Файл: Любчик, М. А. Оптимальное проектирование силовых электромагнитных механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 7
В реальных исполнениях злектромагнитных механиз мов обмотки намагничивающих катушек (LK, Ru) часто включаются не непосредственно на напряжение источ ника, а в различные схемы, в которых последовательно с ними включены добавочные сопротивления Rr и ин дуктивности Ад или параллельно им подключаются шунтирующие сопротивления Яш и емкости Сш. В ука занных случаях сложного (разветвленного) входа существенно изменяются параметры механизма как в статических, так и в динамических режимах и в том числе время срабатывания, потребляемая мощность и др. При этом состояние, например, одной разветвлен ной электрической цепи на входе может описываться рядом зависимых и независимых переменных — значе ниями тока в ветвях данной электрической цепи.
Аналогично механическая цепь, например одного сложного (разветвленного) выхода, может описываться рядом зависимых и независимых переменных — значе ниями координат, фиксирующих положения подвижных звеньев и упругие связи между ними, как это показано в примерах характерных механических выходов на рис. табл. 1-1.
С целью наглядности и облегчения для специалистовэлектриков понимания процессов, происходящих в ме ханических цепях, удобно последние представлять в виде моде ли , описывае мой электрическими схе мами-аналогами, как это сделано, например, на рис. табл. 1-1, где приве дены схемы-аналоги ме ханических цепей, встре чающихся на выходе СЭММ. Для иллюстрации принципа составления табл. 1-1, например пози ции 4, на рис. 1-4,а, приве ден эскиз известного ме ханизма, у которого пе ремещение контактов К осуществляется через пру жину 17i под воздействи ем электромагнитной си-
18
Таблица 1-1
Продолжение табл. 1-1
лы Р, приложенной к якорю электромагнита Я. Демпфи рующее устройство ДУ обеспечивает требуемое демпфи рование за счет штока Ш, жестко связанного с контак том. Величина демпфирования регулируется вентилем В, связывающим полости цилиндра. Возврат механизма осуществляется пружиной Яг.
На рис. 1-4,6 показана схема механической цепи выхода, где ту— приведенная масса якоря, а т%— приведенная масса штока и жестко связанного с ним подвижного контакта. Под Csl и Cs2 понимается эла стичность соответствующих пружин. Трение якоря и трение демпфирования учитывается коэффициентами Rsi и Rs2- Электрическая схема-аналог рассмотренного ме ханического выхода приведена на рис. 1-4,в, где знаком = отмечены соответствующие аналогичные величины.
Принятая аналогия между обозначениями элемен тов в схемах и обозначениями их параметров (.симво лов) ясна из рекомендаций, приведенных в табл. 1-2 и 1-3. В табл. 1-2 приведены графические обозначения сосредоточенных элементов в схемах, а в табл. 1-3 — условные буквенные обозначения элементов в схемах электрических или магнитных цепей и схемах-аналогах
|
|
Таблица 1-2 |
Электрическаясистема |
Механическаясгстема |
|
Поступательная |
Вращательная |
|
-nrv^t |
Н— Н* |
|
"i__ |
н ^ к |
уунр |
s///////7//// |
||
—II—с» |
-АЛЛгЬ |
т к |
AW-V |
||
“0 b +i |
-Q-™ |
~<0^+w |
21
Обобщенны!! параметр
Обозна чение Наименование
ЯКоордината
яСкорость
гМера инерции {инерционность)
R Мера сопро тивления
С Мера упру гости (эластич
ность)
кКоличество
движения
Q Сила и ее разновидности
С г |
Инерцнониая |
|
сила |
«с |
Сила упру |
|
гости |
||
|
||
Qr |
Сила сопро |
|
|
тивления |
ЪВнешняя сила
т Кинетическая энергия
22
Электрическая система
Обозначение
ч*
Ч*= 1
С
в
V= Li
Е
РdV
»" dt
Е=
•Се
Er = iRt
Нанменоаание
Электрически!! заряд, Кл
ЭлектрическнП ток, А
Приведенная ин дуктивность, Г
Электрическое сопротивление, Ом
Электрическая емкость, Ф
Потокосцсплеине, ВЗ
Электродвнж ущап сила, В
Падение напря жения на индук тивности, В
Падение напря жения на конден саторе, В
Падение напря жения на электри ческом сопротив лении, В
ОЗозначеиис
Чщ
Ч„,
Ym
R„
тп
Сm
Гш4m
( « Г ) т
( < ? « ) »
m m
Механическая
Поступа
Нанменоаание
Путь, зазор,
м
Линейная ско рость, м/с
Приведенная масса, кг
Механическое сопротивле
ние, Н-с/м
Эластичность
упругого элемента, м/Н
Количество движения, кг-м/с
Механическая сила, Н
Инерционная сила.Н
Сила упру гости, Н
Сила вязкого трения, Н
Et = |
Ч <*> |
. Внешняя э.д.с., В |
( « * ) » |
Внешняя с нла, |
|
|
|
|
Н |
Te= j v d i |
Кинетическая |
Tm |
Кинетическая |
|
|
|
энергия, Дж |
|
энергия, Дж |
т = J £ . |
|
|
|
|
е |
2 |
|
|
|
система
тельная
Обозначение
s (или 5)
V = S
m
Rs
с ,
mv
р
Р= т - Ц -
тdt
р= - 4 -
сс .
