Файл: Мостков, В. М. Подземные сооружения большого сечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

$

Г

/y '

\ ,\ Л i -

в.м.мостков

подземные сооружения

большого сечения

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НЕДРА» МОСКВА 1974

УДК 69.035.4 : 622.286

Мостков В. М. Подземные сооружения большого сечения. Изд. 2, перераб. и доп. М., «Недра», 1974. 32о с.

Книга является вторым переработанным п дополненным из­ данием монографии «Строительство подземных сооружений боль­ шого сечения», выпущенной в 1963 г. В ней учтены изменения, происшедшие за истекшие годы при проектировании и строитель­ стве выработок площадью сечения 100 м2 и более.

В книге рассмотрены конструкции большепролетных выработок дан их расчет, указаны пути дальнейшего облегчения этих конст­ рукций; описаны применяемые в настоящее время методы модель­ ных и натурных исследований подземных конструкций и окружа­ ющего массива породы; приведены примеры подобных исследова­ ний; рассмотрены современные способы проходки крупных под­ земных выработок II даны предложения по выбору этих способов в конкретных условиях; рекомендованы методы расчета параметров основных производственных процессов подземных работ, описаны высокопроизводительные схемы комплексной механизации про­ ходческих II бетонных работ, рассмотрены отдельные вопросы ор­ ганизации работ, включая предложения по созданию автоматизи­ рованных систем по проектированию и строительству крупных вы­

работок.

Книга предназначена для инженерно-технических работни­ ков, занятых исследованием, проектированием и строительством подземных сооружений, а также может быть использована пре­ подавателями и студентами вузов по специальности «Строительство подземных сооружений и шахт» и факультетов «Мосты и туннели» транспортных и политехнических институтов.

Табл. 52, ил. 138, список лит. 121 назв.

© Издательство «Недра», 1974

Предисловие

Подземные сооружения большого сечения (площадью от 100 м2 и выше) за последние годы широко применяютв^дзличных областях

промышленности и строительства.

Многополосные автодорожные и двухпутные железнодорожные туннели, различные подземные сооружения в городах, гидротехни­ ческие туннели, подземные 'машинные залы гидравлических и атом­ ных электростанций, подземные энергетические комплексы, склады продовольствия, медикаментов и других товаров, различного рода хранилища для жидких нефтепродуктов и газов, убежища, подзем­ ные базы и другие объекты оборонного назначения — это далеко неполный перечень использования крупных подземных выработок.

Развитие техники подземного строительства, непрерывное совер­ шенствование работ и ускорение их темпов при относительном снижении стоимости привели в ряде стран за последние годы к зна­ чительному росту строительства сооружений большого сечения.

За прошедшее десятилетие было построено во всем мире не менее 1300 км крупных туннелей и камерных выработок с объемом 120 млн. м3, а в 1970—1979 гг. будет построено 3330 км с объемом

примерно 380 млн. м3.

Конструкции и технология строительства подземных сооружении большого сечения имеют существенную специфику по сравнению с обычными подземными выработками. Принятые для обычных выра­ боток методы определения нагрузок на крепь, расчеты подземных конструкций, формы поперечного сечения, способы производства и средства механизации работ, расчеты вентиляции и некоторые другие вопросы не могут быть непосредственно распространены на выработки большого сечения.

3


В настоящей книге обобщен материал отечественного и зарубеж­ ного опыта строительства подземных сооружений последних лет.

Рекомендации, предлагаемые в книге, как правило, апробиро­ ваны при строительстве объектов различного назначения.

Изданная Госгортехиздатом в 1963 г. монография автора «Строи­ тельство подземных сооружений большого сечения» вследствие недостатка в то время отечественного опыта была построена во мно­ гом на зарубежной практике, ряд вопросов в книге был только поставлен, но не изучен в условиях производства.

За прошедшие годы выполнен значительный объем исследований, проектирования и строительства подземных сооружений большого сечения в Советском Союзе, многое в этой области усовершенствовано за рубежом. Разработаны и реализованы новые конструкции под­ земных сооружений, методы их расчета и исследований, созданы высокопроизводительные машины и механизмы, прогрессивные спо­ собы строительства крупных туннелей и камер.

