ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТАЛИ
В архитектуре современного сельского жилого дома получают свое дальнейшее развитие архитектурные элементы, которые сложились в народном жилище. — выносы крыш, галереи, фронтоны и т. д.
Для архитектуры старого и нового жилища харак терна однотипность архитектурно-художественных эле ментов. Детали летних помещений, окна, двери, фрон тоны и т. д., изготовленные народными мастерами, в разных районах Карпат имеют близкие размеры и об щие пропорциональные соотношения. Жилые дома, имеющие тождественные планы, воспринимаются поразному, благодаря решенным со вкусом архитектурно художественным деталям: резьбе, цвету, умелому ис пользованию природных условий — рельефу местности, озеленению усадьбы и т. д. Архитектурные детали жи лых домов органично слились с конструктивными эле ментами и эта логическаясвязь —- одна из основных достоинств архитектуры народного жилища. Народной архитектуре присуща тектоничность. Найденный мас штаб деталей и всего сооружения делает архитектуру старого и нового народного жилища гармонично закон ченной.
В старом жилище большие свесы крыш поддержива ются кронштейнами или столбиками галерей, где крон штейнами служат выпущенные бревна сруба с простой профилировкой их концов. Орнамент на кронштейнах, выполненный в крупной резьбе, отражает игру света и тени под свесами кровли.
В новых домах карнизы поддерживаются во многих случаях кронштейнами, образованными выцускомба лок перекрытия. Этим кронштейнам также придается крупная профилировка, обогащающая сдержанную архитектуру современного сельского жилого дома.
Детали галерей также являются объектом художест
106
венного творчества народных мастеров. В народном жилище колонкам, поддерживающим галереи, придава ли различную профилировку, украшали крупной порезкой, перехватывали различными поясками, что придавало им изящество и легкость. Большой вынос крыш, поддерживаемых резными колонками, создает живописную и своеобразную архитектуру. В селе Гру шевом Тячевского района, а также в селах Белой Церк ви, Среднем Водяном Раховского района Закарпатской области галереи имеют вид аркад. Этот прием в свое время был распространен и в восточных областях Украины.
Ограждения галерей очень просты. К горизонтальным брусьям — поручням — вертикально прибиваются дос ки, которые внизу крепятся к обвязке сруба. Иногда на этих досках выпиливаются геометрические и раститель ные орнаменты. В очень старых хатах Закарпатья ограждениями служили горизонтальные брусья, толщи ной 10—15 см. Эти брусья покрывались простой резь бой — «зарубками», выполненными с помощью топора.
В народном жилище большое внимание уделялось оформлению входа на галерею, который представлял собой основной элемент архитектурной композиции дома. В Ивано-Франковской области верхняя часть двери входа на галерею профилировалась плавными кривыми линиями, покрывалась резьбой в виде шести лепестковой розетки.
Своеобразные входы на галереи хат в селе Тухолька Львовской области решены в виде порталов, украшен ных геометрическим и растительным орнаментом. Эти порталы хорошо выделяются на спокойном фоне рубле ных стен.
Большое внимание уделяется оформлению ограждений и оконных переплетов. Применяется профилированная резьба и накладные деревянные резные детали с геомет рическими и растительными орнаментами, используются
107
местные национальные мотивы. В некоторых случаях заметна перегрузка резными деталями. В оформлении остекленных веранд используются накладные переплеты различной формы. Веранды, украшенные резными дета лями и узорчатыми переплетами, являются одним из художественных акцентов на фоне сдержанной архитек туры современных сельских жилых домов.
Входные двери в старом жилище в основном без деко ративных украшений, но встречаются и, с художествен ной обработкой. Например, в Раховском районе Закар патской области полотнища дверей обшиты профилиро ванными досками в «елку».
В старом народном жилище уделялось внимание оформлению внутренних дверей со стороны жилого по мещения, представлявших один из композиционных эле ментов интерьера. Верхняя часть наличника покрыва лась плоскостной резьбой геометрического орнамента из шестилепестковых розеток в сочетании с квадратами. Интересны двери в селе Брустуры Ивано-Франковской области. Полотнища дверей обшиты профилированными досками, прикрепленными коваными гвоздями с больши ми шляпками. В центре дверей размещена металличес кая розетка с растительным орнаментом. Художествен ное решение этих дверей увязано с интерьером.
