Файл: Морозов, В. А. Регулярные методы решения некорректно поставленных задач-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Г. И. КАРЦИВАДЗЕ
СЕЙСМОСТОЙКОСТЬ
ДОРОЖНЫХ
ИСКУССТВЕННЫХ
СООРУЖЕНИЙ
М О С К В А « Т Р А Н С П О Р Т » 1 9 7 4
У Д К 625.74.624.042.7
Э КЗЕМ П Л Я Р |
| |
ЧИТАЛЬНОГО S A P A j
Щ. р з /о ? 7
Сейсмостойкость дорожных искусственных сооруже ний. К а р ц и в а д з е Г. Н. Пзд-во «Транспорт», 1974,
стр. 1—264.
Книга посвящена проблеме сейсмостойкости дорож ных искусственных сооружений. В ней рассмотрены во просы проектирования и расчета мостов, тоннелей, труб
иподпорных стен, возводимых в сейсмических районах.
Вкниге приведены общие сведения о землетрясениях, данные о повреждениях искусственных сооружений во время сильных землетрясений. Обобщен опыт проектиро вания сейсмостойких искусственных сооружений, изло жены результаты теоретических и экспериментальных исследований в этой области. Основное внимание уделено практическим вопросам проектирования п расчета искус ственных сооружений с учетом сейсмических воздействий. Обоснована методика определения сейсмических нагру зок, даны рекомендации по проектированию и расчету, увязанные с указаниями СНиПа. Приведены числовые примеры расчета мостов на сейсмические воздействия.
Книга рассчитана на инженеров-проектнровщпков и
строителей, работающих в области сейсмостойкого до рожного строительства, и .может быть полезна научным работникам и студентам вузов.
Табл. 33, рис. 131, бнбл. 209.
31801-062
62-74
049(01)-74
© Издательство «Транспорт», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В нашей стране ведется большая научная и практическая рабо та в области сейсмостойкого строительства. В широких масштабах выполняются теоретические и экспериментальные (натурные и
модельные) исследования, уточняются |
принципы проектирования |
и методы расчета, совершенствуются |
нормативные документы и |
разрабатываются новые эффективные конструкции сейсмостойких зданий и сооружений. Первоочередной задачей исследований и проектных разработок является обеспечение сейсмостойкости наи более массовых объектов строительства — гражданских и промыш ленных зданий.
Гидротехническим, дорожным и другим специальным сооруже ниям до последнего времени уделялось сравнительно мало внима ния. В частности, не вполне удовлетворительно в настоящее время состояние сейсмостойкого дорожного строительства: в этой области мало проводится исследований, пока еще неполны и недостаточно обоснованы проектные рекомендации, методы расчета и указания норм проектирования, крайне бедна техническая литература по сейсмостойкости дорожных сооружений.
Автор делает попытку в некоторой мере восполнить указанный пробел. В книге освещены современное состояние проблемы сей смостойкости дорожных искусственных сооружений и основные направления исследований в этой области, обобщен отечественный и зарубежный опыт проектирования, изложены практические реко мендации по проектированию и расчету искусственных сооружений в сейсмических районах.
Книга написана в основном по материалам исследований, про водимых с 1954 г. на кафедре мостов и железобетонных конструк ций Грузинского политехнического института имени В. И. Ленина. Использованы также материалы Всесоюзного научно-исследова тельского института транспортного строительства, Днепропетров ского института инженеров железнодорожного транспорта, Инсти тута строительной механики и сейсмостойкости Академии наук Грузинской ССР, Тбилисского филиала Союздорпроекта и рядадругих исследовательских и проектных организаций.
3
Основное внимание в книге уделено мостам. Вопросы сейсмо стойкости других искусственных сооружений, пока что менее ис следованные, изложены сжато.
Проектирование сейсмостойких сооружений — весьма сложная и специфическая задача. Обоснованное ее решение требует знания особенностей сейсмического воздействия и сознательного примене ния основных положений теории сейсмостойкости, полученных раз личными исследовательскими методами. Это повлияло на содержа ние книги. В I главе изложены основные сведения о землетрясени ях, необходимые для усвоения последующего материала, и
приведены данные |
о сейсмических |
повреждениях искусственных |
сооружений. II—III |
главы посвящены теоретическим и эксперимен |
|
тальным исследованиям, служащим |
основой расчетной методики. |
|
В IV—VII главах |
освещен опыт сейсмостойкого дорожного стро |
ительства и приводятся рекомендации по проектированию и расче ту. В VIII главе даны примеры расчета мостов на сейсмические воздействия, а в приложении — некоторые вспомогательные рас четные материалы.
Приведенные в книге проектные и расчетные рекомендации со гласованы с указаниями СНиП П-А. 12-69 (с учетом намеченных в последующей редакции изменений).
Многие положения теории сейсмостойкости тесно связаны с различными вопросами общей и инженерной сейсмологии, динами ки сооружений и других смежных дисциплин. Поскольку эти во просы не могут быть рассмотрены с необходимой полнотой, в книге по возможности даны достаточно подробные библиографические ссылки.
