Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 7
ров п характеристик системы, необходимых для практи ческой реализации проектирования примятого исполне ния (модели) системы. К последним могут быть отне сены форма и основные размеры ядра электромагнитной системы и ее основных (рабочих) зазоров, обмоточные данные намагничивающих катушек, температура нагре ва и индукция насыщения на различных участках си стемы, а также тяговые характеристики, характеристики управления и противодействия системы. В настоящей работе в основном рассматривается второй случай.
Таким образом, под оптимальным проектированием будем понимать научно обоснованный выбор основных параметров и характеристик системы, полученных из анализа выбранной модели системы и исходных урав нений, описывающих основные физические процессы в ней.
Для реализации поставленной задачи оптимального проектирования в книге предлагается метод, который включает в себя:
1) Обоснование принятых моделей (структуры) си стемы и в том числе .ее тепловой, электрической, маг нитной и механической цепей.
2)Обоснование принятых технико-экономических критериев качества (целевых функций), уравнений дви жения и ограничений.
3)Рационализацию исходных уравнений за счет введения понятий функции состояния, базовой и кор ректирующих функций.
4)Рациональное ограничение числа варьируемых
параметров проектирования за счет введения понятий ядра и эквивалентного зазора электромагнитной систе мы, определяющего размера и коэффициентов крат ностей основных размеров.
5) Обобщение расчетных уравнений и зависимостей для подобных и однотипных систем.
1-1. Функциональная и структурная классификация. Определение подкласса силовых электромагнитных механизмов
Из множества известных электромагнитных элемен тов, находящих применение в автоматических устройст вах систем контроля, регулирования и управления, в предлагаемой (рис. 1-1) функциональной классифика
10
ции рассматривается достаточно обширный класс ши роко используемых элементов — ферроиндуктивных пре образователей, отличительной энергетической особен ностью которых является:
1) Преобразование поступившей на вход элемента электрической энергии в механическую энергию (движе ния, удара, нажатия, удержания) или в электрическую энергию другого качества (в результате трансформа-
Рис. 1-1.
ции) или количества (в результате управления или уси ления) на выходе элемента. Из классификации исклю чены электрические машины (двигатели и генераторы), вращающиеся трансформаторы и подобные элементы.
2) Наличие энергии связи, сосредоточенной в маг нитном поле, связанном с индуктивными {намагничи вающими) катушками (катушкой, токопроводом) « фер ромагнитным замкнутым или почти замкнутым (в том числе с возможными подвижными и разветвленными участками) магнитопроводом. При этом управление процессом преобразования энергии может осуществлять ся за счет дополнительного внутреннего или внешнего воздействия на энергию связи.
Указанный класс электромагнитных преобразовате лей по основному назначению используемых свойств
11
магнитопровода можно разделить следующим образом: а) Силовые, в которых используются свойства магнптопровода создавать повышенную плотность магнит ного поля в заданных направлениях и участках эле
мента.
б) Параметрические, в которых используются изме нения параметров характеристик магнитопровода пз-за нелинейности кривой намагничивания н гистерезиса.
Вследствие многообразия используемых в ферроиндуктнвных преобразователях электромагнитных явлений и отсутствия резких границ между ними указанное разграничение по силовым и параметрическим свойст вам несколько условно. Однако в большинстве случаев всегда можно выделить основное назначение используе мого магнитопровода, исходя из основного функцио нального назначения преобразователя, и тем опре делить его принадлежность к указанным группам.
По виду преобразования энергии, отличительному характеру воздействия на процесс преобразования энер гии пли движения исполнительного органа удобно вы делить следующие четыре обобщенных подкласса рас сматриваемого класса электромагнитных преобразова телей.
Преобразователи электромагнитомеханические
Подкласс 1. Электромагнитные механизмы (ЭММ) — подкласс, объединяющий электромагнитные преобразую щие элементы с конечным — фиксированным на опре деленных участках перемещения (движения) положе нием рабочего (исполнительного) органа, — электроме ханические управляющие элементы.
