Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
$
Г
/y '
\ ,\ Л i -
в.м.мостков
подземные сооружения
большого сечения
ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НЕДРА» МОСКВА 1974
УДК 69.035.4 : 622.286
Мостков В. М. Подземные сооружения большого сечения. Изд. 2, перераб. и доп. М., «Недра», 1974. 32о с.
Книга является вторым переработанным п дополненным из данием монографии «Строительство подземных сооружений боль шого сечения», выпущенной в 1963 г. В ней учтены изменения, происшедшие за истекшие годы при проектировании и строитель стве выработок площадью сечения 100 м2 и более.
В книге рассмотрены конструкции большепролетных выработок дан их расчет, указаны пути дальнейшего облегчения этих конст рукций; описаны применяемые в настоящее время методы модель ных и натурных исследований подземных конструкций и окружа ющего массива породы; приведены примеры подобных исследова ний; рассмотрены современные способы проходки крупных под земных выработок II даны предложения по выбору этих способов в конкретных условиях; рекомендованы методы расчета параметров основных производственных процессов подземных работ, описаны высокопроизводительные схемы комплексной механизации про ходческих II бетонных работ, рассмотрены отдельные вопросы ор ганизации работ, включая предложения по созданию автоматизи рованных систем по проектированию и строительству крупных вы
работок.
Книга предназначена для инженерно-технических работни ков, занятых исследованием, проектированием и строительством подземных сооружений, а также может быть использована пре подавателями и студентами вузов по специальности «Строительство подземных сооружений и шахт» и факультетов «Мосты и туннели» транспортных и политехнических институтов.
Табл. 52, ил. 138, список лит. 121 назв.
© Издательство «Недра», 1974
Предисловие
Подземные сооружения большого сечения (площадью от 100 м2 и выше) за последние годы широко применяютв^дзличных областях
промышленности и строительства.
Многополосные автодорожные и двухпутные железнодорожные туннели, различные подземные сооружения в городах, гидротехни ческие туннели, подземные 'машинные залы гидравлических и атом ных электростанций, подземные энергетические комплексы, склады продовольствия, медикаментов и других товаров, различного рода хранилища для жидких нефтепродуктов и газов, убежища, подзем ные базы и другие объекты оборонного назначения — это далеко неполный перечень использования крупных подземных выработок.
Развитие техники подземного строительства, непрерывное совер шенствование работ и ускорение их темпов при относительном снижении стоимости привели в ряде стран за последние годы к зна чительному росту строительства сооружений большого сечения.
За прошедшее десятилетие было построено во всем мире не менее 1300 км крупных туннелей и камерных выработок с объемом 120 млн. м3, а в 1970—1979 гг. будет построено 3330 км с объемом
примерно 380 млн. м3.
Конструкции и технология строительства подземных сооружении большого сечения имеют существенную специфику по сравнению с обычными подземными выработками. Принятые для обычных выра боток методы определения нагрузок на крепь, расчеты подземных конструкций, формы поперечного сечения, способы производства и средства механизации работ, расчеты вентиляции и некоторые другие вопросы не могут быть непосредственно распространены на выработки большого сечения.
3
В настоящей книге обобщен материал отечественного и зарубеж ного опыта строительства подземных сооружений последних лет.
Рекомендации, предлагаемые в книге, как правило, апробиро ваны при строительстве объектов различного назначения.
Изданная Госгортехиздатом в 1963 г. монография автора «Строи тельство подземных сооружений большого сечения» вследствие недостатка в то время отечественного опыта была построена во мно гом на зарубежной практике, ряд вопросов в книге был только поставлен, но не изучен в условиях производства.
За прошедшие годы выполнен значительный объем исследований, проектирования и строительства подземных сооружений большого сечения в Советском Союзе, многое в этой области усовершенствовано за рубежом. Разработаны и реализованы новые конструкции под земных сооружений, методы их расчета и исследований, созданы высокопроизводительные машины и механизмы, прогрессивные спо собы строительства крупных туннелей и камер.
Все это позволило создать предлагаемую книгу, построенную в основном на новом материале, накопленном за последние 10 лет. В ней отражены также результаты исследований, разработки и внедрения передовой технологии подземных работ, проведенных до 1973 г. при участии автора Отделом туннелей института Оргэиергострой в выработках большого сечения различного назначе ния как в Советском Союзе, так и за рубежом.
Автор глубоко благодарен рецензенту Генералу Армии проф.
