Файл: Петрова, З. А. Сельские жилые дома в Карпатах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТАЛИ

В архитектуре современного сельского жилого дома получают свое дальнейшее развитие архитектурные элементы, которые сложились в народном жилище. — выносы крыш, галереи, фронтоны и т. д.

Для архитектуры старого и нового жилища харак­ терна однотипность архитектурно-художественных эле­ ментов. Детали летних помещений, окна, двери, фрон­ тоны и т. д., изготовленные народными мастерами, в разных районах Карпат имеют близкие размеры и об­ щие пропорциональные соотношения. Жилые дома, имеющие тождественные планы, воспринимаются поразному, благодаря решенным со вкусом архитектурно­ художественным деталям: резьбе, цвету, умелому ис­ пользованию природных условий — рельефу местности, озеленению усадьбы и т. д. Архитектурные детали жи­ лых домов органично слились с конструктивными эле­ ментами и эта логическаясвязь —- одна из основных достоинств архитектуры народного жилища. Народной архитектуре присуща тектоничность. Найденный мас­ штаб деталей и всего сооружения делает архитектуру старого и нового народного жилища гармонично закон­ ченной.

В старом жилище большие свесы крыш поддержива­ ются кронштейнами или столбиками галерей, где крон­ штейнами служат выпущенные бревна сруба с простой профилировкой их концов. Орнамент на кронштейнах, выполненный в крупной резьбе, отражает игру света и тени под свесами кровли.

В новых домах карнизы поддерживаются во многих случаях кронштейнами, образованными выцускомба­ лок перекрытия. Этим кронштейнам также придается крупная профилировка, обогащающая сдержанную архитектуру современного сельского жилого дома.

Детали галерей также являются объектом художест­

106


венного творчества народных мастеров. В народном жилище колонкам, поддерживающим галереи, придава­ ли различную профилировку, украшали крупной порезкой, перехватывали различными поясками, что придавало им изящество и легкость. Большой вынос крыш, поддерживаемых резными колонками, создает живописную и своеобразную архитектуру. В селе Гру­ шевом Тячевского района, а также в селах Белой Церк­ ви, Среднем Водяном Раховского района Закарпатской области галереи имеют вид аркад. Этот прием в свое время был распространен и в восточных областях Украины.

Ограждения галерей очень просты. К горизонтальным брусьям — поручням — вертикально прибиваются дос­ ки, которые внизу крепятся к обвязке сруба. Иногда на этих досках выпиливаются геометрические и раститель­ ные орнаменты. В очень старых хатах Закарпатья ограждениями служили горизонтальные брусья, толщи­ ной 10—15 см. Эти брусья покрывались простой резь­ бой — «зарубками», выполненными с помощью топора.

В народном жилище большое внимание уделялось оформлению входа на галерею, который представлял собой основной элемент архитектурной композиции дома. В Ивано-Франковской области верхняя часть двери входа на галерею профилировалась плавными кривыми линиями, покрывалась резьбой в виде шести­ лепестковой розетки.

Своеобразные входы на галереи хат в селе Тухолька Львовской области решены в виде порталов, украшен­ ных геометрическим и растительным орнаментом. Эти порталы хорошо выделяются на спокойном фоне рубле­ ных стен.

Большое внимание уделяется оформлению ограждений и оконных переплетов. Применяется профилированная резьба и накладные деревянные резные детали с геомет­ рическими и растительными орнаментами, используются

107

местные национальные мотивы. В некоторых случаях заметна перегрузка резными деталями. В оформлении остекленных веранд используются накладные переплеты различной формы. Веранды, украшенные резными дета­ лями и узорчатыми переплетами, являются одним из художественных акцентов на фоне сдержанной архитек­ туры современных сельских жилых домов.

Входные двери в старом жилище в основном без деко­ ративных украшений, но встречаются и, с художествен­ ной обработкой. Например, в Раховском районе Закар­ патской области полотнища дверей обшиты профилиро­ ванными досками в «елку».

В старом народном жилище уделялось внимание оформлению внутренних дверей со стороны жилого по­ мещения, представлявших один из композиционных эле­ ментов интерьера. Верхняя часть наличника покрыва­ лась плоскостной резьбой геометрического орнамента из шестилепестковых розеток в сочетании с квадратами. Интересны двери в селе Брустуры Ивано-Франковской области. Полотнища дверей обшиты профилированными досками, прикрепленными коваными гвоздями с больши­ ми шляпками. В центре дверей размещена металличес­ кая розетка с растительным орнаментом. Художествен­ ное решение этих дверей увязано с интерьером.