Двери в хозяйственных помещениях народные масте ра исполняли также со вкусом. Например,,в стайне, по мимо основных дверей, устраивали еще наружную ре шетчатую калитку высотой 100—120 см, чтобы при открытых дверях из помещения не мог выйти скот. Соче тание профилированных планок, из которых состоит ре шетка, дает интересный рисунок. Таким образом, эле мент сооружения, имеющий практическое значение, пре вращается в архитектурно-художественную деталь. ,
Для современных сельских домов характерно увели чение размеров дверных проемов. Наружные двери в большинстве двухстворчатые, шириной 120 см. На ве-
108
ранду ведут остекленные дверн, основным украшением которых являются накладные узорчатые переплеты. Внутренние двери во многих случаях делают двухствор чатые, шириной ПО—120 см, или одностворчатые, шири ной 80—90 см, обычно филенчатые, а в некоторых слу чаях с верхним остеклением.
Внешний вид дома может значительно улучшить ок раска дверей. Это относится особенно к так называе мым наборным дверям, получившим распространение в практике строительства. Они отличаются от обычных тем, что плоскость их обшивают небольшими профили рованными планками, которые прибиваются в опреде ленном порядке, создавая при этом тот или иной рису нок обшивки. Такие двери обычно красятся в темные тона. Особенно интересно решаются наборные двери в том случае, когда по основному цветному фону отдель ные элементы обшивки окрашиваются в более яркие то на. Такая окраска, как правило, подчеркивает орнамен тальный строй обшивки, являясь при умелом сочетании тонов одним из основных средств декоративно-художе ственного решения жилого дома.
Встарых хатах оконные проемы маленькой величи ны, в среднем 40X40 см. Они обрамлялись простыми наличниками из брусков. В новых сельских домах окна гораздо большего размера (до 190X160 см), трехствор чатые, часто с открывающейся верхней фрамугой.
ВПрикарпатье художественному оформлению окон дома не уделяется особого внимания, за исключением тех случаев, когда наличникам придается различная профилировка. В основном акцентируется оформление оконных переплетов остекленных веранд первого и ман сардного этажей.
ВЗакарпатье в современных сельских каменных и са манных жилых домах своеобразно оформляются и окон ные проемы. Они подчеркиваются вертикальными ошту
катуренными цветными полосками шириной 15—20 см,
109
с фактурной обработкой (набрызг), а в некоторых слу чаях горизонтальными профйлированными поясками, что гармонирует с гладкой плоскостью стены и обога щает сдержанную архитектуру сельских жилых домов.
В архитектурном образе старого и нового народного жилища имеет большое значение крыша.
Крыши в старых хатах четырехскатные, в новых до мах в большинстве двухскатные, дающие возможность устраивать мансардный этаж. Большой свес крыши об разует глубокую тень на фасаде, а значительная вы сота —■ своеобразный силует жилого дома. Основной художественный акцент кровли сосредоточен на реше нии небольшого фронтона. Сочетание различных профи лированных и резных деталей фронта создает рисунок, читающийся на большом расстоянии. Концам гонта при дается заостренная форма, что сообщает поверхности крыши чешуйчатую фактуру. На коньке гонт выпус кается заостренными концами, оживляя таким образом силует крыши.
В архитектуре современных сельских жилых домов архитектурно-художественное решение фронтонов не ут ратило своего значения. Изменилась лишь форма и раз меры в связи с изменеием объемно-пространственной композиции всего здания. В мансардных жилых домах Прикарпатья они решаются вместе с балконом или лоджией, выходящей на торцовый фасад, и по-прежнему украшаются резными деталями по мотивам народной архитектуры.
В современных каменных и саманных жилых домах Закарпатья фронтоны украшаются лепными орнамента ми растительного и геометрического рисунка. Решение таких фронтонов, исполненных с фантазией и вкусом, ха рактерно для сел Мукачевского, Хустского и Тячевского районов Закарпатья.
Простая конструкция потолка с продольными и попе речными балками в старом народном жилище являлась
ПО
одновременно и его архитектурным решением, где со четание профилированных досок и сволоков создавало впечатление кессонов, облегчающих пространственно низкие потолки. В новых жилых домах потолки обыч ные, гладкие, оштукатуренные.
