Файл: Лебедев, Н. Н. Электротехника и электрооборудование учеб. пособие [для монтаж. и строит. спец. техникумов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
поля. Для этого достаточно переключить любые два провода трехфазной системы, подводящие ток к статору двигателя. На рис. 7.14 при ведена схема такого переключения. ПрШпереключении трех проводов направление вращения магнитного поля статора, а следовательно-, и ротора двигателя не изменится.
§ 7.9. Потери энергии и коэффициент полезного действия асинхронных электродвигателей. Коэффициент мощности двигателей
Электрическая энергия, расходуемая при работе асинхронного электродвигателя, затрачивается на полезную механическую работу и на покрытие потерь: электрических, магнитных и механических.
Потери в меди или электрические потери обусловлены нагреванием обмоток статора и ротора при протекании по ним тока. Потери в стали (магнитные потери) состоят из потерь на вихревые токи и на перемагничивание в стальных частях статора и ротора. Потери на вихревые токи пропорциональны квадрату частоты тока, а на перемагничивание — первой степени частоты тока. Магнитные потери главным образом про исходят в статоре. Потери в стали ротора ничтожно малы вследствие малой частоты его тока и поэтому ими можно пренебрегать.
Механические потери состоят из расхода энергии на трение в под шипниках, трение ротора о воздух и воздуха в вентиляционной систе ме электродвигателя. Эти потери зависят от скорости вращения ротора, его диаметра, типа подшипников и конструкции вентиляционной систе мы двигателя.
К о э ф ф и ц и е н т о м п о л е з н о г о д е й с т в и я (к. п. д.) двигателя называют отношение полезной механической мощности Р2 На валу двигателя к затраченной мощности, потребляемой из сети Pv
(7.8)
Так как разница между затраченной и полезной мощностью равна
потерям, то формулу получения к. п. д. двигателя |
можно записать |
в следующем виде: |
|
P i — {Р м *Ь Рс + Рмех) |
(7.9) |
P i |
|
где рм — потери в меди или электрические потери; рс — потери в стали или магнитные потери;
Рмех — механические потери.
Потери в меди являются переменными, зависящими от нагрузки, вследствие того что с увеличением тока увеличивается нагревание об
моток.
Потери в стали (магнитные) и механические потери являются по
стоянными, так как не зависят от нагрузки.
Коэффициент полезного действия двигателя изменяется в зависи мости от нагрузки. Наибольшей величины к. п. д. достигает при нагруз ке, равной примерно 0,75 номинальной, а затем с увеличением нагруз
113
ки к. п. д. уменьшается вследствие увеличения электрических потерь
на нагревание обмоток (рис. 7.15, а).
Большое магнитное сопротивление воздушного зазора между ста тором и ротором асинхронного двигателя приводит к значительной величине намагничивающего (реактивного) тока, составляющего при мерно 0,4—0,7 от номинальной силы тока электродвигателя. В связи с этим двигатель всегда работает с cos ср, меньшим единицы. При пол ной нагрузке коэффициент мощности cos ф двигателей достигает мак симальной величины 0,8—0,9 (рис. 7.15, б).
О |
2 5 |
50 |
75 |
100 |
^,% |
Рис. 7.15. Зависимость коэффициента мощности асинхрон ного двигателя от его нагрузки
С уменьшением нагрузки коэффициент мощности снижается, что объясняется малой зависимостью от нагрузки намагничивающего (реак тивного) тока. Сила тока двигателя складывается из двух величин: активного тока, зависящего от нагрузки, и реактивного тока, незави симого от нагрузки. Поэтому при механической недогрузке активный ток уменьшается и, следовательно, увеличивается относительная вели чина реактивного тока, что приводит к снижению коэффициента мощ ности cos ф.
§ 7.10. Технические данные асинхронных электродвигателей
Электропромышленность выпускает следующие три серии трехфаз ных асинхронных электродвигателей:
мощностью до 600 Вт (малогабаритные электродвигатели); мощностью от 0,6 до 100 кВт; мощностью свыше 100 кВт.
Серия малогабаритных электродвигателей включает трехфазные асинхронные электродвигатели общего применения мощностью от 50 до 600 Вт закрытого обдуваемого исполнения с короткозамкнутым ро тором. Электродвигатели этой серии применяют на стройках как встроенными в электрифицированный инструмент, так и в качестве ис полнительных механизмов в некоторых системах автоматического ре гулирования.