Автор считает своим долгом выразить искреннюю благодар ность сотрудникам кафедры мостов и железобетонных конструк ций Грузинского политехнического института имени В. И. Ленина за участие в исследованиях, послуживших основой этой книги. Он глубоко признателен рецензенту книги д-ру техн. наук проф. Е.’Е. Гибшману, давшему ряд весьма ценных замечаний.
Г л а в а
СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
§ 1.1. СВОЙСТВА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ
Для изучения вопросов сейсмостойкости сооружений нужно предварительно ознакомиться с основными сведениями из общей и инженерной сейсмологии о свойствах землетрясений. Приведенный ниже материал не претендует на полноту и содержит лишь схема тизированные данные, необходимые для пояснения используемых в дальнейшем понятий и закономерностей.
Более подробно эти вопросы изложены в специальной литера туре [82, 85, 120].
Причиной сильных землетрясений, охватывающих большие об ласти, являются тектонические деформации земной коры. Под влиянием физико-химических процессов, происходящих в глубинах Земли, ее кора испытывает непрерывные медленные движения (поднятия и опускания отдельных областей, горообразовательные процессы). Вследствие этого в земной коре развиваются напряже ния и накапливается энергия деформации. При определенном кри тическом уровне напряженно-деформированного состояния в сла бом месте земной коры происходит внезапное нарушение сплошно сти — образуется дислокация того или иного вида (сдвиг, скольжение). При этом почти мгновенно высвобождается энергия деформации и возникают колебания, распространяющиеся по всем направлениям. Достигнув поверхности Земли, они вызывают зем
летрясения — колебательные |
движения |
поверхностных |
слоев |
грунта. |
|
|
|
Землетрясения возникают, |
как правило, в определенных зо |
||
нах — сейсмических поясах Земли. По геотектонической |
структу |
||
ре— это молодые альпийские складчатые |
(геосинклинальные) об |
ласти или отдельные участки платформ с недавними (по геологи ческой хронологии) тектоническими нарушениями. В этих зонах земная кора расчленена тектоническими разломами на отдельные блоки, испытывающие интенсивные дифференцированные взаим ные движения. Вызванные ими дислокации возникают по сущест вующим разломам или сами порождают новые разломы.
Глубинная область Земли, охваченная дислокацией, является ' очагом (гипоцентром) землетрясения. Проекция этой области из
центра земли на ее поверхность называется эпицентром, или эпицентральной областью.
Очаги обычно имеют вытянутую вдоль разломов форму. Их размеры возрастают с силой землетрясения и изменяются в преде лах от нескольких метров до десятков километров. При разруши тельных землетрясениях очаги в большинстве случаев располага ются в толще земной коры, на глубине 10—50 км от ее поверхности. Некоторые землетрясения, называемые мелкофокусными, характе ризуются меньшей глубиной очага (Агадир, Марокко, 1960 г., глу бина очага около 3 км\ Ташкент, 1966 г., глубина очага 8 км). С другой стороны, в ряде случаев зарегистрированы значительные глубины очага — до 600—700 км (глубокофокусные землетрясе ния). Такие очаги расположены ниже земной коры, в верхней ман тии Земли, и механизм их возникновения нс вполне ясен.
Колебания, порожденные в очаге, переносятся на поверхность Земли сейсмическими волнами. Различают несколько видов сейсми ческих волн. Глубинные волны распространяются непосредственно нз очага и носят объемный характер. В земной коре, как твердой среде, возникают два типа глубинных волн: продольные (волны сжатия-растяжения) с колебанием частиц среды вдоль луча (на правления распространения) волны и поперечные (волны сдвига) с колебаниями частиц поперек луча. Поверхностные волны (волны Рэлея, Лява) возникают в поверхностном слое Земли вследствие возмущающего воздействия глубинных волн и распространяются из эпицентра. Частицы среды в поверхностных волнах описывают сложные траектории. Колебания в этих волнах интенсивно затуха ют с глубиной.
Скорость распространения глубинных волн зависит от плотно сти и упругих характеристик среды. Скорость продольных волн изменяется от 5,6 км/сек в гранитах и базальтах до 0,3—-0,2 км/сек в рыхлых почвенных грунтах. Скорость поперечных волн меньше скорости продольных в 1,7 раза для скальных пород и до 2 раз для рыхлых грунтов [139]. Скорость поверхностных волн несколько меньше скорости поперечных.
Таким образом, каждая точка поверхности Земли испытывает последовательное воздействие волн различного вида. В соответст вии с вышеуказанными скоростями первыми подходят к рассмат риваемой точке глубинные продольные волны, затем поперечные
ив конце поверхностные. Картина осложняется под влиянием так называемых вторичных волн, образующихся вследствие отражения
ипреломления исходных глубинных волн от поверхности Земли и на границах раздела отдельных слоев земной коры. В результате этого колебания грунта при землетрясениях носят весьма сложный, нерегулярный характер. Очевидцы, испытавшие сильные землетря сения, описывают эти колебания как хаотические, «дикие» дви
жения.