Pr = Rts
Pt = P ,l <0
Ts = m J i ds
r . - d f .
Вращательная
Наименозание |
ОЗозначенне |
Угол поворота, |
Р (или 1 ) |
раствор, рад |
|
Угловая скорость, |
to = р |
рад/с |
|
Приведенный |
J |
момент инерции, |
|
кг-ма |
|
Механическое сопротивление, Н-м-с/рад
Эластичность эле мента, рад/Н-м
Количество дви жения, кГ'М3/рад-с
Механический момент, Н-м
Инерционный мо мент, Н-м
Момент упру гости, Н*м
0 1 ла вязкого тре ния, Н-м
Внешний момент, Н-м
Кинетическая энер гия, Дж
«Р
СР
М
Mr = Ярр
Mt = Mtl (0
= / |
j p d? |
T |
/<■>“ |
T? ~ |
2 |
Таблица ]-3
Примечания
qt = j' i dt, t — вре
мя; Я — Я (i)
dq |
ds |
q ~ ~ d T ' V ~ |
~dT‘ |
da |
|
ia~ ~ d t |
|
L = L (i, |
s) |
Эластнчность—вели чина, обратная жест кости элемента
К = r'q; ЧГ = V (i,s )
« г = -5Г “ -я -< г* при / = const E i =
= L - ^ - dt
<2c = - f
Qr = Рч
Qt =Q BS (<): Q„=const
T = j К dq
23
Обобщенный параметр |
Электрическая система |
|
Механическая |
||
Обозна |
|
|
|
Обозна |
Посту па |
Наименование |
Оэозначенне |
Наименование |
|
||
чение |
чение |
Наименование |
|||
|
|
|
|
|
|
V |
Потенциаль |
|
Потенциальная |
V |
Потенциальная |
|
ная энергия |
|
энергия. Дж |
т |
энергия, Дж |
°R |
Рассеяние |
°R e = |
Я, J ‘ di |
Рассеяние энергии |
DRm |
Рассеяние |
||
энергии |
а электрической |
энергии, |
Вт |
|||||
|
|
|
R> |
системе, |
Вт |
|
|
|
|
|
DR e = - t ~ |
|
|
|
|
|
|
N |
Потери |
N = |
i»K0 |
Потерн, |
Вт |
Nт |
Потерн, |
Вт |
механических цепей при поступательном и вращатель ном движениях подвижных звеньев. Там же приведены обобщенный обозначения этих и других величин, рас сматриваемых ниже, а также принятые единицы соответ ствующих величин в системе СИ.
Дополнительно укажем на принятые и широко ис пользуемые ниже обобщения понятия кинетической энергии (табл. 1-3). Как известно, энергия, связанная с инерционностью v в цепях рассматриваемой системы, может быть выражена как интеграл
W = ^ q d K , |
(1-1) |
где q —обобщенная скорость; dK — изменение |
количе |
ства движения (K =yq). |
|
При изменении переменной от 0 до К\ значение ука занной энергии пропорционально площади 0—а—1—2—0 на рис. 1-5,а. При этом площадь, расположенная под кривой 0—а—1, обозначенная как W* (площадь О—а—1—3—0), имеет также размерность энергии и косвенно отражает действительное значение энергии W, так как может быть представлена как разность:
W* = Ktqt — W.
