Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

начений нет, то соединяют выводы следующим образом: если на клеммной доске двигателя шесть выводов, то сняв перемычки меж­ ду ними с помощью мегомметра, омметра или контрольной лампы определяют концы, принадлежащие каждой фазной обмотке. Затем собирают схему (рис. 6).

 

В качестве источника напряже­

 

ния рекомендуется использовать ак­

 

кумулятор напряжением ~ 2

В. При

 

необходимости силу тока в цепи ак­

 

кумулятора и фазной обмотке сни­

 

жают, включая последовательно с

 

ними соответствующий реостат. В

 

момент включения

или отключения

 

рубильника в цепи

выбранной об­

 

мотки и в обмотках двух других фаз

Рис. 6. Схема для проверки пра­

будут индуктироваться ЭДС, при­

чем их направление

зависит от по­

вильности соединений выводов

лярности

концов обмотки

фазы, в

трехфазных обмоток статора дви­

которую

включен

аккумулятор.

гателя

 

Если к условному «началу»

присое­

динен плюс батареи, а к условному «концу» — ее минус, то при от­ ключении рубильника на других обмотках будет плюс на «нача­ лах» и минус на «концах». Это определяют с помощью милливольт­

метра,

поочередно

подключаемого

к

 

 

 

 

выводным концам двух других фазных

 

 

 

 

обмоток. При включении тока поляр­

 

 

 

 

ность на других фазных

обмотках об­

 

 

 

 

ратна указанной в первом случае.

 

 

 

 

 

Когда двигатель имеет три вывода

 

 

 

 

без бирок (при соединении обмоток

 

 

 

 

звездой или треугольником), правиль­

 

 

 

 

ность соединения можно проверить,

 

 

 

 

питая два вывода

переменным

током

 

 

 

 

пониженного напряжения (0,5—0,6

от

 

 

 

 

Ином) и измеряя

вольтметром

напря­

 

 

 

 

жение между третьим выводом и каж­

 

 

 

 

дым из выводов, присоединенных к се­

 

 

 

 

ти (рис. 7). Если соединения выполне­

 

 

 

 

ны правильно, то измеренные

напря­

 

 

 

 

жения равны половине напряжения,

 

 

 

 

приложенного к выводам, присоеди­

 

 

 

 

ненным

к источнику

питания.

Этот

 

 

 

 

опыт следует повторить

еще дважды,

 

 

 

 

подводя

напряжение

к двум

другим

Рис. 7. Схема для проверки

выводам. Если соотношение напряже­

правильности

соединения

ний остается прежним, значит все об­

фаз

статора

при

наличии

мотки соединены правильно.

При не­

трех

выводов

(без

бирок):

правильном соединении какой-либо из

а — при соединении звездой, б

при

соединении

треугольником

обмоток в двух опытах из трех напря-

 

£/-(0,5—0,6) U

 

24


жения между третьим выводом и каждым из двух других будут неодинаковы. Выводы такой обмотки необходимо переключить.

3. Короткое замыкание между двумя фазами. Отыскать повреж­ дение можно, разделив фазы и измерив сопротивление изоляции между каждой парой фаз мегомметром. После выявления повреж­ денных фаз катушки одной из них разделяют на две части и мегом­ метром определяют, в какой из этих частей имеется соединение с другой поврежденной фазой. Затем процесс разделения катушек повторя'ют и в конце испытания находят поврежденную катушку первой фазы. Таким же образом определяется поврежденная ка­ тушка и во второй дефектной фазе.

4. Обмотка одной фазы замкнута на землю. Определить, какая из фаз имеет обмотку, замкнутую на корпус двигателя (на землю), можно с помощью мегомметра или контрольной лампы, предвари­ тельно электрически разобщив обмотки (сняв соединительные пе­ ремычки или распаяв обмотки фаз).

При номинальном напряжении питания двигателя до 500 В удоб­ ный способ определения места замыкания поврежденной обмотки на корпус — ее «прожигание». При этом один конец поврежденной обмотки присоединяют к питающему зажиму цепи, а второй — через предохранитель 30—40 А и реостат — к корпусу двигателя. При та­ ком подключении ток, протекающий через место замыкания обмот­ ки, вызовет появление в этом месте дыма или искрения. При прове­ дении опыта напряжение, подаваемое на обмотку, постепенно повышают, доводя сопротивление реостата до значения тока, позволяющего четко определить место повреждения.

