ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
ограниченность выходной мощности усилителя. В некоторых слу чаях от усилителей не требуется пропорциональной зависимости между выходной и входной величинами, а можно ограничиться характеристикой разрывного типа, но почти во всех -случаях ис пользования усилителей в системах автоматического регулиро вания необходимо, чтобы характеристика явых = /(м вх) была нечетной, т. е. / ( - мвх) = - /(« „ ).
Усилители по принципу действия распадаются на две группы: усилители-генераторы и параметрические усилители.
|
|
|
% |
П |
Р и с |
2.20. Статическая |
характе |
Рис . 2.21. Схема параметрическо |
|
|
ристика усилителя |
го |
усилителя |
|
К |
первой группе |
относится |
электромашинный усилитель, |
представляющий собой генератор постоянного тока независимо го возбуждения. Ко второй группе относятся электронные, тиратронные, полупроводниковые, магнитные усилители, релейные усилители. Устройство всех параметрических усилителей сводит ся к тому, что последовательно с выходной цепью усилителя —
сопротивлением нагрузки |
RH— включается |
цепь с изменяе |
||
мым параметром Zvar: сопротивлением |
R v3г , |
индуктивностью |
||
Z-var или емкостью Сѵаг • |
Параметр |
Zvar |
изменяется с помо |
|
щью входного сигнала |
|
|
|
|
Как видно из схемы рис. 2.21, изменение |
Z V3r изменяет ток/ |
|||
в цепи, а следовательно, мощность и напряжение |
«вых, выде |
|||
ляемые на сопротивлении нагрузки RH. |
|
|
|
Усиление по мощности происходит п-отому, что мощность, за трачиваемая на изменение параметра Zyan, много меньше мощ ности, выделяемой в сопротивлении нагрузки.
Электронные лампы (триоды) и полупроводниковые трио ды — это приборы управляемого изменяющегося сопротивления Rvаг - Магнитные усилители — приборы изменяющейся индук тивности Z-var •
Существуют колденсаторы-вариконды с управляемой емко- СТЬЮ С*ѵаг • На базе их также может быть построен усилитель.
В релейных и тиратронных усилителях также происходит из менение /?,аг, однако в этом случае входной сигнал дает воз-
104
можносгь получить только два состояния: Rvаг= °° |
выключе |
||
но И |
Rvаг = 0 |
включено. |
|
Поскольку параметр Z var является функцией напряжения |
|||
ивх |
(или тока |
/вх), то в целом вся электрическая цепь являет |
|
ся нелинейной. |
Цепь с изменяемым параметром Z vaT |
называет |
ся поэтому нелинейным элементом цепи. Рассмотрим некоторые основные типы усилителей.
Электромашинные усилители (ЭМУ)
Электромашинные усилители относятся к группе усилителейгенераторов, в которых механическая энергия преобразуется в энергию выходного сигнала.
р и с. 2.22. О днокаскадны й |
электромаш инны й усилител:-; |
а — принципиальная схем а; |
6 — статическая характеристика |
В простейшем случае электромашинный усилитель (ЭМУ) представляет собой генератор постоянного тока с независимым возбуждением (рис. 2.22,а), якорь которого вращается привод ным двигателем М. В самолетных системах последний является обычно двигателем постоянного тока, размещенным в общем корпусе о генератором. Входное напряжение подводится к об мотке управления (возбуждения) генератора, а с его щеток сни мается выходное напряжение.
Если не учитывать гистерезис магнитной цепи, то статическая характеристика ЭМУ имеет вид, показанный на рис. 2.22,6. При постоянной скорости вращения выходное напряжение мвых в из вестном диапазоне пропорционально входному ивх. Уменьше ние наклона характеристики иВых= / ( ивх)'При больших значениях ивх обусловлено насыщением магнитной цепи машины.
Для исследования динамических свойств ЭМУ запишем урав нение цепи возбуждения
t b t - R y i y + L y - ^ - |
(2.25) |
105
Здесь Ry — омическое сопротивление обмотки управления; /у — ток в обмотке управления;
Ly — индуктивность обмотки управления.
Так как работа происходит на линейном участке и мы .прене брегаем индуктивностью цепи якоря, напряжение на выходе электромашинного усилителя пропорционально току в обмотке управления:
«ш .,х = |
kx іу, |
(2.26) |
|
где |
W. |
|
|
п |
L,. |
(2.27) |
|
60 |
— |
||
Wy |
J |
|
В выражение для k\ входят:
/і — частота вращения якоря в об/мин;
w„— число активных проводников обмотки якоря; іЮу — число витков обмотки управления.
Число пар полюсов и число пар параллельных ветвей обмотки
приняты равными единице. |
|
в уравнение (2.25) получим |
|
После подстановки (2.26) и (2.27) |
|||
J |
в 1.1 X |
+ "вы х — |
^ и вх. |
|
dt |
||
|
|
|
Ly
где г = — — постоянная времени электромашинного усилите-
Ry ля;
k
k = — — коэффициент усиления по напряжению ЭМУ.
Ry
По динамическим свойствам однокаскадныіі ЭМУ представ ляет собой инерционное звено
W{p) = |
k |
(2.28) |
|
|
T p + \ |
Постоянная времени Т характеризует запаздывание выходного напряжения по отношению к входному.
