузки сравни тельно невелики, но вследствие высокой напряженности электриче ского поля вокруг каждого фазного провода, достигающей наи большего значения у его поверхности, возможно возникновение так называемого коронирования. Это явление возникает тогда, когда напряженность электрического поля у поверхности провода оказы
вается |
больше, |
чем |
электрическая прочность воздуха |
(примерно |
|
21 кВ/см). При этом свобод |
|
|
|||
ные электроны |
окружающего |
|
|
||
провод |
воздуха под |
влиянием |
|
|
|
электрического |
по.ля движутся |
|
|
||
с повышенной скоростью и, |
|
|
|||
сталкиваясь с атомами и мо |
|
|
|||
лекулами воздуха, ионизируют |
|
|
|||
их. На ионизацию и расщеп |
|
|
|||
ление молекул воздуха затра |
|
|
|||
чивается определенная энергия, |
Рис. 91. Схема установки |
шинных |
|||
т. е. происходят «потери на ко |
компенсаторов удлинения |
||||
рону». |
Потери |
эти |
невелики, |
|
|
например в проводах воздушных линий, работающих при напряже нии ПО—220 кВ,— десятки киловатт на 1 км длины линии. При коронировании вокруг провода образуется фиолетовое свечение, вызванное интенсивной ионизацией окружающего воздуха, что снижает электрическую прочность воздушного промежутка между фазами и повышает возможность перекрытия изоляторов дугой. В этом случае во избежание коронирования шины выполняют в ви де полых медных проводов большого диаметра (увеличение диа метра провода уменьшает возможность возникновения короны).
При монтаже на опорных изоляторах шины крепят наглухо толь ко на одном, обычно среднем (по длине шины) изоляторе фазы, на остальных же изоляторах их укрепляют так, чтобы они при нагре вании под влиянием протекающего по ним тока могли, удлиняясь, свободно перемещаться на изоляторах. При протяженных шинных конструкциях с прямолинейными участками длиной более 15 м (для алюминиевых шин) и 20—25 м (для медных шин) устанавливают шинные компенсаторы удлинения (рис. 91).
Ответвления от шин и отдельные их участки могут быть соедине ны болтами, опрессовкой или сваркой. Неразъемные еоединения предпочтительно сваривать. Сваркой могут быть соединены медные, алюминиевые и стальные шины различных профилей.
К аппаратам медные и стальные шины присоединяют болтами с набором шайб и контргаек. При креплении алюминиевых шин под гайку помещают две шайбы увеличенного диаметра и пружинную. К разъединителям шины присоединяют с помощью компенсаторов. Круглые шины соединяют концентрическими зажимами, а крепят скобами.
13 9
Шины, особенно сборные, — весьма ответственный элемент в конструкциях распределительных устройств станций и подстанций
иим при эксплуатации должно уделяться большое внимание.
§31. ВЫБОР ШИННОЙ КОНСТРУКЦИИ
Врасчет шинной конструкции входит выбор шин и изоляторов. Сечение шин выбирают: по экономической плотности тока и по на греву при протекании максимального длительного рабочего тока. Выбранные в соответствии с этими условиями шины проверяют на термическую и динамическую устойчивость при коротких замыка
ниях. (Сборные шины станций и подстанций всех напряжений про верке по экономической плотности не подлежат и их выбирают только по нагреву.)
В установках напряжением ПО кВ и более выбранный диаметр провода шины проверяют по условию коронирования. Поскольку выпускаемые промышленностью шины по сечению и форме стан дартизованы, задача состоит в том, чтобы подобрать стандартные шины, наиболее полно отвечающие конкретным условиям. Эконо мически целесообразное сечение (q) определяется из соотношения
где /макс.раб — максимальный длительный рабочий ток шины, опре деленный без учета возможных при эксплуатации перегрузок и уве личения нагрузок при авариях и ремонтах; /э— нормированное зна чение экономической плотности тока для заданных условий работы шины, выбираемое по соответствующей таблице. Значение, получен ное в результате расчета, округляется до ближайшего стандартного сечения, которое также определяется по справочным таблицам. В таблицах для каждого стандартного сечения шины указаны дли тельно допускаемые значения нагрузки (токов) при допустимой максимальной температуре нагрева голой шины 70° С и температу ре воздуха 25° С.
Согласно второму условию выбора шин должно быть соблюде но условие /доп^Аяакс. раб, при этом надо иметь в виду, что при горизональном расположении шин допустимые значения тока, опреде ленные по таблице, должны быть уменьшены для полос шириной до 60 мм на 5%, а шириной свыше 60 мм — на 8 .% вследствие худ ших условий их охлаждения.
