Файл: Лебедев, Н. Н. Электротехника и электрооборудование учеб. пособие [для монтаж. и строит. спец. техникумов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Станина машины служит замыкающей частью — ярмом магнитопровода.
Ротор машины, называемый в машинах постоянного тока якорем (рис. 8.2), представляет собой цилиндрическое тело, собранное (так же как фазный ротор асинхронных двигателей) из тонких штампованных
листов |
стали. Одно целое с якорем составляет коллектор — полая |
|||
втулка, |
на которой |
укрепле |
||
ны медные пластины |
|
клино |
||
образного сечения, |
изолиро |
|||
ванные одна |
от другой и от |
|||
втулки |
коллектора |
проклад |
||
ками из миканита |
(изделие |
|||
из слюды). |
В пазах |
якоря |
||
размещается обмотка. |
Концы |
ее припаивают к пластинам коллектора.
На внешнюю поверхность коллектора накладываются щетки, при крепленные при помощи траверсы к неподвижной части машины. При вращении якоря вращается также и коллектор, а щетки скользят по его поверхности, оставаясь неподвижными. Вал якоря вращается в под шипниках, закрепленных в щитах,
Рис. 8.3. Упрощенная мо |
Рис. 8.4. Кривая выпрямления |
|
дель генератора постоян |
коллектором |
переменного на |
ного тока |
пряжения при одной катушке |
|
|
на якоре |
генератора |
На упрощенной схеме рис. 8.3 изображен между двумя магнитами вращающийся виток обмотки якоря 3. Нетрудно уяснить назначение и принцип действия коллектора. Концы обмотки якоря соединены с двумя пластинами коллектора 1, по которому скользят две щетки 2. При вращении якоря в его проводниках будет наводиться синусоидаль ная электродвижущая сила. При коллекторе с верхней щеткой все вре мя оказывается соединенным проводник, движущийся под северным полюсом электромагнита, а с нижней — проводник, движущийся под южным полюсом. В результате этого между щетками будет действо вать напряжение, изменяющееся во времени, как показано кривой рис. 8.4. Все ее точки расположены выше нулевой линии (напряжение
125
все время будет сохранять один знак). Таким образом коллектор вы
прямляет переменное напряжение.
Но напряжение, представленное кривой рис. 8.4, еще не является постоянным, так как его величина за один оборот якоря два раза пре терпевает изменения от нулевого значения до максимального.
Если намотать на якорь обмотку, состоящую не из одного, а из двух битков, и расположить их на якоре перпендикулярно один другому, то э. д. с, которые наводятся в них при вращении якоря, будут отли чаться друг от друга по фазе. В тот момент, когда в одном витке э. д. с. будет равна нулю, в другом она будет иметь максимальную величину. Графически это можно изобразить двумя кривыми (рис. 8.5, а).
Рис. 8.6. Кривая выпрямления коллектором переменного напряжения при двух катушках на якоре генератора
С помощью коллектора, состоящего из четырех раздельных частей, можно получить в двух витках два выпрямленных напряжения ег и е2, показанных на рис. 8.5, б. При соответствующем соединении витков наводимые в них э. д. с. будут складываться и на щетках машины полу чится суммарное напряжение, которое имеет значительно меньшие ко лебания по величине (рис. 8.5, в).
В выпускаемых ныне машинах постоянного тока обмотки якоря имеют значительно большее число катушек и пластин коллектора. Чем больше будет катушек в обмотке якоря и пластин на коллекторе, тем более ровным, т. е. приближающимся к постоянной величине, будет выпрямляемое коллектором напряжение. Соответственным увеличением чнсЛа катушек обмотки и пластин коллектора получают суммарное на пряжение на щетках (выводах) генератора с весьма малыми колеба ниями по величине.
Машины постоянного тока производят обычно не двухполюсными, а с большим числом полюсов — 4—6. Полюса чередуются попеременно между собой, Количество щеток равно числу полюсов: например, у че тырехполюсной машины должно быть четыре щетки.