Все это позволило создать предлагаемую книгу, построенную в основном на новом материале, накопленном за последние 10 лет. В ней отражены также результаты исследований, разработки и внедрения передовой технологии подземных работ, проведенных до 1973 г. при участии автора Отделом туннелей института Оргэиергострой в выработках большого сечения различного назначе­ ния как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Автор глубоко благодарен рецензенту Генералу Армии проф.

докт. техн. наук | А. Н. Комаровскому | за ценные замечания по ру­

кописи при ее подготовке к печати.

Глава I

Современный уровень подземного строительства

§ 1. Общие сведения

Прошедшее десятилетие (1960—1969 гг.) характеризовалось даль­ нейшим ростом строительства подземных сооружений, совершенство­ ванием конструкций, методов производства работ, а также расшире­ нием области применения крупных подземных выработок, суще­ ственно отличающихся от наиболее распространенных в практике горных выработок и туннелей площадью поперечного сечения до 40 м2.

К характерным достижениям мирового опыта за прошедший период можно отнести строительство ряда сложнейших подземных комплексов для энергетических целей, многокилометровых транс­ портных туннелей большого поперечного сечения, отдельных круп­ ных подземных объектов различного назначения. Особо следует отметить разработку и широкое применение: механизированных туннелепроходческих машин, обеспечивающих высокие темпы работ при минимальных затратах труда; мощного бурового оборудования, смонтированного на манипуляторах и самоходных установках и позволяющего в крепких породах получить большие скорости бурения; контурного взрывания, в том числе метода предваритель­ ного щелеобразования в различных породах; облегченных и эконо­ мичных видов крепи из анкеров, включая предварительно-напря­ женные, и набрызгбетона.

Достигнутые результаты позволили повысить темпы подземных работ, снизить их стоимость и трудоемкость. Это, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию подземного строительства, увели­ чению потребности в подземных сооружениях в градостроительстве, транспорте, энергетике, для оборонного назначения, а также в самых различных областях народного хозяйства.

Современное состояние подземного строительства можно харак­ теризовать объемами работ и технико-экономическими показателями.

Объемы работ, Имеются сводные данные по развитию туннеле­ строения в 19 странах (Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норве­ гия, Португалия, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария,

5


Швеция и Япония). Эти данные приведены в табл. 1—3 [90 и др.].

Втабл. 1 приведены общие сведения по подземным сооружениям,

втабл. 2 дано сопоставление подземных сооружений США и Запад­ ной Европы, а в табл. 3 показано развитие этих сооружений по площадям поперечного сечения.

Таблица 1

Туннели

Транспортные ......................................

Гидротехнические...............................

Коммунального х о зя й с т в а ...............

Прочие подземные сооружения . . .

В с е г о ...................................

1960 - 1969 Г Г .

1970-1979 гг.

длина, тыс. км

объем, млн. м3

стоимость, млн. долл.

длина, тыс. км

объем, млн. м3

стоимость, млн. долл.

 

1

 

 

 

 

2,3

161,9

5219

5,1

432,4

19 068

3,9

73,0

1650

3,5

68,6

2 794

7,0

42,5

1372

12,2

147,8

6 292

0,1

8,9

170

0,2

26,2

429

13,3

286,3

8419

21,0

675,0

28 583

Как следует из таблиц, в целом намечается значительный рост строительства подземных сооружений в 1970—1979 гг. по сравнению

сI960—1969 гг. Длина их возрастет в 1,6 раза, объем — в 2,4 раза,

аобщая стоимость — в 3,4 раза.

Анализируя данные табл. 2 и 3, можно отметить существенные объемы сооружений большого сечения. За 1960—1969 гг. было построено не менее 1300 км крупных туннелей и камерных вырабо­ ток объемом 120 млн. м3, стоимость их составила примерно 3,6 млрд, долл. В 1970—1979 гг. их будет построено 3300 км объемом при­ мерно 380 млн. м3, а стоимость составит около 13 млрд. долл. Этот рост в 1970—1979 гг. образуется главным образом за счет США, где транспортных туннелей средней площадью поперечного сечения 64 м2 будет построено в 4,6 раза больше, чем в 1960—1969 гг., а прочих подземных сооружений средней площадью поперечного сечения 94 м2 — в 3,3 раза. В Западной Европе длина туннелей боль­ шого сечения увеличится в 2,2 раза. Если же учесть статистику по всем странам мира, то вышеприведенные цифры еще более возрастут.