докт. техн. наук | А. Н. Комаровскому | за ценные замечания по ру
кописи при ее подготовке к печати.
Глава I
Современный уровень подземного строительства
§ 1. Общие сведения
Прошедшее десятилетие (1960—1969 гг.) характеризовалось даль нейшим ростом строительства подземных сооружений, совершенство ванием конструкций, методов производства работ, а также расшире нием области применения крупных подземных выработок, суще ственно отличающихся от наиболее распространенных в практике горных выработок и туннелей площадью поперечного сечения до 40 м2.
К характерным достижениям мирового опыта за прошедший период можно отнести строительство ряда сложнейших подземных комплексов для энергетических целей, многокилометровых транс портных туннелей большого поперечного сечения, отдельных круп ных подземных объектов различного назначения. Особо следует отметить разработку и широкое применение: механизированных туннелепроходческих машин, обеспечивающих высокие темпы работ при минимальных затратах труда; мощного бурового оборудования, смонтированного на манипуляторах и самоходных установках и позволяющего в крепких породах получить большие скорости бурения; контурного взрывания, в том числе метода предваритель ного щелеобразования в различных породах; облегченных и эконо мичных видов крепи из анкеров, включая предварительно-напря женные, и набрызгбетона.
Достигнутые результаты позволили повысить темпы подземных работ, снизить их стоимость и трудоемкость. Это, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию подземного строительства, увели чению потребности в подземных сооружениях в градостроительстве, транспорте, энергетике, для оборонного назначения, а также в самых различных областях народного хозяйства.
Современное состояние подземного строительства можно харак теризовать объемами работ и технико-экономическими показателями.
Объемы работ, Имеются сводные данные по развитию туннеле строения в 19 странах (Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норве гия, Португалия, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария,
5
Швеция и Япония). Эти данные приведены в табл. 1—3 [90 и др.].
Втабл. 1 приведены общие сведения по подземным сооружениям,
втабл. 2 дано сопоставление подземных сооружений США и Запад ной Европы, а в табл. 3 показано развитие этих сооружений по площадям поперечного сечения.
Таблица 1
Туннели
Транспортные ......................................
Гидротехнические...............................
Коммунального х о зя й с т в а ...............
Прочие подземные сооружения . . .
В с е г о ...................................
1960 - 1969 Г Г . |
1970-1979 гг. |
||||
длина, тыс. км |
объем, млн. м3 |
стоимость, млн. долл. |
длина, тыс. км |
объем, млн. м3 |
стоимость, млн. долл. |
|
1 |
|
|
|
|
2,3 |
161,9 |
5219 |
5,1 |
432,4 |
19 068 |
3,9 |
73,0 |
1650 |
3,5 |
68,6 |
2 794 |
7,0 |
42,5 |
1372 |
12,2 |
147,8 |
6 292 |
0,1 |
8,9 |
170 |
0,2 |
26,2 |
429 |
13,3 |
286,3 |
8419 |
21,0 |
675,0 |
28 583 |
Как следует из таблиц, в целом намечается значительный рост строительства подземных сооружений в 1970—1979 гг. по сравнению
сI960—1969 гг. Длина их возрастет в 1,6 раза, объем — в 2,4 раза,
аобщая стоимость — в 3,4 раза.
Анализируя данные табл. 2 и 3, можно отметить существенные объемы сооружений большого сечения. За 1960—1969 гг. было построено не менее 1300 км крупных туннелей и камерных вырабо ток объемом 120 млн. м3, стоимость их составила примерно 3,6 млрд, долл. В 1970—1979 гг. их будет построено 3300 км объемом при мерно 380 млн. м3, а стоимость составит около 13 млрд. долл. Этот рост в 1970—1979 гг. образуется главным образом за счет США, где транспортных туннелей средней площадью поперечного сечения 64 м2 будет построено в 4,6 раза больше, чем в 1960—1969 гг., а прочих подземных сооружений средней площадью поперечного сечения 94 м2 — в 3,3 раза. В Западной Европе длина туннелей боль шого сечения увеличится в 2,2 раза. Если же учесть статистику по всем странам мира, то вышеприведенные цифры еще более возрастут.
