ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
35. Механические свойства поковки, пораженной флокенами
Л» образ ца
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Направле |
"т |
|
б6 |
Ф |
|
Излом |
ние выреза |
в |
В |
|
|||
образца |
кгс/мм2 |
кгс/мм2 |
• в % |
В % |
|
|
|
|
|
|
|||
Радиальное |
43,7 |
63,0 |
18,0 |
48,6 |
Нормальный |
|
» |
32,4 |
58,1 |
5,0 |
18,7 |
Имеет флокены |
|
Танген |
41,0 |
64,3 |
22,1 |
51,2 |
Нормальный |
|
циальное |
|
30,3 |
0 |
0 |
Имеет флокены |
|
То же |
— |
|||||
» |
37,2 |
63,6 |
19,3 |
48,0 |
Нормальный |
|
» |
— |
63,2 |
5,2 |
18,3 |
Имеет флокены |
|
» |
— |
62,6 |
9,1 |
15,4 |
» |
» |
» |
— |
27,5 |
0 |
0 |
» |
» |
» |
54,5 |
68,3 |
18,0 |
49,6 |
Нормальный |
|
» |
33,6 |
54,8 |
4,0 |
5,8 |
Имеет флокены |
|
» |
38,2 |
61,8 |
13,6 |
39,1 |
» |
» |
Радиальное |
40,0 |
55,0 |
26,8 |
56,4 |
Нормальный |
|
» |
42,7 |
61,8 |
11,0 |
22,5 |
Имеет флокены |
|
Танген |
|
63,2 |
5,0 |
18,7 |
» |
» |
циальное |
|
|
|
|
|
|
ботанной по принятому для данной стали режиму, приведены в табл. 35.
Как видим, относительное удлинение и сужение металла об разцов, пораженных флокенами, резко снижаются. В некоторых случаях образцы разрушаются вообще без заметного удлинения и сжатия (6 = 0; ф = 0). На образцах, имеющих флокены, на блюдаются иногда надрывы, расположенные перпендикулярно оси образца. Описанные испытания выполнены на цилиндриче ских образцах диаметром 10 мм, длиной 50 мм. При изготовлении образцов не было известно, имеются ли в них флокены и где они расположены. Из этой же поковки было изготовлено десять пло ских образцов таким образом, чтобы два из них не имели флокенов на поверхностях, а восемь имели видимые флокены. Все образцы были испытаны на растяжение с определением двух показателей: предела прочности и относительного удлинения. Результаты испытаний приведены в табл. 36 для семи образцов (три образца разорвались в зажимах испытательной машины).
Испытания на изгиб образцов, пораженных флокенами в де формируемой зоне, показали, что разрушение происходит при углах изгиба, равных 10—94°. Резкое снижение величины этого угла наблюдается во всех случаях поражения деформируемой зоны образца флокенами, конкретное же ее значение для каждого об разца зависит от величины и расположения флокенов. Испытания на прочность при переменных нагрузках в условиях вибрации работающих как консольная балка образцов, пораженных фло кенами, показали, что при одной и той же амплитуде колебаний
178
36. Результаты |
испытаний специальных образцов поковки, |
|
|||||
|
|
пораженных флокенами |
|
|
|
||
|
|
|
№ |
о бр азц а |
|
|
|
Н а и м е н о ва н и е |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
.7 |
Излом |
Нормальный |
|
|
Имеет флокены |
|
||
GB В КГС/ММ2 |
66,2 |
68,1 |
30,0 |
49,0 |
43,0 |
33,9 |
48,2 |
б5 в % |
18,2 |
17,1 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
4,1 |
3,1 |
образцы разрушались в различных местах и не в зоне максималь ных напряжений (у места закрепления образца), а в том месте, где располагались флокены, хотя напряжения здесь были меньше, чем в опасном сечении. Разрушение происходило после сравни тельно небольшого количества колебаний, различного при разных формах, размерах и расположении флокенов в образцах.
Если флокен попадает в зону объемнонапряженного состоя ния образца для испытаний на ударную вязкость, то ее значение резко снижается. Пораженные флокенами диски, валы и роторы необходимо браковать. Бывают случаи, когда на значительной по размерам поверхности изделия обнаруживаются только одиндва небольших флокена. Такие изделия нельзя допускать к экс плуатации, потому что флокены могут оказаться на других участках деталей и в значительных количествах.
Например, на одном из турбостроительных заводов на валу турбоциркуляционного насоса длиной около 1700 мм, откованном из 3%-ной никелевой стали, при травлении всей его поверхности был обнаружен только один флокен длиной около 5 мм на шейке диаметром 100 мм. Шейка была проточена на глубину 0,75 мм. После осмотра и двойного травления проточенного участка фло кенов не было обнаружено, исчез и замеченный ранее флокен. Поковку все же решено было забраковать. Шейку диаметром 100 мм разрезали по плоскостям, перпендикулярным к оси вала, на несколько пластин небольшой толщины. При травлении поверх ностей пластин было обнаружено около 100 флокенов, которые оказались расположенными ближе к центральной зоне поковки и не вышли на поверхность. Испытания на растяжение образцов, вырезанных из пораженной флокенами зоны поковки вала, пока зали, что относительное удлинение образцов с флокенами в изломе составило 2,8— 10%, а относительное сужение 9,8—22,5%. Удар ная вязкость испытанных образцов снизилась вдвое по сравнению с полученной для образцов без флокенов.
