Файл: Лебедев, Н. Н. Электротехника и электрооборудование учеб. пособие [для монтаж. и строит. спец. техникумов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
R
Рис. 8.8. Схема включения генера тора с параллель ным возбуждением
а)
II П
Л
Ц]л
Рис. 8.9. Схема включения электродвига телей:
а — с параллельным возбуждением; б — с после довательным возбуждением
Яя — сопротивление обмотки якоря, Ом.
В начальный момент пуска электродвигателя, когда якорь еще неподвижен и его противоэлектродвижущая сила равна нулю, ток в якоре может достичь большой величины. По закону Ома он будет ра вен напряжению, деленному на сопротивление обмотки якоря. В связи с этим для пуска электродвигателей постоянного тока применяют реостаты, ограничивающие силу тока в якоре в момент пуска.
Схемы включения электродвигателей с параллельным и последо вательным возбуждением представлены на рис. 8.9. Следует иметь ввиду, что обмотка возбуждения двигателя параллельного возбуждения должна включаться так, чтобы она всегда находилась под полным на пряжением сети (см. рис. 8.9, а).
§ 8.5. Механические характеристики электродвигателей постоянного тока
Механической характеристикой электродвигателя, как уже указы валось в § 7.6, называется зависимость его скорости вращения от раз виваемого им момента, т. е. п — f (М). Характеристика может быть выражена математической формулой и изображена графически.
Величину вращающегося момента двигателя постоянного тока оп ределяют по формуле
М = к м Ф 1я, |
(8.2) |
где kM— постоянная двигателя, зависящая от его конструкции; |
|
/ я — ток якоря, А; |
' |
Ф — магнитный поток, Вб. |
130
С.увеличением нагрузки двигателя вследствие торможения якоря
иуменьшения его скорости начинает уменьшаться противоэлектродвижущая сила и поэтому величина тока возрастает, что видно из при веденной выше формулы (8.1).
Скорость двигателя при изменении тока в якоре можно выразить уравнением:
f l — ^ |
__ и _ А » i |
(8.3) |
|
к' Ф |
к' Ф к' Ф я’ |
||
|
где п — число оборотов в минуту.
Из формулы (8.3), определяющей скоростную характеристику, вид но, что скорость вращения электродвигателя постоянного тока прямо пропорциональна подводимому к нему напряжению U и обратно про порциональна магнитному потоку полюсов Ф.
Если в формулу (8.3) подставить значение тока / я из формулы (8.2):
,М
‘я *= n s , получим математическое выражение механической характеристики двигателей постоянного тока:
и |
■R* М. |
(8.4) |
|
к' Ф |
|||
к м к ' |
|
Все три формулы: (8.2), (8.3) и (8.4) справедливы для всех электро двигателей постоянного тока. Вместе с тем свойства двигателей парал лельного и последовательного возбуждения, определяемые этими фор мулами, весьма различны. Дело в том, что в двигателях параллельного возбуждения (см. схему рис. 8.9, а) ток, протекающий через обмотку возбуждения, имеющую напряжение сети, не зависит от нагрузки дви гателя. Следовательно, и магнитный поток в этих двигателях является величиной постоянной, не зависящей от нагрузки двигателя. В двига телях же последовательного возбуждения через обмотку возбуждения проходит весь ток электродвигателя (см. рис. 8.9, б), в связи с чем маг нитный поток электродвигателя возрастает вместе с нагрузкой (пример но пропорционально росту величины тока / я).
При учете этого обстоятельства анализ формулы (8.4) показывает, что у двигателей параллельного возбуждения рост нагрузки (враща ющего момента М) вызывает лишь незначительное уменьшение скорости вращения; у двигателей же последовательного возбуждения при уве личении нагрузки скорость вращения резко снижается.
Графически естественная механическая характеристика двигателей параллельного возбуждения изображается прямой линией, слегка на клонной к горизонтальной оси, а двигателей последовательного воз буждения — ниспадающей кривой типа гиперболы.
Таким образом, естественная механическая характеристика электро двигателя параллельного возбуждения — жесткая; она подобна такой же характеристике асинхронного электродвигателя (устойчивой его работе). У двигателя же последовательного возбуждения ествественная механическая характеристика — мягкая.