Подкласс 2. Электромагнитные регуляторы (ЭМР) — подкласс, объединяющий электромагнитные преобразую щие элементы с пропорциональным —зависимо изменяю щимся положением (движением) рабочего (исполнитель ного) органа, — электромеханические регулирующие элементы.
Преобразователи электромагнитоэлектрические
Подкласс 3. Электромагнитные датчики (ЭМД) — подкласс, объединяющий электромагнитные преобразую щие элементы с подвижным управляющим органом — элементы с механическим управлением одинарного, дифференциального или дифференциально-трансформа-
12 .
торного типа, контролирующие изменение положения управляющего органа, соответствующие перемещения или их производные (скорости, ускорения) и другие физические величины (усилия, давления, расход, уро вень и т. п.), предварительно преобразованные в перемещение.
Подкласс 4. Электромагнитные статические элементы (ЭМСЭ)—подкласс, объединяющий электромагнитные преобразующие элементы без подвижных звеньев, не управляемые или с дополнительным управлением,напри мер такие, как маломощные трансформаторы, неуправ ляемые и управляемые дроссели, магнитные усилители, электромагнитные стабилизаторы, преобразователи ча стоты, фаз и т. п.
Структурные схемы указанного класса электромаг нитных преобразователей приведены на рис. 1-2, где на рис. 1-2,а представлена схема простейшего преобра
зователя с одним входом (W3n — электрическая |
энергия |
на входе) и одним выходом (W0— полезная |
энергия |
выхода). Пунктиром условно обозначена область маг нитной энергии связи — №магНа рис. 1-2,6 показан дополнительный внешний вход управления (Wy — энер гия управления). В соответствии с подклассом принятой классификации полезная энергия выхода й энергия управления могут быть представлены механической или
13
электрической энергией. На рис. 1-2,в показана струк турная схема с внутренним управлением за счет наличия
энергии (обмотки) смещения |
и обратной связи W0.c- |
Возможно комбинированное |
управление (рис. 1-2,г). |
В общем случае (рис. 1-2,5) преобразователь может иметь п" электрических и т" механических выходов и п' электрических и т' механических входов, в том числе и входов управления (электрических, механических и от постоянного магнита).
В качестве примера, иллюстрирующего указанные структурные схемы, на рис. 1-3,я—з приведены упро щенные эскизы некоторых исполнений простейших элек тромагнитных элементов. Например, к структурной схе ме без управляющего воздействия можно отнести: а) электромеханический преобразователь с подвижным
якорем (6о — переменный |
рабочий зазор); б) то же, но |
с удерживаемым якорем |
(6o=const), в том числе и |
электромагнитные муфты; в) статический электромаг
нитный |
элемент —трансформатор; |
г) неуправляемый |
дроссель. |
К структурной схеме с |
управлением можно |
отнести: д) трансформатор с подмагничиванием; е) то
же, но с зазором |
(8o = const); |
ж) электромагнитный |
датчик перемещения |
(8o = var); з) |
магнитный усилитель, |
управляемый дроссель и т. п.
Анализ физических процессов, происходящих в элек тромагнитных элементах, отнесенных к четырем указан ным подклассам, дает возможность выделить ряд об щих проблем, характерных для элементов рассматри ваемого класса. К таким проблемам можно отнести анализ магнитных и температурных полей в указанных элементах, вопросы теплоотдачи с поверхности и тепло передачи в объеме намагничивающих катушек и магнитопроводов, а также теплообмена между ними. В не которой части общими являются вопросы расчета магнитных цепей и потокораспределения (потокосцепления) в электромагнитных элементах, проблемы на дежности и технико-экономической оптимизации пара метров и характеристик преобразователей.
Возможен также общий подход к вопросам проект ного расчета (синтеза) указанных элементов, например, по предложенному в 1958 г. автором методу определяю щего размера ядра электромагнитного элемента {Л. 50], в последующем уточненному им за счет введения поня тия базовой и корректирующих функций (подробно см.
14
далее). Однако наряду с общими проблемами элементы указанных подклассов требуют решения специфических задач, связанных с их функциональным назначением, особенно в динамических режимах работы.
Значительное число вопросов, связанных с анализом работы элементов выделенных подклассов, фундамен тально исследовано рядом авторов и освещено в науч-
Рис. 1-3.