Для определения места повреждения обмотки двигателя, рабо­ тающего при напряжении выше 500 В, необходимо питать испыта­ тельную схему напряжением менее 500 В. После определения места повреждения устранить замыкание, в случае повреждения, которое нельзя исправить на месте, перемотать поврежденную катушку или заменить ее новой.

Н а р у ш е н и е но р.м а л ь н о й с к о р о с т и в р а щ е н и я

дв и г а т е л я

1.Двигатель не вращается. Тока в статоре нет. Проверить пре­ дохранители и положение коммутационной аппаратуры. Очевидно расплавились плавкие вставки предохранителей или отключен коммутационный аппарат в цепи двигателя. Заменить плавкие' вставки, включить аппарат, подающий питание на двигатель.

2.Двигатель не запускается, при разворачивании его от руки или с помощью каких-либо вспомогательных средств работает не­ устойчиво, рывками, гудит: в одной из фазных обмоток статора нет тока.

Причиной может быть обрыв в фазе питающей цепи или в фаз­ ных обмотках статора при соединении их звездой. Для определения повреждения проверяют исправность фазы сети, к которой подклю­ чена фазная обмотка двигателя, не имеющая тока. Если фаза сети

25


исправна, то значит обрыв произошел в обмотке статора. Наиболее часто обрывы наблюдаются в междукатушечных соединениях. Об­ наружить обрыв можно мегомметром. Для этого провод от одного из зажимов мегомметра присоединяют к одному из кондов повреж­ денной фазной обмотки, а другим проводом поочередно касаются проводов между группами катушек. Когда к мегомметру присоеди­ нена обмотка с обрывом, он дает значительно более высокие пока­

зания.

В случае, когда обмотки статора соединены треугольником и их разъединить нелья, обрыв определяют омметром, для чего измеряют сопротивление между выводами. При присоединении прибора к вы­ водам поврежденной обмотки показания омметра будут в два раза больше, чем при присоединении к двум другим обмоткам.

3. При соединении фазных обмоток статора треугольником про­ изведен успешный пуск двигателя, он работает при номинальной нагрузке, но токи в питающих фазных проводах различны, (в двух фазах равны, а в третьей — на 73% больше, чем в первых двух). Одна из фазных обмоток статора при работе не нагревается, ско­ рость вращения ротора меньше номинальной.

Причина такого состояния двигателя — также обрыв одной из фазных обмоток статора. Определить поврежденную фазу и место обрыва можно омметром, и мегомметром так же, как при соедине­ нии обмоток звездой или треугольником.

4. Двигатель сильно гудит, плохо разворачивается. Токи во всех трех фазах различны и даже при холостом ходе превышают номи­ нальный.

Причиной чаще всего является неправильное соединение одной обмотки статора с остальными двумя обмотками, что может быть результатом неправильного монтажа переключателя, предназначен­ ного для пуска двигателя со звезды на треугольник.

Устранить эти неполадки можно, переключив в правильное по­ ложение «перевернутую» обмотку или исправив соединения пере­ ключателя.

Обмотки соединяют в соответствии с их буквенными обозначени­ ями, а переключатель— по прилагаемой схеме. Если на «началах» и «концах» обмоток двигателя утрачена маркировка, то ее необхо­ димо возобновить.

Синхронные двигатели

З а т р у д н е н и я пр и п у с к е

Одна из наиболее часто встречающихся неполадок в работе син­ хронных двигателей — затруднения при пуске. Рассмотрим наибо­ лее типичные случаи.

1. Двигатель не запускается, потому что в статоре нет тока Причины — либо из-за неисправности отключен автоматический вы­ ключатель питания статора, либо расплавились плавкие вставки

предохранителей. Необходимо исправить выключатель или заме­ нить вставки.

26


2.Двигатель не запускается, так как в одной из фазных обмоток статора нет тока. Причина — обрыв в фазе питающей цепи или в самой обмотке статора. Методы обнаружения и исправления аварий аналогичны рассмотренным выше для асинхронного короткозам­ кнутого двигателя.

