Файл: Петрова, З. А. Сельские жилые дома в Карпатах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вых вод невысок. Погреб изолируют от остального под­ вального пространства каменной стеной.

Наружным отделочным работам сельских жилых домов в зоне Карпат придается большое значение. От качест­ ва этих работ зависит долговечность и привлекатель­ ность дома. При хорошей отделке фасадов, проверен­ ных конструкциях и правильной эксплуатации сельские саманные жилые дома служат десятилетиями. Напри­ мер, в Мукачеве сохранились двухэтажные саманные дома, построенные сто лет назад.

Вдомах из самана штукатурка должна быть прочной

инадежной гидроизоляцией, предохраняющей наруж­ ные стены от действия атмосферных осадков. В селах Закарпатья применяются специальные приемы для под­ готовки стен под штукатурку.

Штукатурка стен смешанной кладки, в которой один ряд самана чередуется с двумя рядами кирпича, про­ водится без специальной подготовки. Перед оштукату­ риванием со стен сметается пыль, расчищаются швы от раствора на глубину 3—4 см и стена смачивается во­ дой. Оштукатуривание производится тремя слоями рас­ твора: глиняным или глино-соломенным, известковым и

сложным цементным в набрызг.

Толщина слоя набрызга и его фактура зависят от длительности брызгания на стену, от расстояния и угла, под каким наносится раствор. Чем больше слоев на­

брызга, тем рельефнее фактура

стены.

Для

каждого

последующего слоя набрызга достаточно

50%

схваты­

вания раствора. При наружной

температуре

воздуха

18° известковый раствор наносится на глиняный через два дня и через день — набрызг.

В тех случаях, когда стены выложены только из са­ мана или в смешанной кладке С чередованием одного

97

ряда кирпича, штукатурка требует специальной под­ готовки.

В практике строительства существует несколько при­ емов такой подготовки саманных стен под штукатурку. Первый прием. В каждый блок самана забивают 100миллиметровые гвозди, головки которых выступают на 4—5 см. На гвозди натягивают двухмиллиметровую проволоку, покрывающую всю стену. Оштукатуривание производится двумя слоями —• известковым и сложным цементным раствором в набрызг. Известковый раствор наносят сильными бросками для заполнения всех про­ межутков проволочной сетки.

Второй прием. К саманной стене двухмиллиметровой проволокой и гвоздями крепится слой сухого камыша. Оштукатуривание производится двумя слоями — из­ вестковым и сложным цементным раствором в набрызг. Третий прием. На саманную стену наносится глино-со­ ломенный раствор, в который утапливается бой черепи­ цы или кирпича. Сверху наносится два слоя штукатур­ ки известковым и сложным цементным раствором (набрызг). В некоторых случаях поверхность торцовых стен, покрытых боем черепицы, утопленной в слой гли­ но-соломенного раствора, оставляется открытой без последующего нанесения набрызга. В этом случае че­ репица тщательно подгоняется и поверхность стены приобретает характер мозаики (Береговский район).

Каменные стены оштукатуривают без подготовки, но с очисткой и обмывкой их от пыли. Оштукатуривание производится двумя слоями — известковым раствором и сложным цементным раствором в набрызг. Для на­ ружных отделочных работ применяются растворы:

глиняный — глина: песок — 1: 3, 1 : 4; глино-соломенный — глина: солома —• 2:1; известковый — известь: песок — 1:2; 1:3; сложный (для набрызга) — цемент; известь: песок —

1:1:7, 1:1,5:9, 1:2:9.

98


В раствор для набрызга добавляется известь, предо­ храняющая штукатурку от трещин при быстром высы­ хании. В верхний слон набрызга добавляются красите­ ли (синька, плакатная гуашь, сажа, глины различных

цветов и т. д.).

При отделочных работах придерживаются определен­ ной последовательности. Первый слой наносят жидким

.раствором, спустя два-три дня, наносят второй, более густой слой, когда он подсохнет, наносят третий — набрызг. Первые слои штукатурки, в тех случаях, когда утапливается бей черепицы или кирпича, наносят густым глино-соломенным раствором.

Верхний слой штукатурки делают в набрызг, часто с добавлением красителей. Используют сложные раство­ ры с большим количеством цемента. В некоторых слу­ чаях берут на 100 л воды 30 кг извести и 14 кг цемента. Иногда набрызг наносят с каменной крошкой любых пород-в таком составе — цемент: крошка —• 1:2.

