Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
рис. 5-5,а позволяет выявить роль тока в изучаемом процессе. Дать обоснованное объяснение отмечаемому явлению пока трудно, по скольку приводимые здесь данные о полярном износе электрощеток
отличаются от |
наиболее вероятных. Для |
того чтобы внести ясность |
|
в этот вопрос, необходимы дальнейшие |
эксперименты. |
Подобные |
|
эксперименты |
нужны также и для того, |
чтобы объяснить |
показан |
ную на правой части рис. 5-5 зависимость между износом электро щеток, поляризованных различным образом, и температурой поверх-
Рис. 5-5. Влияние удельного давления р и температуры поверхно сти скольжения коллектора Т на скорость изнашивания графит ных электрощеток [Л. 5-8].
анодно-поляризованные электрощетки; |
катодно-поляри- |
зованные электрощетки; — X — X — X — X — для всех |
электррщеток без на |
грузки током. |
|
ности скольжения коллектора. К только что рассмотренному влия нию механических факторов на скорость изнашивания электрощеток весьма близко примыкает вопрос о влиянии на нее способа уста новки электроугольньгх изделий относительно рабочей поверхности коллектора, т. е. их фасона. Конкурирующими здесь являются ра диальные и реактивные фасоны электрощеток, область применения каждого из которых в течение последних десятилетий служила предметом многочисленных исследований. Можно считать установ ленным, что крупные электрические машины должны оборудоваться радиальными электрощетками. Областью использования реактивных электрощеток являются малогабаритные электрические машины, ра ботающие при большом числе оборотов. Реализация изложенной ре комендации позволяет нормализовать механические параметры ре жима работы скользящего контакта и снизить скорость изнашива ния образующих его элементов.
Изложенные рекомендации по рассматриваемому вопросу осно вываются на данных практики отечественного электромашинострое-
72
ния. Английские источники |
свидетельствуют о том, что в Англии |
на крупных нереверсивных |
двигателях и генераторах преимущест |
венное распространение получили радиальные щеткодержатели, в ко торые устанавливаются прямоугольные электрощетки со скосом верхней плоскости или без такового. Радиальные электрощетки на ходят себе применение и на крупных реверсируемых машинах, на которых можно встретить также и реактивные электрощетки. По следние устанавливаются по одной из двух схем: острый угол кон
тактной |
поверхности ориентирован |
против |
|
направления |
вращения |
|||||||||
|
|
|
|
|
мм/1000 |
ч |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
I |
|
|
мм/50 |
|
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\\1В,Г,Д,Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ш |
|
Л |
|
|
|
пимпинента! |
U |
h |
о—-— |
|
i |
1 |
|
> |
Грасрит |
-* |
0°/ |
|||
и-/о |
|
( oa.qJU.rn |
|
|
% |
|
||||||||
состава |
|
100% |
МеИь°/о |
— |
С |
|
»- |
Сажа |
|
100е Г* |
||||
Группы |
(подклассы) |
|
|
|
|
|
|
д |
|
|
Б * -с |
|
> |
|
материалов |
*й |
* |
Г * |
" Д |
Е |
|
|
|
В |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Классы |
|
|
Третий |
(ШК |
>, |
|
Bmopotг |
(л) |
|
|
||||
материалов |
|
Первый. |
(I) |
|
|
|
|
*" |
Четвертый |
(N)^ |
||||
|
|
|
|
|
|
Рис. 5-6. Общая закономерность изменения скорости изнашивания
электрощеток в зависимости от состава |
материала, |
из которого они |
||||
|
|
|
изготовлены. |
|
|
|
о л — |
скорость |
изнашивания |
электрощеток |
по |
данным лабораторных испыта |
|
ний |
на короткозамкнутом |
коллекторе; » э |
— то же по данным эксплуатации. |
|||
коллектора |
(собственно |
реактивная |
электрощетка) |
либо совпадает |
с этим направлением (волочащаяся электрощетка). В первом случае углы наклона электрощетки лежат в пределах 30—35°, а во вто ром — 5—15°.
Применение V-образных тандем щеткодержателей с равными и неравными углами скоса расположенных в них реактивных электро щеток, по свидетельству английских авторов, во всех странах пре
кращено |
{Л. 5-9]. |
Отечественная |
практика подтверждает |
целесооб |
||
разность |
подобного |
мероприятия |
для крупных электрических машин. |
|||
Общая закономерность |
изменения скорости изнашивания элек |
|||||
трощеток |
в зависимости от их |
состава при работе на медных кол |
||||
лекторах |
показана |
на рис. |
5-6. |
В нижней части рис. 5-6 |
приведены |
обобщенные результаты испытаний электрощеток на короткозамкну-
тых |
коллекторах, |
осуществлявшихся в |
лабораториях |
электроуголь |
||
ных |
заводов в |
течение |
двадцатилетнего периода |
действия |
||
'ГОСТ 2332-43. В |
верхней |
части рис. |
5-6 показаны |
аналогичные |
||
результаты, полученные при массовые |
испытаниях электрощеток на |
73
крупных электрических машинах на предприятиях металлургической промышленности (Л. 1-4]. Из рис. 5-6 следует (учитывая пунктирные участки кривых), что рассматриваемая характеристика не является однозначной функцией состава электрощеточного материала. Для композиций, расположенных в правой части оси абсцисс, т. е. для композиций, содержащих значительное количество сажи при данном составе, можно получить материалы с существенно различной изно соустойчивостью. Исследованиями установлено, что отмечаемое об стоятельство связано со структурой материала. Оказалось, что при данном соотношении компонент состава готовая композиция может иметь различную структуру, одна из которых (пористая) обладает низкой износоустойчивостью, а другая (мозаичная) высокой (Л. 1-4, 1-11].