Двери в хозяйственных помещениях народные масте­ ра исполняли также со вкусом. Например,,в стайне, по­ мимо основных дверей, устраивали еще наружную ре­ шетчатую калитку высотой 100—120 см, чтобы при открытых дверях из помещения не мог выйти скот. Соче­ тание профилированных планок, из которых состоит ре­ шетка, дает интересный рисунок. Таким образом, эле­ мент сооружения, имеющий практическое значение, пре­ вращается в архитектурно-художественную деталь. ,

Для современных сельских домов характерно увели­ чение размеров дверных проемов. Наружные двери в большинстве двухстворчатые, шириной 120 см. На ве-

108


ранду ведут остекленные дверн, основным украшением которых являются накладные узорчатые переплеты. Внутренние двери во многих случаях делают двухствор­ чатые, шириной ПО—120 см, или одностворчатые, шири­ ной 80—90 см, обычно филенчатые, а в некоторых слу­ чаях с верхним остеклением.

Внешний вид дома может значительно улучшить ок­ раска дверей. Это относится особенно к так называе­ мым наборным дверям, получившим распространение в практике строительства. Они отличаются от обычных тем, что плоскость их обшивают небольшими профили­ рованными планками, которые прибиваются в опреде­ ленном порядке, создавая при этом тот или иной рису­ нок обшивки. Такие двери обычно красятся в темные тона. Особенно интересно решаются наборные двери в том случае, когда по основному цветному фону отдель­ ные элементы обшивки окрашиваются в более яркие то­ на. Такая окраска, как правило, подчеркивает орнамен­ тальный строй обшивки, являясь при умелом сочетании тонов одним из основных средств декоративно-художе­ ственного решения жилого дома.

Встарых хатах оконные проемы маленькой величи­ ны, в среднем 40X40 см. Они обрамлялись простыми наличниками из брусков. В новых сельских домах окна гораздо большего размера (до 190X160 см), трехствор­ чатые, часто с открывающейся верхней фрамугой.

ВПрикарпатье художественному оформлению окон дома не уделяется особого внимания, за исключением тех случаев, когда наличникам придается различная профилировка. В основном акцентируется оформление оконных переплетов остекленных веранд первого и ман­ сардного этажей.

ВЗакарпатье в современных сельских каменных и са­ манных жилых домах своеобразно оформляются и окон­ ные проемы. Они подчеркиваются вертикальными ошту­

катуренными цветными полосками шириной 15—20 см,

109

с фактурной обработкой (набрызг), а в некоторых слу­ чаях горизонтальными профйлированными поясками, что гармонирует с гладкой плоскостью стены и обога­ щает сдержанную архитектуру сельских жилых домов.

В архитектурном образе старого и нового народного жилища имеет большое значение крыша.

Крыши в старых хатах четырехскатные, в новых до­ мах в большинстве двухскатные, дающие возможность устраивать мансардный этаж. Большой свес крыши об­ разует глубокую тень на фасаде, а значительная вы­ сота —■ своеобразный силует жилого дома. Основной художественный акцент кровли сосредоточен на реше­ нии небольшого фронтона. Сочетание различных профи­ лированных и резных деталей фронта создает рисунок, читающийся на большом расстоянии. Концам гонта при­ дается заостренная форма, что сообщает поверхности крыши чешуйчатую фактуру. На коньке гонт выпус­ кается заостренными концами, оживляя таким образом силует крыши.

В архитектуре современных сельских жилых домов архитектурно-художественное решение фронтонов не ут­ ратило своего значения. Изменилась лишь форма и раз­ меры в связи с изменеием объемно-пространственной композиции всего здания. В мансардных жилых домах Прикарпатья они решаются вместе с балконом или лоджией, выходящей на торцовый фасад, и по-прежнему украшаются резными деталями по мотивам народной архитектуры.

В современных каменных и саманных жилых домах Закарпатья фронтоны украшаются лепными орнамента­ ми растительного и геометрического рисунка. Решение таких фронтонов, исполненных с фантазией и вкусом, ха­ рактерно для сел Мукачевского, Хустского и Тячевского районов Закарпатья.

Простая конструкция потолка с продольными и попе­ речными балками в старом народном жилище являлась

ПО


одновременно и его архитектурным решением, где со­ четание профилированных досок и сволоков создавало впечатление кессонов, облегчающих пространственно низкие потолки. В новых жилых домах потолки обыч­ ные, гладкие, оштукатуренные.