Было предложено много гипотез, объясняющих причины обра зования флокенов в стали. Однако до настоящего времени все еще нет гипотезы, которая бы позволила увязать воедино все известные факты и удовлетворительно объяснить картину флокено-
12* |
179 |
образования. Наибольшее распространение имеет так называемая водородная теория, согласно которой ответственным за образова ние флокенов следует в основном считать растворившийся в жид кой стали водород, который, выделяясь при известных условиях в микропоры, всегда имеющиеся в стали, может создать очень значительные напряжения в металле, приводящие к его местным разрывам — флокенам. Несколько лет назад Ю. В. Грудина и И. Е. Брайнин высказали весьма сходные гипотезы, связывающие возникновение флокенов с взаимодействием протонов водорода, концентрирующихся около дислокаций.
Вакуумирование стали резко снижает ее склонность к обра зованию флокенов и является действенным средством получения поковок дисков, валов и роторов, свободных от флокенов. Другим важнейшим средством борьбы с флокенами является специальная термическая обработка поковок. Исследования И. П. Липилина, И. Д. Пичахчи, В. Я- Дубового, Е. С. Товпенца и др. позволили разработать режимы изотермического охлаждения поковок из стали легированных марок, препятствующие образованию фло кенов.
Примером такого режима является (по данным П. В. Склюева) следующий технологический процесс термической обработки поко вок турбинных дисков с высотой ступицы более 350 мм. После ковки диск подвергают промежуточной изотермической выдержке (промежуточному отжигу), состоящей из охлаждения до 250— 320° С, затем нагрева и изотермической выдержки при 640—660° С в течение 14 ч на каждые 100 мм высоты ступицы диска, с после дующим нагревом под окончательную ковку. Охлаждение после второй ковки также с выдержкой при 640—660° С в течение 16—■ 20 ч на каждые 100 мм высоты ступицы.
Существуют различные методы выявления флокенов. В турбо строении наиболее распространенным является метод макротрав ления. Для этого поверхности шлифуют, очищают, обезжиривают и травят 15%-ным раствором персульфата аммония в воде в течение ■ 10 мин, а затем 10%-ным раствором азотной кислоты в воде в те чение 5— 10 мин. Поверхность, подлежащую травлению, много кратно натирают ватой, обильно смоченной в соответствующем растворе кислот. В процессе травления кислоты проникают в тон кие трещины, разъедают их стенки и делают трещины более ши рокими и заметными.
Кислоты, попавшие внутрь трещин, испаряются значительно медленнее, чем с поверхности. Поэтому после того, как вся про травленная поверхность полностью просохнет, продолжающая испаряться из трещин кислота окисляет поверхность металла во круг трещины. На металле появляется хорошо видимая ха рактерная темная полоска, повторяющая форму трещины. Крупные, хорошо развитые флокены обнаруживаются в самом процессе травления, более мелкие— через некоторое время после него.
180
Иногда флокены выявляются только через несколько часов после окончания травления. На одном из турбостроительных за водов имеющая флокены поковка диска после травления раство рами персульфата аммония и серной кислоты была подвергнута осмотру 4 раза: непосредственно после травления; через 10 мин; через 20 ч; через 40 ч. При этом на обследованной поверхности сразу после травления было обнаружено два флокена, через 10 мин еще четыре, через 20 ч еще два флокена. Через 40 ч после травле ния количество выявленных флокенов осталось тем же, что и после 20 ч. Флокены, дополнительно выявившиеся при осмотре через 20 ч, были значительно меньше по размерам, чем обнаружен ные сразу после травления.
Техническими условиями на изготовление поковок дисков паровых турбин предусмотрено двойное травление внутренней поверхности втулки и торцов. Такую проверку наличия флокенов следует проводить дважды: первый раз на заводе-изготовителе после черновой механической и термической обработок, а второй раз — на турбинном заводе после обработки диска до мини мальных припусков по отношению к окончательным размерам, не превышающих 2 мм. Осматривать травленые поверхности сле дует дважды: первый раз через 10 мин и второй раз через 12 ч после травления.
. Кроме макротравления существуют и другие методы выявле ния флокенов. Магнито-керосиновая проба позволяет при интен сивном намагничивании выявить очень тонкие флокены и тре щины, не обнаруживаемые даже после двойного травления. Практикуется выявление флокенов закалкой: отрезанный от исследуемой поковки плоский образец закаливают в воде и ломают при изгибе. В изломе флокены обнаруживают в виде блестящих белых пятен. Реже применяют травление в парах дымящихся кислот, например азотной, из-за практических неудобств и опас ности для здоровья работников.
Весьма эффективным оказалось применение ультразвуковой дефектоскопии для выявления флокенов. Этот метод в отличие от травления, магнито-керосиновой пробы, цветной дефектоско пии и пр. позволяет выявить флокены в теле поковки, расположен ные на некоторой глубине. Удаление флокенов вырубкой, за чисткой и другими способами не следует практиковать, так как оно бесполезно. Единичные дефекты другого рода (трещины, плены, волосовины и пр.) можно удалять зачисткой или пологой вырубкой, если их глубина не превышает 2/3 припуска на меха ническую обработку.
Большое значение для надежной службы дисков паровых и газовых турбин имеет высокая деформационная способность ме талла, его пластичность, нечувствительность к концентрации напряжений, которая в связи с его конфигурацией возможна на многих участках диска, в том числе и значительно нагру женных.
181