Большой практический интерес представляет изучение характе ристик износа электрощеток при эксплуатации скользящего контак та в верхних слоях атмосферы. Общеизвестно, что при работе кол лекторных электрических машин на высотах более 7—8 тыс. м над уровнем моря обычные электрощетки форсированно изнашиваются и работа машин в этих условиях оказывается невозможной. Подоб ное явление связано с изменением состояния атмоферы при подъеме на высоту. Как было показано в табл. 2-1, до высоты порядка 30 км объемный состав воздуха остается практически постоянным, но при этом существенно снижаются его давление и температура. Снижение температуры воздуха приводит к уменьшению абсолютного количества содержащихся в нем водяных паров. С повышением высоты пар циальное давление кислорода снижается относительно быстрее, чем давление воздуха, и при этом интенсифицируется действие ультра фиолетовых лучей, вызывающих образование некоторых количеств озона и окислов азота. Описанные процессы и явления нарушают условия, необходимые для образования контактной политуры. От сутствие таковой приводит к усилению молекулярного сцепления между поверхностями контактирующих элементов. В результате ин тенсивно развиваются процессы фрикционного износа, механизм дей ствия которых был описан выше, в начале данной главы.
Систематическое исследование описанного явления было начато в годы развития.реактивной высотной авиации. Поставленные тогда эксперименты позволили воспроизвести в лабораторных условиях процесс высотного износа и показать, как этот процесс связан с со держанием в атмосфере, окружающей контакт, паров влаги, кисло рода и других компонент (рис. 5-7,в, б, в). Описанные эксперименты,
.пополненные исследованиями последующих лет (рис. 5-7,г), позво лили выявить общие закономерности, определяющие влияние со стояния окружающей среды на характеристики износа серийных, специальным образом не обработанных электрощеток. Выявление этих закономерностей позволило установить, что для нормального функционирования электрического скользящего контакта необходимо обеспечить условия образования и поддержания з должном состоя нии коллекторной пленки. Эти условия должны создаваться неза висимо от того, в какой атмосфере работает скользящий контакт: возлл'пгаой. окислительной, восстановительной или нейтральной.
Создание необходимых условий может осуществляться следую щими способами: путем введения в атмосферу требуемых компонент, путем введения в материал электрощеток специальных пленкообра зующих веществ; путем подбора соответствующих материалов для коллекторов.
Первый способ широко используется в наземных электротех нических установках. .Обычно его реализуют путем обогащения воз духа, охлаждающего машины водяным паром; при этом не следует превышать целесообразные пределы содержания названной компо ненты в атмосфере. К чему приводит нарушение подобной рекомен дации, показано на рис. 5-7,г. Двойственность влияния влаги на из-
мм |
-ф—1 |
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
20 |
|
—1 |
|
|
J,8 |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
7 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
- |
л |
Рп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
10 |
|
|
t |
|
|
|
1,5 |
2,6 |
5,ЗРп |
ГПа |
|||
О |
|
|
|
20 |
50 мин |
|
|
U' |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
|
' |
1 |
1 |
||
Ущ,ММ/МИН |
|
|
|
мм/1000ч |
130.^260 |
5Э0РнГПа. |
||||||||||
0,8 |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
\ У ч / |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|||||||
ОМ |
|
|
|
O N |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,25 |
0,50 |
0,75 Р„ ГПа. |
|
|
|
|
|
|
Во |
|||
|
|
|
|
_1_ |
260 |
л |
l |
|
|
|
20 |
±0 |
60 |
80 |
% |
|
|
|
|
|
150 |
Ъ90Р„Д ГПа |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
S) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 5-7. Изменение |
скорости |
изнашивания |
электрощеток |
|||||||||||||
|
|
|
|
в |
зависимости |
от состояния |
внешней |
среды. |
|
|||||||
а — износ |
электрощеток |
при |
работе |
их |
в сухой (/) и увлажнен |
|||||||||||
ной |
(//) |
атмосфере |
[Л. 5-10]; |
б — изменение скорости |
изнашивания |
|||||||||||
электрощеток |
при работе |
их в атмосфере |
воздуха |
при разных |
зна |
|||||||||||
чениях парциального давления содержащихся в ней водяных па |
||||||||||||||||
ров |
р п |
|
и |
кислорода |
р к |
[Л. 5-11]; |
в — изменение скорости изнаши |
|||||||||
вания |
электрощеток при работе их в атмосфере азота при разных |
|||||||||||||||
значениях |
парциального |
давления |
содержащихся в ней водяных |
|||||||||||||
паров ра, кислорода рк и двуокиси углерода |
ру [Л. 5-10]; г — изме |
|||||||||||||||
нение скорости изнашивания электрощеток при работе их в воз |
||||||||||||||||
душной |
атмосфере |
(2) и атмосфере водорода (/) при разной отно |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
сительной влажности В0 |
[Л. 5-12]. |
|
|
|
нос электрощеток объяснена в работе (Л. 5-12], авторы которой счи тают, что при умеренном ее содержании она способствует образо ванию политуры и, являясь киелородофобным агентом, препятствует проникновению кислорода в контактную зону, тем самым задержи вая процесс окисления и разрушения контактных элементов. При значительном содержании паров влаги они оседают на контактную поверхность и, изолируя одну часть площадок непосредственного контакта, вызывают повышенную концентрацию тока в другой их части. Последнее и вызывает повышенный износ электрощеток.