На рис. 8.10 приведены искусственные (реостатные) механические характеристики двигателей параллельного (а) и последовательного (б)
5 |
131 |
возбуждений, полученные введением дополнительного сопротивления в цепь якоря. Из рисунка видно, что у двигателей параллельного воз буждения введение дополнительного сопротивления в цепь якоря из меняет характеристику: они становятся мягче; то же и у двигателей по следовательного возбуждения. Мягкость характеристики возрастает с увеличением вводимого сопротивления..У двигателей параллельного возбуждения искусственные характеристики могут быть получены так же изменением магнитного потока возбуждения включением в его цепь дополнительного сопротивления. Характеристики при этом остаются жесткими.
Рис. 8.10. Механические характеристики электродвигате лей постоянного тока;
о —с параллельным возбуждением; б — с последовательным возбуждением; естественные характеристики без дополни тельного сопротивления; Rt — R* — искусственные характеристи ки с добавочными сопротивлениями реостата Ri<.Ri<.Rs<Rt
Из рассмотрения механической характеристики двигателей после довательного возбуждения можно сделать некоторые выводы. Эти двигатели, во-первых, развивают большой вращающийся момент при малых оборотах (в частности, при пуске в ход) и, во-вторых, обладают большой перегрузочной способностью. Вместе с тем с уменьшением нагрузки на валу число оборотов двигателя быстро возрастает и при малых нагрузках (меньше % нормальной) он приобретает скорость, опасную для его целостности. Вхолостую, т. е. без нагрузки, электро двигатели последовательного возбуждения вообще нельзя пускать: они идут, как принято говорить, в «разнос». Это является их отрица тельным свойством.
Такого рода электродвигатели больше всего подходят для привода подъемно-транспортных устройств. Их широко применяют в электри ческой тяге (трамваи, троллейбусы, электрифицированные железные дороги). А в строительной практике двигатели последовательного воз буждения используют на мощных экскаваторах с питанием от двига тель-генераторов и на электрических погрузчиках с питанием от ак кумуляторов. Управляют крупными двигателями с последовательным возбуждением контроллерами (контроллеры, см. гл. 12).
132
§ 8.6. Регулирование скорости электродвигателей постоянного тока
Регулирование скорости двигателей постоянного тока, как видно из формулы (8.3), может быть достигнуто следующими способами: вве дением сопротивления в цепь якоря; изменением магнитного потока; изменением напряжения, подводимого к двигателю.
В в е д е н и е м с о п р о т и в л е н и я в цепь якоря можно ре гулировать скорость двигателя только в сторону ее уменьшения. Этот способ применим для подъемников, лебедок, поршневых компрессоров, насосов и т. п. Однако он связан со значительными потерями электро энергии, обусловленными нагревом добавочного сопротивления, через которое протекает весь ток якоря.
Большее применение имеет регулирование скорости вращения дви гателя и з м е н е н и е м м а г н и т н о г о п о т о к а (его уменьше нием). Таким способом можно регулировать скорость вращения дви гателя только в сторону ее увеличения. У двигателя параллельного возбуждения для этой цели включают реостат в цепь обмотки возбуж дения; увеличивая сопротивление реостата, снижают ток возбуждения и уменьшают этим самым магнитный поток; скорость вращения двига теля увеличивается.
У двигателя последовательного возбуждения реостат включают па раллельно обмотке возбуждения (шунтируют ее реостатом); уменьшая в данном случае сопротивление реостата, снижают величину тока, про текающего через обмотку, уменьшают при этом магнитный поток, соз даваемый обмоткой; скорость вращения двигателя увеличивается.
Регулирование скорости вращения и з м е н е н и е м н а п р я ж е н и я , подводимого к электродвигателю, рассматривается в следую щем параграфе при описании электропривода по системе генератордвигатель.
§ 8.7. Электропривод по системе генератор-двигатель (Г-Д)
Для экономичного регулирования скорости вращения двигателей постоянного тока в широких пределах и плавного их пуска применяет ся система генератор-двигатель (Г-Д). В электроприводе по системе Г-Д можно получить пределы регулирования скорости приводного электро двигателя до 20:1.
