Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Нередко причинами течи масла из подшипников с исправными уплотнениями могут быть слишком высокое его давление в напор ном маслопроводе, недостаточный размер отверстий в сливном патрубке или в нижней половине вкладыша, слишком интенсивная подача масла. При обнаружении этих неисправностей необходимо соответственно понизить давление масла перед подшипником до рекомендованного заводом-изготовителем (0,25—0,5 кгс/см2), уве личить отверстия в сливном патрубке или в нижней половине вкладыша, уменьшить отверстие диафрагмы напорного патрубка так, чтобы температура масла на выходе не превышала 60—70° С.
П е р е г р е в и н е и с п р а в н о с т и п о д ш и п н и к о в к а ч е н и я
1. Наиболее часто подшипники перегреваются в результате их загрязнения (подшипники промыть и смазать заново), избыточной смазки (уменьшить количество смазки), отсутствия осевых зазо ров, которые необходимы для компенсации температурного удлине ния вала (установить рекомендуемые по инструкции осевые зазо ры), чрезмерного трения между уплотняющей набивкой и валом (уменьшить трение, ослабив плотность набивки, или заменить на бивку новой).
Причинами перегрева могут быть также неправильная установ ка или плохая центровка вала двигателя и вала насоса (устранить эти дефекты), износ или поломка подшипника (заменить подшип-- ник новым), слишком большая нагрузка на подшипник (проверить соответствие подшипника технической рекомендации, при необхо димости заменить рекомендуемым).
2.Из подшипников выбрасывается масло. Причинами могут быть: несоответствие сорта рекомендуемой смазки (заменить смазку рекомендуемой), дефекты уплотнений (соответствующим образом устранить эти дефекты).
3.Ненормальный шум в подшипнике. Этот дефект чаще всего вызывается теми же причинами, что перегрев и выброс масла. Ус траняется аналогичным способом.
Ви б р а ц и я д в и г а т е л я
Вибрация при работе агрегата насос — двигатель закономерна и не вызывает опасений, если не выходит за пределы допустимой. До настоящего времени вибрация не нормируется государственны ми стандартами, и поэтому при ее оценке необходимо руководство ваться допускаемой по инструкция завода-изготовителя.
Вибрация может быть измерена виброметром, вибрографом и при скорости вращения валов агрегата до 500 об/мин — индикато ром часового типа. Вибрацию оценивают по размахам вибрации подшипников, измеряемым в трех взаимно перпендикулярных на правлениях (рис. 8).
Причины недопустимой вибрации различны и иногда устано вить их бывает сложно. Остановимся на наиболее распространен ных типах вибраций, возникающих вследствие неуравновешеннос
29
ти вращающихся частей агрегата (муфты, шкива, “роторов), недостаточно тщательной центровки валов, нарушения электро магнитных явлений, связанных с электрическими неисправностями двигателя. При обнаружении недопустимых вибраций в агрегатах с большими шкивами или муфтами необходимо проверить их ба лансировку; для этого их снимают с агрегата и, пользуясь спе циальной инструкцией, проводят их балансировку. Балансировку роторов двигателей большой мощности работники насосной станции самостоятельно не выполняют, для этой работы обычно привлека ют специалистов заводов-изгбтовителей.
|
|
Вибрации вследствие на |
||||||
|
|
рушения нормальных элект |
||||||
|
|
ромагнитных |
явлений |
воз |
||||
|
|
никают при |
электрических |
|||||
|
|
неисправностях в двигателе, |
||||||
|
|
уже |
частично |
|
рассмотрен |
|||
|
|
ных выше. К таким неис |
||||||
|
|
правностям относятся: |
не |
|||||
|
|
правильное соединение фаз |
||||||
|
|
ных обмоток статора |
двига |
|||||
|
|
телей |
переменного |
тока, |
||||
|
|
междувитковые |
соединения, |
|||||
|
|
замыкания на корпус в двух |
||||||
|
|
местах |
обмотки |
возбужде |
||||
|
|
ния |
синхронного |
двигателя, |
||||
|
|
а также неправильное соеди |
||||||
|
|
нение его полюсов. Обнару |
||||||
|
|
жить |
междувитковое |
замы |
||||
Рис. 8. Измерения |
размаха вибрации под |
кание обмотки |
возбуждения |
|||||
шипника; |
составляющие: |
при |
|
значительном |
числе |
|||
/ — вертикальная, 2 — горизонтальная, 3 — осевая |
замкнувшихся |
|
накоротко |
|||||
|
|
витков |
(именно этот |
случай |
нас и интересует) проще всего поочередным измерением сопротив ления каждой из катушек измерительным мостиком. Для этого заостренными стальными щупами осторожно прокалывают изоля цию у начала и конца испытуемой катушки. Катушка, сопротивле ние которой заметно отличается от сопротивления остальных кату шек, и будет дефектной, ее необходимо перемотать или заменить исправной.
Замыкание на корпус в двух местах обмотки возбуждения син хронного двигателя может быть определено следующим образом. На обмотку возбуждения через контактные кольца подают посто янный ток, значение которого регулируют дополнительным регули ровочным сопротивлением до номинального. После этого вольтмет ром измеряют падение напряжения между первым контактным кольцом ротора и его валом (AUi=IRi), а затем — между вторым контактным кольцом и валом (AU2=IR2) . Подсчитав значения со противлений R 1 и R2, определяют приблизительно места замыканий на корпус (сопротивления полюсных катушек определяют по доку-
зо
ментации, приложенной к машине). Если необходимо точно опре делить места повреждений, то используют стальные щупы, осторожно прокалывая ими изоляцию витков и измеряя падение напряжения между витками дефектных катушек и валом двигате ля. Замыкание на корпус ротора будет наблюдаться в витках, в ко торых падение напряжения между ними и валом равно нулю. Пос ле определения мест повреждения устраняют замыкание или заменяют дефектные катушки.
