ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
стены, но изготовление ее должно осуществляться за
водским путем.
В Москве научно-исследовательским институтом строительных материалов разработана технология полу чения легких бетонов марки 50—75, которые сразу по зволяют получать декоративные поверхности панелей с разнообразной фактурой и цветом.
Декоративность отделки панелей достигается исполь зованием белых и цветных цементов, светлых заполни телей из дробленого природного камня.
Декоративные свойства строительных материалов не обходимо использовать в архитектуре современных сельских жилых домов.
Оформление плоскости стены старого рубленого жи лища в западных областях Украины отличается просто той и строгостью. В большинстве случаев сруб оставал ся открытым, не оштукатуривался. В некоторых селах Закарпатской и Львовской областей для утепления его покрывали тонким слоем глины с наружной и внут ренней стороны, а иногда глиной только замазывали швы сруба. Поверх этого по линии шва наносили поло сы различных цветов — синие, коричневые, белые. Для большего эффекта край полосы обводили каким-либо контрастным цветом, например, белым, а в некоторых случаях и черным. Торцы бревен также окрашивали в различные цвета — синий, красный, коричневый. Таким образом, чисто функциональный прием утепления жи лища переходил в художественный. Аналогичное реше ние плоскости стены рубленой хаты можно встретить в горных селах Румынии, Чехословакии, Венгрии и Польши.
Народные мастера со вкусом и тактом, простыми средствами решают художественное оформление стен современных сельских жилых домов, гармонирующих с колоритом Карпат, сочетая ярко-синие, красные и бе лые тона. В с. Великой Копане на почти черной поверх
115
ности стены, оштукатуренной в набрызг, нанесены круп ные белые растительные орнаменты, напоминающие го рельефную штукатурку — сграффито.
В Закарпатской области в оштукатуренных домах, возведенных из любого материала, применяется цвето вая окраска, профилировка в виде горизонтальных и вертикальных тяг — поясков, карнизов, пилястр, налич ников и т. д., рельефные растительные орнаменты. Все эти приемы в сочетании с цветовым решением фасадов придают жилым домам своеобразный и привлекатель ный вид.
Для окраски старого народного жилища применя лись синька, земляные глины разных цветов, мел, сажа и различные растительные краски (отвары, соки, на стои из ягод и трав). Тона создавались смешиванием отдельных красителей, например, глины с сажей, глины с мелом. В современном сельском строительстве исполь зуют также плакатную тушь, цветной цемент, а в неко торых районах — пыль окиси железной руды. За сутки до употребления ее намачивают в теплой воде и фильт руют. При смешивании с мелом она дает бордовые тона. Интенсивность цвета зависит от соотношения со ставных частей. Анилиновые красители употребляют редко, так как они едкие и затрудняют перекрашивание.
При цветовом решении фасадов домов в Закарпатье сочетают несколько тонов. Наиболее распространены бордо с кремовым и белым, бордо с розовым, оранже вый с кремовым, серый с белым, салатный с кремовым.
В цветовой гамме фасадов характерно выделение средней части плоскости стены по высоте окна полосой более темного цвета, чем фасад. При этом использует ся прием контраста — подчеркивание отдельных эле ментов белыми или темными полосками. Такое члене ние фасада оживляет простую архитектуру малоэтаж ного, сельского дома. Средняя полоса обычно более темного цвета — бордового, серого, коричневого, Основ
116
ная часть фасада окрашивается в светлые тона — жел тые, серые и т. д. Границы интенсивно окрашенной сред ней плоскости стены подчеркивают тягами с каким-либо профилем или цветными контрастными поясками. При таком решении фасадов углы домов иногда оформля ются в виде пилястр, оконные проемы подчеркиваются более светлыми или темными наличниками. Кроме цве тового решения, средняя часть стены выделяется фак турной штукатуркой в набрызг. Если штукатуркой в набрызг покрыта вся поверхность стены, то средняя полоса покрывается более грубой штукатуркой, что придает ей объемный вид и игру света и тени.
В Закарпатье и в некоторых селах Прикарпатья рас пространен прием окрашивания всей плоскости стены
вяркие тона.
Саманные стены покрываются специальными защит
ными цементными штукатурками, а ее верхний слой имеет интенсивные голубые, синие, коричневые и почти черные тона.
Стены и столбы галерей саманных домов покрывают яркой штукатуркой в набрызг. Ограждения галерей из кирпича раскрашивают в ярко-темные и красные тона. Все цветовое решение домов построено на контрастах. Например, белые столбы галерей и ярко-красная пло скость стены. Хотя все планы домов однотипны, по цвето
вому |
решению ни |
один дом в селе |
не повторяется |
(с. Иза, Хустский район, Закарпатская область). |
|||
В |
Прикарпатье |
цветовое решение |
сельских жилых |
домов менее колоритно. В основном применяется одно цветная окраска фасадов в светлые тона (салатные, го лубые, белые). Большей живописностью отличаются жилые дома Черновицкой области.