На рис. 8.11 приведена схема системы генератор-двигатель, в кото рой генератор постоянного токд Г, приводимый во вращение от асин хронного электродвигателя АД (или любого двигателя иного вида), электрически соединен с двигателем постоянного тока Д. Вал двигате ля Д жестко соединен с валом рабочей машины, число оборотов кото рой подлежит регулированию. Как генератор, так и электродвигатель постоянного тока имеют независимое возбуждение от отдельного воз будителя В. Возбудитель представляет собой генератор постоянного тока с параллельным возбуждением, который насажен на один вал с электродвигателем переменного тока. Пуск приводного электродви гателя постоянного тока Д производится без пускового реостата повы-
133
шением напряжения на зажимах генератора Г. К зажимам пускового приводного электродвигателя Д можно подвести направление любой малой величины увеличением сопротивления в цепи обмотки возбуж дения ВГ генератора постоянного тока. С увеличением тока возбужде ния генератора увеличивается напряжение на его зажимах, а следова тельно, и на зажимах электродвигателя Д, вследствие чего его скорость возрастает. Таким образом, управляют пуском и регулируют скорости вращения двигателя Д только изменением тока возбуждения генерато ра, а при необходимых случаях и двигателя без реостатов. Этим упро
|
щают управление |
и |
сокращают |
потери |
|
В п сети |
электроэнергии при |
пуске |
и регулирова |
||
щ т щ т о го |
нии системы Г-Д, а |
также |
создают |
высо |
|
г Ьона |
|||||
|
кую плавность пуска и торможения. |
|
|||
|
Весьма просто осуществляют и реверси |
||||
|
рование (изменение направления враще |
||||
ли f У |
ния) приводного двигателя, |
для чего пере |
|||
ключателем изменяют |
направление |
тока в |
|||
|
обмотках генератора. |
|
|
|
|
|
Механические характеристики системы |
||||
|
Г-Д могут изменяться двумя способами: |
||||
|
изменением подводимого к |
двигателю на |
|||
|
пряжения и изменением величины тока |
||||
|
возбуждения двигателя, влияющего на маг |
---нитный поток Ф. Уменьшение подводи
Рис. 8. Схема системы генератор-двигатель
(Г-Д)
мого напряжения уменьшает скорость вращения двигателя, а уменьшение магнит ного потока Ф, наоборот, увеличивает ско рость вращения двигателя. Механические
характеристики при этом остаются жест кими.
Систему Г-Д применяют в строительстве для привода крупных эк скаваторов и бурильных установок.
В тех случаях, когда система Г-Д не может создать усилий, достаточ ных для преодоления больших перегрузок, используют управление электроприводом по системе ТГ-Д (трехобмоточный генератор-двига тель), в которой генератор постоянного тока имеет три обмотки воз буждения. независимого возбуждения, параллельного возбуждения и последовательного возбуждения, а приводной электродвигатель_ одну обмотку независимого возбуждения. При соответствующем под боре ампер-витков последовательной обмотки возбуждения генератора ее магнитный поток при перегрузке приводного электродвигателя выше допустимой становится равным и направленным противоположно сум марному потоку обмоток независимого и параллельного возбуждения.
Это размагничивает генератор. Напряжение генератора и момент приводного электродвигателя снижаются до нуля и электродвигатель останавливается. Когда вращающий момент становится ниже макси мально допустимого, электродвигатель снова начинает вращаться 1аким образом, защита рабочей машины и электропривода от разруше ния и работа агрегата осуществляются автоматически.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
ТРАНСФОРМАТОРЫ
§ 9.1. Общие сведения
Трансформаторами называют аппараты, работающие на переменном токе, предназначенные для преобразования электрической энергии од ного напряжения в энергию другого напряжения. Те из них, которые преобразуют низшее напряжение в высшее, называются п о в ы с и т е л ь н ы м и , а осуществляющие обратный процесс, т. е. понижа ющие напряжение электроэнергии, —п о н и з и т е л ь н ы м и . Тран сформаторы могут иметь различные назначения. Так, в условиях строи тельства трансформаторы применяются: для передачи электроэнергии, сварочных работ, электропрогрева бетона, работы электроинструмен тов и в измерительных целях. Трансформаторы для передачи электро энергии н а з ы в а ю т с и л о в ы м и .