Набрызг делают метлой из свежесрезанных прутьев березы длиной 50 см, туго перевязанных в трех местах и ровно подрезанных. Раствор наносят постукиванием метлы о палочку, которую мастер держит под углом к стене. Чтобы поверхность была равномерной, набрызг должен делать один человек. Раствор наносится от трех до 12 раз. После 3—4 раз делается перерыв на 3—4 дня.

Для оформления наружных стен жилых домов приме­ няются красители: глина всевозможных тонов — жел­ тая, охристая, зеленая; краски — сурик сухой, гуашь черная и синяя, черная и красная тушь и др.

В Мукачевском районе используется пыль окиси ме­ таллической руды, которую перед, употреблением сма­ чивают водой и фильтруют. В некоторых случаях кра­ ситель, разведенный на известковом молоке, наносят сверх набрызга, а в раствор добавляют немного олифы. Но этот способ покраски фасадов может быть рекомен­

99

дован только в районах с сухим климатом. В верхний слой набрызга иногда для придания на поверхности стены игры света и тени добавляют слюду или рыбью чешую.

Во многих селах Закарпатья оформляют жилые дома рельефными орнаментами. На первый слой штукатурки наносят грубо цементный раствор на место размещения орнамента, а потом по свежему раствору его вырезают ножом. При нанесении верхних слоев набрызга на сте­ ну орнаменты прикрывают картоном или бумагой. В некоторых случаях на плоскостях стен делают горе­ льефные орнаменты, вырезанные в плоскости стены на втором слое штукатурки. После этого стену покрыва­ ют третьим слоем штукатурки — набрызгом. Орнамен­ ты размещают под окнами и между ними, украшают торцовую стену жилого дома.

Творческое использование народных архитектурностроительных приемов Закарпатья целесообразно при возведении современных сельских жилых домов и в других районах Украинской ССР.

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

Врайоне Карпат, где получило широкое развитие творчество народных мастеров (резчиков по дереву, гончаров и т. д.) и созданы замечательные памятники архитектуры, типовые проекты получат признание толь­ ко в том случае, если в них будут использованы архи­ тектурно-художественные приемы народного зодчества.

Впериод массовой застройки сел возникла проблема решения архитектурного облика сооружений, построен­ ных по типовым проектам. Как показывает практика строительства, архитектура жилых домов, построенных по этим проектам, вызывает критику со стороны сель­

100


ских жителей, тогда как во многих районах Украинской ССР жилые дома сельского самодеятельного строитель­ ства отличаются художественной выразительностью и большим разнообразием архитектурных форм.

Особенно в этом отношении отличаются современные сельские жилые дома района Карпат, построенные на­ родными мастерами. Архитектурно-художественная вы­ разительность этих домов наглядно свидетельствует о том, что новые формы жизни нашли отражение в совре­ менных решениях народной архитектуры. Простой ла­ коничный объем сельского дома, хорошие пропорции, своеобразная колоритная отделка фасадов и чувство меры в архитектурном убранстве в сочетании с отлич­ ным качеством отделочных работ делают жилище осо­ бенно красивым. Сохраняя близкие приемы планировки и объемно-пространственной композиции, карпатские дома отличаются большим разнообразием архитектур­ ного решения.

Различный характер обработки стен в сочетании с большими современными окнами, развитым свесом кровли и четким рисунком кладки фундамента придают своеобразие архитектуре жилого дома. Ведь старые гуцульские хаты по своим функциональным качествам давно устарели, но по-прежнему архитектура их про­ должает волновать нас своей законченностью и красо­ той. А секрет в том, что народные мастера, создавая жилище, руководствовались творческим методом зод­ чества. Глубоко чувствовали архитектурную компози­ цию сооружения, связь ее с природой, мисштаб соору­ жения, взаимосвязь общего объема с отдельными дета­ лями, цвет и фактуру строительных материалов. В этом отношении народное зодчество представляет богатый материал для познания творческих принципов, при по­ мощи которых создавалась архитектура сельского жи­ лища, не потерявшая до наших дней своего очарова­ ния.

