ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
для проверки равномерности термической обработки поковок. Абсолютные значения твердости, указываемые в технических усло виях, обычно являются факультативными.
В качестве характеристик, оговариваемых при сдаче, прини мают предел текучести, относительное сужение, ударную вязкость и изгиб в холодном состоянии.
Химический состав сталей для поковок дисков устанавливает завод-изготовитель по согласованию с заводом-заказчиком.
Технические условия на поставку поковок дисков стационар ных паровых турбин с высотой ступицы диска до 450 мм (оконча тельный размер) предусматривают выплавку стали в кислых мартеновских или основных электрических печах. Применение основной мартеновской стали допускается только для наименее нагруженных дисков I категории прочности.
При производстве слитков для дисков целесообразно широко использовать достижения науки и практики в области обеспечения высокой чистоты и плотности металла. Вакуумная обработка стали, электрошлаковый и вакуумно-дуговой переплав, применение вы сококачественных огнеупорных материалов и стабильной по со ставу шихты, тщательный контроль температуры выплавки и раз ливки стали и т. д. способствуют получению дисков высокого ка чества.
Чтобы улучшить прокаливаемость и повысить однородность свойств поковок дисков, их термическую обработку проводят после предварительной механической обработки с минимально необ ходимыми припусками по сравнению с чистовыми размерами. При определении этих припусков следует учитывать возможность изменения размеров и формы поковок при термической обработке. Микроструктура термически обработанных поковок дисков из углеродистой стали — перлит в ферритной сетке, поковок дисков из легированных сталей — сорбит. В некоторых поковках наблю дается сорбит, ориентированный по кристаллографическим осям мартенсита. Термическую обработку выполняют в печах с хоро шим регулированием скорости нагрева и достаточно равномерной температурой в рабочей камере.
Поковки дисков после всех операций горячей механической и термической обработки должны иметь минимальные остаточные напряжения. Действующими техническими условиями допу скаются следующие остаточные напряжения:
=^4 |
кгс/мм2 |
при |
наружном |
диаметре диска |
600— 1000 мм |
|
^ 5 |
кгс/мм2 |
» |
» |
» |
свыше |
1000 мм |
Диски диаметром менее 600 мм на остаточные напряжения обычно не испытывают.
Требование минимальных остаточных напряжений имеет суще ственное практическое значение, так как, суммируясь с рабочими напряжениями, остаточные напряжения могут влиять на поведе ние детали в эксплуатации, вызывая ее коробление, прогиб, а
173
в отдельных случаях и разрушение. Для определения внутренних напряжений из втулочной части поковки вырезают кольцо, пред варительно измерив его внутренний диаметр. Вырезанное кольцо, освобожденное от воздействия всей массы поковки, деформи руется. Если кольцо в поковке находится под действием оста точных напряжений в сжатом состоянии, то после освобожде ния от влияния массы диска размеры кольца увеличатся. Кольцо, растянутое в поковке, после того, как будет вырезано, сожмется. Рассматривая кольцо в поковке как толстостенный цилиндр, под верженный действию наружного давления, определяют величину этого давления:
( R2 I |
бЕ |
1 \ |
|
т-2 |
|
||
VR1- |
Е |
ц ) |
|
где 6 — величина деформации кольца; |
Е — модуль |
упругости; |
|
R — наружный радиус кольца; г — внутренний радиус кольца; |
|||
— — величина, обратная коэффициенту поперечной |
упругости, |
й
равная 10/3.
Тангенциальные напряжения oHR2
Ri _ гг 2
Р
где р — радиус сечения, для которого определяют напряжения. Максимальные напряжения имеют место в сечении, для ко торого р ^ г, поэтому внутренние напряжения обычно подсчиты вают именно для этого сечения. Тогда формула для определения
тангенциальных напряжений примет вид
Опыт показывает, что расчет можно выполнять и по более простой формуле
где Е — модуль упругости металла диска; 6 — средняя деформа ция кольца; D — внутренний диаметр кольца.
Проверка большого количества дисков из углеродистой и ни келевой сталей, проведенная на одном из турбостроительных заводов, показала хорошую сходимость результатов расчетов по той и другой формулам.
Для правильного определения остаточных напряжений пер востепенное значение имеет способ вырезания кольца и точность его измерения до и после. Практически проверенные рекоменда ции по выполнению этих операций следующие:
внутреннюю поверхность втулки испытываемого диска шли фуют; допускается полирование поверхности отверстия тупым широким резцом;
174
определяют внутренний диаметр вырезаемого кольца. Диаметр измеряют в трех или четырех направлениях (рис. 55, а) точным и проверенным инструментом непосредственно на станке, где вы полняют обработку внутренней поверхности втулки диска. Диск перед измерением должен предварительно полностью остыть;
чтобы все диаметры после того, как кольцо будет вырезано, измерять в тех же местах, что и до выреза, места установки кон цов штихмаса кернят и нумеруют. В каждом месте, где устанав ливают конец штихма са, наносят три точки керном в вершинах рав ностороннего треуголь ника так, чтобы шаро вая поверхность конца штихмаса помещалась внутри этого треуголь ника;
кольцо вырезают при минимальных скорости резания и подаче. Смаз ка должна быть обиль ной, чтобы в процессе резания не возникли дополнительные напря жения, которые могут исказить результаты. Вырезанное кольцо в сечении представляет собой квадрат со сторо ной 20—25 мм. В слу чае необходимости мож
но вырезать кольцо и меньшего сечения, но не менее 10x10 мм. Вырезанное кольцо должно некоторое время лежать на плите до полного выравнивания его температуры с температурой окружа ющего воздуха;
измерения выполняют по тем же диаметрам, что и первона чальные. Точность измерений должна быть весьма высокой, так как деформация кольца составляет обычно сотые доли миллиметра. Все измерения для данного диска должно выполнять одно лицо, одним и тем же измерительным инструментом.