114
В серию входят электродвигатели типов АОЛ и АЛВ. Электродви гатели АЛВ — встраиваемые, поставляются узлами. Электродвига тели этих типов имеют скорости вращения 3000 и 1500 об/мин (син хронных) при номинальных напряжениях 127, 220 и 380 В.
Помимо трехфазных, выпускают и однофазные асинхронные мало габаритные двигатели на те же напряжения и скорости вращения, но с меньшей мощностью — от 18 до 270 Вт.
Новую единую серию асинхронных электродвигателей мощностью от 0,6 до 100 кВт изготовляют 9 габаритов с 18 ступенями твердой шка лы мощностей на номинальные напряжения 220, 380 и 500 В с номиналь ной скоростью вращения 500, 600, 750, 1000, 1500 или 3000 об/мин. Электродвигатели этой серии выпускают в двух конструктивных испол нениях: защищенные (6 -ь 9-й габариты), обозначаемые А2, и закры тые, обдуваемые (1 -j- 9-й габариты), обозначаемые А02 , с горизонталь ным или вертикальным валом.
Электродвигатели новой единой серии А2 и А02 выпускают вместо электродвигателей А и АО, они имеют по сравнению с последними ряд преимуществ: более высокий к. п. д. и cos <р, меньшие габаритные раз меры и вес на единицу мощности, большую эксплуатационную надеж ность.
В обозначениях новой единой серии электродвигателей число пос ле первой черточки означает типоразмер: первая цифра этого числа— порядковый номер наружного диаметра сердечника статора (габарит), вторая — порядковый номер длины электродвигателя; цифра после второго тире указывает число полюсов обмотки статора. Например, А2-61-2 означает — трехфазный асинхронный электродвигатель новой единой серии общего применения, защищенный, шестого габарита, пер вой длины, двухполюсный (3000 об/мин синхронных).
Кроме основного исполнения, новая единая серия асинхронных электродвигателей имеет несколько электрических модификацией.
К основному исполнению относятся электродвигатели общего при менения с короткозамкнутым ротором; к модификациям относятся электродвигатели с короткозамкнутым ротором со специальными ха рактеристиками (или встраиваемого исполнения), а также со встроен ным электромагнитным тормозом, электродвигатели с фазным ротором и электродвигатели специализированного исполнения.
При обозначении типов модификаций к буквенной части прибав ляется еще одна буква: для электродвигателей с повышенным пуско вым моментом — П (например, АОП2-62-4); с повышенным скольже нием — С (например, АОС2-41-4); с встроенным электромагнитным тормозом — Э (например, АОЭ2-41-4); с фазным ротором — К (на пример, АОК2-72-6); для текстильной промышленности — Т (напри мер, АОТ2-32-6). Для встраиваемых электродвигателей в конце обо значения добавляется буква В (например, АОПВ-42-4).
Для электродвигателей общего применения с алюминиевой обмоткой статора в конце полного обозначения типа добавляется буква А (на
пример, А02-42-4А).
Для обозначения типов специализированных электродвигателей в конце полного обозначения типа добавляются буквы:
115
для влаго- и морозостойкого исполнения — ВМС (например, А02- 62-4ВМС);
для химостойкого исполнения — X; для малошумного исполнения — Ш.
Электродвигатели единой серии, защищенные А2 й закрытые об дуваемые А02 всех габаритов выполняют в чугунной оболочке, а 1, 2 и 3-го габаритов — ив алюминиевой оболочке. Для обозначения типа электродвигателя в алюминиевой оболочке к буквенной части при бавляется буква Л (например, АОЛ2-11-4).
Помимо электродвигателей общего применения и модифицирован ных, на стройках используют (но реже) трехфазные асинхронные элект родвигатели мощностью от 100 до 1000 кВт, напряжением 220, 380, 500, 3000 и 6000 В со скоростью вращения 3000, 1500, 1000, 750, 600
и500 об/мин (синхронных).
