Файл: Сичиков, М. Ф. Металлы в турбостроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТАЛЛЫ ВАЛОВ И ЦЕЛЬНОКОВАНЫХ РОТОРОВ

Металл вала турбины испытывает в эксплуатации напряжения от собственного веса и веса всех деталей, которые насажены на вал, а также от крутящего момента, соответствующего переда­ ваемой валом мощности. Металл работает в условиях длительного воздействия высоких температур, различных по длине вала. Наиболее высокая температура имеет место у первых ступеней; на шейках подшипников и на концах вала температура невысока — около 50—80° С. Температурные условия изменяются и по тол­ щине вала. Наряду с постоянными по величине и знаку напря­ жениями на металл вала действуют и переменные напряжения. Они обусловлены, например, тем, что обычно центры тяжести деталей ротора не лежат на геометрической оси вала. Отсюда — возможность вибрации вала в процессе эксплуатации турбины.

На валы и роторы действуют: периодические нагрузки, обу­ словленные несимметрией магнитного поля генератора; перегрузки, возникающие в случае короткого замыкания, и пр. Эти периоди­ ческие нагрузки и их влияние на надежность службы валов и ро­ торов изучены недостаточно. Как постоянные, так и переменные напряжения различны на разных участках вала.

В большинстве случаев валы турбин проектируют и изготов­ ляют ступенчатыми — с различными диаметрами на разных уча­ стках (некоторые турбины выполняют с гладкими бесступенча­ тыми валами). В местах перехода от одного диаметра к другому имеет место концентрация напряжений. На валах имеются шпо­ ночные канавки, вокруг которых также неизбежна концентрация напряжений.

Получение высококачественной и вполне надежной в эксплуа­ тации поковки вала турбины представляет существенные труд­ ности в связи со значительными габаритными размерами и массами валов. Достаточно высокие и однородные прочность и пластич­ ность металла могут быть достигнуты при тщательном выполнении всех этапов технологического процесса производства. Металл вала должен быть свободен от загрязнений шлаками и неметал­ лическими включениями, от флокенов, трещин, плен и других дефектов. Необходимо чтобы внутренние напряжения в поковке были минимальными, так как иначе возникает опасность вибрации и прогиба вала в эксплуатации.

Серьезные трудности представляет производство цельноко­ ваных роторов. Размеры и масса их обычно больше, чем валов. Геометрические формы цельнокованых роторов более сложны. Роторы турбин должны работать безаварийно, так как их раз­ рушение может привести к тяжелым последствиям. Максималь­ ные напряжения в процессе эксплуатации имеют место в централь­ ной зоне ротора на поверхности внутреннего отверстия, которым

обычно снабжают цельнокованые роторы и крупные валы,

т. е.

в той зоне, где при существующей технологии производства

по-

182


ковок чаще встречаются металлургические дефекты, а механи­ ческие свойства ниже, чем в периферийных зонах.

Эффективность термической обработки центральной части по­ ковки ротора или вала также ниЗке, чем обработки других зон. По данным, приведенным П. Д. Хинским, в цельнокованом роторе с наружным диаметром 800 мм и диаметром отверстия 80 мм при закалке интенсивность охлаждения через центральное отверстие примерно в 10 раз меньше, чем через наружную поверхность бочки.

С увеличением единичной мощности и повышением параметров турбин производство поковок цельнокованых роторов и валов усложняется, так как размеры и масса этих поковок увеличи­ ваются, а нагрузки на роторы возрастают. Например, цельно­ кованый ротор из стали Р2М цилиндра среднего давления одновальной турбины мощностью 800 тыс. кВт с начальными пара­ метрами пара 240 ат, 560° С имеет полную длину 7500 мм, расстоя­ ние между осями подшипников 6590 мм; масса ротора без лопаток 30,2 т, а с рабочими лопатками 34,5 т. Этот ротор по его массе и массе слитка, из которого он был откован, превосходит все изготовлявшиеся ранее цельнокованые роторы из стали Р2М. Разработка и осуществление технологического процесса произ­ водства ротора цилиндра среднего давления потребовали значи­ тельных усилий специалистов завода, где был создан первый такой ротор, и большого объема предшествовавших исследований.

Впрактике эксплуатации турбин известны серьезные аварии

врезультате повреждений роторов. Большое внимание привлекли

всередине 50-х годов повреждения нескольких крупных роторов

вСША: на электростанции Танерс-Крик (мощность турбоагре­ гата 125 тыс. кВт при 1800 об/мин) — после 2 лет эксплуатации; на электростанции Риджленд (мощность турбоагрегата 165 тыс. кВт

при 1800 об/мин) разрушение произошло при 1955 об/мин после 4 месяцев эксплуатации; на электростанции Кремби (мощность турбоагрегата 216 тыс. кВт при 3600 об/мин) разрушение последо­ вало при 3780 об/мин после 3 месяцев эксплуатации и др.