|
|
П р о д о л ж е н и е т а бл . 1-3 |
||
система |
|
|
|
|
тельная |
Вращательная |
Примечания |
||
|
|
|
||
Обозначение |
Наименование |
О'означение |
|
|
|
Потенциальная |
■ч; |
II 1 |
о< |
|
энергия, Дж |
о «5* |
||
|
|
|
|
|
с- |
|
|
|
|
» II 1 8|ъ |
|
|
|
|
|
Рассеяние |
= ? j Р а'Р |
dr =J Qr |
|
|
энергии, Вт |
|||
Ко» |
|
° r?= - 4- |
|
|
dRs = -J2 |
|
|
|
|
Ns = v'RB |
Потерн, Вт |
Л'р= |
N - |
2Dr |
Указанная разность в дальнейшем называется коэнбргией (фиктивной энергией). Ее значение по анало гии с (1-1) может быть описано интегралом:
W*^=^Kdq. (1-2)
Соотношение (1-2) формально отражает тот факт, что площадь прямоугольника со сторонами К и q равна сумме площадей, лежащих выше и ниже всякой линии,
Ррс. 1-5.
24 |
25 |
соединяющей противоположные углы прямоугольника. В случае, если под инерционностью понимают индуктив
ность L катушки, то К =Л¥ —‘Ы |
и, |
следовательно |
(рис. 1-5,6), |
|
|
Li ей = |
Т* |
(1-3) |
Указанная величина и принята в дальнейшем как кинетическая коэнергия, запасенная в магнитном поле системы, так как ее выражение аналогично выражению кинетической энергии, связанной с массой механической цепи:
Kdq = j" mejdq ==Ц- = T. |
(1-4) |
Если L не зависит от тока катушки, то для электри ческой цепи
Т* = - i - L ia= 7 \ |
(1-5) |
Последние соотношения указывают на |
равенство |
энергии и коэнергии для линейных элементов цепей электромагнитных механизмов (рис. 1-5).
Применение схем-аналогов и введение понятия кине тической коэнергии делают анализ более наглядным и облегчают составление уравнений движения СЭММ. Приведенный в ряде работ [Л. 13, 90] анализ электри ческих и механических цепей относительно сложных СЭММ показывает трудность анализа таких механиз мов, особенно в динамических режимах и в случаях устройств, имеющих несколько связанных и разветвлен ных входов и выходов. В сложных системах, а также с целью обобщения анализа, а затем и синтеза электро магнитных механизмов при составлении системы исход ных динамических уравнений удобно использовать прин цип наименьшего действия, понятия обобщенных коор динат и функции Лагранжа.
Как известно, динамическая система электромагнит ного преобразователя однозначно определена в смысле
описания ее |
состояния в данный |
момент |
времени t |
и |
|
возможности |
предсказания ее состояния |
(положения) |
|||
в последующие моменты времени, если |
известны |
ее |
|||
обобщенные |
координаты qu и их производные |
qu — |
|||
обобщенные |
скорости {Л. 46, 37]. |
Напомним, что |
обо£>- |
[ценными координатами принято называть любые |
г нб- |
зависимых перемениых |
|
^ (0 = {?i> Ч» •••> V Яу.+v ■■■>Яг}, |
(1-6) |
вполне характеризующих положение (состояние) иссле дуемой системы с г степенями свободы.
Такими обобщенными координатами в системах СЭММ могут являться:
для электрической цепи
{ Я е ) к = { Я г ,Я2 ......^ } , |
(1-7а) |
т. е. р. независимых переменных, фиксирующих коли чество электричества, протекающего по разветвлениям электрической цепи механизма
{Я е )и = § ik d t, 6 = 1,2, ...,р,
где iu — ток в k-м разветвлении; для механической цепи
(Я т)к {?(i+I >Яу.+2 ' " >Яг}г |
(1-76) |
т. е. г—р, независимых переменных, фиксирующих полог жение подвижных звеньев механической цепи меха низма.
Для СЭММ с прямоходовым перемещением подвиж ных узлов ниже используются (рис. 1-6,а) эквивалентные обозначения ^m)k = sk или {qm)k = би; для СЭММ с по воротным перемещением подвижных узлов (рис. 1-6,6)
соответственно |
|
принимают: (<7т)й=|Рй «ли (Ят)к= |
|||||
— ак- |
Здесь |
|
& = р+1, |
||||
р,+2, ..., г |
и |
соответст |
|||||
венно |
значения |
Sk |
и |
|фг |
|||
фиксируют текущее к-е |
|||||||
положение |
подвижных |
||||||
звеньев |
при |
отсчете |
от |
||||
начального |
(отпущенно |
||||||
го) |
положения |
|
якоря |
и «§ |
|||
соответственно |
йй |
и |
аи |
||||
при |
отсчете от конечного |
||||||
(притянутого) |
положения |
||||||
якоря. На рис. |
1-6 |
ин |
|||||
декс к опущен. |
|
|
|
Рис. 1-6. |
27