ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
и* : ЭКЗЕМПЛЯР
РЕМОНТ
СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАШИН
Утвержден Начальником железнодорожных войск в качестве учебника для Высшего командного училища
железнодорожных войск и военных сообщений
Ордена Трудового Красного Знамени
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М О С К В А — 1 9 7 4
Ге*.лублинчккпнн
I Ч И Т А Л Ь Н О ? О З А Л А
щ - т з о '
Учебник написан коллективом авторов: доцент, кандидат техни ческих наук полковник-инженер Тюканов И. М. (главы 6, 7 и 10), профессор, доктор технических наук полковник-инженер запаса Каракулев А. В. (главы 5, 11 и 13), подполковник-инженер Скот ников М. Н. (главы 7, 8 и 9), доцент, кандидат технических наук подполковник-инженер запаса Ильин М. Е. (главы 1, 2, 3 и 4).
Руководитель авторского коллектива генерал-майор технических войск Байдаков П. М.
Общее редактирование выполнено профессором, доктором тех нических наук полковником-инженером запаса Каракулевым А. В.
© Воениздат, 1974
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного проведения боевых операций в современной войне от железнодорожных войск требуется, чтобы они в короткие сроки восстанавливали железнодорожные участки и отдельные объекты на театре военных действий. Эту задачу железнодорож ные войска смогут решать успешно только путем широкого при менения всевозможных машин и механизмов.
За послевоенный период число машин в частях железнодорож ных войск увеличилось в несколько раз, резко возросла произво дительность машин всех видов и типов. Благодаря этому процесс восстановления (строительства) железных дорог сейчас представ ляет собой совокупность взаимоувязанных во времени, выполняе мых машинами операций, а решения на восстановление железно дорожных участков стали приниматься командованием на основе анализа производственной мощности частей, и в первую очередь по машинам.
Процесс строительства и восстановления дорог — это не только созидание, но одновременно и процесс расхода запасенной заранее «энергии», т. е. производственного потенциала. Указанный расход проявляется, в частности, в том, что машины изнашиваются, выбы вают из строя в результате боевого воздействия противника, вслед ствие чего уменьшается производственная мощность частей.
Ремонт машин позволяет возвращать изношенные и поврежден ные машины в строй. Это значит, что ремонт является процессом, в результате которого как бы воссоздается производственная мощ ность войск.
Потери производственной мощности по машинам войска могут восстанавливать не только путем ремонта, но и за счет получения новых машин взамен выбывающих из строя. Однако эффективно сти каждого из этих направлений совсем не равнозначны. Эффек тивность ремонта особенно возрастает в ситуациях военного вре мени, когда фактор времени оказывается решающим. Опыт Вели кой Отечественной войны свидетельствует, что за счет ремонта можно в несколько раз увеличить время нахождения войск в бое способном по технике состоянии.
1* |
3 |
Однако ремонт машин — это не только пополнение, но вместе с тем и издержки ресурсов. Для ремонта нужны люди, материалы и время. С увеличением численности и повышением конструктив ной сложности машин сфера ремонта расширяется, растут отно сительно и абсолютно затраты труда и времени на ремонт, повы шаются требования к качеству ремонта и срокам его выпол
нения.
Вот почему ремонт машин в современных условиях стал не только важным средством быстрого восстановления производствен ного потенциала войск, но одновременно и большим внутренним резервом повышения общей эффективности войск.
Советские ученые внесли большой вклад в разработку теории старения и ремонта машин. Основоположниками этой теории в на шей стране являются профессора В. И. Казарцев, М. М. Хрущов, В. В. Ефремов, К. И. Кошкин, А. И. Селиванов, А. С. Проников и другие.
Современное состояние теории ремонта техники характеризует ся рядом новых достижений. Так, для описания исследуемых явле ний и событий стали широко применять математические модели, что позволило существенно повысить результативность научных разработок в теории старения и надежности машин.
Применение системного метода и экономико-математических мо делей при анализе систем ремонта и ремонтных органов позволило поставить на более строгую научную основу проектирование ре монтных органов и управление ими.
