Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нередко причинами течи масла из подшипников с исправными уплотнениями могут быть слишком высокое его давление в напор­ ном маслопроводе, недостаточный размер отверстий в сливном патрубке или в нижней половине вкладыша, слишком интенсивная подача масла. При обнаружении этих неисправностей необходимо соответственно понизить давление масла перед подшипником до рекомендованного заводом-изготовителем (0,25—0,5 кгс/см2), уве­ личить отверстия в сливном патрубке или в нижней половине вкладыша, уменьшить отверстие диафрагмы напорного патрубка так, чтобы температура масла на выходе не превышала 60—70° С.

П е р е г р е в и н е и с п р а в н о с т и п о д ш и п н и к о в к а ч е н и я

1. Наиболее часто подшипники перегреваются в результате их загрязнения (подшипники промыть и смазать заново), избыточной смазки (уменьшить количество смазки), отсутствия осевых зазо­ ров, которые необходимы для компенсации температурного удлине­ ния вала (установить рекомендуемые по инструкции осевые зазо­ ры), чрезмерного трения между уплотняющей набивкой и валом (уменьшить трение, ослабив плотность набивки, или заменить на­ бивку новой).

Причинами перегрева могут быть также неправильная установ­ ка или плохая центровка вала двигателя и вала насоса (устранить эти дефекты), износ или поломка подшипника (заменить подшип-- ник новым), слишком большая нагрузка на подшипник (проверить соответствие подшипника технической рекомендации, при необхо­ димости заменить рекомендуемым).

2.Из подшипников выбрасывается масло. Причинами могут быть: несоответствие сорта рекомендуемой смазки (заменить смазку рекомендуемой), дефекты уплотнений (соответствующим образом устранить эти дефекты).

3.Ненормальный шум в подшипнике. Этот дефект чаще всего вызывается теми же причинами, что перегрев и выброс масла. Ус­ траняется аналогичным способом.

Ви б р а ц и я д в и г а т е л я

Вибрация при работе агрегата насос — двигатель закономерна и не вызывает опасений, если не выходит за пределы допустимой. До настоящего времени вибрация не нормируется государственны­ ми стандартами, и поэтому при ее оценке необходимо руководство­ ваться допускаемой по инструкция завода-изготовителя.

Вибрация может быть измерена виброметром, вибрографом и при скорости вращения валов агрегата до 500 об/мин — индикато­ ром часового типа. Вибрацию оценивают по размахам вибрации подшипников, измеряемым в трех взаимно перпендикулярных на­ правлениях (рис. 8).

Причины недопустимой вибрации различны и иногда устано­ вить их бывает сложно. Остановимся на наиболее распространен­ ных типах вибраций, возникающих вследствие неуравновешеннос­

29


ти вращающихся частей агрегата (муфты, шкива, “роторов), недостаточно тщательной центровки валов, нарушения электро­ магнитных явлений, связанных с электрическими неисправностями двигателя. При обнаружении недопустимых вибраций в агрегатах с большими шкивами или муфтами необходимо проверить их ба­ лансировку; для этого их снимают с агрегата и, пользуясь спе­ циальной инструкцией, проводят их балансировку. Балансировку роторов двигателей большой мощности работники насосной станции самостоятельно не выполняют, для этой работы обычно привлека­ ют специалистов заводов-изгбтовителей.

 

 

Вибрации вследствие на­

 

 

рушения нормальных элект­

 

 

ромагнитных

явлений

воз­

 

 

никают при

электрических

 

 

неисправностях в двигателе,

 

 

уже

частично

 

рассмотрен­

 

 

ных выше. К таким неис­

 

 

правностям относятся:

не­

 

 

правильное соединение фаз­

 

 

ных обмоток статора

двига­

 

 

телей

переменного

тока,

 

 

междувитковые

соединения,

 

 

замыкания на корпус в двух

 

 

местах

обмотки

возбужде­

 

 

ния

синхронного

двигателя,

 

 

а также неправильное соеди­

 

 

нение его полюсов. Обнару­

 

 

жить

междувитковое

замы­

Рис. 8. Измерения

размаха вибрации под­

кание обмотки

возбуждения

шипника;

составляющие:

при

 

значительном

числе

/ — вертикальная, 2 — горизонтальная, 3 — осевая

замкнувшихся

 

накоротко

 

 

витков

(именно этот

случай

нас и интересует) проще всего поочередным измерением сопротив­ ления каждой из катушек измерительным мостиком. Для этого заостренными стальными щупами осторожно прокалывают изоля­ цию у начала и конца испытуемой катушки. Катушка, сопротивле­ ние которой заметно отличается от сопротивления остальных кату­ шек, и будет дефектной, ее необходимо перемотать или заменить исправной.

Замыкание на корпус в двух местах обмотки возбуждения син­ хронного двигателя может быть определено следующим образом. На обмотку возбуждения через контактные кольца подают посто­ янный ток, значение которого регулируют дополнительным регули­ ровочным сопротивлением до номинального. После этого вольтмет­ ром измеряют падение напряжения между первым контактным кольцом ротора и его валом (AUi=IRi), а затем — между вторым контактным кольцом и валом (AU2=IR2) . Подсчитав значения со­ противлений R 1 и R2, определяют приблизительно места замыканий на корпус (сопротивления полюсных катушек определяют по доку-

зо



ментации, приложенной к машине). Если необходимо точно опре­ делить места повреждений, то используют стальные щупы, осторожно прокалывая ими изоляцию витков и измеряя падение напряжения между витками дефектных катушек и валом двигате­ ля. Замыкание на корпус ротора будет наблюдаться в витках, в ко­ торых падение напряжения между ними и валом равно нулю. Пос­ ле определения мест повреждения устраняют замыкание или заменяют дефектные катушки.

