Файл: Сичиков, М. Ф. Металлы в турбостроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40. Физические свойства сталей

Р2М,

Р2

и 20ХЗМВФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка стали

 

 

Свойства

 

Р2М и Р2

20ХЗМВФ

 

 

 

 

Плотность в г/см3 ....................................................

 

 

 

7,82

7,79

 

Модуль упругости в кгс/мм2 ............................

 

 

2,16

2,11

 

Коэффициент

линейного расширения а - 10е

 

 

 

 

 

в см/(см-°С) при температуре

в °С:

 

 

 

10,6

 

20— 100

..................................................................

 

 

 

10,9

 

20— 200

..................................................................

 

 

 

12,0

11,5

 

20— 300

..................................................................

 

 

 

12,7

11,8

 

20—400

..................................................................

 

 

 

13,65

12,1

 

20— 500

..................................................................

 

 

 

13,72

12,6

 

20— 600

..................................................................

 

 

'

13,82

13,0

 

Теплопроводность в кал/(см• с • °С) при тем­

 

 

 

 

 

пературе в °С:

 

 

 

 

 

 

 

1 0 0 ...........................................................................

 

 

 

 

0,097

0,085

 

200 ...............................................

 

S

......................

 

0,095

0,079

 

300 .......................................................................

 

 

' .

 

0,093

0,075

 

400 ............................................................................

 

 

 

 

0,090

0,073

 

500 ............................................................................

 

 

 

 

0,086

0,071

 

600 ............................................................................

 

 

 

 

0,081

0,070

 

41.

Критические точки и режимы термической обработки

 

 

 

сталей Р2, Р2М и 20ХЗМВФ

 

 

 

 

 

Критические точки (°С)

 

 

Термическая

обработка

Марка стали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3— закалка;

Н — норма­

 

Ас3

Ас3

А г х

А г3

 

лизация; О — отпуск)

Р2М и Р2

770—805

840— 880

 

Н при 970—990° С;

(Упри

 

 

 

 

 

 

710— 730° С; Н

(вто­

 

 

 

 

 

 

рая) при

930—950° С;

20ХЗМВФ

800—830

900—950

680— 700 790—800

О при 690— 700° С

3 с 1020— 1050° С в мас­

 

 

 

 

 

 

ле; О при 680— 700° С;

 

 

 

 

 

 

Н при 1050— 1100° С;

 

 

 

 

 

 

3 с 980— 1020° С в мас­

 

 

 

 

 

 

ле; О при

660— 680° С

Механические свойства металла поковок приведены в табл. 42—44.

Для роторов паровых турбин перспективными являются высо­ кохромистые упрочненные стали. Изготовлены и исследованы опытные поковки из таких сталей.

Механические свойства валов после окончательной термической обработки определяют на продольных образцах, вырезанных из припусков, являющихся полномерным продолжением обоих кон­ цов вала, на глубине средней трети радиуса. В отдельных случаях, по договоренности между поставщиком и заказчиком, испытывают

187


42. Механические свойства сталей в зависимости от температуры

 

 

 

 

Температура

Предел ползу­

Предел длитель­

 

Марка стали

чести (1%;

ной прочности

 

испытания в °С

100 000 ч)

(100 000 ч)

 

 

 

 

 

 

в кгс/мм3

в кгс/мм2

 

 

 

 

 

450

29 (для

Р2М)

39 (для Р2М)

 

 

Р2М И Р2

 

500

14— 15

 

22— 26

 

 

 

525

12— 14

 

17— 22

 

 

 

 

 

550

9— 10

 

13— 16

 

 

 

 

 

575

 

 

10— 12

 

 

 

 

 

450

25

 

 

40

 

 

20ХЗМВФ

 

500

17,5

 

 

34

 

 

 

550

9— 11

 

18

(сг0 , 2 =

75-ь85 кгс/мм2)

 

560

9

 

 

17

 

 

 

 

 

580

6

 

 

13

 

 

 

 

 

600

2,2

 

 

7

 

 

 

 

 

475

15

 

 

26

 

 

20ХЗМВФ

 

500

12

 

 

21

 

 

 

550

9— 11

 

18

(а0і2 =

60ч-65 кгс/мм2)

 

560

9

 

 

17

 

 

 

 

 

580

6

 

 

13

 

 

 

 

 

600

- 2,2

 

 

7

 

 

43.