В Прикарпатье, как и в Закарпатье, используется прием контраста. Более светлыми или более темными тонами красят фриз, углы дома в виде пилястр, обво дят широкими полосами проемы окон и дверей. Иногда
117
по этим полосам расписывают растительные орнаменты. И так же, как и в других селах Украинской ССР, мож но наблюдать, что северные стены домов окрашены в более теплые тона — оранжевые, желтые, а южные — в более холодные — синие, зеленые. Такая раскраска вносит большое разнообразие в застройку сельской ули цы. В Черновицкой области применяют для оформления стен цветные полоски, — распространенные в архитек туре жилищ других областей Украинской ССР. Эти цветные полоски, которыми разграничивают покраску плоскостей стен, делают различной ширины и цвета. Такой прием подчеркивания отдельных элементов архи тектуры жилища делает его выразительным и эффек тивным. Кроме того, цветные полоски имеют и практи ческое значение. Они скрывают погрешности, которые могут возникнуть на углах стен и проемах дома от осадков и в процессе эксплуатации.
В оформлении закарпатских жилых домов применя ется настенная роспись в виде растительных декоратив ных орнаментов. Ею покрывают простенки между окна ми, фронтоны, плоскости стен, выходящие на открытые и остекленные веранды. Орнамент придает дому наряд ность и торжественность.
Во многих селах Закарпатской области на внутрен них стенах веранд яркими красками изображают гор ные пейзажи, зверей, праздничные сцены (Хустский, Тячевский районы). Иногда стены веранд покрывают трафаретным растительным орнаментом.
Стены веранд, расписанные в яркие тона, сквозь стекла выделяются колоритным пятном на фоне жило го дома, окрашенного в мягкие спокойные тона.
В Прикарпатье в современных деревянных каркасных оштукатуренных жилых домах для защиты стен север ной ориентации от ветра и влаги применяют обшивку гонтом или досками. В некоторых случаях стены дома полностью обшиваются гонтом, тогда здание как бы
118
вырастает из земли, сливаясь с окружающим холми стым пейзажем. Создание единообразной фактуры крыш и стен — оригинальный прием западноукраин ской народной архитектуры.
Обшивка низа стены «шелюнком» в оштукатуренных
каркасных домах делается так, что планки, |
прибитые |
на места стыков досок обшивки, образуют |
ребристую |
поверхность, создавая игру света и тени. Низ и верх обшивки завершаются пояском в виде аркатуры.
Для облицовки фасадов сельских жилых домов закарпатцы используют туфы различных цветов — жел того, розового, зеленого, белого, серого. Туфом, обрабо танным «под шубу», облицовывают цоколь дома или часть стены от цоколя до подоконника, пилястры и т. д„ причем, только фасадную часть дома, выходящую на улицу. Необлицованная плоскость стены со стороны бо кового фасада иногда оставляется в штукатурке или облицовывается кирпичом. Нередко на камне вырезают рельефные растительные орнаменты.
Внекоторых приемах облицовки фасадов камнем чув ствуется влияние городской архитектуры. Это относится больше к селам, расположенным вблизи городов.
Вдальнейшем камень можно рекомендовать, кроме строительного назначения, для цветового решения фа садов современных жилых домов. Сочетание различных цветов туфа — от серого до розового — обогатит архи тектуру домов, построенных по типовым проектам.
□
Архитектура сельских жилых домов Карпат, построен ных народными мастерами, свидетельствует о возмож ности решения проблемы архитектуры современного се ла на высоком уровне.
Благодаря новым методам строительства, широкому применению местных строительных материалов и твор
119
ческому использованию прогрессивных приемов народ ного зодчества, колхозные строители Закарпатья и При карпатья достигли больших успехов в сельском жи лищном строительстве. Опыт этот поучителен и может быть широко использован в других областях Украины и республиках Советского Союза.
АВТОРЫ КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТОВ
13* Инженер М. И. Квит (областное управление по делам строи тельства и архитектуры Закарпатской области).
14Инженер М. И. Квит.
15Архитекторы: И. Е. Бондаренко, В. Ю. Футымский и А.А .Ро-
най (областное управление по делам строительства и архитек туры Закарпатской области).
10Архитекторы: И. Е. Бондаренко, В. Ю. Футымский и А. А. Ронай.
17Архитекторы: И. Е. Бондаренко, В. Ю. Футымский, и А. А. Ронай.
18Архитекторы: 3. А. Петрова, 3. В. Моисеенко, В. Н. Жиз-
дринский (КиевЗНИИЭП).