Основная цель учебной дисциплины «Ремонт машин» заклю чается в том, чтобы научить будущих офицеров правильно исполь зовать ресурсы и управлять процессами ремонта, т. е. разраба тывать различные варианты решений задач в области ремонта тех ники, выбирать и реализовать на практике из множества решений наиболее эффективные.
Вданном Учебнике изложение дисциплины «Ремонт машин» начинается с рассмотрения процессов производства машин, причин, вызывающих отказ машин и необходимость их ремонта, экономи ческих факторов, влияющих на целесообразность восстановления машины после появления отказа. Далее излагаются современные технологические приемы и способы ремонта типовых узлов и де талей машин. Эти знания являются необходимыми для разработки вариантов системы ремонта техники и для оценки эффективности и возможностей существующих систем ремонта и единичных ремонт ных органов. Затем излагаются методы, позволяющие строить и выбирать наиболее эффективные по заданному критерию варианты единичных ремонтных органов.
Учитывая, что эффективность ремонта техники существенно за висит от способа совмещения ремонтного фонда с ремонтными средствами, в Учебнике рассматриваются основные положения та кого совмещения.
Всвязи с ограниченным объемом книги вопросы организации ремонта машин освещены в Учебнике кратко и только в той мере,
4
в какой они связаны с технологическими процессами ремонта. При этом учитывалось и то, что система организации ремонта машин подробно изложена в Руководстве для железнодорожных войск «Организация эксплуатации и ремонта средств технического воору жения» (РЭР-68).
Авторы выражают глубокую благодарность полковнику-инжене- ру запаса Андрееву Б. А. за его труд по рецензированию рукописи Учебника и сделанные при этом весьма полезные замечания и ре комендации.
Р А З Д Е Л 1
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ понятия о ПРОИЗВОДСТВЕННОМ
ИТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССАХ
ВМАШИНОСТРОЕНИИ
§1. Производственный и технологический процессы
вмашиностроении
Машиностроительная промышленность является ведущей от раслью производства. Она выпускает необходимые для всех отра слей народного хозяйства орудия труда — машины, приборы, ап параты и различное оборудование, обеспечивая тем самым мате риальные условия для технического прогресса и повышения произ водительности общественного труда, определяющих непрерывный рост благосостояния народа, экономического могущества и оборон ной мощи государства.
Машиностроительное производство является многоотраслевым. Оно включает станкостроение, автомобилестроение, тракторострое ние, строительное машиностроение и т. д. Большинство машин, ис пользуемых в транспортном строительстве, кроме автомобилей и тракторов, производится отраслями строительного, дорожного и транспортного машиностроения.
Первичными звеньями в составе любой отрасли машинострое ния, как и во всей промышленности страны, являются предприя тия, которые, используя принадлежащие обществу средства про изводства, осуществляют в соответствии с государственным планом процесс производства продукции.
Процесс производства продукции связан с выполнением различ ных частичных процессов, охватывающих подготовку и рациональ ное использование средств производства, обслуживание рабочих мест в соответствии с научной организацией труда, получение, хранение и подготовку к использованию сырья и полуфабрикатов, изготовление заготовок, обработку, транспортировку и хранение деталей, сборку узлов и машин в целом, технический контроль на всех стадиях производства и т. д.
6
Совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих частичных процессов, в результате которых исход ные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовое изделие, соответствующее своему служебному назначению, представляет со бой п р о и з в о д с т в е н н ы й проце с с .
Изделиями для данного предприятия могут быть отдельные де тали (или даже их заготовки), узлы и машины. Соответственно и содержание производственного процесса на машиностроительных предприятиях различно. По содержанию производственного про цесса машиностроительные заводы подразделяются:
— на'заводы с полным (или замкнутым) технологическим цик лом, на которых готовые изделия в виде отдельных узлов или ма шин изготовляются из поставляемых материалов. На этих заводах производится заготовка и обработка деталей, а также сборка узлов
имашин;
— на заводы механосборочного типа, производящие обработку
деталей из поставляемых по кооперации заготовок и сборку гото вых изделий в виде узлов и машин:
— на заводы сборочного типа, производящие сборку узлов и машин из поставляемых готовых деталей;
— на заводы, выпускающие изделия в виде заготовок (напри мер, отливки, поковки);
— на заводы, выпускающие в качестве изделий детали того или иного вида (зубчатые колеса, валы, крепежные детали и т. д.).