Для изучения свойств землетрясений используются различные исследовательские методы. Теоретический анализ, основанный на инструментальных материалах общей сейсмологии, позволяет вы-
6
и
Рис. 1.1. Акселеграммы горизонтальных колебании грунта при 8-балль ных землетрясениях (США)
явить некоторые закономерности механизма очага и распростране ния сейсмических воли. В результате натурного обследования по следствий сильных землетрясений накапливаются м акр о сей с м и ч е с к и е данные, характеризующие разрушительный эффект (остаточные явления на поверхности Земли, повреждения сооруже ний). Наконец, весьма важную информацию о сейсмических коле
баниях грунта доставляют сейсмограммы, |
велосиграммы и аксе |
лерограммы — инструментальные записи |
изменения смещений, |
скоростей, ускорений грунта во времени. Особый интерес представ ляет с инженерной точки зрения регистрация колебаний грунта при сильных землетрясениях. С этой целью в странах высокой сейсми ческой активности (Японии, США и др.) организована сеть инже нерно-сейсмологических станций, оборудованная специальными приборами для записи интенсивных колебаний. В последние годы такая сеть организована и в СССР. К настоящему времени получен ряд записей сильных землетрясений [82]. На рис. 1.1 в качестве примера приведены некоторые акселерограммы, наглядно иллю стрирующие сложный характер колебаний грунта.
Комплексное использование вышеуказанных методов позволя ет установить характеристики землетрясений, представляющие ин терес для сейсмостойкого строительства. Важнейшей из них яв ляется интенсивность или сила землетрясения '.
С точки зрения общей сейсмологии основной интерес представ ляет оценка землетрясения интенсивностью явления в очаге. Для
этого |
используют ш к а л у |
м а г н и т у д |
(шкала М) |
и энергетиче |
скую |
шкалу. Магнитуду |
землетрясения |
вычисляют |
по формуле |
1 В литературе нет единого толкования этих терминов. В соответствии со . СНнПом [132] мы применяем термин «сила землетрясения» (в баллах) для оценки эффекта па поверхности Земли.
7
M =;lg А/Ао, где А — смещение грунта для волны какого-либо типа (например, поверхностной), зарегистрированное при данном землетрясении на определенном расстоянии от эпицентра; Ао— эталонное смещение для тон же волны на том же расстоянии, соот ветствующее весьма слабому землетрясению. Магнитуда его при нята равной нулю. Магнитуда сильнейших из зарегистрированных до сих пор землетрясений достигает 8,5—8,6. Энергетический класс
землетрясенйя определяется |
выражением |
A = lg £ , |
где Е — сум |
марная энергия в джоулях, |
выделенная |
в очаге |
землетрясения. |
Сильнейшие землетрясения на территории СССР имеют энергети ческий класс К = 17— 18. Магнитуда М и класс К связаны линей ной зависимостью.
Интенсивность явления в очаге не может непосредственно ха рактеризовать эффект землетрясения на поверхности, так как он зависит также от глубины очага, геологических условий и ряда других факторов. Поэтому для инженерных целей применяются сейсмические шкалы, основанные главным образом на макросейсмических признаках и оценивающие силу землетрясения в бал лах. Известно большое число сейсмических шкал, предложенных в различных странах и в разные годы. В настоящее время в евро пейских странах в основном применяется 12-балльная шкала Мер- калли-Канкани-Зиберга, в США— 12-балльная модифицированная
шкала (ММ), в Японии — 7-балльная шкала 1950 г. В |
1964 |
г. был |
||
разработан проект международной шкалы MAS— 1964 |
[122]. |
|
||
В СССР с 1952 г. принята |
12-балльная |
сейсмическая |
шкала |
|
Института физики Земли АН |
СССР (шкала |
ИФЗ). |
В качестве |
классификационных макросейсмических признаков для отнесения землетрясения к определенному баллу в этой шкале служат: сте пень повреждения и количество поврежденных зданий различных типов; остаточные явления в грунтах и изменение режима грун товых и подземных вод; прочие признаки (ощущения людей, поведение домашних предметов). Кроме этого, каждый балл характеризуется определенным диапазоном смещений стандарт ного сейсмометра СБМ (см. § 1.3).
Краткая инженерная характеристика силы землетрясения по шкале ИФЗ такова: при 5 и менее баллах здания не повреждаются и остаточные явления в грунтах практически отсутствуют. При 6 баллах наблюдаются легкие повреждения в некоторых зданиях, тонкие трещины в сырых грунтах, единичные оползни в горных районах. Землетрясение силой в 7 баллов вызывает значительные повреждения в некоторых зданиях; возникают тонкие трещины в сухих грунтах и большое число трещин в сырых. Наблюдаются отдельные оползни, изменение дебита источников, возможны гор ные обвалы. 8-балльное землетрясение носит разрушительный ха рактер: значительно повреждаются многие здания и некоторые раз рушаются, интенсифицируются отмеченные выше явления в грун тах. При 9 баллах повреждается большинство зданий, некоторые обваливаются. Наблюдаются опрокидывания памятников, повреж дения насыпей, искривления рельсов, разрушается большинство
8