Исследования причин этих аварий проводились в течение ряда лет и дали весьма интересные результаты. Вышедшие из строя роторы были изготовлены из невакуумированной никельмолибденованадиевой и хромоникельмолибденованадиевой стали, тер­ мически обработанной для получения предела текучести 50— 60 кгс/мм2. По механическим свойствам образцов, взятых с на­ ружных зон поковок, роторы удовлетворяли требованиям тех­ нических условий. Однако, как показали исследования, в цен­ тральной части бочки ротора показатели пластичности и вязкости были значительно ниже.

Например, относительное удлинение, полученное на танген­ циальных образцах, взятых от ротора турбоагрегата мощностью 147 тыс. кВт на станции Аризона, составило 15— 16,5%, относи­ тельное сжатие 39,4—49,1%. Такие же образцы, вырезанные из центральной части бочки, имели показатели во много раз меньшие—

183


соответственно 3— 12,5% и 1,9— 18%. Значительно сниженной оказалась и ударная вязкость. Отмечено, что разрушение роторов было связано с наличием флокенов и сыгравших роль концентра­ торов напряжений скоплений неметаллических включений в глу­ бинных слоях бочек роторов.

' Обеспечению надежной и долговечной службы роторов необ­ ходимо уделять особое внимание как на предприятиях, изготов­ ляющих поковки для них, так и на турбостроительных заводах. Валы и роторы паровых турбин изготовляют из углеродистых сталей марок 35 и 40, хромистых, никелевых, хромоникелевых, хромомолибденовых, хромоникельмолибденовых и других марок стали. В табл. 37 приведены данные о применяемых марках стали, массах цельнокованых роторов и их поковок для паровых турбин большой мощности отечественного производства.

Как видим, цельнокованые роторы наиболее мощных турбин изготовляли в основном из трех марок стали: 25Х1М1Ф (Р2); Р2М; 20ХЗМВФ (ЭИ415). После того, как сталь Р2М была иссле­ дована в достаточных масштабах в лабораторных и производствен­ ных условиях, она заменила сталь Р2. Техническими условиями на поковки валов и роторов стационарных паровых турбин реко­ мендуется изготовлять их из сталей восьми марок, химический состав которых приведен в табл. 38. Этими же техническими усло­ виями предусмотрено изготовление поковок валов и роторов пяти различных категорий прочности (табл. 39).

‘ Сталь для валов и роторов плавят в кислых мартеновских или основных электрических печах. При отливке слитков при­ меняют вакуумирование. Значительного повышения качества стали можно достигнуть, применяя электрошлаковый и вакуумно-ду­ говой переплавы, интенсивную ковку с использованием мощных и быстродействующих прессов, механизацию основных и вспомо­ гательных операций. Нагревательные печи должны обеспечивать безокислительный и равномерный нагрев заготовок. Технологи­ ческий процесс ковки следует разрабатывать и осуществлять та­ ким образом, чтобы были обеспечены плотность, однородность и чистота металла. Ось поковки вала или ротора должна примерно совпадать с осью слитка.

Ранее в разделе, посвященном металлам для поковок дисков паровых турбин, были даны сведения о критических точках и режимах термической обработки сталей, которые применяются также и для производства валов и цельнокованых роторов. Отме­ тим, что поковки валов и роторов из стали этих марок подвергают закалке с отпусков или нормализации с отпуском в зависимости от необходимой категории прочности. Физические свойства сталей Р2М, Р2 и 20ХЗМВФ, широко используемых для поковок роторов,

приведены в табл. 40.

Критические точки сталей Р2, Р2М и 20ХЗМВФ и рекомендуе­ мые режимы термической обработки валов и цельнокованых ро­ торов, изготовляемых из этих сталей, приведены в табл. 41.

184


37. Стали для цельнокованых роторов

п

со

oq

к

CD

n

 

 

cj

 

 

ГГ

 

 

et

О

o>

CQ

а

СЧ

 

et

О

N;

а

~

СЧ

 

 

et

lO

СЧ

и

CD

05

ГГ

 

 

et

О

LO

CQ

—< CO

ГГ

 

 

 

 

о

>*

CQ

о

сч

H

X

 

 

U

 

а

О

§

X

LO

сч

X

Xf

со

N Ю Ю

СЧ Ю СО

ft Kt

* X X $ XT XT

СО (M со

05 _ . о t--

со

об ь- ю

сч со

о

о

сч

05

со"

N

о

о

о

Th

со

 

сч

 

 

СО

LO

о о

X

X

X

£

сч

а

05 СЧ ІО СО

Г"- со

ТГ Tt

о ^ СО о

— ' со

н н

сч

а

е

щ

X

ю

сч

о

сч

LO О

Th О I О СО

et

X

* I

сч

 

со

со

 

 

 

tX

NT

 

 

 

 

п

р

3 я

 

о

а е;

 

CQ

et

 

 

о д

cQ

 

 

CO o g g

 

 

 

со

о

 

 

 

іо

05

 

о

о

о

о

 

со

r t

T J *

о

 

 

сч

сч

СО

 

 

о

о

 

 

 

о

о

 

 