При включении и выключении тока в цепи ротора, находяще­ гося в расточке статора, на зажимах обмоток последнего могут возникать напряжения, опасные для жизни человека, поэтому не­ обходимо принимать меры безопасности, исключающие случай­ ное прикосновение работающих к этим зажимам.

Правильность соединения полюсов синхронного двигателя мож­ но проверить с помощью магнитной стрелки, свободно вращающей­ ся на острие-опоре, или подвешенной на тонкой короткой нити.

Стрелку осторожно (во избежание перемагничивания) подносят поочередно к каждому полюсу. Зная полярность концов стрелки, можно судить о полярности полюсов по тому, какой из ее концов оказался притянутым к полюсу. При обнаружении неправильного соединения полюсов начало и конец обмотки катушки меняют местами.

§ 5. УХОД ЗА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Надежная работа электродвигателей насосов зависит от техни­ ческой культуры их эксплуатации: соблюдения сроков, объема и качества работ по техническому обслуживанию, своевременному проведению необходимых текущих ремонтов.

Один из наиболее ответственных моментов в работе двигате­ ля — его пуск. Для успешного его проведения двигатель должен быть предварительно соответствующим образом подготовлен. Пе­ ред пуском его необходимо осмотреть, при необходимости обтереть, почистить; проверить положение пусковых устройств и состояние подшипников; проверить контакты коробки выводов, подтянуть их: осмотреть крепления двигателя к фундаменту. Важный момент в подготовке — осмотр заземляющего ответвления, соединяющего двигатель с общим заземляющим устройством. Следует проверить надежность всех болтов и сварочных соединений. Когда пуску под­ лежит двигатель, не работавший перед этим более 20 суток, новый или отремонтированный, нужно измерить сопротивление изоляции его обмоток по отношению к корпусу и если можно — между сами­ ми фазными обмотками.

Сопротивление изоляции не нормируется. Принято считать, что при напряжении до 500 В сопротивление изоляции статора (каж­ дая фаза в отдельности относительно корпуса и двух других за­ земленных фаз), равное 1МОм, достаточно. Для изоляции ротора достаточным считается сопротивление (относительно корпуса) 0,5 МОм. Измерения выполняют мегомметром, рассчитанным на

.31


напряжение 1000 В. Для двигателей напряжением более 1000 В сопротивление изоляции измеряют мегомметром, рассчитанным на напряжение не менее 1000 В. В общем случае сопротивление изо­ ляции обмоток двигателей относительно их корпусов и между об­ мотками, как правило, должно быть: для двигателей с номиналь­ ным напряжением до 1000 В — не менее 1 Мом, а более 1000 В — не менее 1МОм на каждый килоВольт номинального напряжения;

для роторов асинхронных и

синхронных двигателей'— не менее

0,5 МОм. При сопротивлении

изоляции ниже указанных

значений

электродвигатель подвергают

сушке одним из наиболее

подходя­

щих для конкретных условий способом, после чего вновь измеряют сопротивление.

Если есть возможность, то измеряют зазор между статором и ротором. Неравномерность зазора не должна превышать 10% (по отношению к среднеарифметическому его значению). Измерение ведут щупами длиной 250 мм, состоящими из набора калиброван­ ных пластин. Зазор измеряют в нескольких (обычно в четырех) точках по окружности статора, сдвинутых одна относительно дру­ гой на 90°.

Кроме двигателя, нужно осмотреть насос и соединительную муф­ ту, а также все вспомогательные механизмы, обеспечивающие бесперебойную работу основного агрегата. Только убедившись в исправности всех узлов, можно приступать к пуску агрегата.

В заключение следует обратить особое внимание на соблюде­ ние всех необходимых правил техники безопасности при выполне­ нии измерительных работ, при пуске двигателя и его работе. На­ пример, при измерении сопротивлений изоляции обмоток статора рабочий, присоединяющий мегомметр, должен быть в резиновых перчатках или пользоваться специальными инструментами с изо­ лированными ручками. Все занятые в процессе измерения должны стоять на резиновом коврике или другом изолирующем настиле, так как в обмотках статора могут возникнуть напряжения, опасные для жизни. Все ограждения должны быть исправны и т. д.

Контрольные вопросы

1. Какие сведения необходимы для выбора электродвигателя по каталогу? 2. По какой формуле определяют мощность двигателя, необходимого для приво­ да насоса? 3. Что следует учитывать при выборе типа электродвигателя? 4. Ка­ кой основной метод пуска электродвигателей (синхронных и асинхронных) ис­ пользуют в настоящее время? 5. На основании чего выбирают форму исполнения электродвигателя? 6. Как определить минимальное допустимое напряжение при' пуске электродвигателя (в долях от номинального)? 7. Каковы причины равно­ мерного перегрева асинхронного двигателя и большого местного перегрева обмот­ ки его статора? 8. Каковы причины местного перегрева активной стали электро­ двигателей? 9. Как определить неправильное соединение катушки одной из фаз статора асинхронного двигателя и устранить его? 10. Как определить замыкание

на землю одной из фаз статора двигателя? 11.

Из-за чего асинхронные и синхрон­

ные электродвигатели могут не запускаться?

12. Что свидетельствует о «выпаде­

нии» синхронного двигателя из синхронизма

и каковы причины этого явления?

13. Как обеспечить надежную работу электродвигателя? 14. Каковы основные требования техники безопасности при определении сопротивления изоляции об­ моток электродвигателей?

32