19Архитекторы: В. П. Самойлович, 3. А. Петрова, 3. В. Мои сеенко, В. Н. Жиздринский, инженер С. А. Казьмин (Киев
ЗНИИЭП).
20Архитекторы: 3. Андрусишин, В. Дурманов, Л. Колосовский, М. Консуяова.
21Архитекторы: И. Е. Бондаренко, В. Ю. Футымский и А. А. Ро ной.
22Архитектор 3. А. Петрова, инженер С. А. Казьмин (Киев ЗНИИЭП).
23Архитекторы: В. П. Самойлович, 3. А. Петрова, 3. В. Мои
сеенко, В. Н. Жиздринский при участии С. А. Казьмина, Б. Д. Тимофеева (КиевЗНИИЭП).
24 То же.
* Номера рисунков в тексте.
ЛИТЕРАТУРА
Бломквист Е. Э. Общие черты в крестьянском жилище русских и украинцев. «Советская этнография». 1954, № 4.
Кореньков В. Е. Основы природно-климатической типологии жилищ. М„ 1963.
Лащук Ю. Закарпатська народна керамша. Ужгород, 1960. Макущенко П. И., Петрова 3. А. Народная архитектура Закарпатья.
К., 1956.
Петрова 3. А. Мщно, зручно, дешево. Ужгород, 1962.
Самойлович В. П. Народна творчшть в a p x ir e K T y p i сшьського ж и т л а . К., 1961. Советское Закарпатье. Ужгород, 1968. Советское При карпатье. Ужгород, 1969.
Симикин М. И. Эволюция народного жилища на Украине. — «Apxiтектура Радянсько! УкраУни». 1938, № 4—5.
С1моненко I. Ф. Поселения, садиби та житло на Закарпаттг Матеpiaan з етнографп та художнього промислу. Вип. II, К-, 1965.
Солонжко 1. С. Вулкашчт туфи. — В кн.: Буд1вельш матер1али
УкраТни. К., 1963.
С1ч1нський В. Украшське дерев’яне буд1вництво i р1зьба. Льв1в, 1936. Цапенко М. Украинское деревянное зодчество. «Архитектура СССР»,
1941, № 1.
Шухевич В. Гуцулыцина. Льв1в, 1899.
Юрченко П. Народное жилище Украины. М., 1941. Юрченко П. Дерев’яне зодчество УкраТни. К., 1949.
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
|
|
Предисловие.......................................................................... |
|
3 |
|
Планировка жилого д о м а ................................................ |
|
7 |
|
Особенности архитектурно-планировочных |
решений |
. . . |
27 |
Жилые подсобные и летние п о м ещ ен и я ......................... |
|
35 |
|
Строительство жилых домов по типовым |
проектам |
. . . |
44 |
Планировка и озеленение у с а д ь б ы ...................................... |
|
54 |
|
Местные строительные материалы и конструктивные |
решения |
73 |
|
Архитектурно-художественные решения.................... |
|
. 1 0 0 |
|
Авторы конкурсных п р о е к т о в ............................ |
........... |
|
121 |
Л и т е р а т у р а .............................................................................. |
|
122 |
|
□
П е тр о в а Зоя |
А л е кса н д р о в н а |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
С Е Л Ь С К И Е Ж И Л Ы Е Д О М А В К А Р П А Т А Х |
|
|
|||||||||||||||
И здательство |
«Кармати», |
|
|
3. |
|
|
|
|
|
||||||||
г. |
У ж город, |
пл. |
С оветская, |
|
|
|
|
|
|||||||||
Редактор |
Е . |
ДЛ. о з и |
н |
с |
к |
а |
я |
к |
и |
й |
|
|
|||||
Х удож н и к |
В. |
АТ. |
о |
м |
а |
ш |
е |
в |
с |
к |
о |
||||||
Х удож еств , |
редактор |
М . МС .а |
к |
а |
р |
е н |
|||||||||||
Техредакто р |
М . Р. Л |
у ч к и в |
|
|
|
|
|
||||||||||
Корректор |
Е . |
С . аЛд ы ж е ц |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Б Б |
00070. |
Зак. |
№ |
3689. |
С дан о |
в |
набор |
III. |
|||||||||
22. |
X II. |
1971. |
П одписано |
к |
печати |
28. |
|||||||||||
1972. |
Ф орм . |
бум . |
70X108 1/32. |
П ечати, л. |
3,875+2 иакид. |
||||||||||||
Уел.-печати, л. 5,78. |
И зд. |
л. |
5,84. |
|
Тираж |
2800. |
|||||||||||
Ц ена |
51 |
коп. |
Б ум ага |
№ |
I. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
З акарпатска я |
областная |
типография, |
|
|
|||||||||||||
г. |
У ж город, |
ил. |
Корятовича, |
|
16. |
|
|
|
|