Ктаким электродвигателям относятся асинхронные двигатели се рии А (короткозамкнутый ротор) и АК (фазовый ротор) 10-го и 11-го габаритов (мощность 125—400 кВт), серии АО 12-го и 13-го габаритов (короткозамкнутый ротор, мощность 160—1000 кВт) и также электро двигатели серий: АМ6 — с фазным ротором; ГАМ6 — с короткозам кнутым ротором; ДАМ6 — с короткозамкнутым ротором с двойной бе личьей клеткой; ФАМСО—с фазовым ротором; ДАМСО — с короткозамкнутым ротором и двойной беличьей клеткой; ряд электродвигате лей специального назначения.
Приведенные выше буквенные обозначения расшифровываются следующим образом: А — асинхронный; М — мотор; Г — глубокий паз; Д — двойная беличья клетка на роторе; С — специальный; О — защищенный обдуваемый. Первые две цифры после первого дефиса обозначают номер габарита, третья — число пакетов активной стали; последняя цифра после второго — число полюсов; цифра 6 после букв— условный номер серии (пример обозначения типа ДАМ6-127-4).
Для электропривода, работающего в повторно-кратковременном режиме (краны, подъемники и т. п.), на стройках применяют трехфаз ные асинхронные крановые двигатели серии МТК и МТКВ с короткозамкнутым ротором и серии МТ и МТВ с фазным ротором.
Электродвигатели серий МТК, МТКВ и МТ, МТВ выпускают на напряжение 220, 380 и 500 В. Мощность двигателей серии МТК от 2,2 до 28 кВт (10 типоразмеров), скорость вращения —750 и 1000 об/мин (синхронных). Мощность двигателей серии МТ — от 2,2 до 125 кВт (16 типоразмеров), скорость вращения — 600, 750 и 1000 об/мин (син хронных).
Электродвигатели с индексом В (МТВ и МТКВ) имеют изоляцию класса В. Остальные (МТ и МТК) — изоляцию класса Е.
СИНХРОННЫЕ МАШИНЫ
Синхронные трехфазные электрические машины чаще всего при меняют в качестве генераторов. Синхронные электродвигатели при меняют значительно реже, чем асинхронные, и только в тех случаях, если при данной мощности и режиме работы они оказываются экономич нее.
116
Машину называют с и н х р о н н о й потому, что ее ротор вра щается с той же скоростью, что и вращающийся магнитный поток, со зданный током в обмотке статора, т. е. ротор и магнитный поток вра щаются синхронно.
В условиях строительства синхронные генераторы мощностью от 4 до 1000 кВА с приводом от двигателей внутреннего сгорания при меняют для передвижных электрических станций и мощностью до 5000 кВА для энергопоездов с паротурбинными установками.
Синхронные электродвигатели изготовляют мощностью от 40 до нескольких тысяч кВА со скоростью вращения 500—1000 об/мин и применяют для электропривода, требующего постоянную неизменяе мую скорость вращения. Синхронные машины применяют также в ка честве синхронных компенсаторов — синхронных двигателей, рабо тающих вхолостую и подающих в сеть реактивный ток, необходимый для поддержания высокого коэффициента мощности cos ср в сети, заме няя большие батареи статических конденсаторов.
§7.11. Устройство синхронных генераторов трехфазного тока
Синхронный генератор трехфазного тока состоит из неподвижного статора, вращающегося ротора и двух подшипниковых щитов.
Статор синхронного генератора трехфазного тока ничем не отли чается от статора трехфазного асинхронного электродвигателя
(рис. 7.16).
Ротор представляет собой вращающийся электромагнит, создающий магнитное поле, силовые линии которого пересекают провода обмоток статора. Ротор собран из листов электротехнической стали /, на полю са электромагнитов которого надеты катушки из проводов 2, называе мые обмоткой возбуждения генератора.
Катушки электромагнитов ротора питаются постоянным током. В качестве источника постоянного тока для питания обмотки возбуж дения применяется обычно небольшой генератор постоянного тока, называемый возбудителем, вращающаяся часть которого (якорь) на сажена на общий вал с синхронным генератором.
Питание обмотки возбуждения генераторов малой мощности произ водится также и от самого генератора выпрямленным переменным током полупроводниковыми выпрямителями.
Частота, т. е. число периодов в секунду э. д. с. и тока синхронного генератора, равна произведению числа пар полюсов ротора на число
его оборотов в минуту, деленному на 60: |
|
f = |
(7.10) |
Из этой формулы следует, что число оборотов генератора в минуту п = 60//р при частоте 50 пер/с равно 3000/р.