Механические свойства поковок из сталей Р2 и Р2М

 

Поковка и место выреза

Темпера­

 

бь

•ф

°н

тура ис­

 

 

 

образца

пытания

В

В

В %

в %

В

 

 

 

 

в °С

кгс/мм2

кгс/мм2

 

 

к гс*м/см2

Ротор (сталь Р2) с бочкой

20

57

74

19

61

7,5— 10

0

840

мм после двой-

450

49

59,5

18

63,5

11,8

ной

нормализации от-

500

46,5

54

18,5

68

10,5

пуска

с охлаждением

550

42

47

18,5

69,5

10,3

в печи. Образцы тан­

 

 

 

 

 

 

генциальные,

выреза­

 

 

 

 

 

 

ны в средней трети ра­

 

 

 

 

 

 

диуса бочки

ротора

 

 

 

 

 

 

Диск (сталь Р2М) наруж-

20

67

79,5

19

57

8,5

ным диаметром 1020 мм

400

50

63

14

38

16

и

высотой

ступицы

450

47,5

61

13,5

43,5

15

250 мм, после закалки

500

44

53,5

15,5

55

18

в масле и отпуска. Об-

565

41

45

21

78

18

разцы

тангенциаль­

580

38

41

24

79,5

18

ные, вырезаны из сту­ пицы

тангенциальные образцы. Для цельнокованых роторов кроме образцов, взятых с концов вала, дополнительно испытывают тан­ генциальные образцы из кольца, отрезанного от бочки ротора со стороны, соответствующей верху слитка.

Испытания механических свойств валов и роторов проводят на заводе—изготовителе поковок и, повторно, на турбинном за-

188


44. Механические свойства поковок из стали 20ХЗМВФ

П о к о в к а и место в ы р ез а о б р а зц а

Т е м п е р а т у р а и сп ы т а н и я в ° С

S

S /

 

 

S

S

s

 

 

о

о

".о

 

о

Е_

С-

 

г

М

 

О '

 

о

Ш

«

Ш

М

См

b н

ш

-э-

- а о

Роторы с диаметрами бочки

20

60—

70

70— 80

12— 18

41— 68

4

— 11

965— 1075 мм после нор-

400

51— 60

5 6 - 5 7

13— 15,5

57— 65

10— 12

мализации и закалки с по-

500

46— 56

48— 58

15— 19,5

69— 72

9

— 12

следующим отпуском. Об-

550

41— 52

42— 53

12— 20,5

65— 80

9

— 11,5

разцы

тангенциальные,

600

35—46

37— 47

17,5— 23

70— 84

9

— 11

вырезаны из бочки ротора

 

 

 

 

 

 

 

 

Диски с наружным диаме-

20

74

 

85

13,5

58,5

 

4,5

тром 600— 1150 мм и высо-

400

69

 

75,5

10

49,5

 

9,5

той ступицы 100— 250 мм.

500

60

 

63,5

15

59

 

10,5

Образцы

тангенциаль-

550

54

 

57

15,5

64,5

 

10,5

ные, вырезаны из ступицы

580

46

 

48

13

70

 

9,5

диска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воде, для которого они изготовлены. Из продольного припуска обычно вырезают один образец для испытаний на растяжение, два для исследований на ударную вязкость и один для испытаний на изгиб. Чтобы получить более надежные результаты, целесооб­ разно испытывать на турбинных заводах по два образца на растя­ жение и по три — на ударную вязкость. Образцы берут от каждого продольного припуска.

Не создавая существенной дополнительной загрузки, так как количество обрабатываемых валов и роторов в течение года на турбинном заводе сравнительно невелико, указанное увеличение количества образцов повышает надежность результатов испыта­ ний, а значит и уверенность в правильности принимаемых решений о пригодности поковок. С кольца на бочке ротора обычно берут по два образца для испытаний на растяжение, по два на ударную вязкость и по одному на изгиб. Образцы на растяжение и удар­ ную вязкость вырезают из диаметрально противоположных участ­ ков кольца.

Испытания на изгиб проводят вокруг оправки диаметром 40 мм. Твердость в различных точках по окружности вала или бочки рбтора не должна отклоняться более чем на НВ 30, а по длине на НВ 40. Так же, как и в поковках дисков, в металле валов и роторов не допускается наличие таких дефектов, как трещины, остатки рыхлости, флокены, волосовины и пр. Единичные дефекты можно удалять пологой вырубкой или зачисткой, если их глу­ бина не превышает 2/3 припуска на окончательную механическую обработку. Это не относится к флокенам, обнаружение которых является основанием для признания поковки непригодной.

Техническими условиями на заготовки валов и цельнокованыхроторов стационарных и транспортных турбин на шейках валов

189


ироторов допускаются разрозненные неметаллические включения

ипоры длиной до 1 мм (не более пяти), а длиной до 1,5 мм (не более двух) на площади до 25 см2. Таких включений на шейке допу­ скается не более 15. Поверхности шеек в местах посадки подшип­ ников не должны иметь неметаллических включений.

Травлению на флокены подвергают шейки и торцы валов и

.цельнокованых роторов. В последних дополнительно травят по­ верхности у основания бочки ротора, на ее торцах и на отдельных участках вала между дисками. Травление проводят дважды: у поставщика после черновой механической и термической обра­ ботки и на турбостроительном заводе после обработки с при­ пуском до 2 мм. Травление и осмотр выполняют, как было описано для дисков. Серные отпечатки берут на тех же участках, где проводят травление.