Технико-экономические показатели. Для выработок малого сече ния (10 м2) в прошедшем десятилетии достигнуты весьма высокие рекордные скорости проходки, составляющие для механизирован
ного способа |
2 км/мес |
и для |
буровзрывного |
способа 1,2 км/мес. |
|
В туннелях |
большого |
сечения |
(80—100 м2) |
наивысшие скорости |
|
проходки составили 0,3—0,4 км/мес |
при суточных достижениях |
||||
25—30 м/сут |
при механизированном |
способе |
и 15—20 м/сут при |
||
буровзрывном способе. |
Мировой рекорд скорости проходки туннеля |
6
Таблица 2
Страна
США
Запад ная Европа
Туннели
строительстваГод |
|
Параметры |
|
транспортные1 |
гидротехниче ские |
коммунального хозяйства |
1 соорупрочие- 1 женияі |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
£. |
|
|
|
|
|
|
|
|
<3> |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
I960— |
Длина, |
км |
|
103 |
656 |
2698 |
12 |
3469 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1969 |
Средняя площадь |
попереч |
73,7 |
18,6 |
8,1 |
36,2 |
12,1 |
|
|
||||||||
|
ного сечения, м2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Длина, |
км |
|
477 |
1020 |
8724 |
40 |
10 261 |
1970— Средняя площадь попереч |
64,0 |
15,4 |
14,0 |
94,4 |
16,7 |
|||
1979 |
ного сечения, м2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рост по сравнению с I960— |
+363 |
+55 |
+223 |
+233 |
+ 196 |
||
|
1969 |
г., % |
|
|
|
|
|
|
1960— |
Длина, |
км |
|
1048 |
2620 |
4198 |
86 |
7952 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1969 |
Средняя площадь |
попереч |
65,4 |
18,5 |
4,5 |
68,5 |
17,8 |
|
|
||||||||
|
ного сечения, м2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Длина, |
км |
|
2300 |
2044 |
3130 |
196 |
7670 |
1970— Средняя площадь попереч |
65,0 |
20,9 |
5,8 |
102,3 |
Зп,7 |
|||
1979 |
ного сечения, м2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рост по сравнению с 1960— |
+119 |
- 2 2 |
—25 |
+ 128 |
- 4 |
||
|
1969 |
гг., % |
|
|
|
|
|
|
диаметром |
6,3 м механизированным способом составляет 79 м/сут |
(туннель |
Навайо, США, 1972 г.). |
На рис. 1 показана динамика роста скоростей проходки зарубеж |
ных туннелей с 1850 до 1970 гг. [78]. В настоящее время по лучшим зарубежным объектам достигнуты следующие средние производи тельности выемки скалы с одного забоя без возведения крепи:
Площадь поперечного сечения туннеля, м2 |
70—150 |
150—200 |
200—350 |
Средняя производительность проходки, |
8 |
10 |
16 |
тыс. м З /м е с .................................................. |
7
2000 |
2000 |
Рис. 1. Динамика роста скоростей проходки зарубежных туннелей:
1 — средняя скорость; 2 — максимальная скорость
Вместе с тем средние скорости сооружения зарубежных туннелей буровзрывным способом в целом значительно отличаются от рекорд ных показателей. В табл. 4 приведены сведения по средним скоро стям проходки и бетонирования ряда туннелей за рубежом, вычи сленные за весь период строительства. Уровень затрат труда при проходке туннелей в крепких породах, не требующих возведения крепи, характеризуется графиком, показанным на рис. 2 [111].
В Советском Союзе средние скорости проходки туннелей большого сечения буровзрывным способом пока невелики, хотя рекордные достижения представляются значительными. В табл. 5 приведены
Таблица 3
Площадь
поперечного сечения, м2
I960 -I9 6 0 гг. |
|
1970 - 1979 |
гг. |
1970-1979 гг., % к |
|||
|
|
|
|
|
|
1960-1969 гг. |
|
Средняя пло щадь попе речного се чения, м2 |
Длина, тыс. км |
Объем, млн. м* |
Средняя пло щадь попе речного сече ния, м2 |
Длина, тыс. км |
Объем, млн. м* |
Длина |
Объем |
До 10 |
5,2 |
8,5 |
44,2 |
5,3 |
12,0 |
64,2 |
141 |
145 |
|
10-30 |
21,4 |
2,6 |
55,6 |
19,1 |
3,5 |
65,8 |
134 |
118 |
|
30-100 |
65,0 |
1,9 |
123,7 |
74,5 |
4,4 |
327,1 |
232 |
264 |
|
Более |
100 |
209,0 |
0,3 |
62,8 |
198,0 |
1,1 |
217,9 |
367 |
347 |
В с е г о |
21,5 |
13,3 |
286,3 |
32,2 |
21,0 |
675,0 |
158 |
236 |
8