Синхронные генераторы мощностью до 100 кВА изготовляют на 1500 и 1000 об/мин, иными словами, с двумя и соответственно тремя парами полюсов. Синхронные генераторы большей мощности изготов ляют и на другие числа оборотов, например генераторы для непосред
117
ственного соединения с двигателями внутреннего сгорания на 600,
375 и 300 об/мин.
Наша промышленность выпускает также трехфазные синхронные генераторы малой мощности (15—30 кВА) с частотой 200 пер/с, пред назначенные для питания электрических пил и других инструментов с электродвигателями повышенной частоты.
При данной конструкции машины величину э. д. с., а следователь но, и напряжения, развиваемого генератором, можно регулировать, изменяя силу постоялого тока в обмотках электромагнитов, т. е. тока
П /'
Рис. 7.16. Синхронный генератор типа СГ (по перечный разрез)
возбуждения генератора; с увеличением тока возбуждения напряже ние, развиваемое генератором, увеличивается, а уменьшение тока воз буждения приводит к снижению напряжения генератора.
У синхронных генераторов мощностью до 100 кВА изменение силы тока возбуждения производят обычно изменением напряжения возбу дителя с помощью шунтового реостата. Для более крупных машин при меняют специальные регулировочные реостаты, устанавливаемые в це пи возбуждения синхронного генератора. Применяемые на строитель стве синхронные генераторы малой и средней мощности изготовляют на напряжения: 400/230 В с выведенным нулем, 230/133 В с выведенным нулем.
Мощные синхронные генераторы изготовляют на высокие напряже ния: 3; 6; 10 и 13,75 кВ.
Активная мощность, развиваемая трехфазным синхронным генера тором, как это следует из теории трехфазного тока, определяется вы ражением
(7 .1 1 )
118
где U — линейное напряжение, В; / — ток, А;
cos ср — коэффициент мощности, зависящий от потребителей энер гии, получающих питание от генератора.
Так как один и тот же генератор при различных коэффициентах мощности может развивать различную предельную активную мощность, то синхронные генераторы маркируют по величине полной мощности в киловольт-амперах, определяемой напряжением и силой тока, на которые они рассчитаны. Соотношение между полной мощностью гене ратора S, кВА и активной мощностью Р, кВт, которую он может раз
вить, определяя формулой |
|
Р = S cos ф. |
(7.12) |
Средняя величина коэффициента мощности для небольших синхрон ных генераторов принимается равной 0,8. По активной мощности гене ратора при этом значении cos ф подбирают первичный двигатель для приведения его в действие.
При работе синхронного генератора происходят следующие потери электрической энергии: в проводах обмотки статора, в стали статора, в проводах обмотки возбуждения электромагнитов ротора, механичес кие потери на трение. К потерям при работе синхронного генератора относятся также потери энергии в возбудителе, находящемся на общем валу с генератором. Отношение мощности, отдаваемой синхронным ге нератором в сеть, к мощности, получаемой от механического двигателя, называют к о э ф ф и ц и е н т о м п о л е з н о г о д е й с т в и я г е н е р а т о р а .
Коэффициент полезного действия ц синхронных генераторов не большой мощности составляет в среднем 85—90%.
Включение в работу синхронных генераторов
Включение в работу одного синхронного генератора, питающего отдельную, т. е. не имеющую другого источника электрической энер гии сеть, не представляет сложности.
После того как генератор получит необходимое число оборотов, постепенно выводят шунтовой реостат возбудителя, увеличивая тем самым ток в обмотке возбуждения генератора. При этом наблюдают по вольтметру постепенное повышение напряжения на зажимах (выводах) генератора. По достижении нормального напряжения (400 или 230 В) генератор может быть включен в сеть.
Для включения в сеть генераторов, работающих при напряжении до 1000 В, применяют обычно автоматы; при их отсутствии могут быть использованы также рубильники в комплекте с плавкими предохрани телями. Для генераторов, работающих при напряжении выше 1000 В, применяют специальные высоковольтные выключатели.
При работе синхронного генератора на сеть напряжение его не ос тается постоянным. С увеличением нагрузки, особенно если генератор питает асинхронные электродвигатели, напряжение на выводах гене ратора падает. Регулировать напряжение можно при помощи упомяну того выше шунтового реостата возбудителя.
П9