ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
МЕТАЛЛЫ ВАЛОВ И ЦЕЛЬНОКОВАНЫХ РОТОРОВ
Металл вала турбины испытывает в эксплуатации напряжения от собственного веса и веса всех деталей, которые насажены на вал, а также от крутящего момента, соответствующего переда ваемой валом мощности. Металл работает в условиях длительного воздействия высоких температур, различных по длине вала. Наиболее высокая температура имеет место у первых ступеней; на шейках подшипников и на концах вала температура невысока — около 50—80° С. Температурные условия изменяются и по тол щине вала. Наряду с постоянными по величине и знаку напря жениями на металл вала действуют и переменные напряжения. Они обусловлены, например, тем, что обычно центры тяжести деталей ротора не лежат на геометрической оси вала. Отсюда — возможность вибрации вала в процессе эксплуатации турбины.
На валы и роторы действуют: периодические нагрузки, обу словленные несимметрией магнитного поля генератора; перегрузки, возникающие в случае короткого замыкания, и пр. Эти периоди ческие нагрузки и их влияние на надежность службы валов и ро торов изучены недостаточно. Как постоянные, так и переменные напряжения различны на разных участках вала.
В большинстве случаев валы турбин проектируют и изготов ляют ступенчатыми — с различными диаметрами на разных уча стках (некоторые турбины выполняют с гладкими бесступенча тыми валами). В местах перехода от одного диаметра к другому имеет место концентрация напряжений. На валах имеются шпо ночные канавки, вокруг которых также неизбежна концентрация напряжений.
Получение высококачественной и вполне надежной в эксплуа тации поковки вала турбины представляет существенные труд ности в связи со значительными габаритными размерами и массами валов. Достаточно высокие и однородные прочность и пластич ность металла могут быть достигнуты при тщательном выполнении всех этапов технологического процесса производства. Металл вала должен быть свободен от загрязнений шлаками и неметал лическими включениями, от флокенов, трещин, плен и других дефектов. Необходимо чтобы внутренние напряжения в поковке были минимальными, так как иначе возникает опасность вибрации и прогиба вала в эксплуатации.
Серьезные трудности представляет производство цельноко ваных роторов. Размеры и масса их обычно больше, чем валов. Геометрические формы цельнокованых роторов более сложны. Роторы турбин должны работать безаварийно, так как их раз рушение может привести к тяжелым последствиям. Максималь ные напряжения в процессе эксплуатации имеют место в централь ной зоне ротора на поверхности внутреннего отверстия, которым
обычно снабжают цельнокованые роторы и крупные валы, |
т. е. |
в той зоне, где при существующей технологии производства |
по- |
182
ковок чаще встречаются металлургические дефекты, а механи ческие свойства ниже, чем в периферийных зонах.
Эффективность термической обработки центральной части по ковки ротора или вала также ниЗке, чем обработки других зон. По данным, приведенным П. Д. Хинским, в цельнокованом роторе с наружным диаметром 800 мм и диаметром отверстия 80 мм при закалке интенсивность охлаждения через центральное отверстие примерно в 10 раз меньше, чем через наружную поверхность бочки.
С увеличением единичной мощности и повышением параметров турбин производство поковок цельнокованых роторов и валов усложняется, так как размеры и масса этих поковок увеличи ваются, а нагрузки на роторы возрастают. Например, цельно кованый ротор из стали Р2М цилиндра среднего давления одновальной турбины мощностью 800 тыс. кВт с начальными пара метрами пара 240 ат, 560° С имеет полную длину 7500 мм, расстоя ние между осями подшипников 6590 мм; масса ротора без лопаток 30,2 т, а с рабочими лопатками 34,5 т. Этот ротор по его массе и массе слитка, из которого он был откован, превосходит все изготовлявшиеся ранее цельнокованые роторы из стали Р2М. Разработка и осуществление технологического процесса произ водства ротора цилиндра среднего давления потребовали значи тельных усилий специалистов завода, где был создан первый такой ротор, и большого объема предшествовавших исследований.
Впрактике эксплуатации турбин известны серьезные аварии
врезультате повреждений роторов. Большое внимание привлекли
всередине 50-х годов повреждения нескольких крупных роторов
вСША: на электростанции Танерс-Крик (мощность турбоагре гата 125 тыс. кВт при 1800 об/мин) — после 2 лет эксплуатации; на электростанции Риджленд (мощность турбоагрегата 165 тыс. кВт
при 1800 об/мин) разрушение произошло при 1955 об/мин после 4 месяцев эксплуатации; на электростанции Кремби (мощность турбоагрегата 216 тыс. кВт при 3600 об/мин) разрушение последо вало при 3780 об/мин после 3 месяцев эксплуатации и др.
Исследования причин этих аварий проводились в течение ряда лет и дали весьма интересные результаты. Вышедшие из строя роторы были изготовлены из невакуумированной никельмолибденованадиевой и хромоникельмолибденованадиевой стали, тер мически обработанной для получения предела текучести 50— 60 кгс/мм2. По механическим свойствам образцов, взятых с на ружных зон поковок, роторы удовлетворяли требованиям тех нических условий. Однако, как показали исследования, в цен тральной части бочки ротора показатели пластичности и вязкости были значительно ниже.