§ 8.2. Классификация машин постоянного тока по способу возбуждения
Рабочие свойства машин постоянного тока зависят в значительной мере от способа соединения обмотки возбуждения с якорем постоянного тока. Они подразделяются на: машины с параллельным возбуждением (шунтовые), машины с последовательным возбуждением (сериесные)
123
и машины со смешанным возбуждением (компаундные) (рис. 8.6). Ма шины с параллельным и смешанным возбуждением применяют и в ка честве генераторов, и в качестве двигателей, а с последовательным воз буждением — только в качестве двигателей.
В машинах с параллельным возбуждением обмотка возбуждения при
соединяется |
параллельно обмотке |
якоря |
(рис. 8.6, |
а), в машинах |
|||||||
с последовательным |
возбуждением — последовательно |
с обмоткой |
|||||||||
якоря |
(рис. |
8.6, |
б). |
В ма |
|
|
|
|
|
|
|
шинах со смешанным воз |
а) ■ r |
|
I) |
|
|
||||||
буждением |
обмотка |
воз |
|
|
|
|
|
|
|||
буждения имеет две части: |
|
|
|
|
|
|
|||||
одну, |
соединенную парал |
|
|
| |
__r r r j |
|
|
||||
лельно, |
а |
другую — по |
|
|
|
I |
|||||
|
|
|
|
|
|||||||
следовательно с |
обмоткой |
|
|
|
|
|
|||||
якоря (рис. 8.6, в). Обмот |
|
|
|
к ? . ;Ю1 |
|||||||
ки возбуждения, присоеди |
|
|
|
||||||||
няемые параллельно, вы |
|
|
|
|
|
|
|||||
полняют из проводов не |
Рис. |
8.6. |
Возбуждение машин |
постоянного |
|||||||
большого сечения; обмотки |
|||||||||||
же, |
присоединяемые |
по |
|
|
|
тока: |
|
|
|||
а — п а р а л л е л ь н о е |
( ш у н т о в о е ) ; б |
— |
п о с л е д о в а т е л ь |
||||||||
следовательно, |
рассчита- |
н о е |
( с е р и е с н о е ) ; |
в — с м е ш а н н о е |
|
( к о м п а у н д н о е ) ; |
|||||
|
|
|
|
|
|
/? — н а г р у з к а
ные на прохождение через них полного тока генератора, выполняют из проводов большого сечения.
Соединение обмотки возбуждения с обмоткой якоря производится в коробке выводов генератора при помощи болтовых зажимов. Стан дартом установлены следующие обозначения зажимов: обмотки якоря или, что то же, выводов генераторов — Ях и Я2, параллельной обмот ки — Шх и Ш2, последовательной обмотки — Q и С2.
Кроме основных полюсов в машинах постоянного тока применяют дополнительные полюсы, располагаемые между основными полюсами на станине машины. Обмотка дополнительных полюсов включается по следовательно с обмоткой якоря машины. Назначение обмотки допол нительных полюсов — устранить искрение на коллекторе.
§ 8.3. Генераторы постоянного тока
Напряжение, которое развивает любой генератор постоянного тока, прямо пропорционально числу его оборотов и величине магнитного по тока, создаваемого полюсами; магнитный же поток зависит от тока в обмотке возбуждения. Отсюда следует, что регулировать напряжение генератора постоянного тока можно либо изменением числа его оборо тов, либо изменением величины тока возбуждения.
Генераторы, у которых питание обмоток возбуждения производит ся от постороннего источника постоянного тока, т. е. с независимым возбуждением, применяют редко. Как правило, применяют генераторы с самовозбуждением, у которых обмотка возбуждения во время работы генератора получает питание от его якоря. При пуске же генератора э. д. с. в обмотке возбуждения якоря начинает наводиться за счет неко торого остаточного магнетизма полюсов станины, так как намагничен-
127
ная сталь сердечника любого электромагнита сохраняет магнитные свойства и после прекращения тока в его обмотке. Под влиянием сла бого поля остаточного магнетизма в якоре машины наводится неболь шая э. д. с., под действием которой в обмотке возбуждения полюсов начинает проходить электрический ток, усиливающий магнитное поле, а следовательно, и э. д. с. генератора, постоянно доводя ее до номи нальной величины.