Для уменьшения запаздывания можно либо уменьшить ин дуктивность L.. обмотки управления wy, либо увеличить ее со противление Ry, но при этом уменьшается коэффициент усиле ния электромашинного усилителя, так как между ними сущест вует связь:
k = |
^ |
•у |
Wy |
(2.29) |
60 |
|
|||
|
|
|
В случае нагруженного усилителя выражение для /г примет вид:
k = п_ т w„ |
1 |
(2.30) |
60 Wy |
1 + ^L |
|
R n
106
где Rn — сопротивление нагрузки;
R„ — сопротивление обмотки якоря.
Увеличивать коэффициент усиления за счет увеличения тя. нельзя, так как при этом происходит увеличение /?я, что умень шает /г. Влиять на k за счет изменения wy также нельзя, так как при уменьшении wy мы уменьшаем индуктивность , а следова тельно, и постоянную времени, так как Т = Ly = w y-.
Наиболее рациональным способом повышения коэффициента усиления является увеличение частоты вращения. В этом случаерост коэффициента усиления не ухудшает динамические свойст ва электромашинного усилителя (не влияет на Т) и, кроме того,, увеличение частоты вращения позволяет получить меньшие габа риты и вес. В авиационных ЭМУ частота вращения берется по рядка 6000—12000 об/мин. При этом k = l - е - 2 , 7'=0,1 ч- 0,03 с.
Более широкое распространение получили двухкаскадные элект ромашинные усилители с поперечным полем. В таких электромашинных усилителях два каскада усилителя конструктивно объединены в одноякорном генераторе постоянного тока, приво димом во вращение двигателем, находящимся с ним в одном кор пусе.
Р и с. 2.23. ЭМ У с |
поперечным полем: |
а — конструктивная схем а; |
б — условное изображ ен и е |
ЭМ У
Конструктивная схема ЭМУ приведена на рис. 2.23,а, а егоусловное обозначение в схемах — на рис. 2.23,6. Маломощная обмотка управления тіУупри питании входным напряжением соз дает магнитный поток Фу. От этого потока в обмотке якоря воз никает э.д.с. Еп, которая могла бы быть зафиксирована на по перечных щетках 1—1. Поперечные щетки замкнуты накоротко,, вследствие этого в обмотке якоря протекает значительный попе речный іок / п, хотя Фу и Нп невелики. Поперечный ток / п, образует неподвижный в пространстве поперечный поток реак ции якоря Фп, замыкающийся через полюсные башмаки (рис. 2.23,а). В поле этого неподвижного поперечного потока вращает--
107
ся обмотка якоря л поэтому с перпендикулярно расположенных продольных щеток 2—2 можно снять напряжение мвых, которое ■и является выходным .напряжением усилителя. При нагрузке в цепи щеток 2—2 потечет ток якоря, который создаст поток реак ции якоря, направленный вдоль оси продольных щеток 2—2. Этот поток будет вычитаться из потока управляющей обмотки w y и уменьшать величину результирующего магнитного потока по
продольной оси машины, а вместе с тем и величину коэффициента усиления ЭМУ. По
%своему действию этот поток реакции якоря эквивалентен отрицательной обратной свя зи, охватывающей оба каскада усилителя. Из-за этой отрицательной обратной связи коэффициент ЭМУ весьма невелик, так как поток реакции якоря Ф„ имеет достаточно большую величину. Чтобы обеспечить зна
%f*. чительный коэффициент усиления, отрица
Рис. 2.24. Схема рас |
тельную обратную |
связь |
компенсируют |
|||
положительной обратной связью, осуществ |
||||||
положения магнитных |
||||||
потоков ЭМУ |
|
ляемой с помощью обмотки w K. Поток Фк |
||||
|
|
компенсационной обмотки |
пропорцио |
|||
ношению к |
Фя |
нален току нагрузки, |
но направлен |
по от- |
||
в противоположную |
сторону. |
При |
точной |
компенсации оба потока равны друг другу.
Для изменения величины компенсации служит регулировоч ное сопротивление RK. Схема расположения магнитных потоков в ЭМУ приведена на рис. 2.24.
Вид статической характеристики мВых = / ( цВх) усилителя с поперечным полем подобен характеристике однокаскадного ЭМУ (см. рис. 2.22,6) с тем, разумеется, отличием,, что усиление по на пряжению и мощности в двухкаскадном усилителе во много раз выше, чем в однокаскадном. Коэффициент усиления по мощно сти ЭМУ с поперечным полем достигает 5000—6000. Высокий коэффициент усиления по мощности и небольшая .входная мощ ность позволяют осуществлять питание обмотки управления ЭМУ непосредственно от электронного усилителя.
Передаточная функция электромашиннопо усилителя с попе речным полем при точной компенсации может быть представле на как произведение передаточных функций двух инерционных звеньев:
|
к |
|
(2.31) |
|
{Т\Р + 1)[Т2Р + 1) |
||||
|
||||
7 » |
Г.. |
|
(2.32) |
|
У |
|
|||
‘ I |
О 5 1 2 |
р |
||
|
1 \ у |
Г \ я |
|
— постоянные времени цепи обмотки управления и попереч ной цепи якоря соответственно;
108