Например, относительное удлинение, полученное на танген циальных образцах, взятых от ротора турбоагрегата мощностью 147 тыс. кВт на станции Аризона, составило 15— 16,5%, относи тельное сжатие 39,4—49,1%. Такие же образцы, вырезанные из центральной части бочки, имели показатели во много раз меньшие—
183
соответственно 3— 12,5% и 1,9— 18%. Значительно сниженной оказалась и ударная вязкость. Отмечено, что разрушение роторов было связано с наличием флокенов и сыгравших роль концентра торов напряжений скоплений неметаллических включений в глу бинных слоях бочек роторов.
' Обеспечению надежной и долговечной службы роторов необ ходимо уделять особое внимание как на предприятиях, изготов ляющих поковки для них, так и на турбостроительных заводах. Валы и роторы паровых турбин изготовляют из углеродистых сталей марок 35 и 40, хромистых, никелевых, хромоникелевых, хромомолибденовых, хромоникельмолибденовых и других марок стали. В табл. 37 приведены данные о применяемых марках стали, массах цельнокованых роторов и их поковок для паровых турбин большой мощности отечественного производства.
Как видим, цельнокованые роторы наиболее мощных турбин изготовляли в основном из трех марок стали: 25Х1М1Ф (Р2); Р2М; 20ХЗМВФ (ЭИ415). После того, как сталь Р2М была иссле дована в достаточных масштабах в лабораторных и производствен ных условиях, она заменила сталь Р2. Техническими условиями на поковки валов и роторов стационарных паровых турбин реко мендуется изготовлять их из сталей восьми марок, химический состав которых приведен в табл. 38. Этими же техническими усло виями предусмотрено изготовление поковок валов и роторов пяти различных категорий прочности (табл. 39).
‘ Сталь для валов и роторов плавят в кислых мартеновских или основных электрических печах. При отливке слитков при меняют вакуумирование. Значительного повышения качества стали можно достигнуть, применяя электрошлаковый и вакуумно-ду говой переплавы, интенсивную ковку с использованием мощных и быстродействующих прессов, механизацию основных и вспомо гательных операций. Нагревательные печи должны обеспечивать безокислительный и равномерный нагрев заготовок. Технологи ческий процесс ковки следует разрабатывать и осуществлять та ким образом, чтобы были обеспечены плотность, однородность и чистота металла. Ось поковки вала или ротора должна примерно совпадать с осью слитка.
Ранее в разделе, посвященном металлам для поковок дисков паровых турбин, были даны сведения о критических точках и режимах термической обработки сталей, которые применяются также и для производства валов и цельнокованых роторов. Отме тим, что поковки валов и роторов из стали этих марок подвергают закалке с отпусков или нормализации с отпуском в зависимости от необходимой категории прочности. Физические свойства сталей Р2М, Р2 и 20ХЗМВФ, широко используемых для поковок роторов,
приведены в табл. 40.
Критические точки сталей Р2, Р2М и 20ХЗМВФ и рекомендуе мые режимы термической обработки валов и цельнокованых ро торов, изготовляемых из этих сталей, приведены в табл. 41.
184
37. Стали для цельнокованых роторов
п |
со |
oq |
к |
— CD |
|
n |
|
|
cj |
|
|
ГГ |
|
|
et |
О |
o> |
CQ |
||
а |
СЧ |
|
et |
О |
N; |
а |
~ |
СЧ |
|
|
|
et |
lO |
СЧ |
и |
CD |
05 |
ГГ |
|
|
et |
О |
LO |
CQ |
—< CO |
|
ГГ |
|
|
|
|
о |
>* |
CQ |
о |
сч |
||
H |
X |
|
|
U |
|
а
О
§
X
LO
сч
X
Xf
со
N Ю Ю
СЧ Ю СО
ft Kt
* X X $ XT XT
СО (M со
05 _ . о t--
со
об ь- ю
сч со