Крупные валы и роторы обычно изготовляют полыми, а для выявления трещин, волосовин и пр. тщательно осматривают пред­ варительно отполированные внутренние поверхности. Для осмотра осевых отверстий применяют весьма совершенные приборы, позво­ ляющие не только рассмотреть тот или иной дефект на внутрен­ ней поверхности, но и сфотографировать его. На поверхности осе­ вого отверстия (при перископическом осмотре с двукратным уве­ личением) не допускаются трещины, раковины, остатки усадочной рыхлости, неметаллические включения длиной более 3 мм или скопления мелких неметаллических включений размером до 1,5 мм в количестве более 10 шт. на площади 60 см2; не допускаются также включения, расположенные цепочкой. Общее количество включений всех размеров на поверхности осевого отверстия не должно превышать 75 шт.

Установление того или иного количества и размеров дефектов, выявляемых в процессе испытаний поковок дисков, валов, рото­ ров и других заготовок в качестве критерия для оценки их год­ ности, является в значительной мере условным и не может счи­ таться строго обоснованным. Поэтому, несмотря на то, что кри­ терии вырабатываются обычно с использованием данных много­ летнего опыта производства и эксплуатации заготовок соответ­ ствующих видов, следует предостеречь от формального подхода к вопросу о пригодности заготовок, где наблюдается несколько повышенное количество неметаллических включений.

В таких случаях необходим тщательный и всесторонний ана­ лиз результатов всех испытаний заготовки, изучение фактически осуществленного технологического процесса ее производства, для того чтобы избежать необоснованного забракования загото­ вок. Это следует иметь в виду особенно при осмотре крупных поко­ вок роторов со сложным и длительным циклом производства.

Поковки роторов и валов с диаметром не менее 400 мм подвер­ гают контролю на остаточные напряжения. Их определяют по деформации кольца, отрезанного от бочки ротора или от вала со стороны, соответствующей большему диаметру (рис. 56). Изме­

190


рения проводят по наружному диаметру кольца, расчет остаточ­ ных напряжений по изменению диаметра кольца ведут аналогично описанному для дисков. Отрезая кольцо и измеряя его, необ­ ходимо соблюдать те же предосторожности, которые указаны для дисков. Техническими условиями для поковок валов и рото­ ров допускаются остаточные напряжения, не превышающие

5кгс/мм2.

іДля суждения о степени структурной однородности, симметрич­ ности строения металла валов и роторов их подвергают так назы­ ваемому тепловому испытанию, проводимому на турбинном за­

воде, когда механическая обработка вала или ротора близка к окончательной. Некоторые заводы оставляют припуски на все диаметры до 2 мм на сторону, другие подвергают тепловому

испытанию роторы с припусками только

 

на шейках и в пазах для лопаток; остав­

 

ляют припуски также на поясках, где

 

проводят измерения. Обработанный таким

 

образом ротор или вал, установленный

Рис 56. Схема выреза кольца

горизонтально и медленно вращающийся

(в практике разных заводов -- С частотой

для определения внутренних

вращения 1—4 об/мин) во избежание про-

лов

гиба от собственного веса, медленно на­ гревают до температуры, определяемой в зависимости от темпе­

ратуры эксплуатации и марки стали, из которой изготовлена поковка.

Температура нагрева превышает максимальную температуру рабочей среды не менее, чем на 50° С; валы и роторы из углероди­ стой, хромистой или никелевой стали обычно нагревают до 400° С, из сталей 34ХМ, 34ХН1М — до 450° С, из стали Р2М — до 550° С. При заданной температуре ротор выдерживают до ее выравнива­ ния по всему сечению, после чего ротор медленно охлаждают. В течение всего времени нагрева, выдержки и начального периода охлаждения измеряют индикаторами прогиб испытываемого вала или ротора.

Если при тепловом испытании ротора обнаруживается прогиб, достигающий наибольшего значения при максимальной темпе­ ратуре, уменьшающийся по мере ее снижения и исчезающий при полном охлаждении ротора, то, значит, поковка имеет существен­ ную несимметричность строения, неблагоприятное расположение сегрегационной зоны, местные рыхлости, несовпадение оси по­ ковки с осью слитка или другие отклонения от нормы. Эти де­ фекты, обнаруживаемые при нагреве вследствие разной тепло­ проводности металла в радиальных направлениях, будут препят­ ствовать нормальной эксплуатации турбины. Поэтому при таких результатах испытания вал или ротор обычно бракуют, так как подобная несимметричность строения, как правило, не может быть устранена термической обработкой, а другие методы нельзя применить, так как ротор почти не имеет припусков.

191