15
ной и технической отечественной и зарубежной литера
туре, даже неполный перечень которой |
вызвал бы |
||
существенные |
затруднения. |
Значительно |
в меньшей |
мере освещены вопросы синтеза указанных |
элементов |
||
с целью их |
оптимального |
проектирования. |
Последнее |
в большей мере относится к электромагнитным элемен там с подвижными звеньями (электромагнитные меха низмы, регуляторы, датчики), анализ и синтез которых несколько усложняется за счет взаимозависимости элек трических, магнитных, тепловых п механических про цессов и определяющих их величин.
В свою очередь функциональное различие указанных элементов с подвижными звеньями несколько затруд няет возможные обобщения при разработке теории их оптимального синтеза. Ниже подробно рассматриваются вопросы теории, ее инженерного приложения и практи ческие рекомендации при оптимальном проектировании (синтезе) силовых электромагнитных механизмов аппа ратов п устройств автоматики постоянного п перемен ного тока.
Возможность использования некоторых полученных обобщенных решений и рекомендаций с целью распро
странения их |
на элементы |
других |
подклассов указана |
|
в тексте по мере изложения. |
|
|
||
Подкласс |
с и л о в ы х |
э л е к т р о м а г н и т н ы х ме |
||
х а н и з м о в |
(СЭММ) |
в |
свою |
очередь объединяет |
чрезвычайно большое количество различных механизмов и может быть по функциональному назначению разде лен на три характерные группы:
Приводные электромагнитные механизмы: электро магниты управления тянущего, толкающего или пово рачивающего исполнения, электромагнитные механизмы приводов электромагнитных контакторов, пускателей и электромагнитных реле, электромагнитные приводы клапанов и вентилей гидро- и пневмоустановок, растор маживающие электромагнитные механизмы, электро магнитные приводы шаговых искателей и др.
Удерживающие электромагнитные механизмы: элек тромагнитные защелки и фиксаторы положений, элек тромагнитные фрикционные устройства, электромагнит ные механизмы, осуществляющие задержку движения подвижных звеньев при отпуске якоря (в том числе электромагнитные реле времени), электромагнитные муфты трения и др.
16
Нажимные электромагнитные Механизмы: электро магнитные расцепители автоматических выключателей, прессовые электромагнитные устройства, ударные элек тромагнитные молотки и другие ударные механизмы.
Возможна классификация указанного подкласса и по другим признакам, наиболее полно представленная в [Л. 14]. Полезным является также условное объедине ние характерных исполнений, указанных элементов по расположению подвижного звена (якоря) относительно намагничивающей катушки и, принятой модели распре деления н. с. вдоль ее оси (см,;.табл. в предисловии).
1-2. Определение обобщенной системы исходных уравнений ограничений, движения и эффективности СЭММ
а) Общие положения
■Электромагнитный механизм в общем случае явля ется сложной динамической системой, которая согласно определению (§ 1-1) может состоять из п электрических и т механических связанных входов и выходов. ВГэтом случае предполагается наличие п намагничивающих катушек и т подвижных ферромагнитных звеньев (участков магнитопровода), связанных между собой магнитным полем. В дальнейшем электромагнитный ме ханизм рассматривается как совокупность электриче ских, магнитных, тепловых и механических цепей 'с со средоточенными параметрами. Указанное допущение принято вследствие малых скоростей протекания физи ческих процессов и низких частот изменения величин в рассматриваемых механизмах, что позволяет форми ровать уравнения движения на основе параметров, опре деленных с помощьпо измерений или расчетов статиче ского поля и состояния.
При простейшем (неразветвленном) исполнении ука занных входов и выходов электрическая и механическая цепи описываются одной переменной: электрическая цепь — током i в цепи намагничивающей катушкй, под ключенной непосредственно к источнику питания, а ме
ханическая |
цепь — перемещением s |
или скоростью |
ds/dt=s = v |
в цепи подвижного звена |
(якоря), связан |
ного с упругой, гравитационной или какой-либо иной нагрузкой. — ---- --
2^— 638 |
1 |
Гоо. публичную |