Полы не имеют художественных элементов, но есть отдельные интересные решения. Например, в дощатый пол врезаны на глубину 1,5 см планки из мореного черного дуба, составляющего геометрический рисунок, увязанный с материалом и конструкцией пола (хата в с. Бабине Ивано-Франковской области). В с. Турках Львовской области в современных сельских домах ин­ тересно решены полы из досок, уложенных в елку.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ

Сельские жители издавна окружали красотой свое жили­ ще. Домашняя утварь, одежда, архитектура — все являлось объектом народного творчества. Резные и выжженные орнаменты, вышивки и росписи — подлин­ ные произведения искусства. В этом сказалось стремле­ ние человека к прекрасному.

Требования, предъявляемые к современному сельско­ му жилому дому, должны найти отражение не только в повышении его конструктивной и экономической це­ лесообразности, но и в архитектурно-художественном образе, так как эстетическая сторона — один из фак­ торов повышения культуры сельских жителей.

Памятники зодчества, жилище, предметы прикладного искусства, созданные руками народных умельцев, до сих пор волнуют и поражают нас своей красотой и искрен­ ностью. Произведения народного искусства всегда есте­ ственны, потому что каждая художественная форма вы­ текает из назначения предмета, его материала. Народ­ ному искусству чуждо украшательство. В архитектуре

111

жилища или в предметах прикладного искусства харак­ терна конструктивная четкость, а в построении орнамен­ тов — отсутствие натуралистических элементов.

Выполняя резьбу с умением и вкусом, мастера-рез­ чики хорошо чувствуют материал, назначение детали, ее роль в архитектуре всего сооружения. Резьба в архи­ тектуре народного жилища является средством для рас­ крытия главного в общей композиции жилого дома, на­ пример, входа, галереи, фронтона, кронштейнов и т. д.

Поэтому она

производит художественное впечатление

и неотделима от всего сооружения.

Наибольшее

распространение в западных областях

Украины получила резьба с геометрическим плоскост­ ным орнаментом. Рисунок исполнен неглубокими по­ резками в двух плоскостях. В форме орнамента суще­ ствует много общего с народной резьбой центральных областей Украины. Рисунок резьбы состоит из отдель­ ных, выработанных годами элементов. В сочетании этих рисунков отражено богатство народной фантазии. Плос­ костная резьба, получившая широкое распространение в старом рубленом жилище, не нашла широкого при­ менения в архитектуре современных сельских жилых домов. Замена леса такими строительными материала­ ми как саман, туф и т. п. ограничили ее применение.

В новых сельских жилых домах резьба по дереву не утратила своего значения, но используется в виде про­ филированных деталей веранд, балконов, лоджий и фронтонов.

Значительное место в народном искусстве, в том чис­ ле и в народной архитектуре, занимает керамика. Та­ кие предметы, как печной кафель, кувшины, тарелки, имеющие чисто утилитарное назначение, в то же время являются объектом художественного творчества. Худо­ жественную керамику изготовляли методом обжига с гравированным рисунком и глазурью. Особенность ка­ фельных плиток заключается в том, что своеобразная

112


растительная орнаментика, исполненная желтыми, зеле­ ными, коричневыми и белыми красками, сочетается с бытовыми сценами (пахарь с плугом, пастух со стадом).

В архитектуре сельского жилого дома большую роль иг­ рают различные приемы обработки поверхности стены, придающей ей фактуру и цвет. Народные мастера чув­ ствуют логику и красоту конструкции, а также колорит местных строительных материалов, используя их деко­ ративные свойства, цвет, фактуру. Скромную архитек­ туру сельских жилых домов оживляет сочетание есте­ ственных цветов различных строительных материалов: камня, дерева, кирпича и т. д. Желтые, розовые и се­ рые туфы хорошо сочетаются с белой поверхностью оштукатуренной стены, синяя штукатурка в набрызг — с серым камнем цоколя и розовой черепицей.

Народные мастера Карпат, применяя строительные материалы в естественном виде, простыми средствами достигают художественного эффекта. Например, в цве­ товом решении фасада играет роль сочетание архитек­ турных деталей цвета дерева с белой или голубой окрас­ кой плоскостей стен, серого и голубоватого тонов туфа с темно-серыми тонами андезита и красным цветом че­ репицы и т. д. Применение естественных строительных материалов дает и определенный экономический эффект. Примером творческого использования народных приемов в современной архитектуре является и опыт Прибалти­ ки, где ,в решении фасадов и интерьеров находит приме­ нение сочетание естественного цвета и фактуры таких материалов, как бутовый камень, кирпич, дерево, бетон, фактурная штукатурка без покраски и т. д.

Для массового сельского жилищного строительства, производимого индустриальными методами, также мож­ но рекомендовать декоративную отделку поверхности

114