Полы не имеют художественных элементов, но есть отдельные интересные решения. Например, в дощатый пол врезаны на глубину 1,5 см планки из мореного черного дуба, составляющего геометрический рисунок, увязанный с материалом и конструкцией пола (хата в с. Бабине Ивано-Франковской области). В с. Турках Львовской области в современных сельских домах ин тересно решены полы из досок, уложенных в елку.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ
Сельские жители издавна окружали красотой свое жили ще. Домашняя утварь, одежда, архитектура — все являлось объектом народного творчества. Резные и выжженные орнаменты, вышивки и росписи — подлин ные произведения искусства. В этом сказалось стремле ние человека к прекрасному.
Требования, предъявляемые к современному сельско му жилому дому, должны найти отражение не только в повышении его конструктивной и экономической це лесообразности, но и в архитектурно-художественном образе, так как эстетическая сторона — один из фак торов повышения культуры сельских жителей.
Памятники зодчества, жилище, предметы прикладного искусства, созданные руками народных умельцев, до сих пор волнуют и поражают нас своей красотой и искрен ностью. Произведения народного искусства всегда есте ственны, потому что каждая художественная форма вы текает из назначения предмета, его материала. Народ ному искусству чуждо украшательство. В архитектуре
111
жилища или в предметах прикладного искусства харак терна конструктивная четкость, а в построении орнамен тов — отсутствие натуралистических элементов.
Выполняя резьбу с умением и вкусом, мастера-рез чики хорошо чувствуют материал, назначение детали, ее роль в архитектуре всего сооружения. Резьба в архи тектуре народного жилища является средством для рас крытия главного в общей композиции жилого дома, на пример, входа, галереи, фронтона, кронштейнов и т. д.
Поэтому она |
производит художественное впечатление |
и неотделима от всего сооружения. |
|
Наибольшее |
распространение в западных областях |
Украины получила резьба с геометрическим плоскост ным орнаментом. Рисунок исполнен неглубокими по резками в двух плоскостях. В форме орнамента суще ствует много общего с народной резьбой центральных областей Украины. Рисунок резьбы состоит из отдель ных, выработанных годами элементов. В сочетании этих рисунков отражено богатство народной фантазии. Плос костная резьба, получившая широкое распространение в старом рубленом жилище, не нашла широкого при менения в архитектуре современных сельских жилых домов. Замена леса такими строительными материала ми как саман, туф и т. п. ограничили ее применение.
В новых сельских жилых домах резьба по дереву не утратила своего значения, но используется в виде про филированных деталей веранд, балконов, лоджий и фронтонов.
Значительное место в народном искусстве, в том чис ле и в народной архитектуре, занимает керамика. Та кие предметы, как печной кафель, кувшины, тарелки, имеющие чисто утилитарное назначение, в то же время являются объектом художественного творчества. Худо жественную керамику изготовляли методом обжига с гравированным рисунком и глазурью. Особенность ка фельных плиток заключается в том, что своеобразная
112
растительная орнаментика, исполненная желтыми, зеле ными, коричневыми и белыми красками, сочетается с бытовыми сценами (пахарь с плугом, пастух со стадом).
□
В архитектуре сельского жилого дома большую роль иг рают различные приемы обработки поверхности стены, придающей ей фактуру и цвет. Народные мастера чув ствуют логику и красоту конструкции, а также колорит местных строительных материалов, используя их деко ративные свойства, цвет, фактуру. Скромную архитек туру сельских жилых домов оживляет сочетание есте ственных цветов различных строительных материалов: камня, дерева, кирпича и т. д. Желтые, розовые и се рые туфы хорошо сочетаются с белой поверхностью оштукатуренной стены, синяя штукатурка в набрызг — с серым камнем цоколя и розовой черепицей.
Народные мастера Карпат, применяя строительные материалы в естественном виде, простыми средствами достигают художественного эффекта. Например, в цве товом решении фасада играет роль сочетание архитек турных деталей цвета дерева с белой или голубой окрас кой плоскостей стен, серого и голубоватого тонов туфа с темно-серыми тонами андезита и красным цветом че репицы и т. д. Применение естественных строительных материалов дает и определенный экономический эффект. Примером творческого использования народных приемов в современной архитектуре является и опыт Прибалти ки, где ,в решении фасадов и интерьеров находит приме нение сочетание естественного цвета и фактуры таких материалов, как бутовый камень, кирпич, дерево, бетон, фактурная штукатурка без покраски и т. д.
Для массового сельского жилищного строительства, производимого индустриальными методами, также мож но рекомендовать декоративную отделку поверхности
114