При включении и выключении тока в цепи ротора, находяще гося в расточке статора, на зажимах обмоток последнего могут возникать напряжения, опасные для жизни человека, поэтому не обходимо принимать меры безопасности, исключающие случай ное прикосновение работающих к этим зажимам.
Правильность соединения полюсов синхронного двигателя мож но проверить с помощью магнитной стрелки, свободно вращающей ся на острие-опоре, или подвешенной на тонкой короткой нити.
Стрелку осторожно (во избежание перемагничивания) подносят поочередно к каждому полюсу. Зная полярность концов стрелки, можно судить о полярности полюсов по тому, какой из ее концов оказался притянутым к полюсу. При обнаружении неправильного соединения полюсов начало и конец обмотки катушки меняют местами.
§ 5. УХОД ЗА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Надежная работа электродвигателей насосов зависит от техни ческой культуры их эксплуатации: соблюдения сроков, объема и качества работ по техническому обслуживанию, своевременному проведению необходимых текущих ремонтов.
Один из наиболее ответственных моментов в работе двигате ля — его пуск. Для успешного его проведения двигатель должен быть предварительно соответствующим образом подготовлен. Пе ред пуском его необходимо осмотреть, при необходимости обтереть, почистить; проверить положение пусковых устройств и состояние подшипников; проверить контакты коробки выводов, подтянуть их: осмотреть крепления двигателя к фундаменту. Важный момент в подготовке — осмотр заземляющего ответвления, соединяющего двигатель с общим заземляющим устройством. Следует проверить надежность всех болтов и сварочных соединений. Когда пуску под лежит двигатель, не работавший перед этим более 20 суток, новый или отремонтированный, нужно измерить сопротивление изоляции его обмоток по отношению к корпусу и если можно — между сами ми фазными обмотками.
Сопротивление изоляции не нормируется. Принято считать, что при напряжении до 500 В сопротивление изоляции статора (каж дая фаза в отдельности относительно корпуса и двух других за земленных фаз), равное 1МОм, достаточно. Для изоляции ротора достаточным считается сопротивление (относительно корпуса) 0,5 МОм. Измерения выполняют мегомметром, рассчитанным на
.31
напряжение 1000 В. Для двигателей напряжением более 1000 В сопротивление изоляции измеряют мегомметром, рассчитанным на напряжение не менее 1000 В. В общем случае сопротивление изо ляции обмоток двигателей относительно их корпусов и между об мотками, как правило, должно быть: для двигателей с номиналь ным напряжением до 1000 В — не менее 1 Мом, а более 1000 В — не менее 1МОм на каждый килоВольт номинального напряжения;
для роторов асинхронных и |
синхронных двигателей'— не менее |
|
0,5 МОм. При сопротивлении |
изоляции ниже указанных |
значений |
электродвигатель подвергают |
сушке одним из наиболее |
подходя |
щих для конкретных условий способом, после чего вновь измеряют сопротивление.
Если есть возможность, то измеряют зазор между статором и ротором. Неравномерность зазора не должна превышать 10% (по отношению к среднеарифметическому его значению). Измерение ведут щупами длиной 250 мм, состоящими из набора калиброван ных пластин. Зазор измеряют в нескольких (обычно в четырех) точках по окружности статора, сдвинутых одна относительно дру гой на 90°.
Кроме двигателя, нужно осмотреть насос и соединительную муф ту, а также все вспомогательные механизмы, обеспечивающие бесперебойную работу основного агрегата. Только убедившись в исправности всех узлов, можно приступать к пуску агрегата.
В заключение следует обратить особое внимание на соблюде ние всех необходимых правил техники безопасности при выполне нии измерительных работ, при пуске двигателя и его работе. На пример, при измерении сопротивлений изоляции обмоток статора рабочий, присоединяющий мегомметр, должен быть в резиновых перчатках или пользоваться специальными инструментами с изо лированными ручками. Все занятые в процессе измерения должны стоять на резиновом коврике или другом изолирующем настиле, так как в обмотках статора могут возникнуть напряжения, опасные для жизни. Все ограждения должны быть исправны и т. д.
Контрольные вопросы
1. Какие сведения необходимы для выбора электродвигателя по каталогу? 2. По какой формуле определяют мощность двигателя, необходимого для приво да насоса? 3. Что следует учитывать при выборе типа электродвигателя? 4. Ка кой основной метод пуска электродвигателей (синхронных и асинхронных) ис пользуют в настоящее время? 5. На основании чего выбирают форму исполнения электродвигателя? 6. Как определить минимальное допустимое напряжение при' пуске электродвигателя (в долях от номинального)? 7. Каковы причины равно мерного перегрева асинхронного двигателя и большого местного перегрева обмот ки его статора? 8. Каковы причины местного перегрева активной стали электро двигателей? 9. Как определить неправильное соединение катушки одной из фаз статора асинхронного двигателя и устранить его? 10. Как определить замыкание
на землю одной из фаз статора двигателя? 11. |
Из-за чего асинхронные и синхрон |
ные электродвигатели могут не запускаться? |
12. Что свидетельствует о «выпаде |
нии» синхронного двигателя из синхронизма |
и каковы причины этого явления? |
13. Как обеспечить надежную работу электродвигателя? 14. Каковы основные требования техники безопасности при определении сопротивления изоляции об моток электродвигателей?
32