3.Двигатель при автотрансформаторном или реакторном пуске не запускается или после окончания пускового режима не достига­ ет номинальной скорости. Токи во всех трех фазах одинаковы. При­ чины могут быть следующие:

а) пониженное напряжение на статоре; такой режим может возникнуть при неправильно выбранном коэффициенте трансфор­ мации автотрансформатора или при слишком большом индуктив­ ном сопротивлении реактора. В этом случае необходимо, регулируя пусковые устройства, увеличить напряжение на статоре до рас­ четного;

б) при пуске через автотрансформатор возбуждение на двига­ тель подается при напряжении на статоре меньше номинального, что приводит к недостаточному подсинхронному моменту (момен­ ту на валу двигателя при скорости вращения 95% от синхронной). Следует перестроить схему пуска таким образом, чтобы возбужде­ ние подавалось при полном напряжении на статоре.

Внастоящее время большинство синхронных двигателей имеют прямой асинхронный пуск, т. е. пуск, осуществляемый при полном

напряжении на статоре.

4. Короткие замыкания между витками в цепи обмотки возбуж­ дения. Необходимо найти место повреждения и отремонтировать или заменить неисправные катушки.

К а ч а н и я с и н х р о н н о г о д в и г а т е л я и п о т е р я

си н х р о н и з м а

1.Иногда при работе исправного синхронного двигателя на­ блюдаются качания (колебания) ротора. Это может быть обнару­ жено по показаниям амперметров и ваттметра, включенных в цепь обмоток статора. Стрелки приборов при этом ритмично колеблются относительно некоторого среднего положения, соответствующего нормальному режиму работы двигателя. Возникновение значитель­ ных качаний опасно, так как может привести к потере синхронизма. Причины возникновения качаний следующие:

а) большие колебания напряжения и частоты в питающей сети; б) характер работы приводимых двигателем механизмов, на­

пример поршневых насосов и других механизмов, создающих слиш­ ком резкие изменения момента на валу двигателя. •

При невозможности устранить причину качаний их можно сни­ зить путем увеличения тока возбуждения двигателя до наибольше­ го допустимого его значения.

2. Выпадение двигателя из синхронизма, характеризуемое по­ явлением вибраций машины, снижением и изменением числа обо­ ротов, беспорядочными шумами, «пляской» стрелок амперметров

27


и ваттметров статора, может произойти по следующим причинам: а) резко увеличившаяся нагрузка двигателя; б) повреждения (обрывы, короткие замыкания и пр.) в сети,

питающей ротор; в) повреждения в сети, питающей статор.

После устранения неисправностей двигатель может быть вновь включен.

Синхронные двигатели значительной мощности обычно снабже­ ны специальной защитой от потери синхронизма, которая отклю­ чает двигатель, как только он из него выпадает.

Мы рассмотрели некоторые из наиболее встречающихся неис­ правностей в электрической части двигателей насосных станций. Наряду с электрическими могут наблюдаться и механические не­ исправности. Остановимся на некоторых из них, общих как для асинхронных, так и синхронных двигателей.

П е р е г р е в п о д ш и п н и к о в с к о л ь ж е н и я

По существующим нормам температура подшипников скольже­ ния не должна превышать 80° С, а температура масла — 65° С. Причины перегрева многочисленны и разнообразны.

1.Одна из наиболее распространенных причин перегрева — недостаточная подача масла. В двигателях с кольцевой смазкой это может быть следствием сильного сгущения масла, неправиль­ ной работы смазочных колец, их плохого качества, низкого уровня масла в масляной ванне подшипника. Необходимо проверить каче­ ство масла, состояние смазочных колец, уровень масла в подшип­ нике. Замеченные недостаткиустранить, кольца заменить исправ­ ными.

Вдвигателях с принудительной смазкой (подается масляным насосом) недостаточно интенсивная подача масла может быть вы­ звана неисправностью насоса, засорением путей маслопровода, недостаточным размером отверстий в диафрагме напорного масло­ провода, понижением уровня масла в напорном баке. Для восста­ новления нормальной подачи масла следует проверить маслопро­ воды, насос, отверстия в диафрагме маслопровода и устранить за­ меченные недостатки.

2.Использование несоответствующего масла. В этом случае необходимо сменить масло, используя рекомендованное заводомизготовителем двигателя.

3.Течь масла из подшипников скольжения при принудитель­ ной смазке. Наиболее распространенная причина течи масла из подшипников скольжения—-различные дефекты уплотнений. На­ пример, износ или плохая пригонка лабиринтных уплотнений, не­ достаточное их число, низкое качество и т. п. После внимательного осмотра уплотнений и установления причины течи масла следует принять соответствующие меры к устранению дефекта: заменить изношенные уплотнения новыми, улучшить их пригонку (просле­ дить за тем, чтобы кромки уплотнений не были замяты) и т. д.

28