101

Развитие экономики, повышение жизненного уровня на селе требуют увеличения темпов сельского жилищ­ ного строительства. Для этого необходимо строить по типовым проектам, внедрять индустриальное строи­ тельство. Застройка сел по типовым проектам — это основной перспективный путь застройки сел. Но приме­ няемые при этом простые стандартные детали, повторя­ емость одних и тех же ритмов вносит однообразие в архитектуру жилого дома. Поэтому архитектор должен разработать элементы, которые позволили бы при про­ стых ритмах создать архитектурно-художественный образ сельского жилого дома. При разумном методе строительства новые индустриальные формы совмести­ мы с эстетическими требованиями к архитектуре жило­

го дома.

Колоритная обработка фасадов —- применение цвета, фактуры, сочетание оштукатуренных стен с кирпичной

икаменной кладкой, с обшивкой досками, использова­ ние рельефа местности под цокольные этажи в сочета­ нии с озеленением усадьбы внесет разнообразие в типовую застройку сельских населенных пунктов.

Архитектура старого народного жилища по существу всегда была типовой. Это хорошо можно проследить на рубленых хатах. Почти во всех районах Карпат сущест­ вуют стандартные размеры отдельных элементов архи­ тектуры и оборудования интерьера. Такие стандарты были продиктованы функциональной целесообразностью

имодулем бревна. Но это не помешало народным стро­ ителям внести индивидуальность и художественную выразительность в архитектуру жилища различных 'сел

вКарпатах. Немногочисленность плановых решений старого сельского жилища привела к определенной типизации. Но в каждом отдельном случае народный мастер вносил творческое разнообразие в архитектуру дома. Часто можно наблюдать, что не только жилища отдельных районов Карпат имеют свои черты, по даже

102


в одном селе в отдельных хатах можно" шайти своеоб­ разный почерк народного мастера. Причем, это не эле­ менты украшательства, а формы, органично связанные с конструктивной сущностью всего сооружения. В то вре|ш.. как в современном строительстве подчас неумениеДиспользоваТъ новые стандартные изделия и строи­ тельные материалы при решении архитектуры сельских домов часто приводит к однообразию.

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Для архитектуры сельского жилого дома характерна лаконичность объемов, связанная с простотой решения плана.

Народные мастера достигали выразительности образа зданий путем объемно-пространственной композиции сооружения, хорошо вписывающегося в. ландшафт, ис­ пользуя игру света и тени, применяя конструктивные элементы, решенные с учетом/ природно-климатических условий.

Архитектура народного жилища западных районов имеет; общие, черты с архитектурой других районов Украины в функциональной организации дома и в пространственной его композиции. Однако наряду с общностью она имеет и свои характерные черты, кото­ рые сложились в результате социально-экономических и природно-климатических условий. Эти особенности вносят свюеобраЗиф в архитектуру жилища различных областей Кардат.

Композиционное решение старой хаты зависело от решения планов. В Прикарпатье, где распространен тип жилища на две половины, фасад во многих случаях решался симметрично, с входом в центральной части.

103

Галереи в этих домах размещались по длине всего фа­ сада, со входом из сеней. В некоторых селах ИваноФранковской и Черновицкой областей существует прием устройства крытого остекленного крыльца по ширине сеней, ведущего в галерею, а в селах Львовской обла­ сти — без галереи.

ВЗакарпатье, где тип хаты с одним жилым помеще­ нием, сенями и примыкающими к ним хозяйственны­ ми помещениями, пропорции сооружения были значи­ тельно удлинены. Соотношение высоты стены к длине доходило до 1:4, 1:5.

На архитектурно-пространственную композицию но­ вого сельского жилого дома существенное влияние ока­ зали социалистические преобразования в селах рас­ сматриваемых районов. Изменяется структура жилого дома — компактность плана, многокомнатность, высота

иплощадь помещений, количество и размеры оконных проемов, устройство мансардных этажей, наличие остек­ ленных веранд и т. д. Соотношение размеров стен и крыши приближается к 1:1, а высоты стены — к дли­ не в среднем 1 : 3.

Всвязи с многокомнатностью окна домов выходят на три стороны. В селах Закарпатья, где распространен дом с одним входом, на главный фасад выходит два больших окна, а в мансардных домах еще одно окно или остекленная веранда мансардного этажа.

ВПрикарпатье, где дома в основном с двумя входа­ ми, на главный фасад выходят веранды первых этажей. Встроенная веранда первого этажа размещается до по­ ловины длины фасада, а пристроенная — по оси дома.

Современным сельским жилым домам присуще сим­ метричное решение композиции основного объема.

105