Силовые трансформаторы играют существенную роль в энергети ческом хозяйстве страны. Без них была бы невозможной передача электроэнергии на сколько-нибудь значительные расстояния. Извест но, что мощность электрического тока — постоянного и переменного — пропорциональна произведению напряжения на ток. Известно также, что выбор сечения проводов при передаче электрической энергии зави сит от тока, проходящего по проводам; чем больше ток, тем с большим сечением приходится выбирать провода во избежание чрезмерных по терь в них напряжения и энергии.
Отсюда следует, что при передаче электрической энергии необхо димо, чтобы ток получился возможно меньшим, а это может быть до стигнуто лишь за счет повышения напряжения. Положим, требуется передать электроэнергию для питания участка строительства, где об
щая мощность трехфазных электродвигателей |
составляет 320 кВт при |
||
коэффициенте мощности cos ф, |
равном 0,8. Величина тока для пере |
||
дачи указанной мощности будет равна: |
|
||
а) при напряжении 380 В: |
|
|
|
J, |
Я -1000 |
320-1000 |
610 д . |
|
l,736/cosq3 |
1,73-380-0,8 |
|
б) при напряжении 10 000 В (10 кВ): :
320-1000
23 А.
1,73-10000-0,8
Из сравнения полученных результатов вытекает вывод, что при на пряжении 380 В передача заданной электрической мощности даже на небольшое расстояние порядка 1—2 км технически трудно осуществима, так как при токе 610 А сечения проводов для такой передачи оказались бы чрезвычайно большими. При напряжении же 10 кВ (именно на та ком напряжении организуются магистральные электрические сети на
135
стройках), при токе 23 А, передачу необходимой мощности можно осу ществить просто и экономично небольшим сечением проводов.
Чем больше передаваемая мощность и чем на большее расстояние не обходимо ее передать, тем выше требуется напряжение электропереда чи. Расчеты показывают, что повышение напряжения в п раз увеличи вает возможности передачи электроэнергии в п2раза.
Генераторы районных электростанций вырабатывают электроэнер гию при напряжении порядка 10 000 В (10 кВ). А дальше у электро энергии может быть два пути. Близлежащие к электростанции районы снабжаются энергией при данном генераторном напряжении. На месте потребления это напряжение преобразуется при помощи понизительных трансформаторов в напряжение 380 и 220 В. Для перадачи электроэнер гии к промышленным предприятиям и городам, расположенным на да леком расстоянии от электростанции, напряжение энергии предвари тельно повышается на повысительных трансформаторах до 110 , 220, 330, 500 кВ. В районах использования электроэнергия высокого на пряжения снова преобразуется. Посредством понизительных транс форматоров напряжение обычно понижается два раза: сначала до 35, 10 или 6 кВ для местных электросетей, а затем уже на месте потреб ления — до 380 или 220 В.
Таким образом, силовые трансформаторы многократно участвуют в передаче потока электроэнергии по стране.
Государственным стандартом (ГОСТом) установлены линейные на пряжения трехфазного переменного тока для электроприемников до 1000 В: 220, 380 и 660 В. Учитывая потерю напряжения в сетях до электроприемников, понизительные трансформаторы по ГОСТу должны иметь номинальные напряжения (на низшей стороне) соответственно 230, 400 и 690 В. Далее ГОСТ предусматривает напряжения свыше
1000 В: 3, 6, 10, 20, 35, ПО, 150, 220, 330, 500 и 750 кВ*.
На строительных площадках сравнительно редко приходится иметь дело с установками напряжением выше 10 кВ. Поэтому в дальнейшем изложении будут описаны трансформаторы, работающие при напряже нии до 10 кВ включительно.
§ 9.2. Принципиальное устройство трансформаторов
Трансформаторы могут быть однофазными и трехфазными. Для спе циальных целей изготовляют также многофазные трансформаторы.
Принцип действия трансформаторов основан на явлении взаимной индукции, сходном с явлением электромагнитной индукции.
На замкнутом стальном сердечнике (рис. 9.1) имеются две обмотки: АВ — с одним количеством и CD — с другим количеством витков. Если первую обмотку присоединить к цепи переменного тока с напряжением Uly то по проводам обмотки будет протекать переменный электрический ток, который создаст в сердечнике переменный магнитный поток. Под воздействием этого потока во второй обмотке CD будет наводиться пе
* Напряжения 660 (690) В и 20 кВ , введенные ГОСТом, пока еще мало при меняют.
136