Второй из упомянутых способов создания необходимых условий для работы электрощеток находит себе применение в самолетном
75
электрооборудовании. Его реализуют путем подбора материалов ДЛЯ металлсодержащих электрощеток и введением надлежащим обра зом подобранных пропитывающих веществ в электрощетки из «чер ных» материалов. Облагораживание цветных электрощеток осу ществляется добавлением в их состав олова или свинца или одно временно обоих металлов. Присутствие в составе материала электрощеток легкоплавких компонентов приводит к тому, что при работе, в процессе скольжения, эти компоненты расплавляются или переходят в состояние, близкое к плавлению. В результате олово и свинец проникают в поверхностный слой коллектора, где совмест но с графитом создают необходимые смазывающие свойства между взаимодействующими поверхностями. Кроме того, олово частично реагирует с медью коллектора, сглаживая его поверхность и обра
зуя на ней тонкую |
защитную |
пленку фазы г) — CueSn2 |
и фазы |
|
е — CujSn. Наличие |
такой пленки |
также существенно |
улучшает |
|
процесс скольжения |
контактирующих |
элементов. |
|
|
Повышение износоустойчивости |
электрощеток путем |
введения |
||
в них пропитывающих веществ |
является одним из наиболее |
перспек |
тивных направлений совершенствования этого элемента скользящего контакта. Об эффективности этого направления можно судить по данным табл. 5-6. Изыскиваются новые, еще более эффективные про
питывающие |
вещества |
и разрабатываются |
методы |
их введения |
в электрощетки. |
|
|
|
|
Снижение |
износа |
электрощеток за счет |
подбора |
соответствую |
щих материалов для коллекторов пока широкого распространения не получило. В литературе имеются сообщения о том, что отсутствие влаги не вызывает форсированного износа электрощеток при работе их на хромовой, родиевой и латунной поверхностях (Л. 5-10]. В па тенте США № 2739256.20.03.56 рекомендуется изготавливать коллек торы авиационных электромашин из медно-никелевого сплава, со став которого определяется условиями эксплуатации. Так, для ма шин, работающих на высоте около 18 км, количество никеля в спла ве должно составлять примерно 30% (остальное медь). При боль шей высоте количество никеля повышается до 55—60%.
Интересно предложение о снижении износа электрощеток в вы сотных условиях путем изготовления коллекторов из графита. Про верка этого предложения производилась путем испытания электро
щеток |
в термобарокамере при —50 °С в условиях, имитирующих |
|
высоты |
1, 5, 10, 15, 20 км над уровнем моря, |
по 2 ч на каждой вы |
соте и 4 ч при высоте 25 км и плотности тока |
25 А/см2 . Испытаниям |
подвергались электрощетки марки ЭГ74, последовательно устанав ливаемые на коллекторы, изготовленные из этого же графитного ма
териала |
и |
из |
меди марки M l . В результате испытаний было уста |
|||||
новлено, |
что в |
первом случае износ |
электрощеток |
составил |
0,01 мм, |
|||
а во втором 3,0 мм [Л. 3-8]. Аналогичные |
результаты получены при |
|||||||
испытании |
электрощеток |
в вакууме |
( 1 0 ~ ь — Ю - 6 |
гПа). В |
данном |
|||
случае опыты |
велись с |
электрощетками |
марок ЭГ2а и ЭГ4, рабо |
тавшими, подобно предыдущим, на коллекторах из тех же материа
лов, что и сами электрощетки, а |
затем |
на коллекторах |
из меди M l . |
|||||||
Полученный |
результат |
свидетельствует |
о том, что и в |
данном |
слу |
|||||
чае при использовании |
графитовых коллекторов |
характерного |
высот |
|||||||
ного износа |
электрощеток не |
наблюдалось. |
Подобный результат |
|||||||
объясняется |
тем, что |
благодаря |
повышенной |
сорбционной |
емкости |
|||||
графитовых |
материалов |
содержащихся в массе |
коллекторов |
ко |
||||||
личеств кислорода |
и |
влаги |
при |
достигнутой |
глубине |
ваку- |
76