Иногда испытание дополняют: вырезанное из диска и обме ренное кольцо разрезают в одном месте в радиальном направлении (см. рис. 55, б). Вследствие нарушения равновесия сил, действо вавших в кольце, просвет в месте разреза изменится. В зависимости от направления и величины существовавших в кольце напряжений просвет увеличится или уменьшится на ту или иную величину.
На одном из турбостроительных заводов это испытание прово дили следующим образом: на кольце по обе стороны от места
175
будущего разреза на расстоянии 25 мм от него просверливали отверстия, в которые плотно пригоняли шлифованные пробки. Кольцо разрезали на фрезерном станке дисковой фрезой тол щиной 2 мм и диаметром 150 мм при небольшой подаче и обильном смачивании. Расстояние между пробками измеряли микрометром до и после разреза кольца с точностью до 0,001 мм. На основании результатов измерения подсчитывали напряжения
^__ ЕЬп
а 1 .зг — |
> |
где Е — модуль упругости; б — изменение расстояния между мерительными пробками; п — ширина кольца; d — среднее зна чение внутреннего диаметра кольца до разрезания.
Впроцессе подобных испытаний на одном из дисков было за фиксировано раскрытие кольца столь значительное, что расстоя ние между пробками увеличилось более чем на 8 мм. Диск в связи
сэтим был подвергнут дополнительному отпуску, после чего остаточные напряжения, проверенные измерениями второго вы резанного кольца, значительно снизились.
Взаключение остановимся на методе создания в диске благо приятных остаточных напряжений, способствующих повышению надежности его в эксплуатации. Такой метод, называемый автофретированием, разработан и внедрен применительно к дискам сравнительно небольшого сечения для турбин малой мощности. Диск приводят во вращение с рассчитываемой для каждого типо размера частотой вращения, превышающей рабочую и вызыва ющей во втулочной части диска напряжения большие, чем предел текучести металла диска. При этом в зоне втулочного отверстия диска возникнут пластические деформации, которые при даль
нейшем увеличении частоты вращения будут распространяться
вглубь диска в радиальных направлениях. В зоне диска ближе
кего периферии, где напряжения при вращении ниже предела текучести, деформации будут упругими. Чем больше частота вращения при автофретировании, тем больше зона и величина пластической деформации.
После остановки диска, т. е. удаления сил, вызвавших де формацию, упруго деформированная зона уже не может возвра
титься к исходным размерам, так как внутренняя пластически и упруго деформированная зона сократится только на величину упругой деформации. Поэтому во внешней зоне после автофретирования будут действовать остаточные тангенциальные напря жения растяжения, но меньшие по величине, чем при автофрети ровании. Во внутренней же пластически деформированной зоне диска под влиянием внешней зоны создаются тангенциальные напряжения сжатия. Таким образом, в диске возникают благопри ятные остаточные напряжения, которые, накладываясь на номи нальные рабочие напряжения, заметно снижают их.
17§
В поковках дисков не допускаются остатки околоусадочной рыхлости, крупные неметаллические включения или значитель ные скопления мелких включений, плены, инородные тела и др. Действующими техническими условиями на шлифованных и тра вленых поверхностях поковок дисков допускаются отдельные (не более 15) разрозненные шлаковые включения длиной до 2 мм включительно. Дефекты в виде неметаллических включений раз мерами до 1мм не служат препятствием для сдачи диска в эксплуа тацию, если эти включения не образуют скоплений. Диски с де фектами на поверхности отверстия во втулке, а также дефектами, расположенными цепочкой, независимо от участка, где они обна ружены, обычно бракуют. Не допускаются в поковках дисков тре щины и флокены; последние особенно опасны.
Флокены представляют собой нарушения сплошности металла, выявляющиеся на обработанной поверхности в виде очень тонких извилистых трещин, а на изломах образцов или изделий — в виде серебристых пятен округлой формы и кристаллического строения, резко выделяющихся на фоне излома. Размеры флокенов бывают различные — длина от долей миллиметра до 40 мм и более. Фло кены почти не встречаются в литой стали. Они поражают кованые изделия, причем в менее прокованных участках флокены встре чаются чаще, чем в плотных, хорошо прокованных. В поковках дисков, например, флокены чаще обнаруживаются в более мас сивных, менее прокованных ступицах, чем в полотне или ободе. Флокены могут образовываться в сталях самого разнообразного состава, в том числе в простых углеродистых.
Как показали обширные многолетние исследования, выпол ненные П. В. Склюевым и др., в крупных поковках флокены рас полагаются или берут начало в ликвационных участках, богатых углеродом, фосфором, серой и легирующими элементами. Флокены снижают пластичность стали. Если в изломе образца, испытанного на разрыв, имеется характерное пятно флокена, то относительное удлинение и сужение такого образца, как правило, резко снижены. Флокены, имеющие значительную протяженность в двух направ лениях, снижают также и прочность стали. Флокены, как острые прорези в толще металла, являются концентраторами напряжений и при знакопеременных нагрузках могут развиться в трещины усталости.
Если на поверхности поковки обнаружен хотя бы один флокен, то можно ожидать, что в теле поковки их много. При обнаружении флокенов в одной из поковок следует тщательно проверить все поковки этой плавки, так как обычно пораженными флокенами оказываются поковки данной плавки, откованные и термически обработанные по одинаковому или аналогичному технологическому процессу.
Влияние флокенов на механические свойства стали можно показать на примере поковки из хромоникельмолибденовой стали. Механические свойства этой поковки, термически обра-
12 м . Ф . Сичиков |
177 |