При температуре воздуха ниже или выше 25° С допустимая на грузка на шину должна быть пересчитана по формуле
(62)
где #о — действительная температура воздуха, °С; / ДОпа0 — длитель
но допускаемая нагрузка на шину при /Ь; /доп — длительно до пускаемая нагрузка на шину при 70° С, определенная по таблице.
Выбранное сечение шины пр'оверяют на термическую устойчи вость при коротком замыкании в соответствии с указаниями о тер
140
мическом действии токов короткого замыкания на аппаратуру и токоведущие части электроустановок (стр. 80).
§ 32. ПРОВЕРКА ШИН НА ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРИ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЯХ
На электродинамическую устойчивость при коротких замыкани ях шины проверяют в соответствии с указаниями, приведенными на стр. 80. При наиболее тяжелых электродинамических нагрузках
Рис. 92. Расположение однополосных шин на опорных изо ляторах:
а — в горизонтальной плоскости |
(плашмя), б — в горизонтальной, |
в — в вертикальной плоскости |
(на ребро), А, В, С — фазы |
работают жесткие шины установок 6 —10 кВ, так как в этих уста новках токи короткого замыкания особенно велики, а междуфазные-
расстояния относительно малы.
Рассмотрим механический расчет одной из наиболее распрост раненных конструкций жестких однополосных шин, расположенных в одной плоскости и закрепленных на опорных изоляторах, как по казано на рис. 92. При таком расположении шин наибольшее эле ктродинамическое усилие (в кгс), действующее на шину средней фазы В при трехфазном коротком замыкании, может быть опреде-
. (з)2 |
1 |
лено по формуле / т=1,76гр |
Хф— -10-8, |
1 4 t
где ip ■— ударный ток трехфазного |
короткого замыкания, |
Л; |
|
пролет между опорными изоляторами |
одной и той же фазы, см; |
||
а — расстояние между осями шин, |
см; |
Кф — коэффициент |
формы |
шины, определяемый по соответствующим табличным кривым в зависимости от отношения bjh и а—blb + h, где b — ширина шины, h — высота, а выбирается по таблицам в зависимости от номиналь ного напряжения установки. (Если а— bjb + h ^ 2 , то Лф=1.)
Будем считать, что шина при действии на нее равномерно рас пределенной нагрузки от тока короткого замыкания изгибается в направлении этой нагрузки и работает аналогично многопролетной балке, свободно лежащей на опорах. Как известно, наибольший изгибающий момент, действующий на шину при числе пролетов, равном двум, равен M = Fl/ 8 кг-см, а при числе пролетов более двух — M = Fl/ 10 кг-см, тогда напряжение в материале шины а = =MlW кг/см2, где W — момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной к направлению действия силы, см3.
При изгибе прямоугольной шины высотой h и толщиной Ь, см, установленной на изоляторе на ребро или плашмя, при расположе
нии шин по рис. 91, а момент сопротивления W — bh2 / 6 см3, |
а по |
рис. 91,6 W=hb2J6 см3. |
если |
Электродинамическая устойчивость шины обеспечивается, |
расчетное напряжение в ее материале будет меньше или равно до
пустимому для данного материала, т. е. араСч |
Одоп- Так, для меди |
|
Одоп=1400 кг/см2, для алюминия АТ—700 |
кг/см2, |
для стали — |
1600 кг/см2. |
|
механическую |
При применении многополосных шин расчет на |
прочность усложняется, так как каждая полоса изгибается под действием суммы сил: силы взаимодействия между полосами паке та и силы взаимодействия между фазами. В этом случае опреде ляют усилие и момент между фазами и по моменту сопротивления, который должен быть увеличен пропорционально числу шин (по лос) в пакете, определяют напряжение на изгиб Оф. Если полосы в пакете соединены же'стко, то конструкцию уподобляют составной балке, и формула для определения момента сопротивления для наименее выгодного расположения шин будет W= 1,44 b2h, а для наивыгоднейшего расположения 1К=1,44 bh2.
Для определения напряжений от сил взаимодействия между
двумя полосами пакета определим предварительно |
силу взаимо |
|
действия на 1 см их длины: Д1 = 2,04(0,5/р3))2 • |
ю - 2 К , |
|
|
2 Ь |
Ф- |
|
|
Максимальный изгибающий момент может быть определен по фор муле M\=Fil2 l\ 2 , где I — расстояние между осями прокладок, ко
торые ставят между полосами пакета |
для уменьшения их напря |
жения. Обычно на длине пролета |
ставят одну-две прокладки. |
Момент сопротивления, как и выше, |
определяют по формуле Wг = |
= b2 h/6 . Тогда напряжение на изгиб G\=M\IW\. Ш ины будут устой чивы, еСЛИ Оф + СП=0расч:==~Одоп-
142