Технико-экономические показатели. Для выработок малого сече­ ния (10 м2) в прошедшем десятилетии достигнуты весьма высокие рекордные скорости проходки, составляющие для механизирован­

ного способа

2 км/мес

и для

буровзрывного

способа 1,2 км/мес.

В туннелях

большого

сечения

(80—100 м2)

наивысшие скорости

проходки составили 0,3—0,4 км/мес

при суточных достижениях

25—30 м/сут

при механизированном

способе

и 15—20 м/сут при

буровзрывном способе.

Мировой рекорд скорости проходки туннеля

6


Таблица 2

Страна

США

Запад­ ная Европа

Туннели

строительстваГод

 

Параметры

 

транспортные1

гидротехниче­ ские

коммунального хозяйства

1 соорупрочие- 1 женияі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

£.

 

 

 

 

 

 

 

 

<3>

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

п

I960—

Длина,

км

 

103

656

2698

12

3469

 

 

 

 

 

 

 

 

1969

Средняя площадь

попереч­

73,7

18,6

8,1

36,2

12,1

 

 

ного сечения, м2

 

 

 

 

 

 

 

Длина,

км

 

477

1020

8724

40

10 261

1970— Средняя площадь попереч­

64,0

15,4

14,0

94,4

16,7

1979

ного сечения, м2

 

 

 

 

 

 

 

Рост по сравнению с I960—

+363

+55

+223

+233

+ 196

 

1969

г., %

 

 

 

 

 

 

1960—

Длина,

км

 

1048

2620

4198

86

7952

 

 

 

 

 

 

 

 

1969

Средняя площадь

попереч­

65,4

18,5

4,5

68,5

17,8

 

 

ного сечения, м2

 

 

 

 

 

 

 

Длина,

км

 

2300

2044

3130

196

7670

1970— Средняя площадь попереч­

65,0

20,9

5,8

102,3

Зп,7

1979

ного сечения, м2

 

 

 

 

 

 

 

Рост по сравнению с 1960—

+119

- 2 2

—25

+ 128

- 4

 

1969

гг., %

 

 

 

 

 

 

диаметром

6,3 м механизированным способом составляет 79 м/сут

(туннель

Навайо, США, 1972 г.).

На рис. 1 показана динамика роста скоростей проходки зарубеж­

ных туннелей с 1850 до 1970 гг. [78]. В настоящее время по лучшим зарубежным объектам достигнуты следующие средние производи­ тельности выемки скалы с одного забоя без возведения крепи:

Площадь поперечного сечения туннеля, м2

70—150

150—200

200—350

Средняя производительность проходки,

8

10

16

тыс. м З /м е с ..................................................

7


2000

2000

Рис. 1. Динамика роста скоростей проходки зарубежных туннелей:

1 — средняя скорость; 2 — максимальная скорость

Вместе с тем средние скорости сооружения зарубежных туннелей буровзрывным способом в целом значительно отличаются от рекорд­ ных показателей. В табл. 4 приведены сведения по средним скоро­ стям проходки и бетонирования ряда туннелей за рубежом, вычи­ сленные за весь период строительства. Уровень затрат труда при проходке туннелей в крепких породах, не требующих возведения крепи, характеризуется графиком, показанным на рис. 2 [111].

В Советском Союзе средние скорости проходки туннелей большого сечения буровзрывным способом пока невелики, хотя рекордные достижения представляются значительными. В табл. 5 приведены

Таблица 3

Площадь

поперечного сечения, м2

I960 -I9 6 0 гг.

 

1970 - 1979

гг.

1970-1979 гг., % к

 

 

 

 

 

 

1960-1969 гг.

Средняя пло­ щадь попе­ речного се­ чения, м2

Длина, тыс. км

Объем, млн. м*

Средняя пло­ щадь попе­ речного сече­ ния, м2

Длина, тыс. км

Объем, млн. м*

Длина

Объем

До 10

5,2

8,5

44,2

5,3

12,0

64,2

141

145

10-30

21,4

2,6

55,6

19,1

3,5

65,8

134

118

30-100

65,0

1,9

123,7

74,5

4,4

327,1

232

264

Более

100

209,0

0,3

62,8

198,0

1,1

217,9

367

347

В с е г о

21,5

13,3

286,3

32,2

21,0

675,0

158

236

8