 

СО

LO

 

Ctн

X

X

X

 

 

 

 

 

X о

 

 

 

 

3 й

 

 

 

 

n s

 

 

 

 

О «

 

 

X

 

X я

 

 

 

2

 

 

Q,

 

*4>

 

 

СО

 

Etя

 

 

 

31

 

 

е

 

 

£

со

X

о

сч

185


38. Химический состав (в %) сталей, рекомендуемых для изготовления валов и цельнокованых роторов паровых турбин

а

со

Си

Г-*

£

Мо

2

Сг

С

S

сЛ

и Марка стали

іЛ іЛ іЛ іЛ іЛ іО іЛЮ

CMCMCMCMCMCMCMСМ

о о о о о о о о

о о о о о о о о

Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ'

(N Ю іО 1Л Ю1C ІЛ Ю

СМСМСМСМСМСМСМСМ

о о о о о о о о

о о о о о о о о

Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/

Ю Ю іС іС іЛ іС О О СМСМСМСМСМСМСМСМ

о о о о о о о о

Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/Ѵ/

 

 

 

 

 

о

см ю

 

 

 

 

 

см со со

 

 

 

 

 

О О О

1 1 1 1 1 II

1

 

 

 

 

 

о

см о

 

 

 

 

 

— см о

 

 

 

 

 

О О О

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

ю

M I N I M

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

о*

 

о ю о о ю ю ю

 

СОЮ СО М1

О /О

 

0 0 0 0 0

— 0

II

 

М

II

 

II

 

о о о ю

ю

о ю

 

СМ

СМСМСО О СО

 

о о о о о

о

о

,5

,50

.40 -1,70

-3,75

-3,40

,40 ,50

о

о

о

1

1

1 о

о

Ѵ/Ѵ/Ѵ/°£°Ѵ/Ѵ/

см* со

оо о о о о о о

CMCMCMt-- — U0 00 СО

мм 1 1 17

о о о о о о о о

O O dC T JC O N O in^

О О О — о — — см*

о о о о о ю о о cot-.i-'-со о о ю со со

ОО О о - о О О О

ОО О О О Ю О Ю ЮгГ-фЮЮСМСОСМ

о о о о о о о о

r ^ t - ^ t^ - t^ .K h - 0 0 СОСОСОСОСОСОЮтГ

о о о о о о о о

II II II II

о* о* о* о* о* о* о* о*

't O C O O O d C l - t •^-'ФСО-чГтГ^СМСМ

о

о о о о

о о о

I I I I I I I I

ю

о о о о

——СО

СОСОСОСОСОСОСМ —

о о о о о

о

о

о

40Х 34ХМА 34ХМ1А 34ХН1МА 34XH3MA

38ХНЗМФ

Р2МА

20ХЗМВФ

X

н

и

о

X

о

а .

с

а

о

о

н

cd

X

*

X

5* S

ч

Л

cd

а

03

о

а

н

о

а

X

валов

X

о

ю

о

н

с

U

я

м

cd

03

и

о

и

и

4>

X

X

и

V

X

X cd

X

4>

%

03

со

: ідуемыестали

" а

о g"

CJ 10 в.

cd ѵс X

£ о со £“» X ВС

ч а О {_

1-

>3 «

2

о

_ 2

аО

X аз

аз

-э-

03

ю

2

Д„ 2

ь"ту U X

. Я

ег

Cd

СО

ѵ

а.

3

кие иобразца вместо

о>

ч

«

cd

а. X

сз

X Катего­ рия проч­ ности

■'J*

к"

ОX

180150

о о

rf4

Л\Л\

О СМ •Ч” СО

л\л\

h- СО

д д

со Ю

U0 ю

л\л\

LO СО со со

л\л\

 

со

 

о.

 

о

конец вала

ое; бочка ро

"Іродольное;

Гангенциальн

-

 

і

X

со

<

£

Tf со

150 120

ОіЛ

ДА \

ОСМ

СО

дл\

Ю

д д

юсм СО СО

л\л\

о

Ютр

д д

СО

о.

о

“Іродольное;Гангенциальн і конецое; валабочка ро'

34ХН1МА,

34XH3MA 38ХНЗМФА

 

и

150 120

о

ю

со тр

д

д

о

см

 

СО

д д

-O’ —

д д

СМСО 00 с-

д д

0ш0ю

со

11

ЮU0 СО СО

со

а

о

Продольное;Тангенциальн і конецое; валабочка -ро

іи

<

см

а

180

150

оо

rf Тр

Д Д

ою

тр СО

ДД

со со

д д

со со со СО

д д

GO 00 со со

11

оо

ЮLO

cd

о.

о

Іродольное;Гангенциальн і конецое; валабочка ро’

Ша

é

CQ

2!

СО

X

о

см

150 120

оо

Ю тр

дд

осм ^ СО

дд

СО —

д д

ю со г- с-

д д

ю ю

N-Г-

11

оо

со со

cd

о.

о рог вала бочка :конец ое; Продольное; Тангенциальн

>

186