о |
о |
сч |
05 |
со" |
N |
о |
о |
о |
Th |
со |
|
сч |
|
|
СО |
LO |
о о |
X |
X |
X |
£
сч
а
05 СЧ ІО СО
Г"- со
ТГ Tt
о ^ СО о
— ' со
н н
сч
а
е
щ
X
ю
сч
о
сч
—LO О
Th О I О СО
et
X
* I
сч
|
со |
со |
|
|
|
tX |
NT |
|
|
|
|
п |
р |
3 я |
|
о |
а е; |
||
|
CQ |
et |
|
|
|
о д |
cQ |
|
|
|
CO o g g |
|
||
|
|
со |
о |
|
|
|
іо |
05 |
|
о |
о |
о |
о |
|
со |
r t |
T J * |
о |
|
|
сч |
сч |
СО |
|
|
о |
о |
|
|
|
о |
о |
|
|
|
СО |
LO |
|
Ctн |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
X о |
|
|
|
|
3 й |
|
|
|
|
n s |
|
|
|
|
О « |
|
|
X |
|
X я |
|
|
|
2 |
|
|
|
Q, |
|
*4> |
|
|
СО |
|
Etя |
|
|
|
31 |
|
|
|
е |
|
|
£
со
X
о
сч
185
38. Химический состав (в %) сталей, рекомендуемых для изготовления валов и цельнокованых роторов паровых турбин
а
со
Си
Г-*
£
Мо
2
Сг
С
S
сЛ
и Марка стали
іЛ іЛ іЛ іЛ іЛ іО іЛЮ
CMCMCMCMCMCMCMСМ
о о о о о о о о
о о о о о о о о
Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ'
(N Ю іО 1Л Ю1C ІЛ Ю
СМСМСМСМСМСМСМСМ
о о о о о о о о
о о о о о о о о
Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/
Ю Ю іС іС іЛ іС О О СМСМСМСМСМСМСМСМ
о о о о о о о о
Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/
|
|
|
|
|
о |
см ю |
|
|
|
|
|
|
см со со |
||
|
|
|
|
|
О О О |
||
1 1 1 1 1 II |
1 |
||||||
|
|
|
|
|
о |
см о |
|
|
|
|
|
|
— см о |
||
|
|
|
|
|
О О О |
||
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
ю |
M I N I M |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
о* |
|
о ю о о ю ю ю |
||||||
|
СОЮ СО М1 |
О /О |
|||||
|
0 0 0 0 0 |
— 0 |
|||||
II |
|
М |
II |
|
II |
||
|
о о о ю |
ю |
о ю |
||||
|
СМ |
СМСМСО О СО |
|||||
|
о о о о о |
о |
о |
||||
,5 |
,50 |
.40 -1,70 |
-3,75 |
-3,40 |
,40 ,50 |
||
о |
о |
о |
1 |
1 |
1 о |
о |
Ѵ/Ѵ/Ѵ/°£°Ѵ/Ѵ/
—см* со
оо о о о о о о
CMCMCMt-- — U0 00 СО
мм 1 1 17
о о о о о о о о
O O dC T JC O N O in^
О О О — о — — см*
о о о о о ю о о cot-.i-'-со о о ю со со
ОО О о - о О О О
ОО О О О Ю О Ю ЮгГ-фЮЮСМСОСМ
о о о о о о о о
r ^ t - ^ t^ - t^ .K h - 0 0 СОСОСОСОСОСОЮтГ
о о о о о о о о
II II II II
о* о* о* о* о* о* о* о*
't O C O O O d C l - t •^-'ФСО-чГтГ^СМСМ
о |
о о о о |
о о о |
I I I I I I I I |
||
ю |
о о о о |
——СО |
СОСОСОСОСОСОСМ —
о о о о о |
о |
о |
о |
40Х 34ХМА 34ХМ1А 34ХН1МА 34XH3MA |
38ХНЗМФ |
Р2МА |
20ХЗМВФ |
X
н
и
о
X
о
а .
с
=Х
а
о
о
н
cd
X
*
X
5* S
ч
Л
cd
а
03
о
а
н
о
а
X
валов
X
о
ю
о
н
с
U
я
м
cd
03
и
о
и
и
4>
X
X
и
V
X
X cd
X
4>
%
03
со
: ідуемыестали
" а
о g"
CJ 10 в.
cd ѵс X
£ о со £“» X ВС
ч а О {_
1-
>3 «
2
о
_ 2
аО
X аз
аз
-э-
03
ю
2
Д„ 2
ь"ту U X
. Я
ег
Cd
СО
ѵ
а.
3
кие иобразца вместо
о>
ч
«
cd
а. X
сз
X Катего рия проч ности
■'J*
к"
ОX
180150
о о
rf4
Л\Л\
О СМ •Ч” СО
л\л\
h- СО
д д
со Ю
U0 ю
л\л\
LO СО со со
л\л\
|
со |
|
о. |
|
о |
конец вала |
ое; бочка ро |
"Іродольное; |
Гангенциальн |
- |
|
і
X
со
<
£
Tf со
150 120
ОіЛ
ДА \
ОСМ
СО
дл\
Ю —
д д
юсм СО СО
л\л\
о
Ютр
д д
СО
о.
о
“Іродольное;Гангенциальн і конецое; валабочка ро'
34ХН1МА, |
34XH3MA 38ХНЗМФА |
|
и |
150 120 |
|
о |
ю |
со тр |
|
д |
д |
о |
см |
|
СО |
д д
-O’ —
д д
СМСО 00 с-
д д
0ш0ю
со
11
ЮU0 СО СО
со
а
о
Продольное;Тангенциальн і конецое; валабочка -ро
іи
<
см
а
180 |
150 |
оо
rf Тр
Д Д
ою
тр СО
ДД
со со
д д
со со со СО
д д
GO 00 со со
11
оо
ЮLO
cd
о.
о
Іродольное;Гангенциальн і конецое; валабочка ро’
Ша
é
CQ
2!
СО
X
о
см
150 120
оо
Ю тр
дд
осм ^ СО
дд
СО —
д д
ю со г- с-
д д
ю ю
N-Г-
11
оо
со со
cd
о.
о рог вала бочка :конец ое; Продольное; Тангенциальн
>
186