Для правильной эксплуатации электрической машины необходи мо знать ее номиналные величины: мощность Ра, напряжение (/„, ток / н, число оборотов пни др., которые обычно даны на щитке машины.
Рис. 8.7. Влияние реак |
||||
ции якоря на поле ма |
||||
шины при положении ще |
||||
ток на |
геометрической |
|||
а —поле |
нейтрали: |
|
||
при |
режиме холо |
|||
стого хода; 6 — поле якоря; |
||||
в |
— поле |
при |
нагрузке |
|
(п — п' |
— |
геометрическая |
||
нейтраль; |
т — т' |
— физи |
||
|
ческая |
нейтраль) |
||
S |
|
|
|
|
При этом указывают мощность, |
которая |
отдается генератором |
в электрическую сеть. Для получения такой мощности двигатель, вра щающий якорь машины, должен покрывать потери энергии, затрачен ные на нагревание обмоток возбуждения и якоря генератора, а также магнитные и механические потери. Следовательно, номинальная мощ ность двигателя должна превышать номинальную мощность генерато ра на величину этих потерь. Поэтому при работе машин вращающий мо мент на валу двигателя должен быть больше тормозящего момента ге нератора.
При работе машины в режиме холостого хода магнитное поле соз дает только обмотка возбуждения, так как в проводниках якоря тока нет (рис. 8.7, а). В нагруженной машине ток, проходящий йо про-
128
водникам якоря, создает собственное магнитное поле, поле якоря (рис. 8.7, б). Магнитное поле якоря, накладываясь на поле, создавае мое обмоткой возбуждения, будет искажать его (рис. 8.7, в). Влияние, которое оказывает магнитное поле якоря на результирующее поле ма
шины, называется р е а к ц и е й я к о р я . На |
приведенных выше |
рисунках плоскость, делящая расстояние между |
полюсами пополам |
и проходящая через ось вала якоря, называется геометрической ней тралью п — п '.
В нагруженной машине, вследствие наложения поля якоря на основ
ное поле электромагнитов, физическая нейтраль т — т ' |
(рис. 8.7, в) |
не будет совпадать с геометрической нейтралью п — п', |
на которой |
устанавливаются щетки. |
|
В результате при коммутации* щетка будет замыкать накоротко секцию обмотки, в которой индуктируется некоторая э. д. с., а послед няя будет создавать в контуре «щетка — короткозамкнутая секция» значительный ток. Это вызовет сильное искрение под щеткой и выгора ние пластин коллектора. Для избежания искрения щетки должны на ходиться на физической нейтрали. Вследствие реакции якоря физи ческая нейтраль у генераторов смещается по направлению вращения, а у двигателей — против направления вращения якоря.
На рис. 8.8 приведена схема включения генератора парал-лельного возбуждения.
§ 8.4. Электродвигатели постоянного тока, схемы их включения
Принцип действия электродвигателей постоянного тока основан на динамическом воздействии магнитного поля на проводники, через ко торые протекает ток (см. § 3.3). В конструктивном отношении электро двигатели постоянного тока ничем не отличаются от генераторов по стоянного тока.
Электродвигатель начинает вращаться, если обмотки якоря и воз буждения присоединены к напряжению внешней сети. При вращении якоря его обмотки пересекают магнитные линии поля и в них индукти руется э. д. с. Если определить с помощью правила правой руки на правление э. д. с., то оно окажется противоположным направлению
тока, поступающего в якорь из внешней |
сети и носящего название |
п р о т и в о э л е к т р о д в и ж у щ е й |
с и л ы якоря. |
Противоэлектродвижущая сила во время работы электродвигателя ограничивает ток в якоре, который определяют разностью между вели чиной напряжения и противоэлектродвижущей силой, деленной на со противление якоря:
Iя |
U—E |
(8. 1) |
|
Rh |
|||
|
|
где / я — ток в обмотке якоря, А; U — напряжение сети, В;
Е— противоэлектродвижущая сила, В;
*Под коммутацией понимают явления, происходящие в секциях обмотки якоря при замыкании их щеткой накоротко.
5 |
Зак. 552 |
129 |
|