Возможно сочетание различных видов продукции на одном и том же предприятии. Например, машиностроительные заводы, про изводящие машины, как правило, выпускают и детали к ним в ка честве запасных частей.
Разнообразие видов машиностроительных предприятий отра жает особенности с п е ц и а л и з а ц и и п р е д п р и я т и й , осуще ствление которой является одним из важнейших условий техниче ского прогресса.
Специализация, являясь формой общественного разделения труда, заключается в том, что изготовление изделий или их частей закрепляется за определенными отраслями или предприятиями, а внутри предприятия — за определенными цехами, участками и ра бочими местами. Она позволяет осуществлять широкую механиза цию и автоматизацию производства с применением специализиро ванных станков и оборудования, наиболее полно использовать про изводственные мощности, достигать высокой производительности труда и качества продукции, снижать себестоимость изделий. Эф фект специализации, как правило, тем выше, чем более узко про ведена специализация.
Существуют две основные формы специализации производства: технологическая и предметная. Предприятие с технологической спе циализацией или его подразделение выполняет комплекс однород ных процессов в отношении различных изделий. По такому при знаку специализированы, например, литейные заводы, кузнечные цехи, механические цехи и т. д. Предприятие или его подразделе
7
ние с предметной специализацией выполняет различные процессы в отношении однородных изделий. Так специализированы, на пример, моторные заводы, цехи по производству задних мостов, участки изготовления валов, зубчатых колес и т. д.
Предметная специализация в целом является более прогрес сивной, поскольку при этом обеспечивается наибольшее террито риальное сближение отдельных фаз и стадий производственного процесса, возрастают возможности его полной механизации и авто матизации, упрощается организация и сокращается длительность изготовления изделия. Ярким примером использования преиму ществ предметной специализации являются заводы-автоматы (на пример, завод-автомат по производству поршней автомобильных двигателей).
Основу производственного процесса составляет технологический
процесс |
производства машин. |
Т е х |
н о л о г и ч е с к и м п р о ц е с с о м производства машин |
называют часть производственного процесса, непосредственно свя занную с последовательным изменением форм, размеров, состоя ния поверхностей и свойств заготовок или деталей, а также со сборкой деталей в узлы и машины.
Технологический процесс |
выполняется на рабочих местах. Р а- |
б о ч е е м е с т о есть часть |
производственной площади, рассчи |
танная на одного или нескольких человек, занятых выполнением одной работы, оснащенная необходимым для этого оборудованием и обеспеченная в должной степени материалами, полуфабриката
ми и деталями. |
процесс |
расчленяется |
на операции. О п е р а |
||
Технологический |
|||||
цией называется часть технологического |
процесса, |
выполняемая |
|||
в отношении определенного |
объекта (заготовки, |
детали, |
узла |
||
и т. д.) на одном |
рабочем |
месте одним |
или несколькими |
рабо |
|
чими. |
|
|
|
|
|
Операция может состоять из нескольких переходов. П е р е х о д есть часть операции, выполняемая в отношении одной поверхности одним и тем же инструментом при неизменном режиме работы станка. Применительно к сборке под переходом понимается часть операции, которая выполняется над одним сопряжением с по мощью одного инструмента.
§ 2. Типы машиностроительного производства
Технологический процесс изготовления изделий и применяемые при этом оборудование, приспособления и инструмент в значитель ной степени определяются объемом производственной программы, и главным образом числом изготовляемых однотипных машин. По этому признаку машиностроительное производство подразделяется на три типа: единичное, серийное и массовое.
Е д и н и ч н о е п р о и з в о д с т в о характеризуется тем, что из_делия каждого вида изготовляются единично или в малых колит чествах. Вследствие этого на каждом рабочем месте выполняются
8